Наталья Капитонова
Программа дополнительного образования для детей 4–7 лет «Здоровая спинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальностью данной программы является то, что в возрасте 4-7лет свод стопы и осанка имеют неустойчивый характер и поддаются изменениям как в худшую, так и в лучшую сторону в зависимости от физического воспитания. Неправильная осанка и плоскостопие способствуют развитию ранних изменений в межпозвоночных дисках, создают неблагоприятные условия для функционирования внутренних органов и опорно-двигательного аппарата в целом. Слабость мышц живота приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно–кишечного тракта и других органов брюшной полости. Такие дети предрасположены к различным заболеваниям и травмам.
Публикация «Программа дополнительного образования для детей 4–7 лет „Здоровая спинка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
В процессе образовательной деятельности недостаточно времени уделяется специальным упражнениям по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей, а также не все родители достаточно вооружены необходимыми знаниями и практическими навыками в вопросах профилактики и коррекции данных нарушений. Своевременное внедрение комплексных занятий, направленных на укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата для формирования правильного свода стопы и осанки, является наиболее значимым фактором создания данной программы.
Специально подобранные физические упражнения являются основным и действенным средством профилактики плоскостопия и нарушений осанки и предупреждают нарушения опорно-двигательного аппарата: плоскостопия, сутулости, асимметрии плеч, лопаток и сколиозов.
Занятия в кружке «Здоровая спинка» дадут возможность получать оздоровительный эффект и показаны всем детям, как здоровым, так и имеющим в данный момент постоянные или временные отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата и здоровья в целом.
«Дополнительная программа Физкультурно-оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с образовательной программой дошкольного образования МДОУ «Детский сад №100». Время специально организованной образовательной деятельности и ее количество в день регламентируется ФГОС, СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
В ее основу легли следующие программы и технологии:
• «Здоровье», В. Г. Алямовская.
• "Развивающая педагогика оздоровления" В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров
• «Точечный массаж и дыхательная гимнастика» – В. Т. Кудрявцев, Б Б. Егоров;
• «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет)», Пензулаевой Л. И
• Технология «Фитбол-аэробика» авторов Ж. Е. Фирилевой и Е. Г. Сайкиной.
• «Массаж с массажными мячиками» – К. К. Утробина.
• «Релаксационные упражнения с элементами психогимнастики В. Г. Алямовская.
Актуальность программы.
Проблема сохранения здоровья дошкольников и привития навыков здорового образа жизни, очень актуальна сегодня. В дошкольном возрасте необходимо приложить все усилия для того, чтобы здоровье детей не ухудшилось, а укрепить организм, развить физические данные реб нка, приобщить его к соблюдению здорового образа жизни. Исходя из особенностей психического и физического развития детей в дошкольном возрасте, возможно и необходимо заложить основы здорового образа жизни, т. к. именно в этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления; закладывается фундамент правильного отношения к своему здоровью. Для укрепления здоровья детей нашего дошкольного учреждения разработана Программа оздоровительного кружка «Здоровая спинка».
Занятия в кружке «Здоровая спинка» проводятся в группе детей 4-7 лет:
Занятия проводятся два раза в неделю.
Структура занятий.
Вводная часть:
Проверка осанки, различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия, разогревающие упражнения, подготавливающие к основной части занятий, самомассаж с использованием массажных дорожек.
Основная часть:
ОРУ – блок физических упражнений направленный на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса и силы мышц торса, укрепление мышц и связок, участвующих в формировании свода стопы, в том числе самомассаж.
ОВД упражнения на равновесие, прыжки, метание, лазание, ползание – с акцентом на формирование осанки и профилактику плоскостопия.
ИГРЫ – различной подвижности, помогающие формированию правильной осанки и способствующие профилактике плоскостопия.
Заключительная часть:
Дыхательные упражнения, релаксация.
Цели и задачи программы:
Цели :
Основными целями данной программы являются - содействие правильному физическому развитию детей, укрепление их здоровья, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия и коррекция дефектов осанки и свода стопы (если они уже есть, а также формирование мотивации к здоровому образу жизни и стремления к соблюдению правильных навыков осанки.
Задачи программы.
Оздоровительные:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
2. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям.
3. Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия.
Образовательные:
1. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
2. Развивать двигательные способности детей и физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость) .
3. Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений.
Воспитательные:
1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни
2. Воспитывать положительные черты характера.
3. Воспитывать чувство уверенности в себе.
4. Воспитать потребность самостоятельно заниматься упражнениями.
Принципы и подходы к формированию программы:
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Особенности развития детей от 4 до 7 лет
4-7 летний ребенок осознает себя как личность, самостоятельный субъект деятельности и поведения. Успешно овладевает основными видами движений, которые становятся более осознанными. Это позволяет повысить требования к их выполнению, больше внимания уделять развитию физических и морально-волевых качеств (быстрота, ловкость,
выносливость, выдержка, настойчивость, организованность (дисциплинированность, дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам; быть заботливыми и внимательными друг к другу).
Дети 4-7 лет уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности;
Структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения
предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств
(схематизированные, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение, мышление, воображение, внимание, речь, образ Я.
В результате освоения программы дошкольник:
Будет знать: правила поведения на занятиях в спортивном кружке, что такое оздоровительная гимнастика, ее роль и влияние на организм ребенка. Что такое правильная осанка.
Будет уметь: Обучающиеся будут уметь выполнять упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки; уметь демонстрировать общеразвивающие упражнения: в положении стоя, сидя, лежа, стоя на четвереньках, с гимнастическими палками; дыхательные упражнения.
Планируемые результаты освоения Программы:
1 Созданы необходимые условия для осуществления оздоровительных
мероприятий по профилактике плоскостопия и нарушений осанки.
2 Повышены представления у детей о здоровом образе жизни.
3 Создана система оздоровительной работы с детьми.
4 Повышен уровень физической подготовленности (прирост показателей развития физических качеств).
5 Снижен уровень заболеваемости.
Содержательный раздел программы:
Основные направления программы:
Программа «Здоровая спинка» включает четыре раздела.
В каждый раздел входит теоретический и практический материал.
I. Профилактика и коррекция нарушения осанки
Теоретический материал:
•знакомство детей с упражнениями, формирующими осанку и их значение
•правила безопасности при их выполнении
Практический материал:
•специальные упражнения в положении сидя, стоя, направленные на развитие правильной осанки с предметами и без них
•специальные упражнения в положении лежа на животе, на направленные для укрепления мышц спины брюшного пресса с предметами и без них
•самовытяжение из разных исходных положениях, направленные исправление нарушений осанки
•подвижные игры, направленные на воспитание навыка правильной осанки
•дыхательные упражнения
•упражнения на расслабление
•общеразвивающие упражнения в различных исходных положениях, для всех
мышечных групп с предметами и без них.
II. Профилактика и коррекция плоскостопия
Теоретический материал:
• знакомство детей с упражнениями, направленные на укрепление мышц ног и
способствующие нормальному развитию стопы
•для чего надо заботиться о здоровье своих ног
Практический материал:
• самомассаж стоп и голени
• специальные упражнения в исходном положении лежа
• специальные упражнения с мячом обычным, массажным разного размера
• специальные упражнения, выполняемые в исходном положении сидя на полу, руки в упоре сзади с мелкими предметами (карандаш, мелкие игрушки, платочком)
• специальные упражнения в исходном положении стоя и в ходьбе
•игры разной степени подвижности, закрепляющие коррекционное воздействие физических упражнений
III.Совершенствование двигательных умений
Теоретический материал:
• техника безопасности во время бега и ходьбы
•во время бега и ходьбы соблюдать дистанцию, не наталкиваться
Практический материал:
• игры и упражнения на развитие двигательных навыков
• упражнения в ползание
• ходьба по гимнастичекой скамейке на четвереньках
• формирование навыка рациональной техники бега
• совершенствование ходьбы, добиваясь непринужденности и красоты походки
Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы
Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы предусмотрены следующие структуры:
- Упражнения для коррекции осанки
-Корригирующая гимнастики
- Релаксационные упражнения с элементами психогимнастики (по методике Алямовской)
-Занимательные разминки
-Различные виды массажа
-Пальчиковая гимнастика
-Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой
-Ходьба по массажным дорожкам
- Различные виды игр
Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:
-Традиционные
-Круговые тренировки
-Игровые
-Занятия – путешествия
-Обучающие
-Познавательные
Формы и методы обучения:
-Словесные – объяснение;
-Наглядные – показ, книги, иллюстрации;
-Поисковые – поиск новых идей, материалов;
-Креативные – творческий подход.
Инвентарь и оборудование используемое на занятиях:
1. Гимнастические скамейки;
2. Гимнастическая стенка;
3. Наклонная доска;
4. Мячи;
5. Гимнастические палки;
6. Плоские кольца;
7. Обручи;
8. Набивные мячи;
9. Скакалки;
10. Мешочки с песком;
11. Массажные диски;
12. Фитболы;
13. Кегли;
14. Дуги;
15. Мячики-ежики;
16. Массажные дорожки;
17. Гимнастические маты;
18. Нестандартное оборудование: платочки, пластиковые футляры от киндер-сюрпризов, крышки от бутылочек, камешки, резиновые жгутики, деревянные палочки.
Календарно-тематический план
№ Тема
Сентябрь
1. Вводная беседа. Упражнения на коррекцию плоскостопия, укреплению мышечного корсета спины.
2. Упражнения в различных видах ходьбы. Ходьба по канату, с различным положением стопы.
Октябрь
3. Упражнения около гимнастической стенки. Игры с мячом.
4. «Дорожка здоровья» по принципу круговой тренировки.
Ноябрь
5. Упражнения на гимнастической скамейке Упражнения на ковриках
6. Упражнения возле стены
7. Игры и упражнения с обручем. Массаж для глаз. Самомассаж стоп и голени.
Декабрь
8. Упражнения в парах с малым мячом, с кеглями.
9. Упражнения на ковриках. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика.
Январь
10. Коррекционные упражнения с мешочками, гимнастическими палками.
11. Игры и упражнения с мячом, гимнастическими палками.
Февраль
12. Эстафеты с оборудованием для коррекции плоскостопия.
13. Упражнения с нетрадиционным оборудованием
Март
14. Упражнения с нетрадиционным оборудованием.
15. Игры, упражнения со скакалкой.
Апрель
16. Игры, эстафеты с мелкими предметами.
17. Пальчиковая гимнастика. Массаж ушей.
Май
18. Упражнения на фитболах.
19. Занятия по интересам.
Система мониторинга планируемых результатов освоения программы
Диагностика проводится 2 раза в год.
Цели диагностики:
На начало года: определение зоны образовательных потребностей детей для коррекции планирования содержания программы с учетом его индивидуализации.
На конец года: Определение степени освоения детьми программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка. Оформление результатов промежуточной и итоговой диагностики
Метод диагностики:
-метод педагогического наблюдения;
- тестирование.
Метод педагогического наблюдения.
Наблюдая в ходе занятий за детьми, воспитатель обращает внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания, внешние признаки реакции на физическую нагрузку. В результате применения данного метода выявляется, насколько детям интересны упражнения и игры, а также эффективность тех или иных упражнений и игр. Отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретенные детьми в период обучения по данной программе.
Метод тестирования нарушения осанки:
а) Для контроля эффективности занятий были использованы тесты на статическую мышечную выносливость, предложенные И. Д. Ловейко
тест для мышц шеи:
И. П. - лежа на спине, руки вниз
1 - приподнять голову и шею, смотреть на носки и зафиксировать положение.
тест для мышц живота:
И. П. - лежа на спине, руки вниз
1 - поднять ноги до угла 45є и зафиксировать положение.
тест для мышц спины:
И. П. - лежа на животе, руки вверх
1 - прогнувшись и зафиксировать положение
б) Для определения подвижности позвоночника нами использована методика, разработанная научными сотрудниками научно-исследовательского института детской ортопедии им. Г. И. Турнера (г. Санкт-Петербург) О. С. Байловой и К. Ф. Зенкевич:
И. П. - стоя на скамейке, стопы параллельно.
1 - наклон вперед, не сгибая ног в коленях (измеряется с помощью линейки в сантиметрах
- 0 от скамейки) .
Уровни освоения :
3 балла- высокая двигательная активность реб нка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выполнение упражнений без помощи взрослых.
2 балла - интерес к физическим упражнениям, желание включиться в физкультурную деятельность. Но реб нок затрудняется в выполнении заданий. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
1 балл – низкая двигательная активность, без интереса относится к физкультурной деятельности. Не готов к самостоятельности.
Формы подведения итогов реализации программы:
• Диагностика физического развития детей.
• Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
•Открытое итоговое занятие для родителей с показом детьми различных методов оздоровления.
Список используемой литературы
1. Бабенкова Е. А., Параничева Т. М. «Растим здорового ребенка. Новые стандарты» – М. : УЦ «Перспектива», 2011.
2. Бабенкова Е. А. «Как сделать осанку красивой, а походку легкой» - М. : ТЦ Сфера, 2008.
3. Галанов А. С. «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» СПб. : Речь, 2007.
4. Клюева М. Н. «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно–двигательного аппарата в условиях детского сада» - СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007.
5. Г. В. Каштанова «Лечебная физкультура и массаж Методики оздоровления детей дошкольного возраста» Практическое пособие -2 –е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2007.
6. Картушина М. Ю. «Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сад.» М. : ТЦ Сфера, 2004.
7. Козырева О. В. «Лечебная физкультура для дошкольников». М: Просвещение, 2006.
8. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко «Здоровячок. Система оздоровления дошкольников» – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007.
9. Полтавцева Н. В., Стожарова М. Ю., Краснова Р. С., Гаврилова И. А. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» – М. : ТЦ Сфера, 2012.
10. Карепова Т. Г, «Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы» - Волгоград: Учитель, 2011г.
11. Страковская В. Л. «300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет»- М. : Новая школа, 1994.
12. Шарманова СБ., Федоров А. И., «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста
13. средствами физического воспитания: Учебное пособие» -Челябинск:УралГАФК,1999.
14. Лосева В. С. «Плоскостопие у детей: профилактика и лечение» – М. : ТЦ Сфера, 2007.
15. Тарасова Т. А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и
16. педагогов ДОУ». – М. : ТЦ Сфера, 2005. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
17. Пенькова И. «Новые подходы к профилактике нарушений осанки и сводов стоп у детей на занятиях по физическому воспитанию». Дошкольное воспитание, №9, 2010
18. Потапчук А. А. «Как сформировать правильную осанку у ребенка» СПб. : Речь; М. : Сфера, 2009.
19. Подольская Е. И. «Формы оздоровления детей 4-7 лет», М. : Учитель, 2008.
20. Подольская Е. И. «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников». М: «Скрипторий 2006.