МААМ-картинки

Программа дополнительного образования Кружок «Любознайка»

Ольга Слатвицкая
Программа дополнительного образования Кружок «Любознайка»

Программа дополнительного образования

Кружок «Любознайка»

Старший дошкольный возраст 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Программа дополнительного образования.

Кружок «Любознайка»

Содержание:

1. Пояснительная записка

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы

1.2. Актуальность программы

1.3. Новизна

Публикация «Программа дополнительного образования Кружок „Любознайка“» размещена в разделах

1.4. Педагогическая целесообразность

1.5. Цель, задачи дополнительной образовательной программы

1.6. Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы

1.7. Сроки реализации дополнительной образовательной программы

1.8. Формы и режим занятий

1.9. Ожидаемые результаты и способы их проверки

2. Содержание программы

3. Целевые ориентиры

4. Ресурсное обеспечение программы

5. Методическое обеспечение программы

1. Пояснительная записка

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

В качестве основных развивающихся функций познавательно - исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста могут быть обозначены следующие:

1. Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности);

2. Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно – следственных, родовидовых (классификационных, пространственных и временных отношений;

3. Перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (систематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

4. Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

5. Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

1.1 Направленность

Программа имеет естественно-научную направленность. В программе отражены основные направления развивающей педагогической работы с дошкольниками, дана развёрнутая характеристика содержания основных тем («Живая природа», «Неживая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир») и блоков деятельности (информационный, действенно-мыслительный, преобразования, что поможет взрослому целостно представить содержание работы.

1.2. Актуальность

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Н. Н. Поддьяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Экспериментирование – это не что иное, как свобода для творчества, полета фантазии. Что делает маленький человечек, когда у него что-нибудь не получается? Он ищет новые пути, пробует другие способы действия.

1.3. Новизна

Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.

1.4. Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития познавательных способностей обучающихся.

1.5. Цель, задачи дополнительной образовательной программы «Любознайка»

Цель программы : создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать.

Задачи:

1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Развивать у детей представления о химических свойствах вещества (выделение вещества путём отстаивания фильтрования, развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света, испарения, магнетизм, сила тяготения и др.).

3. Развивать представления о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня.

4. Развивать элементарные математические представления о мерах измерения (как о способе измерения объема, массы, длины).

5. Развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведение экспериментов (увеличительные стёкла, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокли)

6. Развивать мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение.

7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

8. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

1.6. Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы

Данная программа описывает курс развития поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста 6 – 7 лет (подготовительная группа)

1.7. Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Программа реализуется в течение 1 года.

1.8. Формы и режим занятий

Программа предполагает проведение 1 занятие в неделю в подготовительной группе. Продолжительность интегрированных занятий составляет с обязательной физкультминуткой (связанной с темой занятий) 30 мин.

Структура проведения занятий экспериментирований:

1. Постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи).

2. Выдвижение предложений (гипотез) отбор, способы проверки.

3. Проверка гипотез.

4. Подведение итогов, вывод.

5. Фиксация результатов.

6. Вопросы детей.

Алгоритм занятий:

• мотивация

• подготовительная беседа

• практическое (экспериментальное) задание

• анализ деятельности

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

• индивидуальная (работа с раздаточными карточками)

• лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде группы

• фронтальная (беседа)

• подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента)

Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.

Основные методы: проблемный, беседа и целенаправленное наблюдение за экспериментальной деятельностью детей. Эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Большая часть занятий носит комплексный характер. Включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.

1.9. Ожидаемые результаты

-Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности

-Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

2. Содержание программы.

Тема

Цель

Сентябрь. Воздушный океан.

1. Встреча с воздушным шариком.

2. Свойства воздуха (опыты).

3. Чистый и грязный воздух.

4. Ветер. Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его сост. Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека. Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.

Октябрь. Песок. Глина. Почва.

1. Песок, его свойства.

2. Песочные часы.

3. Глина, ее структура и цвет.

4. Почва. Разности почвы. Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами.

Ноябрь. Царь – Водица

1. Путешествие по глобусу.

2. Свойства воды.

3. О различных агрегатных состояниях воды.

4. Круговорот воды в природе.

Уточнить и систематизировать знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов; о различных состояниях воды.

Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях.

Декабрь. Царь – Водица (продолжение)

1. С водой и без воды.

2. Почему идет снег?

3. Выявление механизма образования облаков

4. Выявление механизма образования инея.

Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Образование снежинок.

Январь. Магнит.

1. Магнит и его свойства.

2. Магнитные свойства Земли.

3. Компас.

Познакомить детей с магнитом, некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.

Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Познакомить детей с тем, что Земля–большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; сформировать представление о компасе.

Развивать способности понимать знаково-символические обозначения карты Земли. Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них.

Февраль. Волшебница соль.

1. Физические и химические свойства.

2. Выращивание кристаллов соли.

3. Способы добычи соли.

4. Применение соли

Уточнить знания детей о свойствах соли. Познакомить с видами и характеристикой соли. Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

Март. Наш мини – огород

1. Способы размножения растений.

2. Посадка лука.

3. Посев семян помидоров для выращивания рассады.

4. Черенкование комнатных растений.

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию растений, развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями в которых они находятся.

Апрель. Космос. Вселенная. Звёзды.

1. Планета Земля – наш общий дом.

2. Солнце – источник тепла и света.

3. Полет на Луну

Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли. Узнать, почему в космосе темно. Вызвать познавательный интерес к Космосу.

Май. Человек.

1. Проверим слух.

2. Сколько ушей?

3. Наши помощники-глаза.

4. Взаимосвязь органов вкуса и запаха

Познакомить детей с органом слуха–ухом, как частью тела.

Познакомить детей с органом зрения как частью тела.

Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

3. Целевые ориентиры

Целевой результат:

• Устойчивое познавательное отношение к интеллектуальной деятельности

• Проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач.

• Овладение умением видеть проблему. Активно высказывать предположения. Осознано выбирать предметы и материалы для самостоятельной творческой деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

• В диалоге с взрослым пояснять ход деятельности. Умение доводить дело до конца.

• Формулировать в речи, достигнут ли результат. Умение делать выводы.

4. Ресурсное обеспечение программы

Нормативно – правовой ресурс

1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г №273 ФЗ;

2. Конвенция о правах ребёнка от 2.09.1990г;

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93);

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования от 26 сентября 2013 г. № 30038;

4.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 17.10.2013г № 1155;

Научно-методический ресурс

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования : «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности на 2016-2017 учебный год

Материально – технический ресурс:

Приборы и материалы, необходимые для проведения опытов и экспериментов, дидактические игры, наглядные пособия, картотеки.

Технологический ресурс:

• беседа;

• дневники наблюдения «Мои открытия»;

• теоретические и практические занятия;

• рисунки;

• схемы

5. Методическое обеспечение программы «Любознайка»

1. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».

2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста

3Дыбина О. В. «Неизведанное - рядом» «Ребенок в мире поиска»;

4. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования «Кружок «Познаем себя» Программа дополнительного образования кружка «Познаем себя» (для детей старшего дошкольного возраста, срок реализации - 1 год) Пояснительная.

Опыт работы педагога дополнительного образования по познавательному развитию. Кружок «От А до Я» На современном этапе обучение в начальной школе ведётся по развивающим образовательным программам. Для успешного овладения содержанием этих.

Программа дополнительного образования «Азбука безопасности» Актуальность программы К сожалению, пока не существует такого единого свода правил, в котором все они были бы собраны и популярно изложены.

Программа дополнительного образования по аппликации для детей 3–7 лет ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Лучик» Возраст обучающихся: 3-7 лет Срок реализации:.

Программа дополнительного образования «Мои права» Введение Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей,.

Программа дополнительного образования «Наша вселенная» Программа для кружка для детей 4 -7 лет Адаптированная программа дополнительного образования. Естественно-научное направление. «Наша Вселенная».

Программа дополнительного образования «Пластинография» Программа дополнительного образования ГКСУ СО АО «Детский дом «Солнечный» «Пластинография» Программа рассчитана для детей в возрасте 0т.

Программа дополнительного образования «Робототехника» Учебно-тематический план " Робототехника". № Тема Количество часов Теория Практика 1. Знакомство с конструктором LegoWedo 1час 0.5часа 0.5.

Программа дополнительного образования «Робототехника» Программа дополнительного образования «Мы - будущие инженеры» Содержание: 1. Введение; 2. Основная часть; 3. Перспективное планирование.

Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» Программа дополнительного образования детей по рисованию «Веселая кисточка» Составитель: воспитатель Носова Ольга Витальевна Возраст обучающихся:.

Автор публикации:
Программа дополнительного образования Кружок «Любознайка»
Опубликовано: 30 октября 2019 в 06:33
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД