Милита Зарицкая
Программа дополнительного образования (кружок) «Развивайка» для второй мл. группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» (А. Маркушевич)
Пояснительная записка.
Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности.
Публикация «Программа дополнительного образования (кружок) „Развивайка“ для второй мл, группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным. Общепризнанно, что основной вид деятельности дошкольника - игра. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.
Программа дополнительного образования «Развивайка» рассчитана на один год обучения и предназначена для детей младшего дошкольного возраста(3-4 года). Количество занятий в год-33.
Программа предусматривает : обогащение сенсорного опыта детей, развитие и совершенствование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;
развитие общения и речи; развитие внимания, памяти, восприятия, мышления.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного усвоения программы, занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку. Занятия проводятся 1 раз в неделю с 15 сентября по 25 мая, первые три недели месяца проходит знакомство с играми и технологией их применения, в последнюю неделю проводится игровое занятие с использованием этих игровых пособий.
В младшем дошкольном возрасте закладываются основы умственного, нравственного, сенсорного развития ребёнка. Решить проблемы младшего дошкольного возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьном возрасте. Особенность занятий программы заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической интересной деятельности, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание. Полученные на занятиях знания и умения устойчивы настолько, что дети применяют их в повседневной жизни, поэтому их успехи определяются не только доступностью и занимательностью предлагаемого материала, но и эмоциональным отношением к самой программе, заинтересованностью. Правильно организованная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей формируется чувство коллективизма, повышается познавательная мотивация, дети становятся более активными не только в процессе образовательной деятельности, но и в повседневной жизни.
Занятия в кружке «Развивайка» также способствуют становлению целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования :
1. ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
2. ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
3. ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
4. ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
5. у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;
6. ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
7. ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Актуальность
Развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Воспитание сенсорикой, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Таким образом, оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.
Основные принципы программы организации работы
Учет интересов и способностей детей.
Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.
Добровольное участие.
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
Принцип единства диагностики и коррекции.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации
Формы организации детской деятельности.
1. Сенсорно -математические игры.
2. Интегрированные игровые занятия.
3. Совместная деятельность педагога и детей как индивидуальные, групповые и подгрупповые.
4. Самостоятельная игровая деятельность.
Формы работы с детьми
Игра
Ситуативный разговор
Беседа
Рассказ
Чтение
Интегративная деятельность
Проблемная ситуация
Методы и приемы с детьми
Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий). Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.
Словесный метод. Основной способ познания для ребенка этого возраста – рассказы, ответы на его вопросы, а также вопросы к нему. В самом начале занятия необходима мотивация детей - помочь решить проблему. В процессе дидактических игр используются вопросы к детям.
Практический, то есть игровой. Дети осуществляют практические действия с предметами.
В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.
При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению).
При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры
Цель программы : развивать умственные способности детей, эмоциональную и коммуникативную сферы.
Задачи:
- Формировать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, восприятие, внимание). - Развивать эмоционально-волевую сферу, мелкую моторику руки. - Развивать самостоятельность и инициативу.
-Развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей.
- Обогащать опыт самопознания дошкольников.
- Воспитывать каждого ребенка чувства собственного достоинства,
самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству.
- Воспитывать коммуникативные навыки.
Организация кружковой деятельности
При организации кружковой деятельности детей дошкольного возраста можно использовать фронтальную, индивидуальную и подгрупповую формы.
Педагог вправе менять последовательность тематики занятий.
Продолжительность кружковой деятельности устанавливается в соответствии с требованиями по регламенту, и не превышает 15 минут. В середине кружковой деятельности могут проводиться минутки отдыха (физминутки).
Индивидуальные занятия кружковой деятельностью проводятся с детьми по педагогическим показателям на основе образовательного мониторинга, состав подгрупп может меняться, в зависимости от конкретных целей и задач, индивидуальных успехов каждого ребенка. Продолжительность индивидуальной работы – 5-15 минут, направлена на осуществлении коррекции недостатков выявленных в мониторинге.
Обследование детей проводится ежегодно с 15 по 30 сентября, и с 15 по 30 мая.
Работа с педагогами:
1. Выявление уровня интеллектуального развития (диагностика)
2. «Формирование математических представлений в дидактических играх» (консультация)
3. «Математический каламбур» (мастер-класс)
Работа с родителями:
1. "Выявление интересов и знаний родителей» (анкетирование)
2. «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста.» (консультация)
3. «Использование игровых шуток в свободное время» (консультация)
4. «Математический каламбур» (мастер-класс)
5. Презентация дидактических игр по сенсорному развитию (Выставка дидактических игр «Развиваемся, играя»)
В зону сенсорного развития запланировано совместно с родителями изготовить дидактические игры:
• «Разложи орешки по цветам»
• «Разноцветная коробочка»
• «Украсим бабочек»
• «Застегни пуговицы»
• «Веселые карандаши»
• «Собери хвост петушку»
Совместно с родителями оформить :
«Центр активности»,
«Центр спокойных игр»
Провести консультации с родителями на темы:
«Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика»,
«Я учусь действовать с предметами»,
«Массаж рук»,
«Игра – спутник детства».
Методики
Диагностика на ориентацию в основном цветовом спектре и его оттенках.
Цель: выявление степени овладения на знание цвета и оттенков.
Игровой материал: 4 больших квадрата белого, жёлтого, красного, синего, оттенки 3 цветов - модели частей суток. Сюжетные картинки, изображающие деятельность детей в течении суток. Они положены сверху квадратов без учёта соответствия сюжета модели.
Описание: исправить ошибки, допущенные Зайкой. Ребёнку сначала предлагают показать геометрические фигуры по названию, а затем снять их со стола и прикрепить на «полянку» №1, совместив их по контуру. Аналогично проводится игра с «полянкой» №2 и кругами. Ребенку на предлагаемой «полянке» №2 к четырем основным цветам добавляются белый и черный. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками.
Диагностика на соотношение предметов по величине способами наложения и приложения, знает и называет простейшие геометрические фигуры.
Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления
Описание: в методике детям предлагается на основе использования условно-схематических изображений отыскать нужный путь в системе дорожек и домиков.
Пр. : на рисунке поляна с домиками, в каждом домике свой зверек, и к каждому домику ведут свои дорожки. Ребенок получает лист со схемой пути. Необходимо найти дорожку, как на данной схеме.
Диагностика на понимание слова: спереди-сзади, вверху-внизу, близко-далеко, (пространственные ориентировки относительно себя самого, называет части суток.
Цель: выявление у детей в знании ориентации, частей суток и понятии ориентировки относительно себя.
Описание: методика представляет собой поиск ребенком в отношении от себя, идентичного образцу (задания где находится цыпленок). Детям демонстрируют панно с аппликационным изображением цыпленка. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого цыпленка, а к нему в гости спешил щенок.
Методика исследования выделяет признаки предметов, в том числе на ощупь и называет их (большой-маленький, длинный-короткий и т. д.)
Цель: определение уровня в сравнении предметов по величине на ощупь и длине путем наложения.
Оборудование: закрепить нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
Методическое обеспечение программы :
1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
2. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина – СПб. : «Паритет», 2002.
3. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т. В. Высокова. – Волгоград
4. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
5. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И. А. Лыкова. – М. : Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
6. Диагностика умственного развития дошкольников Венгер Л. А., Холмовская В. В., Венгер Н. Б.
7. Интернет- ресурсы