Приложение МААМ

Программа дополнительного образования (кружок) «Развивайка» для второй мл. группы (1 фото)

Милита Зарицкая
Программа дополнительного образования (кружок) «Развивайка» для второй мл. группы
▼ Скачать + Заказать документы

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» (А. Маркушевич)

Программа дополнительного образования (кружок) «Развивайка» для второй мл. группы

Пояснительная записка.

Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности.

Публикация «Программа дополнительного образования (кружок) „Развивайка“ для второй мл, группы» размещена в разделах

Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным. Общепризнанно, что основной вид деятельности дошкольника - игра. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.

Программа дополнительного образования «Развивайка» рассчитана на один год обучения и предназначена для детей младшего дошкольного возраста(3-4 года). Количество занятий в год-33.

Программа предусматривает : обогащение сенсорного опыта детей, развитие и совершенствование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;

развитие общения и речи; развитие внимания, памяти, восприятия, мышления.

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного усвоения программы, занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку. Занятия проводятся 1 раз в неделю с 15 сентября по 25 мая, первые три недели месяца проходит знакомство с играми и технологией их применения, в последнюю неделю проводится игровое занятие с использованием этих игровых пособий.

В младшем дошкольном возрасте закладываются основы умственного, нравственного, сенсорного развития ребёнка. Решить проблемы младшего дошкольного возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьном возрасте. Особенность занятий программы заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической интересной деятельности, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание. Полученные на занятиях знания и умения устойчивы настолько, что дети применяют их в повседневной жизни, поэтому их успехи определяются не только доступностью и занимательностью предлагаемого материала, но и эмоциональным отношением к самой программе, заинтересованностью. Правильно организованная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей формируется чувство коллективизма, повышается познавательная мотивация, дети становятся более активными не только в процессе образовательной деятельности, но и в повседневной жизни.

Занятия в кружке «Развивайка» также способствуют становлению целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования :

1. ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

2. ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

3. ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

4. ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

5. у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;

6. ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

7. ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Актуальность

Развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

Воспитание сенсорикой, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Таким образом, оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.

Основные принципы программы организации работы

Учет интересов и способностей детей.

Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.

Добровольное участие.

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Принцип системности коррекционных и развивающих задач.

Принцип единства диагностики и коррекции.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации

Формы организации детской деятельности.

1. Сенсорно -математические игры.

2. Интегрированные игровые занятия.

3. Совместная деятельность педагога и детей как индивидуальные, групповые и подгрупповые.

4. Самостоятельная игровая деятельность.

Формы работы с детьми

Игра

Ситуативный разговор

Беседа

Рассказ

Чтение

Интегративная деятельность

Проблемная ситуация

Методы и приемы с детьми

Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий). Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.

Словесный метод. Основной способ познания для ребенка этого возраста – рассказы, ответы на его вопросы, а также вопросы к нему. В самом начале занятия необходима мотивация детей - помочь решить проблему. В процессе дидактических игр используются вопросы к детям.

Практический, то есть игровой. Дети осуществляют практические действия с предметами.

В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.

При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению).

При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры

Цель программы : развивать умственные способности детей, эмоциональную и коммуникативную сферы.

Задачи:

- Формировать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, восприятие, внимание). - Развивать эмоционально-волевую сферу, мелкую моторику руки. - Развивать самостоятельность и инициативу.

-Развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей.

- Обогащать опыт самопознания дошкольников.

- Воспитывать каждого ребенка чувства собственного достоинства,

самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству.

- Воспитывать коммуникативные навыки.

Организация кружковой деятельности

При организации кружковой деятельности детей дошкольного возраста можно использовать фронтальную, индивидуальную и подгрупповую формы.

Педагог вправе менять последовательность тематики занятий.

Продолжительность кружковой деятельности устанавливается в соответствии с требованиями по регламенту, и не превышает 15 минут. В середине кружковой деятельности могут проводиться минутки отдыха (физминутки).

Индивидуальные занятия кружковой деятельностью проводятся с детьми по педагогическим показателям на основе образовательного мониторинга, состав подгрупп может меняться, в зависимости от конкретных целей и задач, индивидуальных успехов каждого ребенка. Продолжительность индивидуальной работы – 5-15 минут, направлена на осуществлении коррекции недостатков выявленных в мониторинге.

Обследование детей проводится ежегодно с 15 по 30 сентября, и с 15 по 30 мая.

Работа с педагогами:

1. Выявление уровня интеллектуального развития (диагностика)

2. «Формирование математических представлений в дидактических играх» (консультация)

3. «Математический каламбур» (мастер-класс)

Работа с родителями:

1. "Выявление интересов и знаний родителей» (анкетирование)

2. «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста.» (консультация)

3. «Использование игровых шуток в свободное время» (консультация)

4. «Математический каламбур» (мастер-класс)

5. Презентация дидактических игр по сенсорному развитию (Выставка дидактических игр «Развиваемся, играя»)

В зону сенсорного развития запланировано совместно с родителями изготовить дидактические игры:

«Разложи орешки по цветам»

«Разноцветная коробочка»

«Украсим бабочек»

«Застегни пуговицы»

«Веселые карандаши»

«Собери хвост петушку»

Совместно с родителями оформить :

«Центр активности»,

«Центр спокойных игр»

Провести консультации с родителями на темы:

«Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика»,

«Я учусь действовать с предметами»,

«Массаж рук»,

«Игра – спутник детства».

Методики

Диагностика на ориентацию в основном цветовом спектре и его оттенках.

Цель: выявление степени овладения на знание цвета и оттенков.

Игровой материал: 4 больших квадрата белого, жёлтого, красного, синего, оттенки 3 цветов - модели частей суток. Сюжетные картинки, изображающие деятельность детей в течении суток. Они положены сверху квадратов без учёта соответствия сюжета модели.

Описание: исправить ошибки, допущенные Зайкой. Ребёнку сначала предлагают показать геометрические фигуры по названию, а затем снять их со стола и прикрепить на «полянку» №1, совместив их по контуру. Аналогично проводится игра с «полянкой» №2 и кругами. Ребенку на предлагаемой «полянке» №2 к четырем основным цветам добавляются белый и черный. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками.

Диагностика на соотношение предметов по величине способами наложения и приложения, знает и называет простейшие геометрические фигуры.

Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления

Описание: в методике детям предлагается на основе использования условно-схематических изображений отыскать нужный путь в системе дорожек и домиков.

Пр. : на рисунке поляна с домиками, в каждом домике свой зверек, и к каждому домику ведут свои дорожки. Ребенок получает лист со схемой пути. Необходимо найти дорожку, как на данной схеме.

Диагностика на понимание слова: спереди-сзади, вверху-внизу, близко-далеко, (пространственные ориентировки относительно себя самого, называет части суток.

Цель: выявление у детей в знании ориентации, частей суток и понятии ориентировки относительно себя.

Описание: методика представляет собой поиск ребенком в отношении от себя, идентичного образцу (задания где находится цыпленок). Детям демонстрируют панно с аппликационным изображением цыпленка. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого цыпленка, а к нему в гости спешил щенок.

Методика исследования выделяет признаки предметов, в том числе на ощупь и называет их (большой-маленький, длинный-короткий и т. д.)

Цель: определение уровня в сравнении предметов по величине на ощупь и длине путем наложения.

Оборудование: закрепить нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.

Методическое обеспечение программы :

1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.

2. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина – СПб. : «Паритет», 2002.

3. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т. В. Высокова. – Волгоград

4. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012

5. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И. А. Лыкова. – М. : Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.

6. Диагностика умственного развития дошкольников Венгер Л. А., Холмовская В. В., Венгер Н. Б.

7. Интернет- ресурсы

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования «Песочные фантазии» Программа дополнительного образования «Песочные фантазии» для детей дошкольного возраста разработала педагог-психолог дошкольного отделения.

Программа дополнительного образования Программа дополнительного образования «Путешествие в песочные фантазии» для детей 4-5 лет Разработчик программы: Новожилова Галина.

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста. Кружок «Обучение плаванию» Содержание 1 РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 РАЗДЕЛ. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ 2.1. Пояснительная записка 2.2 Методические указания.

Программа дополнительного образования по сенсорному развитию детей среднего дошкольного возраста. Кружок «Разноцветный мир» Цель:Обогащение сенсорного опыта детей, развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей среднего.

Программа дополнительного образования «Разноцветные ладошки» для детей старшей группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Веселый городок» Программа дополнительного образования «Разноцветные.

Программа дополнительного образования в ДОУ «Чудеса конструирования» Программа дополнительного образования логопедической группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский.

Программа дополнительного образования «Веселый мяч» .

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Рабочая программа дополнительного образования детей. Кружок декоративно-прикладного творчества «Удивительное рядом». 1. Пояснительная записка. Объединение «Удивительное рядом» Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является, наверное,.

Рабочая программа кружок дополнительного образования «Готовим руку к письму» 1. Пояснительная записка. Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека.

Автор публикации:
Программа дополнительного образования (кружок) «Развивайка» для второй мл. группы
Опубликовано: 27 сентября 2016 в 12:26
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования (кружок) «Развивайка» для второй мл. группы» (включая файлы) размещена пользователем Милита Зарицкая (УИ 63160) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД