Программа дополнительного развития «Логоритмика в волшебных носочках» для детей младшего дошкольного возраста

Елена Бояринцева
Программа дополнительного развития «Логоритмика в волшебных носочках» для детей младшего дошкольного возраста

Авторы-составители:

Логопед Шинкаренко Екатерина Евгеньевна

Музыкальный руководитель Бояринцева Елена Михайловна

Пояснительная записка

«Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

Э. Жака-Далькроза

Актуальность программы.

Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении и поведении.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

Поводом для создания программы по логоритмике стала необходимость проведения занятий с детьми младшего дошкольного возраста с целью профилактики речедвигательных нарушений.

Все в нашем организме подчинено ритму – работа сердца, легких или мозговая деятельность. Развитие чувства ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логопедической ритмикой (далее логоритмика).

Логоритмика полезна всем детям. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка.

Новизна заключается в том, что программа по логоритмике рассматривается не только как развивающее направление детей младшего дошкольного возраста, но и как одно из средств культурно - досуговой деятельности. Занятия построены в соответствии с лексическими темами на сказочном сюжете. Логоритмические занятия направлены на развитие общих и мелких движений, координации "речь-движение", расширение у детей словаря, развитию эмоциональности, навыков общения.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма, артикуляционные и дыхательные гимнастики, игровой массаж. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т. к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Программа дополнительного развития «Логоритмика в волшебных носочках» разработана для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ООП МАДОУ «Детский сад «Радуга», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, составлена на основе исследований педагогов Г. А. Волковой, В. А. Гринер, М. Ю. Картушиной, А. Е. Вороновой, Кузнецова Е. В., Новиковская О. А. занимающихся вопросами дошкольной логоритмики.

Данная программаразработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72.

• Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.)

• Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»

• Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

• Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

• Устав МАДОУ «Детский сад «Радуга».

Тип программы – развивающая. Программа ориентирована на работу с детьми младшего дошкольного возраста.

Цель программы – организация развивающего пространства в условиях ДОУ, обеспечивающего профилактику речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой через систему логоритмических занятий.

Задачи:

развивать зрительное, слуховое внимание;

развивать активную речь на основе подражательной деятельности;

развивать предметно - манипулятивную деятельность;

• формировать имитационные движения, навыки ориентировки в пространстве,

развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.

развивать мелкую и общую моторику.

Принципы и подходы к формированию программы

Программа строится на общедидактических принципах.

• Принцип систематичности. Систематичность и постепенность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности развивающего процесса. Для эффективного повторения необходимо усвоенное сочетать с новым,чтобы процесс повторения носил вариативный характер: изменение упражнения, условий выполнения, разнообразие приемов, различия в содержании занятий.

• Принцип сознательности и активности опирается на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности. Самостоятельная, активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения. Активность детей младшего дошкольного возраста на логоритмических занятиях стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми или игровыми правилами и упражнениями.

• Принцип наглядности осуществляется путем практического показа движения педагогом — непосредственной зрительной наглядности, рассчитанной на конкретное представление движения, правильное двигательное ощущение и желание воспроизведения.

• Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей. Одним из условий доступности является преемственность и постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных заданий. Необходимым условием для соблюдения принципа индивидуализации является предварительное обследование ребенка и уточнение его потенциала.

Практическая значимость программы состоит:

• во внедрении в практику системы кружковой работы с детьми младшего дошкольного возраста, направленную на профилактику речевых нарушений;

• в реализации содержания дополнительной образовательной деятельности;

• в отборе и апробации современных образовательных технологий, разнообразных форм, методов и приемов дополнительной образовательной деятельности, комплекса заданий и упражнений, направленных на профилактику нарушений речи детей младшего дошкольного возраста, через организацию логоритмических занятий.

Содержательный раздел

Основные направления, технологии, содержание, формы и методы дополнительной образовательной деятельности

Занятия проводятся во вторую половину дня. Продолжительность занятия регламентируется нормами САНПиН 2.4.1.3049-13 для детей 3-4 лет во второй младшей группе – не более 15 минут.

Тема берётся на одно занятие с последующим повторением и закреплением пройденного материала. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество часов, на которые рассчитана программа (в том числе количество часов для проведения занятий и мониторинга) составляет 59 часа в год.

Тематическая направленность и организационная вариативность программы способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

По желанию педагогов возможно заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Формы, методы реализации программы

Программа дополнительного развития «Логоритмика в волшебных носочках» основывается на адекватных возрасту формах и методах работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Наглядные методы –обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений:

наглядно-зрительные: показ педагогом образца движения, подражание образцам окружающей жизни, использование наглядных пособий – игрушки, картины, проектор, дидактический материал;

наглядно-слуховые: инструментальная музыка, песня, стихотворения и т. п.

Словесные методы –помогают осмысливанию поставленной задачи:

краткое описание и объяснение новых движений;

пояснение, сопровождающее показ движения;

указание, необходимое при воспроизведении движения;

беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных игр;

словесное сопровождение упражнений и игр;

образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности движений и перевоплощения в игровой образ.

Практические методы – обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Используется метод упражнений подражательного, игрового характера.

Логоритмическоезанятие включает следующие виды упражнений:

• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

• Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

• Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха

• Музыкотерапия способствует развитию психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.

• Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.

• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

• Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

• Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

• Пение песен и попевок развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.

• Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.

• Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

• Театрализованные игры способствуют художественному воспитанию, эстетическому развитию ребенка, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет их знания, полученные ранее, активизируют, развивают инициативу, речь, художественный вкус, в общем, оказывает всестороннее влияние на развитие ребенка-дошкольника

• Коммуникативные игры обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

• Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Ожидаемый результат:

• Воспитанник воспроизводит ритм речи, формируются навыки правильного речевого дыхания. Фонематический слух на стадии формирования, воспитанники легко опознаёт и дифференцирует шумы.

• Артикуляционная моторика воспитанников развита в соответствии с возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста.

• Двигательные, певческие, ритмические навыки у воспитанников сформированы в соответствии с возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста.

• Звуковысотный, динамический, тембральный слух находятся на стадии формирования.

• Улучшение результатов диагностик.

Диагностика.

Диагностика разработана на основе пособия для педагогов «Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов», и речевой карты ребенка младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет научного редактора Н. В. Нищевой. Проводится в начале учебного года логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Расписание занятий по программе «Логоритмика в волшебных носочках»

Время Продолжительность Дни недели

16.00 – 16.15 15 минут Понедельник

16.30 – 16.45 15 минут Четверг

Для реализации программы дополнительного развития «Логоритмика в волшебных носочках» необходимо сотрудничество с родителями воспитанников, которое направлено на вовлечение семьи в развивающий процесс.

В работе по данному направлению используются разнообразные формы сотрудничества:

1. Провести анкетирование родителей.

2. Игровой семинар-практикум «Речь-ритм-движение», с целью овладения родителями практическими упражнениями и способами разнообразить игровую деятельность дошкольников средствами логоритмических упражнений

4. Провести работу с родителями по вопросу изготовления атрибутов, требующихся для занятий.

5. Пригласить родителей детей участников кружка «Логоритмика в волшебных носочках» на итоговое занятие.

6. Подготовить рекомендации для родителей детей, посещающих кружок «Логоритмика в волшебных носочках»: «Методы и приемы развития чувства ритма у детей в домашних условиях», «От движения к речи», «Логоритмические упражнения», «Как играть дома в логоритмические игры» с целью педагогического просвещения.

7. Подготовить наглядный материал в родительские уголки «Так занимаются наши дети».

Литература:

• Радуга

• Успех.Мониторинг достижений детьми планируемых результатов : пособие для педагогов/Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Е. Клопотова

• Картушина М. Ю. Логоритмическиезанятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;

• М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет»;

• О. А. Новиковская «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях» СПб.: ООО «КОРОНА-принт», 2005;

• О. В. Бурлакина «Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания» - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012;

• Н. В. Микляева, О. А. Полозорева, Ю. Н. Родионова «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ»- М.: ООО «Издательство «Айрис-пресс»,2004;

• Л. Б. Гавришнва, Н. В. Нищева «Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры» - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2007;

• Н. В. Нищева «Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет» СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2003

• Е. В. Кузнецова «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи» – М.: ООО «Издательство Гном и Д», 2002

• О. П. Радынова.Музыкальные шедевры: Музыка о животных и птицах. – М.: ТЦ Сфера, 2009

• О. П. Радынова.Музыкальные шедевры: Природа и музыка. – М.: ТЦ Сфера, 2009

• О. П. Радынова.Музыкальные шедевры: Песня, танец, марш. – М.: ТЦ Сфера, 2009

• О. П. Радынова.Музыкальные шедевры: Настроения, чувства в музыке. – М.: ТЦ Сфера, 2009

• Судакова Е. А. Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького.

Картотека игр для развития сенсорики у детей младшего дошкольного возраста «Укрась бабочку» Цели: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один,.

Картотека игр для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика в младшем дошкольном возрасте влияет на развитие речи детей. Дети данного возраста изучают и познают мир. Они всё трогают.

Конспект занятия по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста «В поисках волшебных снежинок» Конспект занятия. Развитие речи. (Путешествие) Для детей младшего дошкольного возраста. В поисках волшебных снежинок Речевое развитие, познавательное.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша незамедлительно попадает.

Мастер-класс «Использование игр В. Воскобовича для развития детей младшего дошкольного возраста» Мастер-класс «Использование игр В. Воскобовича для развития детей младшего дошкольного возраста» Калашникова И. Н. воспитатель МБДОУ д/с.

Педагогический проект «Веселая логоритмика» для детей младшего дошкольного возраста ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Чистая речь одно из условий полноценного развития личности. Она не формируется сама по себе и не является врожденной.

Программа дополнительного образования по хореографии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная программа имеет художественную направленность и раскрывает основы изучения классического танца. Новизна и.

Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию для детей младшего дошкольного возраста Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение Быковсикй детский сад №1 «Тополек» Быковского муниципального района Волгоградской.

Рабочая программа кружковой работы «Развитие речи» для детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа) 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Цель: предоставление дополнительных образовательных услуг для реализации основной общеобразовательной.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Одежда, обувь
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Программа дополнительного развития «Логоритмика в волшебных носочках» для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 марта 2019 в 14:42
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 апреля. День цветущих деревьев на МААМ

Весна в этом году поздняя и прохладная, однако она всё равно вступает в свои права. Сады одеваются в праздничный наряд цветущих деревьев. Самое время узнать вместе с детьми побольше об этом замечательном...

19 апреля. Международный день подснежника

Красивым, нежным и удивительно стойким цветам посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про подснежники и увлечь их интересным...


Горячие темочки