Получи документы

Программа «Формирование и развитие санитарно-гигиенических навыков и умений самообслуживающего труда у воспитанников»

Климко Августина
Программа «Формирование и развитие санитарно-гигиенических навыков и умений самообслуживающего труда у воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы

Утверждаю___

Заместитель директора по УВР

М. Б. Баканова

«15» сентября 2018 года.

Краевое государственное бюджетное учреждение «Троицкий центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

Программа

«Формирование и развитие санитарно – гигиенических навыков и умений самообслуживающего труда у воспитанников»

Исполнитель:

Климко Августина Владимировна

с. Троицкое 2018

Содержание:

Пояснительная записка 3

Публикация «Программа „Формирование и развитие санитарно-гигиенических навыков и умений самообслуживающего труда у воспитанников“» размещена в разделах

Цель и задачи программы 6

Ожидаемые результаты 7

Условия реализации программы 7

Тематическое планирование программы 8

План реализации программы 10

Программно-методическое обеспечение 14

Литература для педагогов 16

Глоссарий 17

Пояснительная записка

Формирование культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания, представляет собой начальный этап по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения культурно – гигиеническим навыкам у детей должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности, включает в себя: уход за кожей, за полостью рта, в частности за зубами, сохранение зрения, слуха, уход за волосами.

Дети, поступившие в Центр слабо, владеют навыками самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют умываться, чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела. У детей не развиты представления о негативном влиянии на здоровье человека длительного просмотра телевизионных передач, прослушивания громкой музыки. У воспитанников не сформированы умения видеть недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью к воспитателю.

В нашей группе 9 детей, 4мальчика и 5 девочек. Дети в группе разновозрастные от 3до 12 лет. Дети не умею мыть руки, пользоваться туалетом, унитазом, чистить зубы, умываться, расчесывать волосы, ухаживать за своим внешним видом, и т. д. Дети из неблагополучных семей. В работе с детьми есть определенные трудности одни вели себя замкнуто, у других наблюдались неадекватные реакции при обращении, недоверие к взрослым, вспыльчивость, расторможенность.

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью воспитания у детей практических навыков личной гигиены и ответственного отношения к своему здоровью, формирование представлений о навыках по самообслуживанию.

Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей является строгое соблюдение распорядка дня. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.

Воспитание гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Воспитание культурно–гигиенических включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

Для того чтобы ребенок избежал многих болезней, чтобы организм ребенка развивался нормально, чтобы ребенок пребывал в бодром настроении и в течение дня сохранял высокую работоспособность, он должен следовать весьма немногим простым, однако очень важным правилам личной гигиены.

Программа рассчитана на 1 год. Возраст детей с 4 до 12лет (с 4-6; 6-7;8-12лет)

Цель и задачи программы

Цель программы – формирование основ здорового образа жизни, развитие у детей потребности в чистоте и правильном уходе за телом.

Задачи программы :

- обучающие:

Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться освоить навыки правильного ухода за своим телом и применение их на практике.

- развивающие :

Способствовать формированию у детей здоровья навыков личной гигиены, привычки правильного ухода за телом, за зубами, ухода за волосами, гигиене органов зрения, слуха, дыхания.

- воспитывающие :

Помочь повышению уровня навыков личной гигиены.

Ожидаемые результаты

Результатами реализации программы являются :

- усвоение культурно–гигиенических навыков;

- формирование привычки содержать свое тело в чистоте;

- привитие навыков здорового образа жизни;

Условия реализация программы

Программа разработана для детей в возрасте 4–12лет.

Продолжительность одного занятия – 15-20 минут.

Всего занятий 34.

Форма работы – групповая, индивидуальная.

Каждый ребенок имеет право на добровольное и свободное участие в освоении программы.

Тематическое планирование программы

1. Как устроен человек? Беседа 4-6лет

2. Конструируем ростомер. Игра - практикум 6-7лет

3. Почему кости крепкие? Познавательная беседа 6-7лет

4. Руки - это лицо человека. Беседа 8-12 лет

5. В гостях у Мойдорыра. Практикум 8-12лет

6. Спор ни о чем. Чтение сказки 6-7лет

7. Кто живет у тебя на руках? Занятие - практикум 6-7лет

8. Две сестрицы. Рассказ 6-7лет

9. Ухо – это орган слуха. Познавательная беседа 8-12лет

10. Глухой телефон. Игра 4-6лет

11. Угадай мелодию. Прослушивание музыкальных произведений 8-12лет

12. Не бойся врача. Игра. 4-6лет

13. Расти коса до пояса. Познавательная беседа 8-12лет

14. Здоровые волосы – красота человека Занятие - практикум 8-12лет

15. Дороже алмаза твои два глаза. Познавательная беседа 4-6лет

16. Как прекрасен этот мир, посмотри! Рисование 4-6лет

17. Наши глаза. Игра 8-12лет

18. Разрешается – запрещается. Игра 8-12лет

19. Здоровые зубы – здоровью любы! Познавательная беседа. 4-6лет

20. Волшебная щеточка. Практикум 4-6лет

21. Ешь то, что полезно для зубов. Составление меню 4-6лет

22. Если сладко спится – сон хороший снится. Беседа 4-6лет

23. Сон – лучшее лекарство. Полезные советы 8-12лет

24. В гостях у Айболита. Познавательная беседа 8-12лет

25. На здоровье! Игра 6-7лет

26. Чтобы быть красивым. Практикум 8-12лет

27. Чтобы легче дышалось. Полезные советы 8-12лет

28. Федорино горе. Чтение произведения 8-12лет

29. Советы мастера портного. Практикум 8-12лет

30. На зарядку, становись! Занятие - практикум 4-6лет

31. Если хочешь, быть здоров закаляйся! Познавательная беседа 6-7лет

32. С утра до вечера. Полезные советы 8-12лет

33. Вы больны? Беседа - практикум 8-12лет

34. Как живешь? Итоговое занятие. Викторина 8-12лет

План реализации программы

№ Тема Возраст

1. Как устроен человек.

На данном занятии дети познакомятся со строением опорно-двигательной системы: необходимостью выполнения физических упражнений. 4-6лет

2. Почему кости крепкие.

Эта беседа привлечет внимание ребенка к здоровому образу жизни (правильно питаться, двигаться, закаляться и т. д.). 6-7лет

3. Конструируем ростомер.

Эта игра привлечет внимание ребенка к своему росту, воспитает желание заниматься укреплением здоровья. 6-7лет

4. Руки - лицо человека.

Занятие по этой теме научит следить за чистотой рук, мыть их по мере надобности. 8-12 лет

5. В гостях у Мойдодыра.

Занятие по данной теме научит простейшим навыкам ухода за своим телом, сформирует потребность поддерживать его чистоту, иметь красивый внешний вид. 8-12лет

6. Спор ни о чем.

Это занятие закрепит навыки самостоятельного ухода за руками, умение регулировать физическую нагрузку на руки. 6-7лет

7. Кто живет у тебя на руках.

Занятие – практикум сформирует навыки личной гигиены. 6-7лет

8. Две веселые сестрички.

Занятие направлено на воспитание аккуратности при работе с бумагой и клеем. 6-7лет

9. Ухо – это орган слуха.

Это занятие познакомит с органом слуха. Уход за органом слуха. 8-12лет

10. Глухой телефон.

Эта игра даст детям знания о том, что слух – это способность воспринимать окружающие звуки. 4-6лет

11. Угадай мелодию.

На данном занятии дети научатся различать мелодии детских песен. 8-12лет

12. Не бойся врача.

Это занятие научит детей говорить о своих причинах с органом слуха. 4-6лет

13. Расти коса до пояса.

Эта беседа познакомит детей с ростом волос, с причинами их нарушения. 8-12лет

14. Здоровые волосы – красота человека.

Занятие – практикум научит детей самостоятельно ухаживать за волосами. 8-12лет

15. Дороже алмаза твои два глаза.

На данном занятии обучающиеся получат информацию об охране и гигиене глаз. 4-6лет

16. Как прекрасен этот мир, посмотри.

Это занятие научить видеть окружающую действительность и передавать ее в своих рисунках. 4-6лет

17. Наши глаза.

Данная игра разовьет у детей бережное отношение к своим глазам. 8-12лет

18. Разрешается – запрещается.

На этом занятии дети научатся на практике применять свои знания об уходе за глазами. 8-12лет

19. Здоровые зубы – здоровью любы.

Эта беседа даст детям знания о культурно – гигиенических навыках, о некоторых причинах возникновения кариеса. 4-6лет

20. Волшебная щёточка.

Это занятие научит детей правильно, пользоваться зубной щеткой. Познакомит со средствами ухода за зубами и ротовой полостью. 4-6лет

21. Ешьте то, что полезно для зубов.

На этом занятии дети познакомятся с набором продуктов, которые полезны для зубов. 4-6лет

22. Если сладко спится, сон здоровый снится.

Данное занятие расширит знания детей о гигиенических мероприятиях, которые проводят взрослые по охране и укреплению их здоровья. 4-6лет

23. Сон – лучшее лекарство.

Это занятие научит детей правильно засыпать, соблюдать гигиенические моменты перед сном. 8-12лет

24. В гостях у Айболита.

На этом занятии дети познакомятся с некоторыми заболеваниями желудочно-кишечного тракта, разработают вместе с правила гигиены. 8-12лет

25. На здоровье.

Данная игра расширят знания детей о культурно–гигиенических навыках, которые помогут избежать желудочно-кишечных заболеваний. 6-7лет

26. Чтобы стать красивым.

Это занятие даст детям некоторые сведения, необходимые для укрепления здоровья. 8-12лет

27. Чтобы легче дышалось.

На этом занятии дети познакомятся с органами дыхания, формированием потребности соблюдать гигиену дыхания. 8-12лет

28. Федорино горе.

Это занятие поможет сформировать навыки ухода за своим внешним видом. 8-12лет

29. Советы мастера Портного.

На этом занятии дети научатся видеть недостатки в своей одежде и самостоятельно их исправлять. 8-12лет

30. На зарядку, становись!

Практическое занятие поможет приобщить детей к регулярным занятиям физическими упражнениями. Познакомятся с гигиеной утренней зарядки. 4-6лет

31. Закаляйся, если хочешь быть здоров.

Познавательная беседа познакомит детей с пользой закаливания, способами закаливания, с гигиеной закаливания. 6-7лет

32. С утра и до вечера.

Данное занятие привьет детям умение следить за чистотой тела, одежды, соблюдать режимные моменты, в течении всего дня. 8-12лет

33. Вы больны?

Это мероприятие научит детей младшего школьного возраста своевременно обращаться за медицинской помощью. 8-12лет

34. Как живешь?

Итоговое занятие, направленно на закрепление знаний у детей о гигиене, навыках самообслуживания. 8-12лет

Программно-методическое обеспечение

Данная программа предлагает использование следующих методов работы: наглядных, словесных, практических.

1) наглядные – показ иллюстраций, показ (исполнение педагогом, тематические таблицы, карточки, предметы личной гигиены разнообразный раздаточный материал.

Наглядные методы способствуют более полному и глубокому усвоению теоретического материала, развитию внимания, памяти, восприятия.

2) словесные - рассказ, устное объяснение, беседы – диалоги.

Использование словесных методов позволяет не только сообщать новую информацию, но и создавать эмоциональный настрой, повышать активность обучающихся на занятии, развивать их речь.

3) практические – практические игры и упражнения, ситуационные практикумы, изобразительная деятельность, подвижные игры.

Практические игры являются основным видом деятельности детей. Игры и упражнения, предложенные в программе, учитывают уровень умственного и физического развития детей, а также соответствуют цели и задачам программы. Практические методы способствуют проявлению заинтересованности и активности детей, формированию положительных черт характера, развитию навыков личной гигиены.

Для эффективной работы с детьми в процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий. Это познавательные беседы, сюжетные и ролевые игры, практические упражнения, викторина, рисование, аппликация, чтение произведений, прослушивание музыкальных произведений.

При проведении каждого занятия деятельность педагога должна быть направлена на:

- создание положительной познавательной мотивации детей;

- организации их восприятия и внимания;

- формирование устойчивых навыков самообслуживания и личной гигиены;

- формирование способов оценки ребенком собственной деятельности.

В пределах одного занятия виды деятельности могут чередоваться, что способствует удержанию внимания обучающихся и позволит избежать их переутомления.

Для более успешного усвоения программного материала используется следующее материально– техническое обеспечение:

- магнитофон (музыкальные произведения разной тональности);

- наглядный материал (тематические таблицы, схемы, карточки);

- альбомы;

- цветная бумага;

- карандаши;

- клей;

- салфетки;

- мыло, шампунь, зубная щетка, зубная паста, расческа, носовые платки.

Литература

1. Вейн А. М. Бодрствование и сон [текст] : А. М. Вейн. Бодрствование и сон. – М., Знание, 1991. – 236 с.

2. Кальченко Е. И. Гигиеническое воспитание и обучение школьников [текст] : Е. И. Кальченко. Гигиеническое воспитание и обучение школьников. – Н. Просвещение, 1994. - 183 с.

3. Кардашенко В. Н. Гигиена детей и подростков [текст] : В. Н. Кардашенко. Учебник. – М. : Медицина, 1989. – 146-169с.

4. Коростелёв Н. П., Калашникова С. В. Гигиеническое обучение и воспитание учащихся начальной школы [текст] : Н. П. Коростылев, С. В. Калашникова. Гигиеническое обучение и воспитание учащихся начальной школы. – Н. 1976. - 269 с.

5. Лукъяненко В. П. Формирование здорового образа жизни [текст] : В. П. Лукьяненко. Формирование здорового образа жизни. – М. 2001. 29-31с.

6. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков [текст] : А. Г. Сухарев. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. -М. 1989. 12-24с.

7. Шалева С. П. Гигиена школьника [текст] : С. П. Шалева. Гигиена школьников. - Н. 1997. 74 с.

Глоссарий

Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определённый объект.

Здоровье – состояние любого живого организма, при котором он в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей организации.

Здоровый образ жизни – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

Кариес – это постепенное разрушение твёрдых тканей зуба – эмали и дентина.

Коррекция – исправление, внесение поправок.

КГН – культурно – гигиенические навыки.

Отчет по самообразованию 27.05.2019

«Формирование и развитие санитарно – гигиенических навыков и умений самообслуживающего труда у воспитанников»

У детей сформированы санитарно – гигиенические навыки частично.

Санитарно – гигиенические навыки :

1. Чистить зубы - сформированы частично

2. Мыть лицо, руки, ноги, пользоваться полотенцем – сформированы частично

3. Подстригать ногти на руках и ногах – не сформированы, контроль со стороны взрослого.

4. Пользоваться мочалкой - сформированы

5. Аккуратно складывать одежду- сформированы частично

6. Содержать в чистоте обувь - не сформированы, контроль со стороны взрослого.

7. Аккуратно заправлять постель – сформированы частично

8. Самостоятельно одеваться – сформированы

9. Выбирать одежду по сезону – сформированы частично

Для этого необходимо приучить их к порядку, выработать у детей жизненно необходимые привычки.

Огромное значение для воспитания навыков и привычек, необходимых для самостоятельной жизни, имеет продуманная систематическая работа по формированию гигиенических навыков. Прежде всего, научить правильному выполнению утреннего и вечернего туалета.

Многое надо будет вновь повторить отдельные требования, показать соответствующие рациональные приемы, дать характеристику выполненного, таким как Олеся, Степан. Как правило, основная утренняя уборка спальных комнат осуществляется в Центре самими воспитанниками. Однако младшие дошкольники в течение продолжительного времени не могут самостоятельно аккуратно застелить постель. Как Кирилл, Настя. Их надо терпеливо учить этому, не только используя утренние часы, но проводя специальные практические занятия во внеурочное время.

Для привития и воспитания санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания провожу беседы на темы: «Гигиена мальчиков», «Гигиена одежды», «Гигиена обуви», «Я и мой дом», «Уход за комнатными цветами»,

Таким образом: через воспитание и формирование у детей санитарно-гигиенических навыков необходимо возлагать на детей в повседневной жизни обязанности, элементы самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, с которым они в состоянии справится.

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Мастер-класс с педагогами «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников»Мастер-класс с педагогами «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Мастер-класс по теме: «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Цель: обобщить знания педагогов ДОУ о привитии и воспитании.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» в старшей группе (февраль — май) ФЕВРАЛЬI неделя Тема: «Как умываются животные» Цель: Продолжать учить детей правильно мыть руки и умывать лицо. Воспитывать наблюдательность.

Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» старшая группа (сентябрь-январь) СЕНТЯБРЬI неделяТема: «Как нужно ухаживать за собой» Цель: Повысить осведомленность ребенка в вопросах ухода за собой. Воспитывать привычку.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Формирование и развитие санитарно-гигиенических навыков и умений самообслуживающего труда у воспитанников»
Опубликовано: 2 июля 2020 в 10:15
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Формирование и развитие санитарно-гигиенических навыков и умений самообслуживающего труда у воспитанников»» (включая файлы) размещена пользователем Климко Августина (УИ 1759826) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД