МААМ-картинки

Программа формирования финансовой грамотности детей младшего школьного возраста средствами внеклассной работы

Екатерина Юрьевна Никишенко
Программа формирования финансовой грамотности детей младшего школьного возраста средствами внеклассной работы

Никишенко Е. Ю.

студентка 4 курса факультета

среднего профессионального образования

ГБОУ ВО СГПИ,

г. Ставрополь, Российская Федерация

Научный руководитель: Сиволобова Н. А.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

общей педагогики и образовательных технологий

г. Ставрополь, Российская Федерация

Программа формирования финансовой грамотности детей младшего школьного возраста средствами внеклассной работы.

Публикация «Программа формирования финансовой грамотности детей младшего школьного возраста средствами внеклассной работы» размещена в разделах

Аннотация. Автор рассматривает программы формирование финансовой грамотности детей младшего школьного возраста через средства внеклассной работы. В статье раскрывается взаимосвязь младшего школьного возраста с финансовой грамотностью, так же перечень и специфику программ, способствующих формированию финансовой грамотности.

Ключевые слова: финансовая грамотность, младший школьный возраст, программы, внеклассная работа.

Программа базируется на интересах и потребностях учащихся и их родителей в связи с развитием финансовой системы и появлением нового широкого спектра сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами не всегда готовые задачи. В программе успешно сочетаются школьное взаимодействие с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективных и индивидуальных исследований, обучению действию, побуждает к наблюдениям и экспериментам, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет осуществлять чередование коллективной и индивидуальной деятельности.

Программа: «Финансовая грамотность для младших школьников»

Актуальность обучения учащихся 3-4 класса возрастает в связи с низкой осведомленностью детей и молодежи в финансовых вопросах. Молодые люди в большинстве своем не откладывают средства на будущее, предпочитают хранить свои деньги в копилке, имеют долги, не участвуют в формировании семейного бюджета и не понимают необходимости его составления. Важно понимать, что школьники – это будущие участники финансового рынка, покупатели, налогоплательщики, вкладчики и кредитополучатели. Поэтому обучение финансовой грамотности необходимо реализовывать в школе.

Формирование полезных привычек в сфере финансов поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия в будущем.

Современные подростки являются активными потребителями, и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток знаний и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.

Цель: формирование основ финансовой грамотности учащихся 3-4 классов, предполагающих освоение основных финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также практических навыков и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система.

Задачи:

• повышение финансовой грамотности и финансового самосознания учащихся;

• формирование мотивационной готовности обучающихся к овладению знаниями в области финансовой грамотности;

• обучение основам проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами;

• повышение уровня знаний учащихся о финансовых продуктах и их правильном использовании.

Особенности программы

Программа кружка рассчитана на учащихся 3-4 класса. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа, 144 часа в год.

Программа творческого объединения составлена на основе авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 3 - 4 классы общеобразовательных организаций / Е. Б. Лавренова, И. О. Рязанова, И. В. Липсиц. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2017) в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации,

- Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Основные содержательные линии программы:

• Управление семейными деньгами;

• Методы повышения семейного благополучия;

• Риски в денежном мире;

• Семья и финансовые организации: как без проблем сотрудничать;

• Человек и государство: как они взаимодействуют.

Требования к индивидуальным результатам освоения курса:

• формирование ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

• готовность реализовывать свои права в финансовой сфере и решать задачи, связанные с взаимодействием с финансовыми институтами.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

• формирование навыков анализа проблем и определения финансовых и государственных учреждений, к которым необходимо обратиться для их решения;

• владеть навыками поиска и оценки различных способов решения финансовых проблем;

• способность осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в финансовой сфере;

• формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

• способность элементарно прогнозировать и оценивать свои действия в области личных финансов;

• общение со сверстниками и преподавателями, понимание и продвижение предлагаемых идей;

• анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.

обладать знаниями:

• структура денежной массы

• структура доходов населения страны и методы их определения

• зависимость уровня благосостояния от структуры источников дохода семьи

• статьи Семейного и личного бюджета и методы их корреляции

• основные виды финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц

• возможные нормы предосторожности

• способы государственной поддержки в случае возникновения трудных жизненных ситуаций

Вводное занятие 1 час.

Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (35 ч)

Базовые понятия и знания: Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.

Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в. ; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

- того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;

- роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;

- влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;

- того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи;

- различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.

Умения:

- пользоваться дебетовой картой;

- определять причины роста инфляции;

- рассчитывать личный и семейный доход;

- читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;

- различать личные расходы и расходы семьи;

- считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах;

- вести учёт доходов и расходов;

- развивать критическое мышление.

Компетенции:

- устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей;

- использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;

- определять и оценивать варианты повышения личного дохода;

- соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;

- сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;

- оценивать свои ежемесячные расходы;

- соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;

- определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы;

- осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (24 ч)

Базовые понятия и знания: Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование.

Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

- принципа хранения денег на банковском счёте;

- вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;

- необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;

- возможных рисков при сбережении и инвестировании.

Умения:

- рассчитать реальный банковский процент;

- рассчитать доходность банковского вклада и других операций;

- анализировать договоры;

- отличать инвестиции от сбережений;

- сравнивать доходность инвестиционных продуктов.

Компетенции:

- искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений;

- оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;

- откладывать деньги на определённые цели;

- выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

Раздел 3. Риски в мире денег (24 ч)

Базовые понятия и знания: Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков.

Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

- того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;

- необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

- возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;

Понимание причин финансовых рисков:

- необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).

Умения:

- находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;

- читать договор страхования;

- рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;

- защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;

- пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;

- соотносить риски и выгоды.

Компетенции:

- оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;

- оценивать предлагаемые варианты страхования;

- анализировать и оценивать финансовые риски;

- развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;

- способность реально оценивать свои финансовые возможности.

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (36 ч)

Базовые понятия и знания: Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнесплан; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.

Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

- устройства банковской системы:

- того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;

- ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;

- того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование;

- того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.

Умения:

- читать договор с банком;

- рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;

- находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;

- переводить одну валюты в другую;

- находить информацию об изменениях курсов валют. Компетенции:

- оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;

- выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;

- оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (24 ч)

Базовые понятия и знания: Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.

Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений Личностные характеристики и установки: Представление об ответственности налогоплательщика;

Понимание:

- неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;

- того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.

Умения:

- считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;

- просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов

- находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет

Компетенции:

- осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;

- планировать расходы на уплату налогов;

- рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.

Список литературы

1. Грамма, Н. Г. Педагогическое воздействие как средство обучения детей экономической грамоте / Н. Г. Грамма // Наука и образование - 2016. - № 5. - С. 25.

2. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Издательский центр «Академия», 2015. - 416 с.

3. Кнышова, Л. В. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом [Текст ] / Л. В. Кнышова, О. И. Меньшикова, Т. Л. Попова. - М. : Педагогика. - Пресс, 2002. - 118 с.

3. Кнышова, Л. В. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом [Текст ] / Л. В. Кнышова, О. И. Меньшикова, Т. Л. Попова. - М. : Педагогика. - Пресс, 2002. - 118 с.

4. Курак, Е. А Экономическое воспитание дошкольников [Текст] / Е. А. Курак - М. : Сфера, 2012. - 80 с.

5. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. М. : Юрайт, 2019. 156 с.

6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры. М. : Юрайт, 2019. 130 с.

7. Шатова, А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание / А. Д. Шатова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 8. - 46 с.

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Дидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возраста Я презентую для Вас 4 дидактические игры. Дидактическая игра – это важное средство обучения и развития дошкольника. Она способствует развитию.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Игровая программа для детей младшего школьного возраста «Скучен день до вечера, коли делать нечего»Игровая программа для детей младшего школьного возраста «Скучен день до вечера, коли делать нечего» Игровая программа для детей младшего школьного возраста «Скучен день до вечера, коли делать нечего» Направление: мероприятие направленное.

Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Что можно и нельзя купить за деньги?». Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей младшего дошкольного.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги»Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Возникла необходимость.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями дошкольников по вопросам формирования основ финансовой грамотности»Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями дошкольников по вопросам формирования основ финансовой грамотности» Свой первый экономический опыт ребенок получает в семье, поэтому изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа формирования финансовой грамотности детей младшего школьного возраста средствами внеклассной работы
Опубликовано: 15 мая 2023 в 19:31
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД