Приложение МААМ

Программа индивидуального сопровождения дошкольника с ОВЗ по развитию познавательной сферы с 4–5 лет

Прахова Елена Анатольевна
Программа индивидуального сопровождения дошкольника с ОВЗ по развитию познавательной сферы с 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями:

• Восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделять высоту, длину и ширину.

• Совершенствуется ориентация в пространстве.

Публикация «Программа индивидуального сопровождения дошкольника с ОВЗ по развитию познавательной сферы с 4–5 лет» размещена в разделах

• Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7 - 8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

• Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия.

• Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать сказку по заданной теме.

• Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти, при выполнении каких - либо действий, несложное условие.

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию познавательных процессов у детей 4 - 5 лет. В основу данного цикла занятий положена программа, разработанная В. Л. Шарохиной (выпущена в «Серии психологическая служба», как методические рекомендации для практических психологов детских садов, разработанные МПГУ).

Для соблюдения принципа единства обучения и воспитания в детском саду, опираясь на взаимосвязь специалистов ДОУ, цикл занятий построен с учетом лексических тем, изучаемых по «Программе обучения и воспитания в ДОУ». Также занятия в данной программе построены с учетом принципа индивидуализации, т. е. проведение представленных в программе игр и упражнений может варьироваться с учетом индивидуального уровня развития каждого ребенка.

Работа с каждым из познавательных процессов имеет свою специфику. Так в основе развития наглядно-образного мышления в возрасте 4-5 лет лежат выявление и отражение объективных связей и отношений действительности в виде наглядно-пространственных моделей. Основной задачей в этом случае становится формирование у ребенка умения создавать и использовать знаково-символические средства для решения познавательных задач., а не только на получение конкретного результата. Коррекция логических форм мышления неразрывно связана с развитием обобщающей и символической функций речи. Коррекционные занятия должны быть направлены на формирование предпосылок овладения ребенком системой научных понятий, ставя своей целью развитие у ребенка логических операций анализа, сравнения, обобщения, развитие действий классификации. Цели коррекции речевого развития определяются формированием основных новообразований этого возраста: становлением планирующей и регулирующей функций речи и соответствующих им форм — формированием контекстной речи и совершенствованием диалогической ситуативной речи. Задачи коррекции включают: формирование связной контекстной речи, формирование, планирующей и регулирующей функций речи, обучение звуковому анализу слов и словесному анализу предложений в плане подготовки к обучению детей грамоте. Коррекция развития памяти может быть направлена на становление общей структуры мнемической деятельности ребенка — выделение особых задач запоминания и воспроизведения прошлого опыта, а также формирование внешнего опосредствования. Коррекция развития внимания определяется задачами становления умения ребенка контролировать свою деятельность. Цель программы : амплификация развития познавательных процессов и творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.

Основные задачи:

Развивать восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени.

• Формировать концентрацию, переключение и распределение внимания.

• Тренировать зрительную, слуховую, моторную память.

• Учить пользоваться планом помещения, соотносить реальные предметы с их заместителями; устанавливать причинно – следственные связи между предметами и явлениями.

• Стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, развивать художественно – графические навыки.

• Воспитывать аккуратность, доброжелательность, взаимоподдержку.

Материалом занятий служат игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, воспитание личностных качеств.

Программа состоит из 30 занятий (1 раз в неделю, см. календарно–тематическое планирование) продолжительностью 20 минут, форма – подгрупповая (до 8 человек). Количество игр в занятии можно варьировать.

Структура занятий. В начале занятия детей необходимо настроить на предстоящую деятельность, снять эмоциональную и мышечную напряженность. Для этого педагог – психолог может использовать следующие игровые упражнения: «Клубочек», «Дружба начинается с улыбки», «Доброе животное», «Комплименты» и т. д. Заканчивают занятие благодарностью за сотрудничество, обменом мнений между взрослым и детьми.

Данная программа может послужить основой для создания каждым педагогом – психологом своей системы коррекционной работы с детьми 4 - 5 лет по развитию познавательных и творческих способностей.

Психолого-педагогическая характеристика

ФИО ребенка, год рождения, проживающий по адресу___

Мальчик проживает в полной семье. В семье хороший микроклимат. Родители имеют высшее образование. Родители в полной мере понимают необходимость коррекционных занятий.

Семья проживает в изолированной квартире. У ребенка есть свое место для учебы и отдыха. Дошкольные образовательные учреждения посещал. В социальном и материальном плане семья благополучная (родители адекватно принимают имеющееся у ребенка нарушение и это не сказывается на взаимоотношениях в семье).

Заключение специалистов:

• Педиатр -

• Невропатолог –

• Офтальмолог -

• Лор -

• Психиатр -

Мальчик – единственный ребенок в группе, имеющий сложный дефект.

Обучается по адаптированной образовательной программе. Общее физическое развитие не соответствует возрасту.

Принимает учебную задачу, но не может спроектировать шаги ее выполнения. Ребенок не стремится целенаправленно узнавать новое, не проявляет интерес к окружающему миру. Познавательный интерес ограничен программным материалом, достаточно устойчивый, поверхностный. Отмечается средний уровень учебной мотивации.

Самостоятельное планирование учебных действий и игровой деятельности затруднено. При реализации алгоритма действий требуется направляющая помощь педагога. Не находит способа преодоления возникающих трудностей и не обращается за помощью к педагогу. Адекватно принимает помощь. Не всегда критично оценивает результаты своей деятельности.

Зрительное восприятие характеризуется фрагментарностью, низкой скоростью, недостаточной точностью; недостаточно четко дифференцирует объекты, не имеющие четко очерченных контуров и выраженной контрастности (в окружающем пространстве). Для полноты осмысленности воспринимаемых объектов необходима направляющая помощь педагога. Вследствие нарушения зрительного анализа, отмечается недостаточная избирательность и направленность восприятия.

Из всех типов внимания больше всего страдает слуховое внимание. Снижен объем, переключение, распределение, концентрация внимания. Ребенок испытывает трудности в переключении с письменных форм работы к устным заданиям. Отмечается сравнительно небольшая устойчивость внимания. Преобладает непроизвольное внимание.

В деятельности преобладает механическое запоминание. Достаточно хорошо сформировано произвольное запоминание. Преобладающий способ мнемонической обработки информации – повторение. Воспроизведение учебной информации часто неполное, неточное. Самостоятельно применить изученный материал на уроке не может. Доминирует непроизвольное запоминание.

У ребенка преобладает наглядно-образное мышление, а словесно-логическое развито ещё не в полной мере. У мальчика замедленное восприятие и осмысление нового учебного материала. Ему требуется постоянная организующая помощь педагога в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Он самостоятельно не устанавливает причинно-следственные связи в серии сюжетных картин с явным смыслом сюжета, не справляется с определением логических отношений при работе с серией картин со скрытым смыслом и незавершённым концом действия. Общий темп деятельности медленный. Ситуации успеха вызывают у ребёнка положительные эмоции. Преобладающий тип настроения – спокойный, уравновешенный.

Уровень развития речи ребёнка не соответствует возрастной норме. У мальчика наблюдается отставание в развитии фонематических процессов: ребенок допускает ошибки при воспроизведении слоговых рядов, состоящих из 2-3-х слогов; не может определить наличие звука или его отсутствие в слове, но способен услышать заданный звук на фоне звукового ряда; не может подобрать слово на определенный звук; затрудняется в различении оппозиционных фонем, затрудняется анализировать звуковой, слоговой состав слова, допуская пропуски, перестановки звуков. Он понимает смысл отдельных слов обиходного значения. Затруднено называние частей предметов. Не узнает предметы по описанию. Не развит глагольный словарь (голоса зверей и птиц, профессии, действия животных). Затрудняется в употреблении предлогов. Ошибки в согласовании существительного с числительными. Не сформировано умение образовывать уменьшительные формы существительных, относительные и притяжательные прилагательные. Нарушено произношение звуков группы шипящих и соноров. В устной речи наблюдается грубое нарушение слоговой структуры слова. Это появляется в пропуске звуков, перестановке слогов. При составлении рассказов составляет простые предложения, отражающие действия предметов без установления между ними взаимоотношений. Низкая речевая активность и бледная эмоциональная окраска самостоятельных высказываний. Отмечается наличие бедного словарного запаса. Пассивный словарь преобладает над активным. Навык самоконтроля развит слабо.

Адресность:

На основе проведенного психолого-педагогического обследования, была составлена индивидуальная программа медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанника группы ФИО ребенка, г. р.

Программа рассчитана на 1 учебный год. Программа позволяет обеспечивать коррекционно-развивающее обучение дошкольника, всестороннее развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств, коммуникативных компетенций и такие личные качества, как любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.

Ожидаемые результаты:

- улучшения физического и психического здоровья воспитанника;

- развитие его познавательной сферы;

- наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы воспитанника;

- развития положительных качеств личности;

- улучшения детского самоконтроля и саморегуляции;

- принятие социальной роли ученика, адаптация в детском коллективе;

- наличие положительной динамики в коррекции фонематических процессов, в развитии артикуляционной моторики и звукопроизносительных навыков, сформированность навыков словоизменения;

- формирование прочных учебных умений и навыков.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

К программе по развитию познавательной сферы

для детей 4-5 лет

№ занятия Дата Тема

1 Огород. Овощи

2. Сад. Фрукты

3-4 Золотая осень

5 Деревья

6 Лес. Грибы. Ягоды

7 Перелётные птицы

8 Зимовье зверей

9 Одежда

10 Обувь

11 Посуда

12 Домашние животные

13 Дикие животные

14 Зимующие птицы

15-16 Зима. Сказки

17 Новый год

18-19 Транспорт

20 Профессии: транспорт

21 Спорт

22-24 Правила дорожного движения

25 День защитника Отечества

26 Наш посёлок. Моя улица

27 Мамин праздник. Профессии мам

28 Весенние цветы

29 Дикие животные весной

30 Домашние животные весной

31 Насекомые

32 Комнатные растения

33 Аквариумные рыбки

34 Итоговая диагностика

35-36 Мой дом

Итого: 36 занятий

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей Задачи: - обогащение словарного запаса; - развитие зрительной и моторной памяти, наблюдательности, осязательных ощущений, воображения, сенсомоторики;.

НОД. Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей №8 (Продолжение) Задачи: - обогащение словарного запаса; - развитие зрительных ощущений и образного мышления, зрительно- двигательных координаций, мелкой.

НОД. Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей. №9 Задачи. - обогащение словарного запаса; - развитие умения воспроизводить образец, зрительной памяти, мелкой моторики, - профилактика нарушений.

План индивидуального образовательного маршрута развития дошкольника ФИО ребенка Группа Актуальные проблемы ребенка. Недостаточное овладение основными движениями. Не сформированы элементарные математические.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольникаРазработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольникаРазработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольника В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник.

Автор публикации:
Программа индивидуального сопровождения дошкольника с ОВЗ по развитию познавательной сферы с 4–5 лет
Опубликовано: 29 января 2023 в 19:38
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа индивидуального сопровождения дошкольника с ОВЗ по развитию познавательной сферы с 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Прахова Елена Анатольевна (УИ 3163115) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД