Лучший педагог года

Программа индивидуального сопровождения музыкально одарённого ребёнка по формированию вокальных данных в ДОУ

Сенченкова Татьяна Николаевна
Программа индивидуального сопровождения музыкально одарённого ребёнка по формированию вокальных данных в ДОУ

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №88 комбинированного вида»

«Веселые нотки»

Программа

индивидуального сопровождения

музыкально - одарённого ребёнка по формированию вокальных данных в ДОУ

на 2018 – 2019 учебный год

Разработчик:

Музыкальный руководитель :

Сенченкова Татьяна Николаевна

Публикация «Программа индивидуального сопровождения музыкально одарённого ребёнка по формированию вокальных данных в ДОУ» размещена в разделах

Высшая квалификационная категория

Содержание

1. Целевой раздел программы

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цель и задачи Программы

1.3 Принципы Программы

1.4 Понятие «Музыкальной одарённости»

2. Планируемые результаты реализации Программы

2.1 Целевые ориентиры, реализуемые в обязательной части Программы

11. Содержательный раздел программы

2.1. Содержание образовательной деятельности с детьми

2.2. Методы достижения задач проекта

2.3. Календарно-тематическое планирование

111. Организационный раздел программы

3.1 Количество занятий

3.2. Структура занятия

3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

3.4. Организация работы с родителями в процессе реализации Программы

3.5. Методическое обеспечение

Одарённость человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он

вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский

1. Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка

Вопрос работы с талантливыми и одаренными детьми всегда стоял очень остро. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с такими детьми в системе дошкольного музыкального воспитания.

Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности, не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка.

Музыкально одаренные дошкольники часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности. Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начнется целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности. Для таких детей обучение должно быть индивидуальное, направленное на развитие их потенциала; оно не должно ограничивать возможности их развития.

Именно поэтому, музыкально одаренные дети с наибольшим интересом занимаются на музыкальных занятиях, всегда принимают активное участие в проводимых в детском саду праздниках, утренниках и развлечениях, обладают хорошей памятью, способны запоминать большие роли, которые они в дальнейшем очень артистично преподносят. Такие дети проявляют живой интерес к игре на музыкальных инструментах, особенно фортепиано. У них отличные вокальные данные. Исходя из всего сказанного и опираясь на исследования ведущих педагогов и музыкантов, я пришла к мысли о необходимости более глубокой работы над развитием музыкальности старших дошкольников.

1.2 Цели и задачи реализации Программы.

Цель

Развитие природных, творческих задатков, вокально-певческих способностей и исполнительского мастерства у старших дошкольников.

Задачи:

1. Развивать вокальные способности детей.

2. Формировать и развивать звуко-высотный слух детей; учить чисто интонировать, т. е. пропевать своим голосом «про себя» или вслух основную тему любой мелодии.

3. Научить детей не только пропевать или подпевать, но и сравнивать звучание голоса взрослого со звучанием инструмента, свое пение с пением других детей.

4. Правильно дышать во время пения, принимать правильную певческую позу.

5. Дать основы интонирования, как соло, так и ансамблевого пения в унисон, научить петь под фонограмму, в сопровождении музыкального инструмента, а капелла.

6. Развивать в детях артистическую свободу, умение держаться перед публикой.

7. Формировать в маленьких певцах осознание собственной значимости, талантливости, уникальности на сцене.

8. Воспитывать в душах детей чувство радости от общения с музыкой, с песней; чувство единения с другими детьми в процессе разучивания и исполнения песен.

1.3. Принципы Программы

Принцип наглядности. Показ песенных упражнений, образный рассказ, подражание, имитация известных детям песен.

Принцип доступности. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка, соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся.

Принцип систематичности. Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнение техники их исполнения. Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений. Умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.

Индивидуальный подход. Учет особенностей возраста, особенностей каждого ребенка. Воспитание интереса к занятиям, активности ребенка.

Принцип сознательности. Понимание пользы упражнений. Потребность их выполнения в домашних условиях.

1.4. Понятие «Музыкальной одаренности»

Что же такое музыкальность и музыкальная одаренность? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида, в отличие от всякой другой.

Музыкально одарённые дети :

• имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников музыкальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;

• имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность и потребность в творческом самовыражении;

• испытывают радость от общения с музыкой, добывания знаний и приобретения исполнительских навыков, от участия в концертной деятельности и социально значимых проектов, осуществляемых в ДМШ.

2. Планируемые результаты реализации Программы /целевые ориентиры/

2.1 Целевые ориентиры, реализуемые в обязательной части Программы.

Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству.

Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно; могут петь без музыкального сопровождения, без помощи руководителя.

Умеют правильно передавать мелодию в пределах до-ре 2 октавы, чисто интонируют; различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное; соблюдают певческую установку.

Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок; контролируют слухом качество пения.

Чётко произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов.

Проявляют активность и творческие способности песенном творчестве.

2.2 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов.

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Чтобы правильно организовать процесс музыкального образования и воспитания детей, нужно знать исходный уровень их музыкальных способностей. Этот процесс должен проходить в естественных для детей условиях - на музыкальных занятиях.

Диагностика проводится с целью фиксации достижений ребенка, отслеживания его развития и предназначена для индивидуализации работы с детьми.

Диагностика музыкальных способностей проводится два раза в год (сентябрь, май)

В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей :

• ладового чувства,

музыкально-слуховых представлений,

• чувства ритма (Б. М. Теплов).

Диагностика

Приложение №1

11. Содержательный раздел программы

2.1. Содержание образовательной деятельности с детьми

Разучивание песен в три этапа: знакомство с песней в целом (трудный текст песни прочитывается как стихотворение, пение без сопровождения); работа над вокальными и хоровыми навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистое интонирование); проверка знания об усвоении песни.

Работа над произведением: исполнение песни с полузакрытым ртом; применение слогового пения («ля», «бом» и др.); четкое проговаривание согласных в конце слова; произношение слова шепотом в ритме песни; выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова; настрой перед началом пения (тянуть один первый звук); задержка на отдельном звуке и прислушивание, как он звучит; акцентирование внимания на высоте звука, направление мелодии; использование элементов дирижирования; пение без сопровождения; использование зрительной наглядности.

Работа по звуковедению: выразительный показ (a cappella); образные упражнения; вопросы; оценка качества исполнение песни

2. 2 Методы достижения задач проекта:

1. Фонопедические упражнения Емельянова В. В.

• расширение диапазона;

• значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;

• усиление насыщенности звука;

• полетность звука;

• улучшение вибрато;

• большая певучесть звука;

• свобода;

Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В. В. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т. к. предполагается проводить их в игровой форме.

• работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т. д.);

• с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки, массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

3. Фразировка и дыхание:

• голосоведение;

• метроритм,темп;

• тембр;

• динамика;

• фразировка.

4. Тренировка слуха:

• распевки;

• слушание музыкальных произведений;

• творческое сочинение мелодии;

музыкальные викторины.

5. Техника исполнения мелодии:

• применение дирижёрского жеста;

• гаммовые распевки по руке;

• сольфеджио;

вокализ.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков ребенка.

2.3. Календарно-тематическое планирование

№ месяц тема Музыкальный репертуар

1. сентябрь - введение, знакомство с голосовым аппаратом;

- использование певческих навыков;

- знакомство с различной манерой пения;

- вокальные навыки.

Выступление на празднике «День дошкольного работника» • упражнение на освобождение от мышечных напряжений «Дерево».

• Выполнение упражнений дыхательного тренинга «теплое дыхание», «курносый нос», «дыхание по точкам», «помпа», «насос».

• Проверка осанки, направленности выдоха.

• Выполнение упражнений для разминки губ - «кругосветное путешествие», «пятачок-улыбка», «почесывание губ», «губы-борцы».

• Для разминки языка - «уколы в щеки», «ириска», «жало».

2. Октябрь - певческая позиция;

- использование элементов ритмики;

- артикуляция и дыхание;

- осенние песни.

Выступление на осеннем празднике • музыкальные игры и загадки.

• Презентация «Календарные песни»

• Игра «звукоподражания»

• Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и т. д.)

• Артикуляционная гимнастика «Путешествие язычка»

• Песня «Ах, какая осень» слова и музыка З. Роот

3. Ноябрь - вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве;

- детский фольклор;

- раскрепощение певца;

- весёлый калейдоскоп. • Упражнения «Волна», «От шёпота до крика», «А!», «Крик – вой»

4. Декабрь - формы и жанры вокальной музыки;

- детские песни в исполнении эстрадных певцов;

- песни о зиме.

Выступление на новогоднем утреннике • Упражнение «Громче-тише» М. Раухвергера

• Разучивание песни “До, Ре, Ми, Фа, Соль” муз А. А. Островского, сл. З. Петровой.

5. Январь - «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»;

- «Улыбка - это здорово!» • Дыхательные упражнения - звукоподражания «шум леса», «жужжание пчелы»

«Будет горка во дворе»

Т. Попатенко

6. Февраль - «Волшебная страна звуков»;

- «Добрым быть совсем не просто…»;

Выступление на празднике, посвящённому дню защитника отечества • Музыкально-дидактическая игра «высоко-низко»

«Голубые санки»

(муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой)

7. Март - детский фольклор;

Выступление на празднике «Масленица», 8 марта • «Зайка, зайка, где бывал?» Г. Зингера.

• Р. н. п «Во поле берёза стояла»

• Русская народная прибаутка «Бай, качи-качи» в обр. Н. П. Никитенковой

8. Апрель - «Настроение нежности и веселья»;

- «Музыкальная прогулка»;

Подготовка видео материалов к конкурсу «Каменская радуга» (городской уровень) • Дыхательные упражнения звукоподражания «комарики»

• Упражнение на дыхание «мартышки»

«Песенка друзей» В. Герчик

9. май - «Краски музыки и голоса»;

- «Необычные звуки и голоса»;

Выступление на тематическом мероприятии, посвящённом 9 мая; на выпускном празднике • «Весенняя песенка» муз. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко

«Сколько нас?» сл. О. Н Хромушкин, музыка Куклин Л.

111. Организационный раздел программы

3.1 Количество занятий

3 занятия в неделю по 25 минут

3. 2 Структура занятия:

1. Распевание. Цель: подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Упражнения (попевки, вокализ) исполняются в среднем, удобном диапазоне, с транспонированием вверх и вниз по полутонам в течение 10 минут

2. Динамическая пауза в форме физминутки.

Цель: отдых голосового аппарата после распевания в течение 1-2 минуты.

3. Основная часть. Цель: развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара. Разучивание текста, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Цель: работа над выразительным, артистичным исполнением. Пение с движениями, оценка, самооценка.

3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

1. Профессиональные музыкальные инструменты в ДОУ

1.1 Пианино 1 шт.

2. Материально-техническое оборудование

2.1. Музыкальный центр 2 шт.

2.2. Ноутбук 1 шт.

2.3. Медиапроектор, экран 1 шт.

2.4. Синтезатор 1

2.5. Микрофон 2

2.6. Радиомикрофон 2

2.7. Магнитофон 1

2.8. Подставка под синтезатор 1

2.9. Подставка для демонстрации иллюстративного материала 2

2.10. Стол для преподавателя 2

2.11. Стул для пианино 1

2.12. Стулья для детей 40 шт.

2.13. Шкафы и секции для хранения пособий и атрибутов к музыкально-театральной деятельности 2 шт.

2.14. Стеллажи для хранения атрибутов 3 шт.

3. Детские музыкальные инструменты

3.1. Металлофон 6 шт.

3.2. Аккордеон детский 1 шт.

3.3. Арфа 1 шт.

3.4. Ксилофон 1 шт.

3.5. Барабаны 3 шт.

3.6. Бубны 4 шт.

3.7. Треугольник 1 шт.

3.8. Маракасы 8 шт.

3.9. Трещетка 2 шт.

3.10. Румба 1 шт.

3.11. Флейты, кларнеты 2 шт.

3.12. Колотушка 2 шт.

3.13. Бубенцы 30 шт.

3.14. Коробочка 1 шт.

3.15. Деревянные ложки 12 шт.

3.16. Рубель 2 шт.

3.17. Колокольчики 2 шт.

4. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

4.1. Дошкольная педагогика

4.2. Методика музыкального воспитания в ДОУ

4.3. Справочные пособия

4.4. Энциклопедии

4.5 Энциклопедический словарь юного музыканта

4.6 Закон об образовании РФ

4.7. Концепция развития дошкольного образования в РФ до 2020 года

4.8. Авторские программы по музыке, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки РФ для ДОУ

4.9. Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения музыкальной НОД

4.10. Хрестоматии с нотным материалом

4.11. Сборники песен и пьес для слушания, элементарного музицирования, музыки для танцев

4.12. Методические пособия (рекомендации к проведению музыкальных занятий)

4.13. Методические журналы по искусству («Справочник музыкального руководителя», 4.14.«Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Колокольчик» и т. д.)

3. 3. Организация работы с родителями в процессе реализации Программы

1. Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей

2. Распространение информационных материалов : папка - передвижка «Для вас родители», памятки, буклеты

3. Оказание информационной поддержки родителям и заинтересованность в проявлении таланта детей

4. Участие в совместных праздниках, выступлениях и конкурсах

5. Привлекать родителей к изготовлению костюмов к праздникам и конкурсам

3.4. Методическое обеспечение

1. Перечень комплексных программ : «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева)

«Мозаика – синтез» 2014.

2. Перечень парциальных программ и технологий

1. «Ладушки» программа музыкального воспитания детей раннего и дошкольного

возраста. (И. А. Новоскольцева, И. М. Каплунова) «Композитор» Санкт-Петербург, 2011.

2. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические

рекомендации. (О. П. Радынова) – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.)

3. «СамоЦвет». Парциальная образовательная программа с учетом специфики социокультурных и иных условий. (О. А. Трофимова, канд. пед. наук, доцент; О. В. Толстикова; Н. В. Дягилева, канд. пед. наук, доцент; О. В. Закревская, канд. психол. наук, и др.) Екатеринбург.

3. Перечень литературы

1 .Савенков А. И. Детская одаренность : развитие средствами искусства. - М. : Педагогическое общество России, 1999.

1. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с. Психология одаренности : от теории к практике/ Под ред.

2. В. Ушакова, - М. : ИП РАН, 2000.-96 с 13 Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М. : Российское педагогическое агентство, 1997.

3. Белова Е. С. Одаренность малыша : раскрыть, понять, поддержать - М; 1998

4. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. / Под ред. А. М. Матюшкина. М. ; Воронеж, 2004.

Приложение №1

Ладовое чувство

1. Внимание

3 – Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено.

2 – Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.

2. Просьба повторить.

3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых музыкальных произведениях, просит повторить.

2 – Проявляет недостаточную музыкальную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение. Просит повторить.

3. Наличие любимых произведений

3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов.

Узнаёт музыкальные произведения по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся.

2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях педагога.

4. Эмоциональность

3 – Умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и её содержания (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога, а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.

2 – Не ярко проявляет свою эмоциональность.

5. Высказывания о музыке

3 – Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 – 3 частную форму.

2 – Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.

6. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

3 – Легко узнаёт музыкальное произведение по его вступлению, по отдельным частям.

2 - Легко узнаёт музыкальное произведение по его вступлению, по отдельным частям, но допускает ошибки.

5. Определение правильности интонации в пении у себя и у других

3 – Очень чувствителен к точности интонации.

2 – Сомневается в определении точности интонации у себя и у других.

Музыкально – слуховые представления

1. Пение знакомой мелодии с сопровождением

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – поёт, не всегда точно интонируя.

2. Пение знакомой мелодии без сопровождения

3– Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поёт, не всегда точно интонируя.

3. Пение малознакомой мелодии с сопровождением

3– Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поёт, не всегда точно интонируя.

4. Пение малознакомой мелодии без сопровождения

3– Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поёт, не всегда точно интонируя.

5. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3 – 4 звуков на металлофоне

3 - Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.

2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.

6. Подбор по слуху малознакомой попевки

3 - Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.

2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.

Чувство ритма

1. Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного)

2. Выразительность движений в соответствии их характеру музыки с малоконтрастными частями.

3. Соответствие ритма движений ритму музыки.

Публикации по теме:

«Вовка в тридевятом царстве». Музыкально-театрализованная программа Вовка в тридевятом царстве. Музыкально-театрализованная программа Действующие лица: Взрослые: Мама, Вовка, Голос волшебной книги, Царь,.

Картотека игр для развития вокальных навыков «Поющие листочки» Цель: развивать певческие навыки, закреплять гласные звуки. Ход игры Педагог и взрослый договариваются о том, как они.

Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи у ребёнка подготовительной группы Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи у ребёнка подготовительной группы Фонетическая тема: Звук [Р].

Музыкально-литературная программа для дошкольников «Нам нужен мир на голубой планете»Музыкально-литературная программа для дошкольников «Нам нужен мир на голубой планете» Музыкально-литературная программа «Нам нужен мир, на голубой планете» Дети под музыку входят в зал рассаживаются на стульчики. Ведущий:.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Пособие «Волшебные сундучки» — личная территория ребёнка и элемент индивидуального подходаПособие «Волшебные сундучки» — личная территория ребёнка и элемент индивидуального подхода Приходя в детский сад, ребёнок учится делиться с другими игрушками, договариваться о выборе места игры и самой игры, овладевает навыками.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа индивидуального сопровождения музыкально одарённого ребёнка по формированию вокальных данных в ДОУ
Опубликовано: 30 ноября 2023 в 14:50
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД