МААМ-картинки

Программа по арт-терапии для детей «Калейдоскоп»

Наталья Самсонова
Программа по арт-терапии для детей «Калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка. Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми. Содержание программы ориентировано на эмоциональное развитие ребенка – уверенность в себе, чувство защищенности.

Работа с детьми это очень сложный и многогранный процесс. Ведь каждый ребенок это личность. Следовательно, у него есть свои предпочтения, чувства, эмоции, желания, страхи и т. д. и педагогу, как в прочем и всем кто тесно соприкасается с детьми каждый день нужно это учитывать. Мир ребенка — сложный многогранный мир, с которым надо обращаться очень осторожно, для того чтобы не разрушить его хрупкость. У каждого человека есть моменты в жизни, которые ему по разным причинам трудны. Для преодоления этих «временных» трудностей существует множество способов и средств, одним из которых является Арт-терапия.

Публикация «Программа по арт-терапии для детей „Калейдоскоп“» размещена в разделах

При выборе метода работы с детьми, арт-терапия является лучшим способом психологической разгрузки. В данной работе используется такой метод Арт-терапиии, как ЦВЕТОТЕРАПИЯ.

Цветотерапия – эффективное средство сохранения здоровья.

Мир полон красок и света. С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.

Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий.

Цветотерапия – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.

Цветотерапия для детей – это особая методика, основанная на влиянии фотонов света различной длины волны на мозг малыша. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии.

По данной программе можно работать с родителями и сотрудниками учреждения.

Цель и задачи.

Цель: формирование психологического здоровья детей.

Задачи: развитие у ребенка положительных черт характера;

корректировать нежелательные черты характера и поведения;

развитие внимания, мышления, цветоразличение, снятие напряжения и страха;

социально-эмоциональное развитие ребенка;

укрепление нервной системы, повышение уверенности в себе.

Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета каждого ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое окружает ребёнка.

Формы занятий.

Занятия проводятся в форме релаксационных и практических мероприятий. Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям работы, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье и пр. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.

Предпочтение цвета детей.

Обычно дети называют своими любимыми цветами красный, зеленый или желтый – это свидетельствует о том, что ребенок нормально развивается, ему интересно все новое, яркое и необычное, он динамичен и не останавливается в своих исследованиях мира ни на минуту. А вот любимый белый или черный цвет могут сказать о том, что ребенок немного замкнут и ему вполне комфортно в одиночестве. Цветотерапия для детей как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости.

Успокоить малыша и избавить его от тревоги и смятения поможет созерцание голубого, синего или фиолетового цветов. Эти цвета, кроме всего прочего, по данным исследователей способны снижать кровяное давление и даже болевые ощущения.

Лечить ребенка зеленым цветом рекомендуется тогда, когда он переутомился или находится на грани нервного срыва. Однако если ребенок слишком противится этому цвету, не нужно настаивать – зеленый цвет в избытке может вогнать в тоску и вызвать головную боль.

Желтый и оранжевый цвета используют в случаях, когда ребенок чем-то расстроен и не может успокоиться. Эти цвета как нельзя лучше подходят для того, чтобы вернуть улыбки на лица детей.

Как же происходит влияние цвета на состояние человека?

Из всех человеческих органов чувств - зрение выражено наиболее сильно. Целых 83% обрабатываемой мозгом информации выпадает на него. В сравнении: на слух выпадает 11%, в то время как на обоняние только 3,5%. Поэтому неудивительно, что свет и цвет так сильно действуют на наше самочувствие и настроение. И наоборот, изменение нашего состояния, уюта, меняет наш характер и восприятие.

Глаз работает как механическая камера, при этом зрительный нерв проводит объективную картину окружающего в форме электрических импульсов к зрительному центру; само же видение обыгрывается в мозге. Так, например, три вида цветочувствительных клеток-колбочек сетчатки могут распознавать только три основных цвета: красный, зеленый и фиолетово-синий. Исходя из обстоятельств, различно смешанные импульсы поступают в мозг, и он делает их осознанными, то есть ощущение цвета, происходит, именно, там.

Обозначение каждого цвета.

Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ. Лечит простуду.

С красным цветом надо быть осторожнее – может возникнуть переутомление, раздражительность, капризы.

Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх. Поднимает самооценку и учит прощать.

Желтый цвет – цвет оптимизма. Он как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду. Он действует позитивно на печень и желчный пузырь, активизирует работу желез внутренней секреции и стимулирует восстановление слизистых оболочек. Поток жёлтого света символизирует тепло и уют и укрепляет нервную систему, повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Его влияние очень благотворно при нарушениях работы печени. Благотворно влияет на зрение и нервную систему.

Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие, полезен при сниженной функции почек, головокружении, нервозности. Способен снять головную боль и переутомление. Борется с хронической усталостью и стабилизирует кровяное давление.

Голубой цвет лечит стрессы и волнения, снимает раздражительность. Он успокаивает, укрепляет внутренне, понижает давление, успокаивает головную боль. Активирует лёгкие и бронхи, помогает не дать развиваться различным инфекциям, повышает иммунитет, помогает при кашле, благоприятно влияет на работу щитовидной железы.

Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.

Фиолетовый действует мягко. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию. Этот цвет снабжает энергией, в которой особо нуждается пищеварительная система. Усиливает интуицию, нормализует состояние лимфатической системы, помогает при мигренях.

Содержание.

I. Практические мероприятия.

1. Радуга и чувства.

2. Цвет и птица.

3. Путешествие в зеленую страну.

4. Ласковое солнышко.

5. Всё бело, ой всё бело, белым цветом расцвело.

6. Цветы для бабочки.

7. Божья коровка.

8. Зеленая сказка.

9. Осеннее дерево.

10. Загадочные струйки.

11. Петушок и его семья.

II. Релаксационные мероприятия.

1. Цветотерапия №1 (для расслабления).

2. Цветотерапия №2 (для расслабления).

3. Терапия красным цветом (для поднятия энергии).

4. Терапия розовым цветом (для оптимизма).

5. Терапия оранжевым цветом (для поднятия настроения).

6. Терапия жёлтым цветом (для радости и оптимизма).

7. Терапия голубым цветом (для успокоения).

8. Терапия синим цветом (для успокоения).

9. Терапия зеленым цветом (для уставшего организма).

10. Терапия фиолетовым цветом (для усиления восприятия).

11. Терапия цветовыми пейзажами (для положительной сферы жизни).

Ожидаемые результаты.

- Улучшить восприятие окружающей действительности.

- Способствовать улучшению социально-эмоционального развития.

- Корректировать нежелательные черты характера и поведения.

- Способствовать укреплению нервной системы.

- Способствовать самовыражению и самопознанию личности ребенка.

- Снижение эмоциональной тревожности.

- Развитие коммуникативных навыков.

Список литературы.

1. Алябьева Е. А. «Психогимнастика», ТЦ «Сфера», М., 2003г.

2. Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми»: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб. : Речь, 2006г.

3. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. «Арт - терапия детей и подростков». - М. : Когито - Центр, 2007.

4. Копытин А. И., Корт Б. «Техники аналитической арт-терапии», Спб, Речь, 2007г.

5. Погосова Н. М. «Цветовой игротренинг», Речь, Спб, 2007 г.

6. Лебедева Л. Д. «Практика Арт-терапии: Подходы, диагностика, система занятий», Спб, Речь, 2008г

7. Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. — СПб, ФПБ — ТОО «БИОНТ», 1997. — 64 с.

8. Базыма Б. А. Порядковые отношения цветов и цветовые предпочтения // Вестник Харьковского университета, серия «Психология», № 550. Материалы 4-х международных психологических чтений: "Психология в современном измерении: теория и практика”, Харьков, 2002, с. 13-15.

9. Роу К. Концепцяя цвета и цветовой символизм в древнем мире.

10. Базыма Б. А. Цветовая символика и психодиагностика. Вестник ХНУ, серия «Психология» №576, с. 21-25., Харьков 2002.

Публикации по теме:

Использование арт-терапии в развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР в разных видах детской деятельности Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием методов арт-терапии,.

Конспект интегрированного занятия по развитию творческих способностей у детей средствами арт-терапии по сказке «12 месяцев»Конспект интегрированного занятия по развитию творческих способностей у детей средствами арт-терапии по сказке «12 месяцев» Конспект интегрированного занятия по развитию творческих способностей у детей средствами арт-терапии по сказке 12 месяцев «Подснежники».

Конспект коррекционно-развивающего занятия с применением сказкотерапии и арт-терапии для детей 4–5 лет «Наши чувства» Конспект корреционно-развивающего занятия для детей 4-5 лет с применением сказкотерапии и арт-терапии «Наши Чувства». Цель - создание положительного.

Конспект тренинга с применением арт-терапии и рецептивно — регулятивной формы музыкальной терапии «Спокойствие!» Цель: Помочь понять участникам занятия, какое влияние на человека оказывает стресс, и предложить некоторые способы борьбы с ним. I Ритуал.

Презентация «Картотека упражнений по арт-терапии» Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного.

Техника арт-терапии «Рисуем солью»Техника арт-терапии «Рисуем солью» Техника арт-терапии \"Рисуем солью\" Этой техникой я пользуюсь в работе с детьми при знакомстве, при первом общении с ребенком, она помогает.

Тренинг с элементами арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста «Сказочный лес» Тренинг с элементами арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста «Сказочный лес» Задачи: · Создание эмоционально положительного.

Тренинг с элементами арт-терапии для женщин «Между нами, женщинами…» Тренинговое занятие «Между нами, женщинами…. или раскрытие своего внутреннего мира» "Так хочется быть слабой женщиной. А кони все скачут,.

Влияние методов арт-терапии на развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием.

Значение и роль песочной и сказочной арт-терапии для детей дошкольного возраста Метод песочной терапии описан в мемуарах Карла Густава Юнга, там мы можем прочитать о том, как в очень трудный период, когда практически.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа по арт-терапии для детей «Калейдоскоп»
Опубликовано: 4 февраля 2018 в 01:49
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по арт-терапии для детей «Калейдоскоп»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Самсонова (УИ 822152) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД