Получи документы

Программа коррекционно-педагогической работы по формированию экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с УО

Биккузина Айзиля Францевна
Программа коррекционно-педагогической работы по формированию экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с УО

Программа коррекционно-педагогической работы по формированию экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта

Пояснительная записка

Коррекционная программа предназначена для старших дошкольников с нарушением интеллекта. Актуальность разработки коррекционной программы заключается в необходимости формирования умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых средств общения.

Публикация «Программа коррекционно-педагогической работы по формированию экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с УО» размещена в разделах

Речевое развитие детей с умственной отсталостью характеризуется значительной задержкой. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями. Отмечается полиморфное нарушение звукопроизношения; отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа.

Понимание речи ограничено (ситуативное). Выполняет простые речевые инструкции, в том числе сопровождаемые естественными жестами. Доступно понимание одно-двухступенчатой инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает, но необходима стимулирующая помощь.

Коммуникации со взрослым и сверстниками устанавливает. Визуальный контакт стойкий, тактильного контакта не избегает. При общении со взрослыми и сверстниками активно использует жесты, мимику, пантомимику, взгляд выразительный.

Таким образом, требуется актуализация приемов коррекционно-педагогической работы.

Цель коррекционно-педагогической работы : формирование импрессивной и экспрессивной речи у дошкольников с нарушением интеллекта.

Задачи коррекционно-педагогической работы по формированию импрессивной речи :

- учить понимать обращенную речь, которая отражает повседневный быт и уклад жизни ребенка;

- учить поддерживать зрительный контакт с говорящим, реагировать на обращение к нему;

- обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)

- учить понимать и выполнять простейшие инструкции;

- развивать слуховое внимание и восприятие.

Задачи коррекционно-педагогической работы по формированию экспрессивной речи :

- развивать общие речевые навыки (дыхание, артикуляция);

- учить ребёнка участвовать в беседе, специально организованной педагогом;

- создавать условия для возникновения речевой активности ребенка и использования усвоенного речевого материала в быту, на занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

- обеспечить необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;

- формировать предпосылки развития речи на основе ознакомления с окружающей действительностью;

- учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.

- учить соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;

- создавать у ребенка предпосылки к развитию самостоятельной устной речи;

- развивать звуковую культуру речи.

Программа реализуется в следующих направлениях:

1. Формирование экспрессивной речи.

2. Формирование импрессивной речи.

Ожидаемые (планируемые результаты) :

Импрессивная речь :

- понимает простые слова;

- откликается на свое имя;

- понимает слова, обозначающие действия,

- умеет пользоваться картинками.

Экспрессивная речь :

- называет простые слова;

- называет собственное имя;

- называет времена года;

- называет слова, обозначающие действия.

Осуществление комплексного подхода к развитию экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта:

Учитель-дефектолог проводит:

- развитие психических процессов, являющихся психологической основой развития экспрессивной и импрессивной речи : восприятия и ощущения, внимания и памяти, воображения, словесно-логического мышления;

- формирование навыков общения в сказочных или придуманных сюжетах и инсценировках.

Учитель-логопед проводит:

- мониторинг уровня речевого развития детей (три раза в год);

- составление и корректирование перспективных планов индивидуальной логопедической коррекции, перспективное и календарное планирование логопедической работы в группе;

- фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия по развитию экспрессивной и импрессивной речи;

- индивидуальные коррекционные занятия по развитию экспрессивной и импрессивной речи;

- координация коррекционной работы всех специалистов, работающих с группой;

- преемственность в работе логопеда и воспитателя: взаимопосещения занятий с детьми, участие логопеда в подготовке и проведении мероприятий в группе, индивидуальные задания и упражнения логопеда для вечерних занятий воспитателя с детьми, отражение в тетради взаимосвязи текущей работы логопеда и эффективности вечерних индивидуальных занятий по развитию экспрессивной и импрессивной речи;

- вовлечение родителей в процесс логопедической коррекции через детские логопедические тетради, наглядную агитацию в группе, открытые просмотры, собрания, консультации, беседы.

Воспитатель проводит:

- применение на фронтальных и подгрупповых занятиях по развитию экспрессивной и импрессивной речи дидактических игр и упражнений;

- знание и использование в работе с детьми технологий по развитию экспрессивной и импрессивной речи;

- уточнение и обогащение детской лексики, акцентирование детского внимания на смысловой стороне слова или изречения во всех режимных моментах, сопровождение жизни детей в детском саду яркими эпитетами, образными сравнениями, метафорами, потешками, поговорками, стишками;

- комментирование своей и детской деятельности (проговаривание вслух последующих действий, называние явлений, предметов и их частей).

Методическое обеспечение программы :

1. Брюховских, Л. А. Особенности понимания речи умственно отсталыми дошкольниками [9].

2. Екжанова, Е. А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта [18].

3. Новоторцева, Н. В. Методика развития речи у неговорящих детей [40].

Содержание программы коррекционной работы. Основной формой являются индивидуальные занятия, которые проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность занятия 20 минут.

Содержание и организация работы имеют свою специфику:

1. Систематичность проведения занятий.

2. Комплексность (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений).

3. Опора на разные модальности (зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую). Коррекционно-педагогическая работа по развитию речи у дошкольников с нарушением интеллекта осуществляется с максимальным использованием различных анализаторов и с учетом особенностей межанализаторных связей, учетом психомоторных особенностей детей, использование максимальной и разнообразной наглядности.

4. Опора на сохранные звенья нарушенной речевой функции.

5. Дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

6. Эмоциональный фон совместной деятельности: создание на занятиях эмоционально-комфортной психологической обстановки.

7. Знание особенностей речевого развития дошкольников с нарушением интеллекта и умение создать специальную среду для стимулирования речи.

8. Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики, в занятия включаются упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики, фоноритмики.

9. Поэтапное формирование речевых действий (по П. Я. Гальперину, при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности.

10. Учет зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны учителя-логопеда.

11. Доступность материала, частая повторяемость логопедических упражнений с включением элементов новизны по содержанию и по форме (усложнение одного и того же задания происходит постепенно).

12. Постоянное использование полученных навыков в самых разных ситуациях.

13. Частая смена видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую.

14. Тщательная дозировка заданий и речевого материала.

15. Сниженный темп работы и более длительные сроки.

16. Необходимость сочетания четкого планирования занятия с гибкостью его проведения – отдельные части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.

17. Несформированность контроля, слабость волевых процессов у детей с умственной отсталостью обусловливает необходимость тесной связи работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя и родителей.

Таблица 8

Календарно-тематическое планирование

коррекционной работы по формированию импрессивной и экспрессивной речи у дошкольников с нарушением интеллекта

№ Период обучения Тема, цель и задачи Приемы работы Вид деятельности

1 2 3 4 5

1 Сентябрь «Я»

Цель: реагирование на свое имя и обращенную речь взрослого

Задачи:

- обучение пониманию обращенной речи, отражающей повседневный быт и уклад жизни ребенка;

- обучение поддержанию зрительного контакта с тем, кто к нему обращается, реагируя на обращение;

- развивитие слухового внимания и восприятия Дидактическая игра, рассматривание иллюстраций, беседа, объяснение На занятиях воспитателя и учителя-дефектолога по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром

2 Сентябрь «Я»

Цель: уметь вступать в контакт, используя возможные средства вербальной коммуникации

Задачи:

- принимать участие в беседе, специально организуемой взрослым;

- стимуляция общения;

- использование невербальных средств общения.

- создание предпосылок к процессу развития самостоятельного устного высказывания Дидактическая игра, рассматривание иллюстраций, беседа, объяснение, творческое упражнение Индивидуальное логопедическое занятие

3 Сентябрь «Моя семья»

Цель: развитие понимания обращенной речи

Задачи: Ситуативные упражнения На занятиях воспитателя и учителя-дефектолога по развитию речи на

1 2 3 4 5

- обучение пониманию обращенной речи, отражающей повседневный быт и уклад жизни ребенка;

- обучение поддержанию зрительного контакта с тем, кто к нему обращается, реагируя на обращение;

- развивитие слухового внимания и восприятия основе ознакомления с окружающим миром

4 Сентябрь «Моя семья»

Цель: уметь вступать в контакт, используя возможные средства вербальной коммуникации

Задачи:

- принимать участие в беседе, специально организуемой взрослым;

- стимуляция общения;

- использование невербальных средств общения.

- создание предпосылок к процессу развития самостоятельного устного высказывания Дидактическая игра, рассматривание иллюстраций, беседа, объяснение. Игра-драмматизация Индивидуальное логопедическое занятие

5 Октябрь «Мои друзья»

Цель: развитие понимания обращенной речи

Задачи:

- обучение пониманию обращенной речи, отражающей повседневный быт и уклад жизни ребенка;

- обучение поддержанию зрительного контакта с тем, кто к нему обращается, реагируя на обращение;

- развивитие слухового внимания и восприятия Дидактическая игра, рассматривание иллюстраций, беседа, объяснение На занятиях воспитателя и учителя-дефектолога по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром

6 Октябрь «Мои друзья»

Цель: уметь вступать в контакт, используя возможные средства вербальной коммуникации

Задачи:

- принимать участие в беседе, специально организуемой взрослым;

- стимуляция общения;

- использование невербальных средств общения.

- создание предпосылок к процессу развития самостоятельного устного высказывания Дидактическая игра, рассматривание иллюстраций, беседа, объяснение Индивидуальное логопедическое занятие

1 2 3 4 5

7 Октябрь «Мои игрушки»

Цель: развитие понимания обращенной речи

Задачи:

- обучение пониманию обращенной речи, отражающей повседневный быт и уклад жизни ребенка;

- обучение поддержанию зрительного контакта с тем, кто к нему обращается, реагируя на обращение;

- развивитие слухового внимания и восприятия Дидактическая игра, рассматривание иллюстраций, беседа, объяснение На занятиях воспитателя и учителя-дефектолога по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром

8 Октябрь «Мои игрушки»

Цель: уметь вступать в контакт, используя возможные средства вербальной коммуникации

Задачи:

- принимать участие в беседе, специально организуемой взрослым;

- стимуляция общения;

- использование невербальных средств общения.

- создание предпосылок к процессу развития самостоятельного устного высказывания Дидактическая игра, рассматривание иллюстраций, беседа, объяснение, логосказка Индивидуальное логопедическое занятие

9 Ноябрь «Что я ем»

Цель: развитие понимания обращенной речи

Задачи:

- обучение пониманию обращенной речи, отражающей повседневный быт и уклад жизни ребенка;

- обучение поддержанию зрительного контакта с тем, кто к нему обращается, реагируя на обращение;

- развивитие слухового внимания и восприятия Дидактическая игра, рассматривание иллюстраций, беседа, объяснение На занятиях воспитателя и учителя-дефектолога по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром

10 Ноябрь «Что я ем»

Цель: уметь вступать в контакт, используя возможные средства вербальной коммуникации

Задачи:

- принимать участие в беседе, специально организуемой взрослым; Дидактическая игра, рассматривание иллюстраций, беседа, объяснение, уточнение высказывания Индивидуальное логопедическое занятие

1 2 3 4 5

- стимуляция общения;

- использование невербальных средств общения.

- создание предпосылок к процессу развития самостоятельного устного высказывания

11 Ноябрь «Любимые животные»

Цель: развитие понимания обращенной речи

Задачи:

- обучение пониманию обращенной речи, отражающей повседневный быт и уклад жизни ребенка;

- обучение поддержанию зрительного контакта с тем, кто к нему обращается, реагируя на обращение;

- развивитие слухового внимания и восприятия Дидактическая игра, рассматривание иллюстраций, беседа, объяснение На занятиях воспитателя и учителя-дефектолога по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром

12 Ноябрь «Любимые животные»

Цель: уметь вступать в контакт, используя возможные средства вербальной коммуникации

Задачи:

- принимать участие в беседе, специально организуемой взрослым;

- стимуляция общения;

- использование невербальных средств общения.

- создание предпосылок к процессу развития самостоятельного устного высказывания Дидактическая игра, рассматривание иллюстраций, беседа, объяснение Индивидуальное логопедическое занятие

13 Декабрь «Одежда»

Цель: развитие понимания обращенной речи

Задачи:

- обучение пониманию обращенной речи, отражающей повседневный быт и уклад жизни ребенка;

- обучение поддержанию зрительного контакта с тем, кто к нему обращается, реагируя на обращение;

- развивитие слухового внимания и восприятия Дидактическая игра, рассматривание иллюстраций, беседа, объяснение На занятиях воспитателя и учителя-дефектолога по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром

1 2 3 4 5

14 Декабрь «Одежда»

Цель: уметь вступать в контакт, используя возможные средства вербальной коммуникации

Задачи:

- принимать участие в беседе, специально организуемой взрослым;

- стимуляция общения;

- использование невербальных средств общения.

- создание предпосылок к процессу развития самостоятельного устного высказывания Дидактическая игра, рассматривание иллюстраций, беседа, объяснение, использование макетов Индивидуальное логопедическое занятие

15 Декабрь «Что я делаю»

Цель: развитие понимания обращенной речи

Задачи:

- обучение пониманию обращенной речи, отражающей повседневный быт и уклад жизни ребенка;

- обучение поддержанию зрительного контакта с тем, кто к нему обращается, реагируя на обращение;

- развивитие слухового внимания и восприятия Дидактическая игра, рассматривание иллюстраций, беседа, объяснение На занятиях воспитателя и учителя-дефектолога по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром

16 Декабрь «Что я делаю»

Цель: уметь вступать в контакт, используя возможные средства вербальной коммуникации

Задачи:

- принимать участие в беседе, специально организуемой взрослым;

- стимуляция общения;

- использование невербальных средств общения.

- создание предпосылок к процессу развития самостоятельного устного высказывания Дидактическая игра, рассматривание иллюстраций, беседа, объяснение, рассказ Индивидуальное логопедическое занятие

Публикации по теме:

Организация коррекционно-педагогической работы с ребенком с ОВЗ в группе общеразвивающей направленности Доклад на тему: «Организация коррекционно-педагогической работы с ребенком с ОВЗ в группе общеразвивающей направленности» Выполнила: Докучаева.

«Планета здоровья». Программа коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с легкой степенью умственной отсталости Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.

Совместный субботник как форма педагогической работы с семьями дошкольниковСовместный субботник как форма педагогической работы с семьями дошкольников Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием эффективности педагогического процесса, в котором все субъекты образовательного.

Актуальные направления коррекционно-педагогической работы в ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области Доклад.

Буклет «Этапы работы по формированию связной речи дошкольников» «Этапы работы по формированию связной речи дошкольников» Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений,.

Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ посредством стимулирования сенсомоторной сферы Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ посредством стимулирования сенсомоторной сферы Автор программы: педагог-психолог.

Программа по формированию пространственной ориентировки у дошкольников Москва ГБОУ Школа№904 Воспитатель: Осипова Светлана Яковлевна Предпосылки формирования пространственной ориентировки у дошкольников В.

Рабочая программа первой младшей группы на 2017–2018 учебный год. Содержание психолого-педагогической работы II.Содержательный раздел 2.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми первой младшей группы (2-3года) образовательных.

Развитие экспрессивной речи детей дошкольного возраста в старшей группе Практические и диагностические аспекты развития экспрессивной речи детей дошкольного возраста 1) Количество употребленных речевых экспрессивов.

Защита опыта работы «Образовательная программа социально-педагогической направленности, реализуемая в ЦДТ» Здравствуйте! Я Ольга Владимировна Антонец, педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа коррекционно-педагогической работы по формированию экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с УО
Опубликовано: 15 мая 2019 в 19:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД