МААМ-картинки

Программа коррекционного курса дефектологии «Сенсорное развитие»

Трутнева Людмила
Программа коррекционного курса дефектологии «Сенсорное развитие»

Программа по коррекционно- развивающему курсу дефектологии «Сенсорное развитие» для учащейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант1 разработана на основе следующих нормативных документов:

- Письма Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1788/07 "Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

Публикация «Программа коррекционного курса дефектологии „Сенсорное развитие“» размещена в разделах

- Примерной адаптированой основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

- Приказа Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым № 313 от 26.11.2014 г. «Об утверждении Порядка организации инклюзивного обучения в образовательных организациях Республики Крым, реализующих основные общеобразовательные программы»;

- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1, утвержденной приказом № 249 от 30.08.2019г.

- Положения об адаптированных рабочих программах учебных предметов, курсов

в МОУ «Новокрымская школа»,утвержденногоприказом от 22.05 2020 г. № 100

При разработке программы учитывалась комплексная методика психомоторной практики

А. В. Семенович, Воробьёва Е. А.

Количество часов в неделю: 2ч.

Количество часов в год: 68ч.

Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Бедность и недостаточность восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме объем, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют их знакомство с окружающим миром.

Таким образом, у детей с проблемами в развитии имеют место нарушения ощущений различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической, тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций.

Отсюда у них отмечается не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. И как следствие – к семи-восьми годам дети, поступающие в первый класс, оказываются не готовыми к обучению мотивационно, по запасу знаний и представлений, степени сформированности учебных навыков.

Безусловно, таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи – сенсомоторное развитие ребенка.

1. Планируемые результаты

Личностные результаты:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающейся будут сформированы следующие умения и навыки (при направляющей помощи) :

• Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе.

• В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.

•Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».

Выражать свое эмоциональное состояние, настроение

Метапредметные универсальные учебные действия:

• Регулятивные универсальные учебные действия (при активизирующей и организующей помощи) :

Обучающаяся постепенно научится контролировать свои действия. Кроме того, у ребенка будет вырабатываться волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии и волевому усилию; воспитыватьсяся привычка к труду, желание трудиться.

• Познавательные универсальные учебные действия (при активизирующей и организующей помощи) :

Обучающаяся научится овладевать действием простейшего моделирования, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

• Коммуникативные универсальные учебные действия (при активизирующей и организующей помощи) :

Обучающаяся научится (при активизирующей и организующей помощи) :

позитивно-эмоциональному отношению к себе и окружающему миру.

Ориентироваться в схеме тела (знать составляющие и отдельные части тела, различать право – лево с опорой на маркер.

Выделять части суток, названия дней: вчера, сегодня, завтра.

Контроль за уровнем сформированности моторных и сенсорных процессов у детей

1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича) :

Оценка статического равновесия

— сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист» : стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.

Оценка динамического равновесия

— преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.

2. Оценка ручной моторики:

выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза», второй и третий пальцы («ножницы», сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;

— координация движений обеих рук «кулак — ладонь» : руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

Тесты зрительно-моторной координации:

— срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;

— срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.

Критерии оценки выполнения любого задания

0 баллов - ребенок не выполняет задание, не понимает предложенной инструкции, не выделяет внешние признаки предметов, не использует обследовательские действия для их обнаружения, в деятельности преобладают неспецифические манипуляции.

1 балл - ребенка привлекают предметы, предложенные ему в ходе исследования, он обследует их, применяя специфические манипуляции, может подражать действиям взрослого, достаточно успешно справляется с заданием по подражанию («под диктовку», систематические представления о цвете, форме, величине не сформированы.

2 балла - ребенок проявляет интерес к заданиям, выполняет их по подражанию (отраженно, а в ряде случаев — по образцу, требует помощи, сличает цвет, форму, величину предметов при действиях с дидактическими игрушками, понимает название 1-2 форм, 1-2 цветов, контрастных величин (большой - маленький).

3 балла - ребенок выполняет предложенные задания, используя образец, в ряде случаев может использовать пробы (под руководством педагога, требует помощи, сличает цвет, форму, величину предметов, знает название 3-4 форм, 3-4 цветов, величин (большой, самый большой и пр.) и иногда самостоятельно называет их, используя предэталонные названия, может под руководством педагога использовать результат обследования в продуктивной деятельности.

4 балла - ребенок выполняет предложенные задания по образцу или по словесной инструкции, использует пробы, а в ряде случаев — метод зрительного соотнесения, в основном самостоятельно и правильно, знает название пяти и более геометрических форм, пяти и более величин, основные цвета и их оттенки, выделяет плоскостную фигуру из объемной, самостоятельно называет внешние свойства предметов, использует их под руководством педагога в продуктивной деятельности и повседневной жизни.

5 баллов - ребёнок старается выполнять предложенные задания самостоятельно и правильно, анализирует окружающие предметы и явления с учётом имеющихся представлений, использует их в продуктивной деятельности и повседневной жизни.

2. Содержание курса

В содержание курса 2 класса входит :

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

Повышение энергетического потенциала

Отработка дыхательных упражнений, знакомство с 4 –х фазным дыханием, длительность выдоха с пропевкой звуков и слогов. Стимулирующие упражнения и массаж для отдельных частей тела, выполнение по показу и инструкции простых упражнений, на тренировку в управлении определенной частью тела, в разном положении по показу и инструкции.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев. Координация движений (дартс, игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу. Определение эмоционального состояния на наглядном материале. Психогимнастика и упражнения на выразительность движений.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Работа с пластилином, глиной, соленым тестом (твердое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.

Определение температурных ощущений от теплых, горячих, холодных предметов. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).

Развитие восприятие формы, величины; конструирование предметов

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина, обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Сигнальная роль цвета (пожарная машина).

Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).

Развитие зрительного и слухового восприятия и особых свойств предметов Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения). Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрени

Определение температурных ощущений от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное, обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

Развитие восприятия пространства и времени

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Расположение плоскостных и объемных предметов и вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначе-ние пространственных отношений между конкретными объектами.

Определение порядка месяцев в году, последовательности времен года. Работа с графиче-ской моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).

3. Тематическое планирование

п/п Наименование разделов и тем Учебные часы

1 Диагностика.

Оценка состояния общей моторики

1

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

18

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Рисование предметами окружающего

Развитие ручной умелости. Пришивание больших пуговиц

с двумя отверстиями).

Марание «Осенний пейзаж».

Штриховка, по шаблону. Тема «Транспорт»

Работа с металлической проволокой» Учимся скрутить в спираль

Графические упражнения.

Развитие ручной умелости. Пластилиновое панно.

Изготовление из ниток изделий

Изготавление из спичек изделий

Конструирование геометрической фигуры из предмета

Игровой тренинг развития восприятия

Рисование предметов по точкам

Рисование пальцами с использованием трафарета «Лебеди»

Упражнение на развитие моторики «Лодочка»

Рисование сыпучими материалами «Диназавры»

Развитие ручной умелости. Лепка из пластилина по замыслу

Оригами «Рубашка»

Рисование пальцами с использованием трафарета

«Персонажи из любимых сказок»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Развитие тактильно - двигательного восприятия

10

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)

Ходьба с изменением направления и т. д.

Развитие навыков владения письменными принадлежностями

Обводка по трафарету и штриховка

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков)

Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бусин)

Работа в технике рваной аппликации

Упражнения. на разминку и расслабление рук, кистей

Упражнение. «заземление» на двух ногах с различным положением рук

Упражнение. «заземление» на двух ногах с различным положением рук 1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Развитие восприятия формы, величины; конструирование предметов

16

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40.

41.

42

43

44

45 Восприятие величин

Восприятие геометрических фигур и тел.

Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру

Выделение формы предмета, обозначение словом

Группировка предметов и их изображений по форме

Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по форме»

Работа с геометрическим конструктором («Лего»)

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало»

Сравнение двух предметов по величине

Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу

Дидактическая игра «Назови форму предмета»

Различение и обозначение основных цветов.

Дидактическая игра «Угадай, какой цвета»

Игра «Раскрась фигуры»

Игра «Найди и покажи»

Рисование пальчиками «Раскрасим картинку» 1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Развитие зрительного и слухового восприятия и особых свойств предметов

16

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61 Ритмические упражнения

Проговаривание простого ритмического рисунка

Выполнение инструкции, соотнося названия частей тела

Пальчиковая гимнастика

Обследование предметов из 2-3 деталей по инструкции.

Различение звуков окружающей действительности.

Дидактическая игра «Кто и как голос подает»

Нахождение звуков и звукосочетания в словах

Простые характеристики поверхности предметов, характеристики вкуса

Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов.

Игра «Сравни предметы»

Дидактическая игра «Какой детали не хватает»

Дидактическая игра «Что изменилось»

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения

Дидактическая игра «Узнай по вкусу» .

Дидактическая игра «Определи по запаху» 1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Развитие восприятия пространства и времени 7

62

63

64

65

66

67

68 Конструирование изображения из фигур по схемам

Задания на восприятие времени суток, их последовательности

Пространственное обозначение предметов

Дидактическая игра «Расположи верно»

Движение в разных зонах пространства

Конструирование предметов из 2-3 частей.

Заключительная диагностика уровня развития ручной моторики и тактильных ощущений 1

1

1

1

1

1

1

ИТОГО: 68

Всего часов: 68

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Развитие сенсомоторных навыков – главная задача в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Первый сенсорный опыт дети получают.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях»Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях» Консультация для родителей "Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях". «Истоки способностей и дарований детей находятся.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Лэпбук «Сенсорное развитие»Лэпбук «Сенсорное развитие» Лэпбук -это новое пособие, которое стало популярным среди воспитателей. И самое главное его можно и нужно сделать своими руками. А если взрослые.

Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста» ФИО воспитателя Дата проведения (октябрь, май) - Критерии: I. Познавательная сфера: 1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний,.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Фотоотчет о реализации проекта «Сенсорное развитие дошкольников в сказке. «Царевна-лягушка», Подготовительная группаФотоотчет о реализации проекта «Сенсорное развитие дошкольников в сказке. «Царевна-лягушка», Подготовительная группа Проект был направлен на сенсорной развитие дошкольника. В сказке мы играли, вырывали, вызволяли и помогали царевне и посредством сенсорной.

Сенсорное развитие детей. ФотоотчетСенсорное развитие детей. Фотоотчет Сенсорное развитие детей. Фотоотчет. Здравствуйте, уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа коррекционного курса дефектологии «Сенсорное развитие»
Опубликовано: 13 сентября 2020 в 13:34
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД