Ольга Сергеевна Сидоренко
Программа кружка по лего-конструированию и робототехнике «Клуб юных инженеров» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка «Клуб юных инженеров» для детей 5-6лет.
Содержание
Введение
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи реализации программы кружка
1.3 Принципы и подходы программы кружка
1.4 Планируемые результаты освоения программы кружка
2. Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Публикация «Программа кружка по лего-конструированию и робототехнике „Клуб юных инженеров“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Лего, LEGO. Программы дополнительного образования
- Лего. Конструктор LEGO
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Робототехника. Программы дополнительного образования
- Роботы и робототехника. Программирование
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
2.2 Методы и приемы реализации программы кружка
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
3. Организационный раздел
3.1 Срок реализации программы кружка
3.2 Материально-техническое обеспечение программы
3.2 Комплексно-тематическое планирование программы кружка
3.4 Список методических пособий к программе кружка
Введение
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.
Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.
Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.
Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни.
Все это требует разработки инновационных программ раннего и дошкольного образования, соответствующих современному уровню развития педагогической науки и практики, учитывающей и интегрирующей лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта.
Современные образовательные программы и современный педагогический процесс должны быть направлены на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования. Вариативность содержания дошкольного образования может быть достигнута только через сохранение широкого разнообразия образовательных программ, уже существующих в российском образовательном пространстве и разрабатываемых в настоящий момент.
Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка.
Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создание особых условий в учении, в связи с этим огромное значение отведено – конструированию.
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход.
Актуальность внедрения лего-конструирования и робототехники значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:
• является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников,
• позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
• позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
• объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
Нормативные основания разработки Рабочей программы кружка:
• Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
• Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155);
• «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014;
• Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28);
• Лицензией на осуществление образовательной деятельности, выданной региональной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области, серия 61Л01 № 0003241, регистрационный номер 5597 от 27.08 2015 года;
• Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Детский сад № 83», утвержденного приказом Управления образования города Ростова-на-Дону № 720 от 02.08.2015 года.
Направленность рабочей программы:
Программа направленна на развитие познавательного интереса, углублении знаний и представлений о конструкторе Lego и Lego-конструировании, первоначальные знания роботоконструирования.
1.2 Цели и задачи реализации программы кружка
Цель программы кружка: формирование у старших дошкольников интереса к техническим видам творчества и развитие конструктивного мышления средствами робототехники.
Задачи программы кружка:
Обучающие:
- формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств;
- формировать представлений об элементарных приемах сборки и программирования робототехнических средств,
- учить создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу;
- учить планировать, контролировать, прогнозировать и оценивать результат своей деятельности в соответствии с поставленной целью;
Развивающие:
- развития интереса к технике, конструированию, техническому творчеству, высоким технологиям, конструкторских, инженерных и вычислительных навыков;
- развить зрительное (умение ориентироваться на плоскости, в пространстве, слуховое (умение воспринимать инструкцию на слух, тактильное (умение распознавать детали на ощупь) восприятие;
- развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление, мелкую моторику;
- обогащать словарный запас специальными терминами, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Воспитательные:
- поддерживать особое творческое настроение ребёнка;
- пробудить в детях потребность в творческой самостоятельности, привить вкус к поискам и воплощениям собственных замыслов конструирования;
- воспитать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- воспитать мотивацию успеха и достижений на основе технического конструирования и робототехники;
- воспитать умение проявлять инициативу, доброжелательность в отношениях, любознательность.
1.3 Принципы и подходы программы кружка
Рабочая программа кружка в детском саду составлена с учетом следующих принципов:
- принцип личностно-ориентированного подхода;
- принцип доступности (усвоение материала с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников)
- принцип наглядности (эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств, к восприятию учебного материала).
- принцип развивающего обучения («от простого – к сложному», одна тема подается с возрастанием степени сложности).
1.4 Планируемые результаты освоения программы кружка
В результате освоения программы кружка дети будут:
Знать:
- основные детали LEGO-конструктора (назначение, особенности);
- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
- виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
- принципы работы с различными конструкторами LEGO,
Уметь:
- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
- конструировать, ориентируясь на образец и пошаговую схему изготовления конструкции;
- анализировать и планировать предстоящую практическую работу;
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
- реализовывать творческий замысел;
- осуществлять контроль качества результатов собственной практико-ориентированной деятельности.
Владеть:
- навыками начального технического конструирования, проектирования и программирования собственных моделей/роботов с применением творческого подхода.
- навыками поиска и исправления ошибок в ходе разработки, проектирования и программирования собственных моделей.
- навыками использования речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для описания и представления разработанной модели.
Форма подведения итогов
Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:
- наблюдение за работой детей на занятиях;
- участие детей в проектной деятельности;
- в выставках творческих работ дошкольников.
2. Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей, охватывая следующие направления развития (образовательные области):
Познавательное развитие. Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в механизмах. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи. Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели. Понимание и обсуждение критериев испытаний. Понимание потребностей живых существ.
Создание и программирование действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение природных и искусственных систем.
Использование программного обеспечения для обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами.
Сборка, программирование и испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков. Измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события.
Связь между диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния. Установление взаимосвязи между положением модели и показаниями датчика наклона.
Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров.
Социально – коммуникативное развитие. Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями, совместно обучаться в рамках одной группы.
Подготовка и проведение демонстрации модели. Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами.
Становление самостоятельности: распределять обязанности в своей группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи, создавать модели реальных объектов и процессов, видеть реальный результат своей работы.
Речевое развитие. Общение в устной форме с использованием специальных терминов. Создание сценария с диалогами с помощью моделей. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами при помощи моделирования. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей.
Художественно-эстетическое развитие. Становление эстетического отношения к окружающему миру, стимулирование сопереживания персонажам в проблемных ситуациях, формирование художественного вкуса при создании различных моделей; реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей. Физическое развитие Приобретение опыта в двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере при сборке и программировании моделей.
2.2 Методы и приемы реализации программы кружка
Методы Приемы
Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных, для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.
Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
LEGO-конструирование и робототехника – эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка.
В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.
На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы
родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с целями и задачами обучения.
Формы взаимодействия с родителями:
- ознакомление родителей с дополнительной образовательной программой кружка, ее содержанием;
- консультативная работа по запросам родителей (индивидуальная, групповая);
- беседы с родителями об успехах их детей;
- проведение выставок, итоговая презентация результатов кружка.
3. Организационный раздел
3.1 Срок реализации программы
Организация кружка: проводится 2 раза в неделю во второй половине дня.
Длительность: 20-25 мин.
Срок реализация: октябрь 2021г. - май 2022г.
Участники программы: воспитатели, дети и родители.
Форма работы: подгрупповая, индивидуальная.
3.2 Материально-техническое обеспечение программы
Наименование; Назначение
Конструктор Lego «Городские жители» Duplo 45010 Набор содержит фигурки, представляющие людей всего мира, в том числе и детей. Отождествляя себя с представителями определенной расы и поколения, дети учатся различать и понимать различные культуры.
Конструктор «Увлекательная математика» 45210 С помощью набора «Увлекательная математика» детей можно познакомить с: наглядными решениями задач; правилами счёта и умножения; ходом решения примеров; работой в паре; новыми терминами и словами.
LEGО Первые механизмы 9656 В этот набор входят восемь механических моделей и восемь цветных двусторонних карточек с инструкциями. Благодаря набору, можно решать технические задания по изучению первых механизмов.
STEM-набор «Робомышь» Наука, технологии, проектирование, основы математики - все это в наборе "Мышиный код Делюкс. Основы программирования". В набор входит все необходимое для освоения данных областей знания. "Мышиный код. Делюкс" знакомит с базовыми понятиями программирования, а именно:
- С этапами программирования;
- Логикой программирования;
- Способствует развитию критического мышления;
- Прекрасно подходит как для индивидуальной, так и для групповой игры.
Bee-Bot «Умная пчела» Bee-Bot является идеальной отправной точкой для обучения детей программированию. Работа с Bee-Botучит детей структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает массу возможностей для изучения причинно -следственных связей.
Конструктор UARO UARO – инновационные конструкторы для детского сада, сочетающие в себе робототехнику и интерактивное программирование.
Конструктор имеет:
- яркие детали, соединяемые с помощью пластиковых болтов и отвёрток,
- есть детали для крепления кирпичиков LEGO Duplo, -программирование с помощью цветных кубиков, размещающихся на специальном поле,
-мобильное приложение UARO для программирования, -в наборе есть электромотор, LED-дисплей, блок для воспроизведения мелодий, датчик движения (инфракрасный, переключатель
3.3 Комплексно-тематическое планирование программы кружка
Неделя Тема Содержание оборудование
Октябрь
1 Знакомство с Lego-деталями Познакомите детей с деталями конструктора Lego Конструктор Lego
2 Д/и «Найди пару» Развивать умение группировать с учетом выделения одинаковых признаков. Конструктор Lego
3 Д/и «Чудесный мешочек» Учить детей узнавать знакомые детали на ощупь. Конструктор Lego
4 Д/и «Собери по образцу» Измерение длины с использованием мерки Конструктор «Увлекательная математика» 45210
Ноябрь
1 «День народного единства» Учить создавать постройки по собственному замыслу. Конструктор Lego «Городские жители» Duplo 45010
2 «Вентилятор» Учить детей работать со схемами. Конструктор Lego «Первые механизмы» 9656
3 «Юла» Знакомство с шестеренками Конструктор Lego «Первые механизмы» 9656
4 «Качели» Освоение навыков проектирования Конструктор Lego «Первые механизмы» 9656
Декабрь
1 «Робомышь» Познакомить детей с STEM-набором «Робомышь» STEM-набор
«Робомышь»
2 «Кусочек сыра» Учит детей программированию. STEM-набор
«Робомышь»
3 «Фантазии» Развивать у детей творчество и способность к самостоятельному программированию. STEM-набор
«Робомышь»
4 Д/и «Бабочка» Упражнение в симметричном изображении предметов Конструктор «Увлекательная математика» 45210
5 «Мешок подарков» Закрепление знаний основных цветов и их оттенков, навыков счета, ориентирования на плоскости (сбор геометрических фигур на поле) STEM-набор
«Робомышь»
Январь
1 «Собери снежки» Начить работать с карточками-заданиями, соблюдать алгоритм программирования. STEM-набор
«Робомышь»
2 «Вкусная пицца» Учить соблюдать алгоритм программирования (сбор продуктов для пиццы). STEM-набор
«Робомышь»
3 «Парусная лодка» Совершенствование умений анализировать схему и постройку. Конструктор Lego «Первые механизмы» 9656
Февраль
1 «Хоккеист» Совершенствовать навыки работы с конструктором, соблюдение алгоритма сборки. Конструктор Lego «Первые механизмы» 9656
2 «Машина» Развитие мышления, логики, интереса к наукам Конструктор Lego «Первые механизмы» 9656
3 «Профессии» Познакомить детей с «Умной пчелкой» и научить её программировать. Bee-Bot «Умная пчела»
4 «Подводный мир» Совершенствовать навыки программированию и закрепление знаний о животных подводного мира. Bee-Bot «Умная пчела»
Март
1 «Программируемый робот» Познакомить детей с конструктором UARO, объяснить меры безопасности при работе с ним. Конструктор UARO
2 «Робот друг» Научить детей работать с данным конструктором, закреплять название деталей Конструктор UARO
3 «Покатаемся на качелях» развивать навык конструирования с УАРО. Конструктор UARO
4 «Щенок» Формирование знаний и правил поведения с питомцами. Собрать робота –щенка, соблюдая алгоритм сборки. Конструктор UARO
Апрель
1 «Собака» Закрепление работы с шестеренками и алгоритмом их связи в модели. Конструктор Lego «Первые механизмы» 9656
2 «День сказок» Уметь отгадывать загадки и программировать робота к верному ответу. Bee-Bot «Умная пчела»
3 «Правила ПДД» Закрепление ПДД и отображение их при программировании робота. Bee-Bot «Умная пчела»
4 «Рамка для фото» Развивать у детей воображение и творческое мышление. Конструктор UARO
5 «Лягушка» Формировать знания о пресноводных, местах их обитания. Развивать инженерные способности. Конструктор UARO
Май
1 «Бабочка» Формировать знания у детей о насекомых. Закрепления навыков работы с батарейным блоком, закрепления правил безопасности. Конструктор UARO
2 «Скорая помощь» Формировать знания у детей о здоровом образе жизни. Формирование навыка конструирования с новым видом конструктора. Конструктор UARO
3 «Жираф» Формировать знания детей о многообразии животного мира, его особенностях и классификации по определенным признакам. Развивать навык конструирования. Конструктор UARO
4 «Кран» Формировать знания о спецтехнике, закреплять знания при работе с конструктором. Конструктор UARO
3.4 Список методических пособий к программе кружка
1. С. А. Аверин, А. Б. Теплова. Образовательный модуль: «Робототехника». ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» А. Б. Теплова, 2019 г.
2. Волосовец Т. В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 112с.
3. А. Б. Теплова, С. А. Аверин Образовательный модуль : «Робототехника». ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2019 г.
4. «LEGO в детском саду». Парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений «LEGO Education». Маркова В. А., Житнякова Н. Ю. – М., 2018.