Получи документы

Программа кружка по лего-конструированию и робототехнике «Клуб юных инженеров» для детей 5–6 лет (1 фото)

Ольга Сергеевна Сидоренко
Программа кружка по лего-конструированию и робототехнике «Клуб юных инженеров» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Программа кружка «Клуб юных инженеров» для детей 5-6лет.

Программа кружка по лего-конструированию и робототехнике «Клуб юных инженеров» для детей 5–6 лет

Содержание

Введение

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цели и задачи реализации программы кружка

1.3 Принципы и подходы программы кружка

1.4 Планируемые результаты освоения программы кружка

2. Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Публикация «Программа кружка по лего-конструированию и робототехнике „Клуб юных инженеров“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

2.2 Методы и приемы реализации программы кружка

2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

3. Организационный раздел

3.1 Срок реализации программы кружка

3.2 Материально-техническое обеспечение программы

3.2 Комплексно-тематическое планирование программы кружка

3.4 Список методических пособий к программе кружка

Введение

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»

от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.

Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни.

Все это требует разработки инновационных программ раннего и дошкольного образования, соответствующих современному уровню развития педагогической науки и практики, учитывающей и интегрирующей лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта.

Современные образовательные программы и современный педагогический процесс должны быть направлены на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования. Вариативность содержания дошкольного образования может быть достигнута только через сохранение широкого разнообразия образовательных программ, уже существующих в российском образовательном пространстве и разрабатываемых в настоящий момент.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка.

Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создание особых условий в учении, в связи с этим огромное значение отведено – конструированию.

Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход.

Актуальность внедрения лего-конструирования и робототехники значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:

• является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников,

• позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

• позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

• объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка.

Нормативные основания разработки Рабочей программы кружка:

• Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

• Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155);

• «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014;

• Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28);

• Лицензией на осуществление образовательной деятельности, выданной региональной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области, серия 61Л01 № 0003241, регистрационный номер 5597 от 27.08 2015 года;

• Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Детский сад № 83», утвержденного приказом Управления образования города Ростова-на-Дону № 720 от 02.08.2015 года.

Направленность рабочей программы:

Программа направленна на развитие познавательного интереса, углублении знаний и представлений о конструкторе Lego и Lego-конструировании, первоначальные знания роботоконструирования.

1.2 Цели и задачи реализации программы кружка

Цель программы кружка: формирование у старших дошкольников интереса к техническим видам творчества и развитие конструктивного мышления средствами робототехники.

Задачи программы кружка:

Обучающие:

- формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств;

- формировать представлений об элементарных приемах сборки и программирования робототехнических средств,

- учить создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу;

- учить планировать, контролировать, прогнозировать и оценивать результат своей деятельности в соответствии с поставленной целью;

Развивающие:

- развития интереса к технике, конструированию, техническому творчеству, высоким технологиям, конструкторских, инженерных и вычислительных навыков;

- развить зрительное (умение ориентироваться на плоскости, в пространстве, слуховое (умение воспринимать инструкцию на слух, тактильное (умение распознавать детали на ощупь) восприятие;

- развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление, мелкую моторику;

- обогащать словарный запас специальными терминами, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Воспитательные:

- поддерживать особое творческое настроение ребёнка;

- пробудить в детях потребность в творческой самостоятельности, привить вкус к поискам и воплощениям собственных замыслов конструирования;

- воспитать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- воспитать мотивацию успеха и достижений на основе технического конструирования и робототехники;

- воспитать умение проявлять инициативу, доброжелательность в отношениях, любознательность.

1.3 Принципы и подходы программы кружка

Рабочая программа кружка в детском саду составлена с учетом следующих принципов:

- принцип личностно-ориентированного подхода;

- принцип доступности (усвоение материала с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников)

- принцип наглядности (эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств, к восприятию учебного материала).

- принцип развивающего обучения («от простого – к сложному», одна тема подается с возрастанием степени сложности).

1.4 Планируемые результаты освоения программы кружка

В результате освоения программы кружка дети будут:

Знать:

- основные детали LEGO-конструктора (назначение, особенности);

- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);

- виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;

- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

- принципы работы с различными конструкторами LEGO,

Уметь:

- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);

- конструировать, ориентируясь на образец и пошаговую схему изготовления конструкции;

- анализировать и планировать предстоящую практическую работу;

- самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;

- реализовывать творческий замысел;

- осуществлять контроль качества результатов собственной практико-ориентированной деятельности.

Владеть:

- навыками начального технического конструирования, проектирования и программирования собственных моделей/роботов с применением творческого подхода.

- навыками поиска и исправления ошибок в ходе разработки, проектирования и программирования собственных моделей.

- навыками использования речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для описания и представления разработанной модели.

Форма подведения итогов

Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:

- наблюдение за работой детей на занятиях;

- участие детей в проектной деятельности;

- в выставках творческих работ дошкольников.

2. Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей, охватывая следующие направления развития (образовательные области):

Познавательное развитие. Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в механизмах. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи. Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели. Понимание и обсуждение критериев испытаний. Понимание потребностей живых существ.

Создание и программирование действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение природных и искусственных систем.

Использование программного обеспечения для обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами.

Сборка, программирование и испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков. Измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события.

Связь между диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния. Установление взаимосвязи между положением модели и показаниями датчика наклона.

Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров.

Социально – коммуникативное развитие. Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями, совместно обучаться в рамках одной группы.

Подготовка и проведение демонстрации модели. Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами.

Становление самостоятельности: распределять обязанности в своей группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи, создавать модели реальных объектов и процессов, видеть реальный результат своей работы.

Речевое развитие. Общение в устной форме с использованием специальных терминов. Создание сценария с диалогами с помощью моделей. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами при помощи моделирования. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей.

Художественно-эстетическое развитие. Становление эстетического отношения к окружающему миру, стимулирование сопереживания персонажам в проблемных ситуациях, формирование художественного вкуса при создании различных моделей; реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей. Физическое развитие Приобретение опыта в двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере при сборке и программировании моделей.

2.2 Методы и приемы реализации программы кружка

Методы Приемы

Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных, для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.

Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.

2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

LEGO-конструирование и робототехника – эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка.

В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.

На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы

родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с целями и задачами обучения.

Формы взаимодействия с родителями:

- ознакомление родителей с дополнительной образовательной программой кружка, ее содержанием;

- консультативная работа по запросам родителей (индивидуальная, групповая);

- беседы с родителями об успехах их детей;

- проведение выставок, итоговая презентация результатов кружка.

3. Организационный раздел

3.1 Срок реализации программы

Организация кружка: проводится 2 раза в неделю во второй половине дня.

Длительность: 20-25 мин.

Срок реализация: октябрь 2021г. - май 2022г.

Участники программы: воспитатели, дети и родители.

Форма работы: подгрупповая, индивидуальная.

3.2 Материально-техническое обеспечение программы

Наименование; Назначение

Конструктор Lego «Городские жители» Duplo 45010 Набор содержит фигурки, представляющие людей всего мира, в том числе и детей. Отождествляя себя с представителями определенной расы и поколения, дети учатся различать и понимать различные культуры.

Конструктор «Увлекательная математика» 45210 С помощью набора «Увлекательная математика» детей можно познакомить с: наглядными решениями задач; правилами счёта и умножения; ходом решения примеров; работой в паре; новыми терминами и словами.

LEGО Первые механизмы 9656 В этот набор входят восемь механических моделей и восемь цветных двусторонних карточек с инструкциями. Благодаря набору, можно решать технические задания по изучению первых механизмов.

STEM-набор «Робомышь» Наука, технологии, проектирование, основы математики - все это в наборе "Мышиный код Делюкс. Основы программирования". В набор входит все необходимое для освоения данных областей знания. "Мышиный код. Делюкс" знакомит с базовыми понятиями программирования, а именно:

- С этапами программирования;

- Логикой программирования;

- Способствует развитию критического мышления;

- Прекрасно подходит как для индивидуальной, так и для групповой игры.

Bee-Bot «Умная пчела» Bee-Bot является идеальной отправной точкой для обучения детей программированию. Работа с Bee-Botучит детей структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает массу возможностей для изучения причинно -следственных связей.

Конструктор UARO UARO – инновационные конструкторы для детского сада, сочетающие в себе робототехнику и интерактивное программирование.

Конструктор имеет:

- яркие детали, соединяемые с помощью пластиковых болтов и отвёрток,

- есть детали для крепления кирпичиков LEGO Duplo, -программирование с помощью цветных кубиков, размещающихся на специальном поле,

-мобильное приложение UARO для программирования, -в наборе есть электромотор, LED-дисплей, блок для воспроизведения мелодий, датчик движения (инфракрасный, переключатель

3.3 Комплексно-тематическое планирование программы кружка

Неделя Тема Содержание оборудование

Октябрь

1 Знакомство с Lego-деталями Познакомите детей с деталями конструктора Lego Конструктор Lego

2 Д/и «Найди пару» Развивать умение группировать с учетом выделения одинаковых признаков. Конструктор Lego

3 Д/и «Чудесный мешочек» Учить детей узнавать знакомые детали на ощупь. Конструктор Lego

4 Д/и «Собери по образцу» Измерение длины с использованием мерки Конструктор «Увлекательная математика» 45210

Ноябрь

1 «День народного единства» Учить создавать постройки по собственному замыслу. Конструктор Lego «Городские жители» Duplo 45010

2 «Вентилятор» Учить детей работать со схемами. Конструктор Lego «Первые механизмы» 9656

3 «Юла» Знакомство с шестеренками Конструктор Lego «Первые механизмы» 9656

4 «Качели» Освоение навыков проектирования Конструктор Lego «Первые механизмы» 9656

Декабрь

1 «Робомышь» Познакомить детей с STEM-набором «Робомышь» STEM-набор

«Робомышь»

2 «Кусочек сыра» Учит детей программированию. STEM-набор

«Робомышь»

3 «Фантазии» Развивать у детей творчество и способность к самостоятельному программированию. STEM-набор

«Робомышь»

4 Д/и «Бабочка» Упражнение в симметричном изображении предметов Конструктор «Увлекательная математика» 45210

5 «Мешок подарков» Закрепление знаний основных цветов и их оттенков, навыков счета, ориентирования на плоскости (сбор геометрических фигур на поле) STEM-набор

«Робомышь»

Январь

1 «Собери снежки» Начить работать с карточками-заданиями, соблюдать алгоритм программирования. STEM-набор

«Робомышь»

2 «Вкусная пицца» Учить соблюдать алгоритм программирования (сбор продуктов для пиццы). STEM-набор

«Робомышь»

3 «Парусная лодка» Совершенствование умений анализировать схему и постройку. Конструктор Lego «Первые механизмы» 9656

Февраль

1 «Хоккеист» Совершенствовать навыки работы с конструктором, соблюдение алгоритма сборки. Конструктор Lego «Первые механизмы» 9656

2 «Машина» Развитие мышления, логики, интереса к наукам Конструктор Lego «Первые механизмы» 9656

3 «Профессии» Познакомить детей с «Умной пчелкой» и научить её программировать. Bee-Bot «Умная пчела»

4 «Подводный мир» Совершенствовать навыки программированию и закрепление знаний о животных подводного мира. Bee-Bot «Умная пчела»

Март

1 «Программируемый робот» Познакомить детей с конструктором UARO, объяснить меры безопасности при работе с ним. Конструктор UARO

2 «Робот друг» Научить детей работать с данным конструктором, закреплять название деталей Конструктор UARO

3 «Покатаемся на качелях» развивать навык конструирования с УАРО. Конструктор UARO

4 «Щенок» Формирование знаний и правил поведения с питомцами. Собрать робота –щенка, соблюдая алгоритм сборки. Конструктор UARO

Апрель

1 «Собака» Закрепление работы с шестеренками и алгоритмом их связи в модели. Конструктор Lego «Первые механизмы» 9656

2 «День сказок» Уметь отгадывать загадки и программировать робота к верному ответу. Bee-Bot «Умная пчела»

3 «Правила ПДД» Закрепление ПДД и отображение их при программировании робота. Bee-Bot «Умная пчела»

4 «Рамка для фото» Развивать у детей воображение и творческое мышление. Конструктор UARO

5 «Лягушка» Формировать знания о пресноводных, местах их обитания. Развивать инженерные способности. Конструктор UARO

Май

1 «Бабочка» Формировать знания у детей о насекомых. Закрепления навыков работы с батарейным блоком, закрепления правил безопасности. Конструктор UARO

2 «Скорая помощь» Формировать знания у детей о здоровом образе жизни. Формирование навыка конструирования с новым видом конструктора. Конструктор UARO

3 «Жираф» Формировать знания детей о многообразии животного мира, его особенностях и классификации по определенным признакам. Развивать навык конструирования. Конструктор UARO

4 «Кран» Формировать знания о спецтехнике, закреплять знания при работе с конструктором. Конструктор UARO

3.4 Список методических пособий к программе кружка

1. С. А. Аверин, А. Б. Теплова. Образовательный модуль: «Робототехника». ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» А. Б. Теплова, 2019 г.

2. Волосовец Т. В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 112с.

3. А. Б. Теплова, С. А. Аверин Образовательный модуль : «Робототехника». ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2019 г.

4. «LEGO в детском саду». Парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений «LEGO Education». Маркова В. А., Житнякова Н. Ю. – М., 2018.

Публикации по теме:

Конспект занятия с применением конструктора Robotics «Клуб инженеров нано-разработок «Космическая одиссея»Конспект занятия с применением конструктора Robotics «Клуб инженеров нано-разработок «Космическая одиссея» Цель педагогического мероприятия:Формирование основ инженерного мышления в процессе использования элементов системы STEM образования в процессе.

«Клуб выходного дня» (работа кружка «Я познаю мир»)«Клуб выходного дня» (работа кружка «Я познаю мир») Зима – это удивительное время года, которое славится своей красотой природы, лёгкими и жгучими морозами и теми видами спорта которыми мы.

Методическая разработка «Музыкальный досуг юных инженеров» для детей 6–7 летМетодическая разработка «Музыкальный досуг юных инженеров» для детей 6–7 лет Как организовать музыкально-конструктивную деятельность: "Музыкальный досуг юных инженеров"Цель музыкально-конструктивной деятельности:.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию план работы кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы. Каждый ребенок хочет ощутить.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 2 Пояснительная записка: «Тактильные ощущения несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 1 Цель: Развитие у детей тактильного, зрительного, слухового восприятия, мелкой моторики и речи. Задачи: Обучающие: 1. Формировать у детей.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Серия конспектов по лего-конструированию Добрый вечер, уважаемые коллеги! Сегодня представляю вашему вниманию, совместно с творческой группой (Попова Е. В., Бицура О. В. и я, серию.

Занятие по лего конструированию «В зоопарке» «В зоопарке». Часть 1Цель: Развивать пространственное воображение, внимание, память. Задачи: 1. Вспомнить основные детали LEGO, 2. Освоить.

Автор публикации:
Программа кружка по лего-конструированию и робототехнике «Клуб юных инженеров» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 16 ноября 2021 в 21:01
+229Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка по лего-конструированию и робототехнике «Клуб юных инженеров» для детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сергеевна Сидоренко (УИ 161977) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД