Папки-передвижки

Программа кружка «Любознайка»

Наталья Труфанова
Программа кружка «Любознайка»

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.

Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире, поэтому нужно предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.

Публикация «Программа кружка „Любознайка“» размещена в разделах

Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность Программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. 3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Познавательная потребность во многом определяет развитие личности. Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

Кружковая деятельность расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.

1.2. Цель и задачи программы

Основная цель программы кружка :

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

6. Развивать коммуникативные навыки

1.3. Нормативно-правовое обеспечение программы

Соответствие требованиям ФГОС

Отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов осуществляю на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155)

Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает наличие у воспитателей ДОО компетенций, необходимых для успешного использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребенка в образовательном процессе.

Положение о кружковой работе

Приказ об организации кружковой работы ДОУ.

1.4. Принципы реализации программы

Программа построена на основе следующих принципов:

• Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.

• Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития.

• Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития.

• Принцип «развивающей интриги».

• Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.

• Принцип деятельного подхода к развитию личности.

• Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности.

• Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности.

• Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания).

1.5. Предполагаемый результат

• Проявление интереса к исследовательской деятельности;

• Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;

• Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;

• Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;

• Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;

• Развитие коммуникативных навыков.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

II. Содержательный раздел.

2.1. Содержание образовательной деятельности с обучающимися.

№ п/п Наименование

раздела Количество

занятий Форма проведения

1. Экспериментирование

с песком, глиной 1 Обследование, практическая деятельность

2. Экспериментирование

с водой 1 Практическая деятельность

3. Экспериментирование

с воздухом 1 Практическая деятельность

4. Наблюдение за жизнью растений 1 Практическая деятельность

5. Человек 2 Практическая деятельность

6. Экспериментирование

с предметами 12 Обследование, практическая деятельность, наблюдение за опытом взрослого

Итого 18

п/п срок Тема занятия Количество занятий

1. Сентябрь Песок и глина – наши помощники 1

2. Удивительные свойства воды 1

3. Октябрь Удивительные свойства воздуха 1

4. Почва живая земля 1

5. Ноябрь Как устроена дыхательная система человека 1

6. Что умеют наши глаза и уши 1

7. Декабрь Испытание магнита 1

8. Мир бумаги 1

9. Январь Как принцесса Ниточка всю семью одевала 1

10. Сами монтеры 1

11. Февраль Свойства дерева и металла 1

12. Мир камней 1

13. Март В мире стекла 1

14. Волшебное зеркало 1

15. Апрель Волшебное электричество 1

16. Как работает термометр 1

17. Май Извержение вулкана 1

18. Катапульта 1

Итого: 18

Тематический план занятий.

Тема: «Песок и глина — наши помощники»

Задачи:

1. Дать представление о свойствах песка и глины.

2. Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина - полезные ископаемые.

3. Воспитывать любознательность.

4. Активизация словаря: сыпучий, твердая.

Тема: «Удивительные свойства воды»

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.

2. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

3. Воспитывать бережное отношение к воде.

Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.

2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Тема: «Почва – живая земля»

Задачи:

1. Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека.

2. Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.

3. Развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и ответы своих товарищей по последовательности, точности описания свойств почвы и ее значения в жизни растений и человека

Тема: «Как устроена дыхательная система»

Задачи:

Дать представления об органах дыхания, отметить их важное значение для человека.

Расширять кругозор детей, их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка, ребра, легкие).

Познакомить детей с новым комплексом дыхательной гимнастики для укрепления носоглотки, верхних дыхательных путей и легких.

Подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними.

Тема: «Что умеют наши глаза и уши»

Задачи:

1. Обобщать и расширять знания детей о функциях органов слуха и зрения, на основе опытов;

2. Тренировать способность приобретать знания, путем экспериментирования, формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности;

3. Развивать логическое мышление, разговорную речь, обогащать словарный запас, расширять кругозор;

4. Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств.

Тема: «Испытание магнита»

Задачи:

1. Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком.

2. Развивать у детей мышление, сообразительность.

3. Воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, чувство коллективизма, взаимопонимание.

Тема: «Мир бумаги»

Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Задачи:

1. Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

2. Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.

3. Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.

4. Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни. Научить определять свойства бумаги разных видов (гигиеническая, писчая, картон).

Тема: «Как принцесса Ниточка семью одевала»

Задачи:

1. Помочь детям самостоятельно определить некоторые свойства ткани.

2. Учить подбирать ткань для одежды разных видов.

3. Познакомить с понятием «ателье и заказ».

4. Закрепить знания детей о свойствах знакомых материалов – бумага, целлофан, их прочности и использовании в быту.

5. Развивать мыслительную деятельность в ходе экспериментов.

6. Активизировать словарь детей соответствующими тем словами.

7. Воспитывать желание помогать другим в трудных ситуациях, доброжелательность и интерес к экспериментированию.

Тема: «Сами монтёры»

Задачи:

1. Познакомить детей со свойством натяжной нити; проводимостью звука по нитке в различных предметах: пластиковых стаканчиков, спичечных коробках.

2. Познакомить с работой простого телефона; развивать навыки проведения лабораторных работ; закрепить умение работать с прозрачной посудой; закрепить умение работать с предметами, соблюдая меры безопасности.

3. Развивать социальные навыки, умение работать с партнёром, отстаивать собственное мнение.

4. Активизировать словарь детей глаголами и существительными по теме.

Тема: «Свойства дерева и металла»

Задачи:

1. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла.

2. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путём.

3. Развивать гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность обобщений.

Тема: «Мир камней»

Задачи:

1. Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях.

2. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

3. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

4. Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Тема: «В мире стекла»

Задачи:

1. Помочь детям выявить свойства стекла (прочность, прозрачность, цветное, гладкое).

2. Развивать любознательность.

3. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Тема: «Волшебное зеркало»

Задачи:

1. Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.

2. Развивать познавательные способности детей.

3. Совершенствовать речь детей, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Поощрять самостоятельность суждений.

4. Закрепить правила безопасного обращения с хрупкими предметами.

Тема: «Волшебное электричество»

Задачи:

1. Обобщать знания детей об электричестве;

2. Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;

3. Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

4. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

5. Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;

6. Воспитывать умение работать в коллективе.

Тема: «Как работает термометр»

Задачи:

1. Познакомить с работой термометра;

2. Учить выдвигать предположения, формулировать проблему, делать выводы, анализировать;

3. Формировать знания правил безопасного поведения при проведении опытов;

4. Развивать мелкую моторику рук, мышление, память, воображение, любознательность, наблюдательность, активизировать словарь.

Воспитывать аккуратность при проведении опытов.

Тема: «Извержение вулкана»

Задачи:

1. Познакомить детей с природным явлением - вулканом.

2. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.

3. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.

4. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность

Тема: «Катапульта»

Задачи:

1. Продолжать приобщать к навыкам элементарной экспериментальной деятельности;

2. Путем несложных исследовательских действий подвести к выводу о зависимости высоты подъема предметов на катапульте от их форм;

3. Содействовать развитию дивергентного мышления, способности к умозаключениям;

4. Воспитывать уверенность в своих силах через создание ситуации успеха.

5.

III. Организационный раздел.

3.1. Сетка НОД

Вторник 15.15. -15.40

Четверг 15.15.-15.40.

3.2. Формы, средства, способы реализации Программы

Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

Режим занятий: 2 раза в месяц, продолжительность – 25 минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

Игровые приё мы:

моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;

повтор инструкций;

выполнение действий по указанию детей;

«намеренная ошибка»;

проговаривание хода предстоящих действий;

предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;

фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.

3.3. Материально-техническое обеспечение программы

Оборудование детской лаборатории:

Приборы - «помощники» : лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

разные виды бумаги, ткани;

медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т. д.

Дополнительное оборудование:

специальная одежда (халаты, фартуки);

контейнеры для сыпучих и мелких предметов;

карточки-схемы для проведения эксперимента;

индивидуальные дневники экспериментов;

правила работы с материалом;

индивидуальные дневники.

3.4. Педагогическая диагностика

Показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью являются:

Уровни Отношение к экспериментальной деятельности Отношение к экспериментальной деятельности Планирование Реализация Рефлексия

Высокий Познавательное отношение устойчиво.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении

всей деятельности.

В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. Формулирует в речи - достигнут

или нет результат, замечает

неполное соответствие

полученного результата

гипотезе. Способен

устанавливать разнообразные временные,

последовательные,

причинные связи.

Делает выводы.

Средний В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. Может сформулировать

выводы самостоятельно

или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения

и пользуется

доказательствами с помощью взрослого.

Низкий В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес. Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым. Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов. Не может сформулировать

выводы самостоятельно

только по наводящим

вопросам.

Овладение детьми вышеуказанными знаниями, умениями и навыками фиксирует в таблице в начале и конце года.

№ п/п Ф. И. ребенка Отношение к экспериментальной деятельности Целеполагание Планирование Реализация Рефлексия

3.5. Учебно-методическое обеспечение программы

Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Михайлова З. А Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011

Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.

Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Сфера, 2010

Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Учитель, 2011

Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Учитель, 2011

Михайлова З. А., Полякова М. Н., Ивченко Т. А. Образовательная область "Познание". Методический комплект программы "Детство" СПб. : ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013 г.

Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009

Публикации по теме:

План-программа фольклорного кружка «Сударушка» План – программа Фольклорного кружка «Сударушка» Сентябрь 1 неделя: «Пришел Тит и Варфоломей, значит осень у дверей» - встреча осени 2.

Программа кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию план работы кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы. Каждый ребенок хочет ощутить.

Программа кружка по вышиванию «Волшебная иголочка» .

Программа кружка с использованием цветных палочек Кюизенера Программа кружка "Цветные палочки" для детей второй младшей группы. Кычкина А. Е Пояснительная записка. Ребенок по своей природе – исследователь,.

Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп»Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп» Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив.

Программа кружка «Волшебная тестопластика»Программа кружка «Волшебная тестопластика» Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Автор публикации:
Программа кружка «Любознайка»
Опубликовано: 5 сентября 2021 в 14:52
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка «Любознайка»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Труфанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД