МААМ-картинки

Программа кружка «Метеоролог»

Анастасия Стамикова
Программа кружка «Метеоролог»

Программа кружка «Метеоролог»

Кружок «Метеоролог» ориентирован на учащихся 6-ых классов, которые уже изучили на уроках географии раздел «Атмосфера» и выразили интерес к его содержанию, то есть хотели бы знать больше о погоде и метеорологических наблюдениях, научиться «предсказывать» погоду.

Публикация «Программа кружка „Метеоролог“» размещена в разделах

Цель создания кружка - создание условий для индивидуального развития учащихся в избранной сфере познавательных интересов. Задачи кружка :

предметные:

1)показать возможности применения знаний и умений, приобретенных на уроках географии при изучении раздела «Атмосфера», для решения практических задач;

2) сформировать навыки работы с метеорологическими приборами;

3) научить устанавливать причинно - следственные связи между элементами погоды и на этой основе прогнозировать её изменения;

4) познакомить учащихся с профессией метеоролога;

метапредметные:

1) приобщить учащихся к участию в исследовательской и проектной деятельности;

2) развивать у детей субъективно новые способы познавательной деятельности, связанные с проведением самостоятельных наблюдений, получением, обработкой и анализом полученной информации;

3) формировать навыки регулятивной деятельности (ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной задачей);

личностные:

1) укрепить познавательные мотивы к овладению знаниями об окружающей среде,

2) развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Основным планируемым результатом работы кружка должно стать формирование инициативной группы обучающихся, которые в дальнейшем (в 7-8 классах) будут работать в постоянной сети наблюдений за состоянием атмосферы на школьной метеостанции (метеоплощадке).

Программа рассчитана на 12 занятий по 2 часа, всего 24 часа.

Полностью программа помещена в Приложении 1.

Ценность данной программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на знакомые явления с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и анализу, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Таким образом, программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный и деятельностный подходы.

Приложение 1

Рабочая программа кружка «Метеоролог»

(составлено автором)

Класс 6

Количество часов по программе - 24

Пояснительная записка

Кружок «Метеоролог» ориентирован на учащихся 6-ых классов, которые уже изучили на уроках географии раздел «Атмосфера» и выразили интерес к его содержанию, то есть хотели бы знать больше о погоде и метеорологических наблюдениях, научиться «предсказывать» погоду.

Цель кружка - создание условий для индивидуального развития учащихся в указанной сфере познавательных интересов.

Задачи кружка :

предметные:

1) показать возможности применения знаний и умений, приобретенных на уроках географии при изучении раздела «Атмосфера», для решения практических задач;

2) сформировать навыки работы с метеорологическими приборами;

3) научить устанавливать причинно - следственные связи между элементами погоды и на этой основе прогнозировать её изменения;

4) познакомить учащихся с профессией метеоролога;

метапредметные:

1) приобщить учащихся к участию в исследовательской и проектной деятельности;

2) развивать у детей субъективно новые способы познавательной деятельности, связанные с проведением самостоятельных наблюдений, получением, обработкой и анализом полученной информации;

3) формировать навыки регулятивной деятельности (ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной задачей);

личностные:

1) укрепить познавательные мотивы к овладению знаниями об окружающей среде,

2) развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Основным планируемым результатом работы кружка должно стать формирование инициативной группы обучающихся, которые в дальнейшем (в 7-8 классах) будут работать в постоянной сети наблюдений за состоянием атмосферы на школьной метеостанции (метеоплощадке).

Основной формой организации деятельности учащихся на занятиях кружка является групповая, реже – индивидуальная работа.

Занятия организуются таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, при этом 2/3 учебного времени отводится практической работе. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

При реализации программы предусматривается использование следующих основных педагогических подходов, методик и технологий:

- эвристическая беседа;

- наблюдение;

- моделирование;

- исследовательская деятельность;

- прогнозная деятельность;

- проектная деятельность;

- информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированный подход;

- здоровьесбережение.

Материально-техническое обеспечение: данная программа может быть реализована на базе как автоматической метеостанции, так и стандартной метеоплощадки в школе. На занятиях используется следующий набор метеорологических приборов : термометр, психрометр, барометр-анероид, флюгер, анемометр, осадкомер.

Целесообразно проведение 12 занятий по 2 часа, всего 24 часа.

Тематический план занятий кружка

Раздел, тема Количество часов

Всего Теорет Практ

Введение. «Я – метеоролог». 2 1 1

Раздел 1. Метеорологические элементы и их измерение.

Температура воздуха

2

1

1

Атмосферное давление 2 1 1

Облачность, влажность, осадки 2 1 1

Ветер 2 1 1

Раздел 2. Погода и её предсказание.

Наблюдение и анализ погоды

4

-

4

Синоптическая карта 2 - 2

Прогноз погоды 2 1 1

Погода и человек 2 2 -

Итоговая проектная работа. 4 - 4

Всего: 24 8 16

Содержание программы

Введение. «Я – метеоролог» (2 часа).

Профессия метеоролог. Чем занимаются метеорологи? Организация метеорологических наблюдений в мире и в нашей стране.

Раздел 1. Метеорологические элементы и их измерение (8 часов).

1. Температура воздуха. Измерение температуры с помощью термометра. Шкалы температур (по Цельсию и Фаренгейту). Как правильно установить термометр. Виды термометров. Суточный ход температуры. Средняя температура и амплитуда температур (суточная, месячная, годовая). Изотермы.

2. Атмосферное давление. Единицы измерения. Барометр-анероид: устройство, использование. Высокое и низкое атмосферное давление. Циклоны и антициклоны. Что показывает изменение атмосферного давления? Атмосферные фронты и их погода. Изобары.

3. Облачность, влажность, осадки. Откуда берутся облака? Виды облаков. Наблюдение за облаками. Шкала облачности.

Абсолютная и относительная влажность воздуха, единицы их измерения. Психрометр: устройство и использование.

Виды атмосферных осадков, их обозначение. Осадкомер: устройство, установка и использование. В чем измеряются осадки? Изогиеты.

4. Ветер. Направления и румбы ветров. Скорость ветра. Какие бывают ветры? Штиль, шторм, ураган… Шкала силы ветров. Приборы для измерения направления и скорости ветра: флюгер, анемометр. Принцип их действия, особенности установки и использования. Обозначение направления и силы ветра на карте.

Раздел 2. Погода и её предсказание (10 часов).

1. Наблюдение и анализ погоды. Обработка учащимися результатов метеорологических наблюдений. Построение графиков температур и осадков, розы ветров. Анализ парных зависимостей между метеорологическими элементами : температурой и давлением воздуха, температурой и влажностью, влажностью и давлением.

Типы погоды. Построение диаграммы типов погоды своей местности.

2. Синоптическая карта. Условные обозначения на синоптической карте. Чтение погодных условий по синоптической карте.

3. Прогноз погоды. Как составляется прогноз погоды? Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы. Мы – синоптики: как сделать краткосрочный прогноз погоды по наблюдениям за атмосферным давлениям, влажностью воздуха, облаками и ветром?

4. Погода и человек. Погода и транспорт. Что такое «нелётная» погода, её признаки?

Погода и сельское хозяйство. Понятие о вегетационном периоде растений, его температурные границы. Влияние на сельское хозяйство отрицательных погодных явлений (заморозки, град, засуха, пыльная буря и др.).

Погода и здоровье человека. Признаки щадящей и раздражающей погоды. Понятие о метеозависимости.

Итоговая проектная работа (4 часа) : создание атласа погод своей местности за период наблюдений.

Освоив данную программу, учащиеся должны знать:

что такое погода и её элементы; какие взаимосвязи существуют между элементами погоды;

как осуществляются метеорологические наблюдения;

как осуществляется прогноз погоды;

как погода влияет на разные стороны жизни человека;

устройство и назначение термометра, барометра, флюгера, анемометра, гигрометра, осадкомера;

Учащиеся должны уметь:

проводить самостоятельные метеорологические наблюдения и измерения с помощью метеорологических приборов, фиксировать их результаты, обобщать и делать выводы;

читать синоптическую карту и делать выводы по ней;

составлять элементарный краткосрочный прогноз погоды;

Учащиеся должны владеть навыками:

исследовательской и проектной деятельности;

регулятивной деятельности, позитивного общения, взаимодействия и сотрудничества в рамках совместного решения поставленных задач.

Рекомендуемая литература

Для учителя

1. Данлоп, С. Атлас погоды. Атмосферные явления и прогнозы. – М. : «Амфора», 2010. -192с. – URL : https://www.livelib.ru/book/1000442969-atlas-pogody-atmosfernye-yavleniya-i-prognozy-storm-danlop

2. Моргунов, В. К. Основы метеорологии, климатологии. Метеорологические приборы и методы наблюдений. Учебник. — Ростов н/Д. : Феникс. — Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005. — 331 с. – URL : https://bookre.org/reader?file=1221655

3. Ходжаева, Г. К. Метеорологические методы и приборы наблюдений: Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. —189 с. –URL : https://nvsu.ru/ru/Intellekt/1135/Hodzhaeva G.K./Meteorologicheskie metodi i pribori nablyudeniy-Uch posobie-2013.pdf

Для учащихся

1. Астапенко, П. Д. Вопросы о погоде (что мы о ней знаем и чего не знаем). 2-е изд., испр. и доп. — Л. : Гидрометеоиздат, 1986. — 392 с. — (Научно-популярная библиотека школьника). – URL : https://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/Nauchno-populyarnaya_biblioteka_shkolnikа

2. Летягин, А. А. География. Начальный курс. 5-6 класс. – М. : Вентана-Граф, 2013.

3. Лобжанидзе, А. А. География. Планета Земля. 5-6 класс. – М. : Просвещение, 2013.

4. Угрюмов, А. Когда пойдет дождь? Занимательная метеорология. ( Серия: Занимательная наука). – М. : ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, 2014. – 128с. – URL : https://www.labirint.ru/books/457443/

Интернет-сайты

https://meteoinfo.ru/ - Гидрометцентр России

https://www.gismeteo.ru/

https://meteo59.ru/book/obshhee/professiya_meteorolog.php - Метеоролог и я - просто о сложном: Научно-популярный сайт по метеорологии

Публикации по теме:

Проект экологической направленности «Юный метеоролог» Старший воспитатель Стёпина Елена васильевна Детский сад «Ладушки» г. Рославля Смоленской области функционирует с 2007 года. Работа по.

Проект «Юный метеоролог» Актуальность проекта: почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый.

Программа кружка «Игрушки — оригамушки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 Рассмотрено на педагогическом совете Утверждено Протокол.

Программа кружка по тестопластики «Мукасолька» Программа кружка по тестопластики «Мукасолька» Художественно-эстетическое направление «Истоки творческих способностей и дарования детей.

Программа кружка «В гостях у сказки» Администрация городского округа город Фролово Волгоградской области Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Центр.

Программа кружка «Юный исследователь» Программа «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» (экспериментально – исследовательская направленность) Возраст участников: 3 – 4 года Срок реализации:.

Программа театрального кружка «Теремок» Пояснительная записка Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению.

Рабочая программа кружка «Говорушки» Рабочая программа по реализации социально-педагогического направления дошкольного возраста «Говорушки» Статус программы: рабочая программа.

Рабочая программа кружка «Бумагопластика» Рабочая программа кружка «Бумагопластика» Пояснительная записка Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого.

Рабочая программа кружка по пластилинографии Филиал МОУ Зеленорощинской СОШ-детский сад «Дубравушка» Рабочая программа кружка «Волшебный пластилин» в старшей группе «Карамелька».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Метеоролог»
Опубликовано: 25 октября 2017 в 18:23
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД