Виктория Рыкова
Программа кружка «Народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Народная игрушка-одна из интереснейших страниц истории нашей культуры.
В ее основе-простота и выразительность, доброта и сказочность, фантазия и искренность. Она полна своеобразного и добродушного юмора делавшей ее, хотел передать детям то, что радовало его самого. Поэтому такая игрушка всегда близка и понятна детям. Ее можно сделать своими руками. Она одновременно развивает и голову и руки.
Публикация «Программа кружка „Народная игрушка“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании ребенка. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера-природы. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали назначение детской игрушки-забавлять ребенка, помогая ему познавать мир. Народные игрушки способны гармонизировать сферу человеческих отношений. Тряпичная или деревянная кукла, глиняный конек или птица-свистулька понятны современным детям. Игра с ними содержательна и разнообразна. Она развлекает и дарит положительные эмоции, отражая праздничные традиции родного народа.
Такая игрушка, как матрешка, это одна из самых функциональных кукол. Дети раскладывающие и складывающие фигурки, незаметно осваивают понятия размера, формы, цвета. Став старше дети могут играть несколькими веселыми куклами в большую и дружную семью. В связи с этим игрушка становиться могучим средством, с помощью которого ребенок эмоционально осмысливает окружающий мир, развивает свои способности.
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам роли народной игрушки в процессе воспитания ребенка.
Актуальность:
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Они идут в магазины и видят эти игрушки, и родители им покупают. К сожалению, очень редко встретишь таких родителей, которые покупают для своих детей народные игрушки, ценят их, объясняют детям, откуда пришли к нам такие игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Цели и задачи кружка.
Цель:
Развитие художественных способностей детей.
Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций.
Уметь различать русские и бурятские игрушки.
Задачи:
Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;
воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству.
познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
Формировать знания о русских и бурятских игрушках, материалах, способах и технологиях, необходимых для их изготовления.
Развивать эстетическое, образное восприятие, эстетические чувства;
Планируемые результаты кружка :
- Дети проявляют интерес к народным игрушкам, народно-прикладному искусству, промыслам;
- Освоили элементы росписи;
- Овладели знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
- Проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
- Возросла речевая активность детей в разных видах деятельности;
- Дети знают разнообразные виды русских и бурятских игрушек, содержания игр с ними;
- Дети умеют находить различия между русской и бурятской игрушкой;
- Умеют организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с игрушкой;
- У детей сформированы знания о русских и бурятских игрушках, материалах, способах и технологиях, необходимых для их изготовления.
План занятий кружка.
Тема срок Совместная и самостоятельная деятельность с детьми.
«Матрешка – символ страны»
1 неделя сентября Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки;
Аппликация «Матрешка»;
Игра: «У Матрешкиной сестрицы…».
«Матрёшка – подружка»
2 неделя сентября Лепка «Весёлые матрёшки»
Чтение сказки «В некотором царстве, в деревянном государстве…».
«Дымковская игрушка»
3 неделя сентября Чтение стихотвоорения «Дымковские игрушки»;
Лепка «Дымковская лошадка»;
Пальчиковая гимнастика «Дымковская барышня».
«Дымковские кони»
4 неделя сентября Рисование Дымковского коня;
Игра «Выпавший кусочек».
«Ложки – народный музыкальный инструмент»
1 неделя октября Прослушивание русских народных песенок;
Игра на ложках;
Игра «Найди ложку».
«Деревянные ложки»
2 неделя октября Раскрашивание ложек
Игра «Что лишнее»
«Филимоновская игрушка»
3 неделя октября Рассматривание иллюстраций с изображением «Филимоновской игрушки»;
Чтение стихотворения «Филимоновский козлик»;
Раскрашивание «Филимоновской игрушки».
«Филимоновская лошадка»
4 неделя октября Лепка «Филимоновская лошадка»;
Чтение сказки «Филимоновская игрушка».
История тряпичной куклы
1 неделя ноября Знакомство с тряпичной куколкой;
Чтение сказки «Куколка Покосница»;
Изготовление куклы «Пеленашки».
«Тряпичная куколка»
2 неделя ноября Игра «У Маланьи, у старушки»
Лепка «Девочка в сарафане»
«Народные игрушки»
3 неделя ноября Просмотр презентации «Народные игрушки»;
Дидактическая игра «Назови игрушку».
«Игрушки наших бабушек»
4 неделя ноября Беседа «какие были игрушки», «какая любимая игрушка детей»;
Аппликация «лошадка-качалка»
«Птица счастья»
1 неделя декабря Знакомство с игрушкой «Птица счастья»;
Просмотр иллюстраций «Птица счастья»;
Чтение сказки «Птица счастья»;
«Плешковская игрушка»
2 неделя декабря Знакомство «Плешковская игрушка»;
Просмотр иллюстраций «Плешковская игрушка»;
Рисование «Узоры на барышне».
«Плешковская баба»
3 неделя декабря Лепка изображения женщины «Баба»;
Игра «Веснянка».
«Новогодние народные игрушки»
4 неделя декабря Беседа «Какие были народные новогодние игрушки»;
Изготовления ёлочной игрушки «Матрешки»;
Игра «Заморожу»
«Глиняные игрушки»
3 неделя января Лепка игрушки «Свистулька-птичка»;
Просмотр иллюстраций «Из чего сделана игрушка»
Чтение сказки «Глиняная сказка»
«Кубышка-травница»
4 неделя января Знакомство с игрушкой «Кубышка-травница»;
Изготовление мешочка для Кубышки-травницы.
«Хохлома»
1 неделя февраля Просмотр иллюстраций с узором хохлома;
Рисование узора хохлома.
«Бурятские игрушки»
2 неделя февраля Знакомство с Бурятскими игрушками;
Просмотр иллюстраций с игрушками;
Игра «Отгадывание (Таалсалга»).
«Богородская игрушка»
3 неделя февраля Знакомство с «Богородская игрушка»;
Лепка «Косматый мишка»;
«Богородский мишка»
4неделя февраля Пальчиковая игра «Мишка»;
Чтение сказки «Мужик и медведь».
«Федосеевская игрушка»
1 неделя марта Знакомство с «Федосеевская игрушка»;
Аппликация грузовичка.
«Федосеевские балясы»
2 неделя марта
Рисование «Федосеевские цветы»
Игра «У медведя во бору».
«Городецкие узоры»
3 неделя марта Знакомство с Городецкими узорами.
Просмотр иллюстраций «Городецкие узоры»;
Рисование «поднос с городецким узором»
«Городецкая птица»
4 неделя марта Просмотр иллюстраций «Городецкая птица»;
Раскрашивание раскрасок с птицами;
Игра «Филин и пташки».
«Хохлома»
1 неделя апреля Просмотр иллюстраций с узором хохлома;
Рисование узора хохлома;
«Сине-голубое чудо гжели»
2 неделя апрель Просмотр иллюстраций с узором гжель;
Рисование «Тарелка с узором гжели»
«Павло-поссадские платки»
3 неделя апреля Просмотр иллюстраций «Павло-поссадские платки»;
Рисование Павло-поссадского платка.
«Изделия народных мастеров»
4 неделя апреля Знакомство с изделиями народных мастеров;
Чтение сказки «Цветок – Огонь и цветок «Снежинка».
«Жостовские подносы»
1 неделя мая Просмотр иллюстраций «Жостовские подносы»;
Рисование «Жостовские подносы».
«Игрушка-забава»
2 неделя мая Изготовление игрушки «Куколка»;
Чтение сказки "Русские забавы. Лови, не зевай!".
«Флюгер-вертушка»
3 неделя мая Знакомство с «Флюгер-вертушка»;
Аппликация «Флюгер-вертушка»;
Чтение сказки «О флюгере и двух ветрах».
«Гжельская роспись»
4 неделя мая Раскрашивание «Гжельский кувшин»;
игра «Ручеёк».