Программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Солнышко»

Татьяна Хафизова
Программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Солнышко»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №53» городского округа город Салават Республики Башкортостан

Образовательная программа кружка декоративно-прикладного искусства «Солнышко»

для детей 5-7 лет

Составил:

воспитатель Хафизова Т. Н.

г. Салават

Пояснительная записка

Актуальность.

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

К народным традициям должно

Быть величайшее внимание,

Их надо изучать и воспринимать всей душой,

их надо осваивать.

А. Б. Салтыков

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, Т. Я. Шпикалова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

ДПИ обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах ДПИ новизну и элементы сказочности.

В процессе создания предметов ДПИ у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются чёткие и достаточно полные представления о предметах ДПИ в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребёнком соединена с ним живым нервом, и всё, что передаётся психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, декоративно-прикладное искусство дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного, почему оно радует их. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной.

У детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.

В узорах декоративных росписей, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Также народное ДПИ способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Также развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов ДПИ и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

Творческие способности детей при применении ДПИ развиваются в разных направлениях:

- В предварительном создании эскизов на бумаге;

- В продумывании элементов узора;

- В расположении их на объёмах;

- В создании предметов декоративного характера;

- В умения найти способ изображения и оформления предмета;

- В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования в своих работах. В процессе овладения приёмами декоративной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, координация руки и глаза. Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мышц кисти ребёнка, формирует умения работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т. е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.

“Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.

Направление: Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов. Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением. Развитие творческих способностей в процессе приобщения детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Цель программы: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство. Подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Интегрированные адачи:

Образовательные:

- Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;

- Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством;

- Формировать эстетическое отношение к предметам.

- Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного искусства;

- Формировать знания детей о разных видах народного искусства, умение различать характерные особенности каждого вида росписи;

- Формировать умения детей использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;

- Формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников. Побуждать рассказывать о них.

- Формировать основы художественной культуры;

Развивающие:

- Развивать художественно-творческий вкус у детей;

- Развивать творческие способности детей, самостоятельность.

- Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие, эстетические чувства;

- Развивать практическое овладение нормами речи.

- Развивать навыки творческого рассказывания.

- Обогащать словарный запас детей.

- Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук.

- Способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);

- На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;

- Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

Воспитывающие:

- Воспитывать умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно;

- Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству и понимание связи между различными видами творчества (деревянное зодчество, керамические промыслы, русская народная музыка и фольклор).

- Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.

- Воспитывать эстетическое восприятие предмета; уважение к труду народных умельцев, интерес к их работе, желание создавать подобные игрушки.

Отличительные особенности данной программы: организация развивающей среды: использование нетрадиционные техник рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические и развивающие игры, технологические карты с элементами народной росписи, последовательности лепки изделий, создание условий для самостоятельной деятельности, иллюстрированный материал, видеозаписи, изделия декоративно-прикладного искусства, силуэтное моделирование, физминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей. Работа по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, через народный фольклор, обычаи и обряды, народные праздники и народной музыки усиливает восприятие детей.

Применяемые методы: метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Индивидуальная работа с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:

- Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.

- Определить возможные перспективные работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).

- Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Программа предполагает проведение детско-взрослой (партнёрской) формы совместной деятельности 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Срок реализации программы: 4 года.

Возраст детей: 3-7 лет.

Для проведения результативности проводится мониторинг в начале и в конце года.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в развлечениях, праздниках, досугах, посвященных народным промыслам, тематические выставки в детском саду.

Ожидаемый результат:

- Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;

- Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;

- Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;

- Лепят из глины декоративные изделия используя способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;

- Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.

- Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные в непосредственно-образовательной деятельности;

- Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;

- Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка;

- Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т. п.

- Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;

- Лепят из глины изделия, используя разнообразные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;

- Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;

- Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.

Методы оценки результативности программы:

Количественный анализ:

- посещаемость; статические данные; фиксация в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.

Качественный анализ:

- формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала.

Публикации по теме:

Занятие по декоративно-прикладному искусству «Хохломская роспись» в подготовительной группеЗанятие по декоративно-прикладному искусству «Хохломская роспись» в подготовительной группе Декоративно - прикладное искусство. Хохломская роспись. Познавательное развитие в подготовительной группе. Родиной хохломской росписи стала.

Фотоотчёт кружковой работы по декоративно-прикладному искусству «Волшебная нить»Фотоотчёт кружковой работы по декоративно-прикладному искусству «Волшебная нить» Добрый день, коллеги! Недавно я публиковала программу по кружковой работе по декоративно-прикладному искусству «Волшебная нить». Кружок.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Веселые матрешки» в средней группе Конспект по Декоративно прикладному искусству в средней группе Тема : Весёлые матрёшки Цель : Познакомить с росписью Полохов – Майдана.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в разновозрастной группе «В гостях у Хохломы»Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в разновозрастной группе «В гостях у Хохломы» Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству группа «Семицветики» воспитатель: Черкашина Т. Г. Тема занятия: «В гостях у Хохломы».

Библиотека изображений:
  • День мамы, 8 марта
  • День мамы, 8 марта
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Солнышко»
Опубликовано: 18 января 2019 в 23:41
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект урока по русскому языку «Правописание приставок»
Конспект урока по русскому языку во 2 «В» классе ( программа для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении 3 класса) Тема:...
Фотоотчет о занятии по рисованию «Военная техника»
Задачи: расширять знания детей об армии, продолжать формировать представления о родах войск, о защитниках Отечества; воспитывать любовь к Родине, чувства...
Фотоотчет о шахматном турнире совместно с родителями в подготовительной группе
Фотоотчет с шахматного турнира совместно с родителями в подготовительной группе Весь учебный год наших детей подготовительной группы посещал...
Мастер-класс по изготовлению сувенира  «Кружка в подарок папе ко Дню Защитника...
Приближается День Защитника Отечества, и ребята моей группы, по уже сложившейся традиции, были озабочены тем, что бы такое подарить папе, чем бы его...
Фотоотчет о конкурсе чтецов «О доблести, о Родине, об армии» для детей 5–7 лет
Приобщая детей к истории Родины и духовно-нравственным традициям своего народа в нашем детском саду 19. 02. 2019 года прошел конкурс чтецов: «О доблести, о...