Получи документы

Программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности «Юный исследователь» на 2019–20120 учебный год

Ирина Карпенко
Программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности «Юный исследователь» на 2019–20120 учебный год

Пояснительная записка программы «Юный Исследователь»:

Любой ребенок с рождения - исследователь, а экспериментирование - это способ познания окружающего мира, один из важнейших видов детской деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира, благодаря познавательной активности ребенка. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в дальнейшем успешности его обучения в школе.

Интерес дошкольников к окружающему миру, желание освоить все новое- основа формирования этого качества.

Публикация «Программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности „Юный исследователь“ на 2019–20120 учебный год» размещена в разделах

На протяжении всего дошкольного детства, на виду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений и навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я и выбрала детское экспериментирование и дала название кружку "Юный исследователь".

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта о его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, делать выводы- стимулирует развитие речи ребенка.

Детское экспериментирование, как специально организованная деятельность (кружок) способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Наряду с этим, создана программа кружковой работы на 2019- 2020 год.

Данная программа кружковой работы разработана для дополнительных занятий детей старшего возраста 5-6 лет.

Направление деятельности: Познавательно – речевое развитие.

Цель: Создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста, развитие любознательности и самостоятельности средствами экспериментирования.

Задачи:

1. Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики.

3. Расширить представление детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость)

4. Формировать у детей элементарные географические представления

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов

6. Воспитывать гуманное бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

7. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно-гигиенические навыки.

Ожидаемый результат:

• Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.

• Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.

• Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.

Данная программа имеет образовательный и развивающий характер, так как включает в себя систематический курс знаний, умений, навыков и предусматривает достижения определённого уровня образованности, и развития.

В условиях кружковой работы с детьми проводятся только плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные).

Проводится кружок 2 раза в неделю по вторникам и четвергам, длительностью 25-30 минут, с 16.00 – 16.30. В кружке занимаются 15 детей.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ЦЕНТРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам: «Песок и глина», "Вода", «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина», "Пластмасса", "Дерево", "Ткань" и т. д, расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.

Оборудование.

Приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка.

Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.

Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т. д.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

Красители: гуашь, акварель и т. д.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл, мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т. д.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т. д.

Дополнительное оборудование

Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов.

Карточки – схемы проведения экспериментов на плотной бумаге.

Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента.

На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ

Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Занятие базируется на экспериментальной работе детей, поэтому проводится в подгруппе детей не более 10 человек. Дети надевают лабораторные халаты или фартуки и размещаются стоя за столами.

Чтобы экспериментальная работа детей и проводимые вместе с ними лабораторные опыты были результативны, необходимо придерживаться следующих правил:

• Перед проведением опыта обязательно сформулировать перед детьми цель и конкретизировать задачи.

• Вместе с детьми найти пути достижения цели.

• Любой опыт включает специально организованное наблюдение.

• После завершения опыта необходимо привлечь детей к формулированию вывода о его результатах.

• Необходимо провести параллель между результатами эксперимента и реальным жизненным опытом детей.

Во время занятий дети делятся на микрогруппы по 2-4 человека (в зависимости от цели, которую ставит воспитатель).

Структура детского экспериментирования:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

- формулирование выводов.

Задания предлагаются не одному ребёнку, а нескольким (минимум двум). Можно предложить детям один предметный материал, с которым они будут работать, например, листок бумаги

Особенности решения образовательных и воспитательных задач учитывают принцип ориентированного подхода в обучении и воспитании обучающихся, который представляет собой определённую систему методических и организационных приёмов. Включают в себя индивидуальный, дифференцированный, личностный подходы.

По окончании курса, дети знают:

• свойства воды: (прозрачная, не имеет вкуса, запаха, жидкая, может течь; в воде одни вещества растворяются, а другие – нет; вода бывает тёплой, холодной, горячей; не имеет формы, в воде есть воздух).

• Агрегатные состояния воды.

• Явление радуги.

• Свойства воздуха (не имеет определённой формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, занимает место, тёплый воздух стремится подняться вверх).

• ветер – это движение воздуха.

• свойства песка и глины:

• Песок – сыпучее вещество, легко пропускает воду.

• Глина обладает связывающим свойством, почти не пропускает воду.

• Песок рыхлый, в отличие от глины.

• Песок состоит из песчинок, не прилипают друг к другу, а глина – из мелких, слипшихся песчинок. сравнивать свойства песка и глины:

• Магнит - выявляют способность магнита притягивать некоторые предметы (металлические)

• Свойства предметов - выявляют свойства материалов (ткани, бумаги, стекла, металла, пластмассы, дерева, резины)

• Полезные ископаемые- различные металлы

• Растения- Способы размножения

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

• Проявление интереса к исследовательской деятельности

• Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов.

• Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах

• Проявление самостоятельности в познании окружающего мира

• Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций

• Развитие коммуникативных навыков

Учебно-тематический план на 2019-2020 уч. год. 5-6 лет

(69 ч 2 раза в неделю) по опытно-экспериментальной деятельности.

Название блока Количество часов

1. Вводное занятие 1

2. Органы чувств 1

3. Человек и природа 2

4. Опыты с водой 14

5. Вес предметов 1

6. Вулканы и пещеры 2

7. Воздух 7

8. Растения 8

9. Камни 6

10. Свет и тень 1

11. Глина 1

12. Приборы- помощники 1

13. Опыты с песком 3

14. Магнит 4

15. Зеркало 1

16. Полезные ископаемые 4

17. Электричество 2

18. Свойства материалов 8

19. Заключительное занятие 1

20. Мониторинг 1

Всего: 69часов

Календарно-тематический план на 2019-2020

Темы игр - экспериментирования:

Сентябрь (Блок:"Человек ","Вода")

1. Вводное занятие: "Волшебная лаборатория"

2. "Я- человек". (Основные системы организма)

3."Человек и природа"

4. Органы чувств: "Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем"

5."Волшебная вода". (Вода повсюду)

6. "Знакомство с капелькой" 7."Превращение капельки". (Три состояния воды): жидкое, твердое, газообразное.

8. "Путешествие на чудо корабле". (Плавает или тонет)

Октябрь (Блок: "Вода","Воздух")

9. "Вода как растворитель". (Куда исчез сахар)

10. "Научи яйцо плавать"

11. "Знакомство с воздушным океаном". (Понятие- воздух)

12."Воздух повсюду". (Свойства воздуха)

13. "Воздух невидимка, невесомый как пушинка"

14."Откуда берутся волны на море?"(Движение воздуха)

15. "Что за невидимка, который нам нужен?". (Кислород)

16. "Путешествие на воздушном шаре".

Ноябрь (Блок:"Электричество","Камни")

17."Электричество"(Беседа). Опыт: "оживи волосы"

18."Электроприборы" 19"Каменная дорога"(Свойства камней)

20. "Домик для Наф- Нафа"(Исследование: какой дом прочнее)

21. Исследование: "камешки, растения, животные"

22. "Как человек использует камни?"

23. "Вулканы, пещеры"

24. Исследование: "Извержение вулкана"

Декабрь (Блок:"Вес","Вода"(Снег, лед)

25. "Бережем планету вместе!"(Опасность загрязнения воздуха для человека)

26. "Что такое вес?". (Игра "Угадайка")

27. "Приключение капельки в снежном царстве"(Свойства снега)

28. "Волшебный снежок"(Связь снега и тем. воздуха

29. "Что прячется в снегу?"

30. "Выращиваем кристаллы 31. "Льдинка в гостях у варежки"

32. "В гостях у снежной королевы"(Цветные льдинки)

Январь (Блок:"Магниты","Полезные ископаемые")

33."Фокусы с магнитами"

34. "Сила притяжения"(Магниты)

35. "Ловись рыбка большая и маленькая"

36. "Как работает компас?"

37. Исследование: "Сокровища хозяйки Медной горы"

38. Исследование: "Нагревается ли металл?"

Февраль(Блок:"Полезные ископаемые","Свойства материалов")

39. "Откуда берут железо?"

40. Исследование: "Соль бывает разной"

41. "Украшения из золота и серебра для Золушки"

42. "Такая разная бумага"(Свойства бумаги)

43. Бумага и вода "Водяные лилии"

44. "Мир ткани"(Свойства и виды ткани)

45. Д/и "Мы модельеры"

46. "Чудесное дерево"(Свойства дерева)

Март(Блок:"Свойства материалов" ,"Растения")

47. "Резиновые игрушки"

48. "Поисковый метод определения свойств и качеств пластмассы"

49. "Разноцветные стекляшки"

50. Волшебное зеркало. Игра "Поймай солнечного зайчика"

51. "Чудеса растений"(Эксперимент "Растения пьют воду ")

52. "Способы размножения растений"

53. "Почва- живое и неживое"(Строение почвы)

54. "В маленьком семечке прячется растение"(Посадка фасоли, гороха)

Апрель (Блок:"растения","Свет и тень","Приборы помощники")

55. Лабиринт. "Как растение ищет свет"

56. "Как Чипполино подружился с землей "(Посадка лука)

57. "Что такое парник?"(Проращивание семян в парничке)

58. Наблюдение и зарисовки: "Веселый огород"

59. "Космическая лаборатория"

60. "Как его увидеть?"(Знакомство с лупой, увел. стеклом) 61. "Свет и тень"

62. "Почему наступает ночь?"

Май (Блок:"песок")

63."Песочная страна"(Песок и его свойства)

64."Цветной песок"(Игры и постройки из песка)

65. "Животные и песок"

66. "Приключение песчинки и глиняного комочка"

67."Все обо всем"

68. Итоговое занятие "что узнали юные исследователи?"

69. "Мониторинг"

Публикации по теме:

Перспективный план кружка по опытно-экспериментальной деятельности «Маленькие экспериментаторы» во второй младшей группе Цель: создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Задачи: • Формировать у детей знания.

Перспективный план работы кружка «Юный исследователь» в подготовительной к школе группе .

Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности на учебный год в старшей группе детского сада с ОВЗ Сентябрь Тема: "Воздух вокруг нас" Задачи: формировать познавательные действия, становление сознания, устанавливать простейшие связи между.

План работы по опытно-экспериментальной деятельности средней группы на 2019–2020 год Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить.

Рабочая программа кружка опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет Пояснительная записка Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму. Китайская пословица Рабочая программа.

Рабочая программа кружка по тестопластике «Юный скульптор» УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МБДОУ Платоновским детским садом ___ Ткаченко О. В. От «31» августа 2018г, Рабочая программа кружка.

Рабочая программа кружка по экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет «Эксперимент»Рабочая программа кружка по экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет «Эксперимент» Детское экспериментирование — основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» (художественно-эстетической направленности) на 2019–2020 учебный год Рабочая программа кружка «Умелые ручки» (художественно-эстетической направленности) На 2019 – 2020 учебный год. Составитель: воспитатель.

Рабочая программа кружка «Юный исслдователь» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Воспитатель Е. Н. Романова 2017 – 2018г Пояснительная записка программы «Юный Исследователь».

Рабочая программа экологического кружка для детей старшей группы на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности «Юный исследователь» на 2019–20120 учебный год
Опубликовано: 8 сентября 2019 в 14:03
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД