Елена Романова
Рабочая программа кружка «Юный исслдователь»
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Воспитатель Е. Н. Романова
2017 – 2018г
Пояснительная записка программы
«Юный Исследователь»
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
Публикация «Рабочая программа кружка „Юный исслдователь“» размещена в разделах
Известно высказывание Л. С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний.
Познавательная деятельность понимается нами не только, как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Н. Н. Подьяков в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. “Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка” и в современном обществе это актуально.
Воспитатели дошкольных образовательных учреждений в последнее время сталкиваются с нехваткой времени на углубленное изучений предлагаемых тем. В планировании работы воспитателя на неделю организованное экспериментирование планируется 1-2 раза, не считая наблюдений на прогулке. Поэтому я считаю актуальным организовать кружковую работу с детьми старшего дошкольного возраста по данному направлению.
Данная программа кружковой работы разработана для дополнительных занятий детей старшего возраста
Направление деятельности: Познавательно – речевое развитие.
Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.
Задачи:
1. Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
2. Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; создать условия для экспериментальной деятельности;
3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики.
4. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно-гигиенические навыки.
Ожидаемый результат:
• Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
• Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
• Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.
Данная программа имеет образовательный и развивающий характер, так как включает в себя систематический курс знаний, умений, навыков и предусматривает достижения определённого уровня образованности, и развития.
В условиях кружковой работы с детьми проводятся только плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные).
Проводится кружок 1 раз в неделю, длительностью 30 минут, с 16.00 – 16.30. В кружке занимаются 15 детей.
Опытно-экспериментальная деятельность на учебный год для детей старшего дошкольного возраста предполагает серию занятий:
1. Природные явления (стихии) : вода, воздух, ветер, радуга (20 занятий).
2. Песок и глина (4 занятия).
3. Блок «Животный мир» (6 занятий).
4. Блок «Мир клеток» (4 занятия).
5. Блок «Механизмы»(32 занятия).
РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ЦЕНТРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т. д, расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Оборудование.
Приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка.
Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.
Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т. д.
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.
Красители: гуашь, акварель и т. д.
Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл, мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т. д.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т. д.
Дополнительное оборудование
Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов.
Карточки – схемы проведения экспериментов на плотной бумаге.
Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента.
На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ
Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Занятие базируется на экспериментальной работе детей, поэтому проводится в подгруппе детей не более 10 человек. Дети надевают лабораторные халаты или фартуки и размещаются стоя за столами.
Чтобы экспериментальная работа детей и проводимые вместе с ними лабораторные опыты были результативны, необходимо придерживаться следующих правил:
• Перед проведением опыта обязательно сформулировать перед детьми цель и конкретизировать задачи.
• Вместе с детьми найти пути достижения цели.
• Любой опыт включает специально организованное наблюдение.
• После завершения опыта необходимо привлечь детей к формулированию вывода о его результатах.
• Необходимо провести параллель между результатами эксперимента и реальным жизненным опытом детей.
Во время занятий дети делятся на микрогруппы по 2-4 человека (в зависимости от цели, которую ставит воспитатель).
Структура детского экспериментирования:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Задания предлагаются не одному ребёнку, а нескольким (минимум двум). Можно предложить детям один предметный материал, с которым они будут работать, например, листок бумаги
Особенности решения образовательных и воспитательных задач учитывают принцип ориентированного подхода в обучении и воспитании обучающихся, который представляет собой определённую систему методических и организационных приёмов. Включают в себя индивидуальный, дифференцированный, личностный подходы.
По окончании курса, дети знают:
• свойства воды: (прозрачная, не имеет вкуса, запаха, жидкая, может течь; в воде одни вещества растворяются, а другие – нет; вода бывает тёплой, холодной, горячей; не имеет формы, в воде есть воздух).
• Агрегатные состояния воды.
• Явление радуги.
• Свойства воздуха (не имеет определённой формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, занимает место, тёплый воздух стремится подняться вверх).
• ветер – это движение воздуха.
• пламя загрязняет воздух копотью.
• свойства песка и глины:
• Песок – сыпучее вещество, легко пропускает воду.
• Глина обладает связывающим свойством, почти не пропускает воду.
• Песок рыхлый, в отличие от глины.
• Песок состоит из песчинок, не прилипают друг к другу, а глина – из мелких, слипшихся песчинок. сравнивать свойства песка и глины:
• свойство животных к маскировке.
• как определять возраст рыб по чешуе.
• явление смены змеиной кожи.
• строение клетки, отличают тело от вещества.
Способны:
• Определять объём лёгких.
• Воспроизводить механизм работы подводного судна.
• Изготавливать бумагу.
• Воспроизвести механизм сифона опытным путём.
• Конструировать планер из бумаги. Определять наиболее практичные модели.
• Изготовить водяное колесо.
• Изготавливать телефонный аппарат из консервных банок.
• Изготавливать стетоскоп, понаблюдать сердцебиение другого человека.
• Изготавливать флюгер, определить направление ветра.
• Изготавливать свирель.
• Помещать яйцо в бутылку, горлышко которой меньше диаметра яйца.
• Самостоятельно изготовить анемометр. Измерить скорость ветра.
Педагогический опыт является рационализаторским, нацелен на развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования, которая будет эффективно влиять на их гармоничное развитие личности.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ на учебный год
Кружок опытно-экспериментальной деятельности
«Юный Исследователь»
Сентябрь
№ Название занятия Задачи:
1 1-2 Вода Повторить знания детей о свойствах воды:
вода прозрачная,
вода не имеет вкуса, запаха,
вода жидкая, может течь;
в воде одни вещества растворяются, а другие – нет;
вода бывает тёплой, холодной, горячей;
вода не имеет формы.
Закрепить знания об агрегатных состояниях воды.
2 3-4 «Радуга» Закрепить знания детей о радуге. Опытным путём показать детям радугу в комнате.
Октябрь
1 5-6 Воздух и ветер Закрепить знания детей о воздухе. Опытным путём доказать, что там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер.
2 7-8 «Ветер» Просмотр презентации.
Опытным путём показать как образуются волны.
Показать зависимость движения парусных судов по воде от ветра.
Показать зависимость волны от силы ветра.
Опытным путём показать, что ветер – это движение воздуха.
Определить - для чего человеку нужен ветер, как его использует в жизни.
3 9-10 «Песок путешествует по пустыне» Опытным путём показать, как с помощью ветра песок путешествует по пустыне.
4 11-12 «Пламя» Опытным путём показать, что пламя загрязняет воздух копотью.
Ноябрь
1 13-14 «Воздух в воде» Опытным путём показать, что в воде есть воздух.
2 15-16 «Свойства воздуха» Продемонстрировать, что воздух не имеет определённой формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
Доказать, что воздух имеет вес.
3 17-18 «Свойства воздуха» Показать, как при нагревании воздух расширяется.
Опытным путём убедиться в том, что воздух занимает место.
4 19-20 Тепло, ещё теплее. Закрепить знания детей о воздухе.
Познакомить с таким свойством воздуха, как нагревание.
Опытным путём доказать, что тёплый воздух стремится подняться вверх.
Познакомить с механизмом работы воздушного шара.
5 21-22 Песок и глина Сравнить свойства песка и глины:
Песок – сыпучее вещество, легко пропускает воду.
Глина обладает связывающим свойством, почти не пропускает воду.
Песок рыхлый, в отличие от глины.
Песок состоит из песчинок, не прилипают друг к другу, а глина – из мелких, слипшихся песчинок.
Декабрь
1 23-24 Песок и глина Занятие2 Продолжать сравнивать свойства песка и глины:
Сравнить скорость пропускания воды.
Из какого материала лучше лепить: песчаные постройки при высыхании распадаются, а глиняные – прочные.
2 25-26 Блок «Животный мир»
«Как животные маскируются» Познакомить детей с таким свойством животных, как маскировка.
Опытным путём показать, как меняющаяся окраска животных помогает им прятаться от хищников.
3 27-28 «Определение возраста рыбы» Учить определять возраст рыб по чешуе.
4 29-30 «Как змея меняет кожу» Воспроизвести процесс снятия змеиной шкуры на примере резиновой перчатки.
Познакомить детей с явлением смены змеиной кожи.
Январь
1 31-32 «Микроскоп» Познакомить детей с устройством микроскопа и его назначением.
Дать понятие «клетка». Рассмотреть клетку в микроскоп.
2 33-34 Клетка. Тело. Вещество. Познакомит детей со строением клетки. Учить отличать тело от вещества.
Просмотреть мультфильм «Уроки тётушки совы. Биология»
35-36 «Мини-субмарина» Воспроизвести механизм работы подводного судна.
Февраль
1 37-38 Объём лёгких Просмотр мультфильма «Жила была жизнь. Лёгкие».
Дать понятие «объём лёгких».
Определять объём лёгких.
2 39-40 «Делаем бумагу сами» Учить изготавливать бумагу.
Показать различные способы декорирования бумаги, сделанной своими руками.
3 41-42 «Сифон» Воспроизвести механизм сифона опытным путём.
Просмотреть мультфильм «Фиксики. Сифон»
4 43-44 Монета в стакане Продемонстрировать, как монетка под силой тяжести упадёт в стакан.
Март
1 45-46 «Сделай планер» Закрепить умение детей конструировать планер из бумаги.
Определить наиболее практичные модели.
2 47-48 Водяное колесо Знакомство с устройством водяной мельницы (просмотр презентации). Познакомить детей с древним способом извлечения энергии – с помощью водяного колеса. Совместно изготовить водяное колесо с помощью воды из крана, вязальной спицы, шерстяной нитки, пластиковой соломинки, клейкой ленты и пластилина.
3 49-50 Телефон из консервных банок Изготовить в парах телефонный аппарат из консервных банок, пронаблюдать, как работает телефон с натянутой и провисающей верёвкой.
4 51-52 Сделай стетоскоп Познакомить с прибором для определения частоты сердцебиения – стетоскопом. Изготовить стетоскоп, понаблюдать сердцебиение другого человека.
Апрель
1 53-54 Неваляшка Показать способ изготовления игрушки-неваляшки. Опытным путём показать, что из-за центра тяжести, расположенного внизу, неваляшка будет устойчиво стоять даже на круглом основании.
2 55-56 Сделай флюгер Знакомство с устройством флюгера (просмотр презентации). Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки). Взрослый предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции. Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее.
3 57-58 Орган их бутылок Продемонстрировать зависимость изменения звука бутылки от объёма воды в ней. Чем больше воды в бутылке, тем выше будет звук, так как колеблется меньший объём воздуха.
4 59-60 Свирель Самостоятельно изготовить свирель. Провести параллель с изготовлением органа – звуковые колебания образуются подобным образом.
Май
1 61-62 Яйцо в бутылке Показать способ помещения яйца в бутылку, горлышко которой меньше диаметра яйца.
2 63-64 Чашечный анемометр Дать понятие анемометр. Самостоятельно изготовить анемометр. Измерить скорость ветра количеством кругов, сделанных одной из чашек.
3 65-66 Итоговое занятие Обобщить и систематизировать знания за год.