Лучший педагог года

Рабочая программа кружка «Звукарик»

Моисеева Оксана Николаевна
Рабочая программа кружка «Звукарик»

Филиал «Колокольчик»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад»

Принято

педагогическим советом

протокол от 31.08.2015г. № 1

Утверждено

Заведующий МБДОУ

«Первомайский детский сад»

Приказ от ___2015г. №

___Т. И. Рогатина

Рабочая программа

кружка

«ЗВУКАРИК»

Возраст детей 5 - 7 лет.

Срок реализации программы – 1 год

учитель-логопед : Моисеева О. Н.

п. Первомайский

2015г.

Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа кружка „Звукарик“» размещена в разделах

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с. 5).

Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка

Задачи:

- развивать умение говорить и слушать;

- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

- обогащать активный и пассивный словарь;

- развивать звуковую культуру речи детей;

- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи;

- развивать артикуляционный аппарат;

- совершенствовать интонационную выразительность речи;

- способствовать развитию графических навыков;

- формировать навыки самоконтроля и самооценки;

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми;

- расширять кругозор детей по окружающему миру.

Условия реализации:

Основная программа кружка основывается на авторской технологии по обучению дошкольников разнообразным играм и упражнениям для развития речи дошкольников О. А. Новиковской «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи». (Издательство Астрель, Санкт-Петербург 2009 год.)

На занятиях дети сидят и стоят полукругом или кругом, как можно ближе к логопеду, что помогает им хорошо видеть и слышать логопеда и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.

Отличительная особенность данной программы.

Программа направлена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, общей и мелкой моторики.

Возраст: старшая и подготовительная к школе группа.

Формы и режим занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.

Формы занятий:

1. Рассматривание картины.

2. Рассматривание предметов.

3. Загадывание загадок.

4. Дидактические игры:

- пальчиковые;

- стихоритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы);

- артикуляционная гимнастика;

- звуковые игры;

- дыхательная гимнастика;

-использованием приёмов мнемотехники и схем – моделей.

Занятие делиться на две части: теоретическую и практическую. В теоретической части с помощью наглядно- дидактического материала проводиться работа над словарем и грамматическим строем. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет («дерево», «металл», «пластмасса», «стекло», широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации. В дидактических играх, взятых из парциальной программы О. С. Ушаковой «Развитие речи детей 6-7 лет», дети отрабатывают умения правильно произносить слова в разных падежах, в единственном и множественном числе и т. д. В конце занятия, с помощью полученных знаний по теме уделяется внимание синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи. Все предыдущие части занятия способствуют отработки умение у детей, самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по предложенной теме.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Специально разработанные занятия по развитию речи у дошкольников приводят к крупным сдвигам в речевом и общем умственном их развитии.

У детей формируется следующие результаты:

1. Повышается культура речи, развивается связанная речь, расширяется речевое общение, что способствует развитию личности ребенка, раскрытию его творческого потенциала.

2. Повышаются точность, связность и выразительность речи. Ребёнок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве (при сочинении сказок, загадок, рассказов, стихов). Вместе с тем уточнение средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления.

3. Дети успешно обучаются и усваивают программу дошкольного обучения родному языку, как в отношении лингвистических знаний, так и в отношении развития устной речи.

В результате изучения данного курса дошкольники смогут:

- проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию предметов;

- ориентироваться в пространстве;

- правильно пользоваться письменными принадлежностями;

- знать новые слова, обогатить, закрепить, уточнить свой словарь;

- уметь составлять рассказ, отбирая наиболее важные факты;

- подбирать слова для описания предмета с целью выделения определенных качеств;

- уметь придумывать сказку на предложенную тему, передавая специфику жанра;

- определять основных героев произведения, высказывать свое отношение к ним;

- уловить наиболее яркие примеры образности языка;

- выразительно пересказывать текст, без помощи вопросов педагога;

- подбирать определения (прилагательные, называть действия (глаголы) ;

- отчетливо произносить слова с естественной интонацией.

Учебный план

кружка «ЗВУКАРИК»

Тема Количество занятий

Воспитание звуковой культуры речи 4

Формирование грамматического строя речи 4

Словарная работа. 4

Развитие связной речи 9

Развитие образной речи. 2

Развитие речи с использованием приёмов мнемотехники и схем – моделей 10

ИТОГО : 33

Пояснительная записка к учебному плану:

Работа кружка направлена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, общей и мелкой моторики.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю во вторник во второй половине дня. Продолжительность занятия 30 минут.

Всего занятий в месяц 4; в год 33.

Календарно-тематический план

Раздел

Воспитание звуковой культуры речи

№ тема Цель

1 «Найди звук» Находить заданный звук в словах.

2 «Едим, летим, плывём» Учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова

3 «Игла-пила» Дать представление о разных значениях многозначного слова; подбирать признаки и действия к заданным словам; определять количество слогов в словах, сходных по звучанию.

4 «Коза – стрекоза»

Развивать представление о похоже звучащих словах, подбирать пары слов с разным количеством слог.

Раздел Формирование грамматического строя речи.

№ тема

цель

1 «Как сказать правильно?» Учить различать правильное и возможное сочетание слов по смыслу.

2 «В гостях у братцев Ик и Ищ»

Образовывать слова с разными смысловыми оттенками

3 «Чей, чья, чьи, чье?» Образование притяжательных прилагательных

4 «Какая, какой, какие?» Образование относительных прилагательных

Раздел Словарная работа.

1 «Это правда или нет?» Учить находить неточности в стихотворном тексте

2 «Слова друзья» Учить подбирать синонимы

3 «Слова враги» Учить подбирать антонимы

4 «Назови одним словом»

Учить обобщать слова по характерным признакам

Раздел Развитие связной речи

№ тема Цель

1 «Придумай рассказ» Учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют своё значение, и переносить их в связное высказывание.

2 «Нарисуй портрет» Формировать представления детей об описании и его структурных элементах, определять недостатки описания.

3 «Выбери концовку рассказа» Определить наиболее подходящую концовку для описательных рассказов: деловых и художественных.

4 «Выбери начало» Познакомить детей со структурой повествовательного текста и с первой частью – началом, вспомнить разные зачины в сюжетных рассказах и сказках.

5 «Учимся рассуждать» Подвести детей к составлению рассуждений и понимания его особенностей: тезиса, доказательства, выводов.

6 «Составь рассуждения»

Учить составлять рассуждение, располагать аргументы в определённой последовательности.

7 «Составь разные рассказы» Показать развитие сюжета.

8 «Четвероногий друг» Составлять рассказы разных типов (описание, повествование, рассуждение, используя разнообразные средства связи между частями высказывания.

9 «Ждём гостей» Учить описывать предметы посуды, опираясь на характерные признаки

Раздел Развитие образной речи.

№ тема Цель

1 В гостях у бабушки Загадушки Познакомить детей с жанровыми особенностями загадок.

2 Мир пословиц и поговорок Познакомить детей с жанровыми особенностями скороговорок, пословиц, учить понимать обобщённое значение пословиц и поговорок и составлять по ним небольшие рассказы.

Раздел Развитие речи с использованием приёмов мнемотехники и схем – моделей

№ тема Цель

1 Составление рассказа по картине «Белочка»

Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами

2 Составление описательного рассказа по теме «Увидел скворца – знай: весна у крыльца».

Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами

3

Составление рассказа «Подснежник»

Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме – модели.

4 Составление рассказа «Весна идёт» Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме – модели.

5 «Моя любимая игрушка» Составление творческих рассказов с использованием приёмов мнемотехники

6 «Мой лучший друг (лучшая подруга)» Составление творческих рассказов с использованием приёмов мнемотехники

7 «Моя любимая сказка» Составление творческих рассказов с использованием приёмов мнемотехники

8 Стихи о весне Заучивание стихов с использованием приёмов мнемотехники.

9 Потешки Заучивание потешек с использованием приёмов мнемотехники.

10 Путешествие в страну правильной речи Подведение итогов кружковой работы

Список литературы

• Баскакина И. В. Лынская М. И. Логопедические игры. М. : АЙРИС ПРЕСС, 2008

• Гуськова А. А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет. Волгоград,2011

• Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Методическое пособие. - М. : Изд. ГНОМ и Д, 2003.

• Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН (1, 2, 3 период) : Пособие для логопедов. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005.

• Косинова Е. М. Учимся правильно говорить. М., «РОСМЭН» 2008

• Никитина А. В. 34 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7лет).СПб. : КАРО, 2009.

• Новиковская О. А. Стихи для развития речи. М., «Астрель», 2008

• Новиковская О. А Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи. Издательство Астрель, Санкт-Петербург, 2009

• Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов : Пособие для логопедов. — М., Изд. ВЛАДОС, 2002.

• Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. М., «Владос», 1994.

• Ушаковой О. С. «Развитие речи детей 5-7 лет». ТЦ Сфера 2012

• Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5-6 лет Дидактические материалы.

• Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. М., 2003г.

Публикации по теме:

План работы логопедического кружка «Звукарик» Проведя логопедическую диагностику в начале учебного года в нашем ДОУ, нами было выявлено большое количество детей с различными нарушениями.

Рабочая программа кружка «Говорушки» Рабочая программа кружка «Говорушки» для детей среднего дошкольного возраста ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Одним из немаловажных аспектов развития.

Рабочая программа кружка «Я начинаю читать» Пояснительная записка Парциальная образовательная программа «Отзвука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки.

Рабочая программа кружка «Красочный мир» План. Пояснительная записка. 1. Тематический план. 2. Учебно-тематический план. 3. Содержание изучаемого курса. 4. Методическое обеспечение.

Рабочая программа кружка по бумагопластике Программа кружка «Фантазеры» (бумагопластика) Пояснительная записка Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность,.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 41 «Ласточка» г. Улан-Удэ Рабочая программа кружка «Умелые ручки».

Рабочая программа кружка «Весёлая мастерская» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Весёлая мастерская» Художественно-эстетической направленности Руководитель: Домарева С. А. 2017-2018.

Рабочая программа кружка «Волшебный пластилин» Содержание рабочей программы 1. Пояснительная записка 2. Содержание образовательной деятельности 3. Календарно тематический план 4.

Рабочая программа кружка «Волшебный завиток» Пояснительная записка. Новые жизненные условия, в которые поставлены дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: ребёнок должен.

Рабочая программа кружка по ФЭМП «Развивай-ка» 1. Пояснительная записка. Рабочая программа кружкапо формированию элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Звукарик»
Опубликовано: 3 февраля 2019 в 20:54
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД