Надежда Алексеенко
Программа кружка по развитию речи «Речевичок»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Актуальность
Возраст от трех до четырех лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. В отличие от предшествующего периода раннего детства, когда ребенок для достижения речевых целей широко пользовался внеречевыми средствами (мимикой, жестом, действием и пр.) он переходит к собственному речевому общению.
Публикация «Программа кружка по развитию речи „Речевичок“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык. А внеречевые формы играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей. Вещей, природы.
Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Обогащение активного словаря.
Задачи:
1. Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями). 2. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.
3. Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке. 4. Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
Ожидаемые результаты освоения программы :
• совершенствование работы периферического артикуляционного аппарата дошкольников;
• повышение общего уровня развития словаря;
• возрастание речевой активности ребенка (младший возраст);
• улучшение дикции и интонационной выразительности речи;
• развитие мелкой моторики в дидактических играх, игровых упражнениях и пальчиковых гимнастиках;
• повышение грамматической правильности речи.
Новизна.
• Разработка данной программы обусловлена социальным запросом родителей воспитанников старшего возраста.
• Речевая готовность ребенка, наряду с эмоциональной и психологической готовностью, является приоритетной для дальнейшего успешного обучения в детском саду и школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
• В данной программе расширено и конкретизировано значение использования речевых игр и игр, направленных на развитие мелкой моторики для речевого развития ребенка, традиционных и нетрадиционных методов деятельности, направленных на речевое развитие, и не используемых в основной образовательной программе МАДОУ № 1.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что в последние годы возросла потребность в эффективных методах речевого развития детей дошкольного возраста. Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности. Необходимость объяснять и показывать свои действия способствует развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, обогащению активного словаря.
Режим работы по программе :
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия 15 минут.
Продолжительность реализации программы – с 1 октября по 31мая включительно, что составляет 64 занятия (первые две недели января – каникулы)
Формы и методы проведения занятий.
Форма организации деятельности детей на занятии – индивидуально-групповая.
Методы:
• Наглядные:
- непосредственные ( метод наблюдения и его разновидности: осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов)
-опосредованные (рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.)
• Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.)
• Практические (различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, игры с песком, пальчиковые игры, артикуляционные гимнастики и т. д.).
Форма проведения - тематическая совместная деятельность педагога с детьми.
С целью промежуточного отслеживания результатов, дважды в год (в декабре и в мае) проводятся открытые занятия.
Итоговая аттестация – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.
Условия реализации программы :
1. Наличие отдельного кабинета
2. Подбор мебели в соответствии с количеством и антропометрическими данными детей
3. Наличие дидактического материала
- картотеки пальчиковых игр и артикуляционных гимнастик;
- фланелеграф;
- цветной песок;
- тематические картинки;
- предметные картинки;
- сюжетные картинки для составления рассказов;
- тесто для лепки;
- пластилин.
Учебный план.
Тема Количество часов
Смотрит солнышко в окошко 2
Любимые игрушки 2
Мы строители 2
«Дорога для машин» 2
«Помоги Петрушке собрать букет». 2
«Петушок – золотой гребешок». 2
«Украсим кукле платье». 2
«Найди цветок для бабочки». 2
«Куклы пришли с прогулки». 2
«Соберём шарики». 2
«Пальчики играют» 2
«Весёлые пальчики» 2
«Про улитку» 2
«Про солнышко и снеговика» 2
«Купим пуговицы» 2
«Паровоз» 2
«В лесу родилась ёлочка» 2
«Волшебная страна» 2
«Подарим Незнайке шорты» 2
«Пальчики играют с куклой» 2
«Змея» 2
«Помоги утёнку добраться до дома» 2
«Бусы для мамы» 2
«Дорожка для колобка» 2
«Выстроим пирамиды» 2
«Про ракету и кораблик» 2
«Красивый цветок» 2
«Божья коровка» 2
«Одуванчики цветы, словно солнышко желты» 2
«Плывёт, плывёт кораблик» 2
«Нарисуй любимую игрушку» 2
«Дождь идёт» 2
Итого:64 часа
Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала
Образовательная область «Речевое развитие» :
№ задания Ребенок показывает: Методика проведения Оборудование
Задание 1: Рассматривает сюжетные картинки Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности. Сюжетные картинки.
Задание 2 Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения. Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности. Предметно – пространственная развивающая среда.
Задание 3 Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности. Предметные и сюжетные картинки.
Предметно – пространственная развивающая среда.
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно;
Средний уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого;
Низкий уровень – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого;
Низший уровень – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога.
Высокий уровень – 10 – 12 баллов, средний уровень – 7 – 9 баллов, низкий уровень – 4 - 6 баллов, низший уровень – 3 балла.
Список литературы:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика – Синтез, 2014.
2. Гербова В. В «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа». – М. : Мозаика – Синтез, 2014.