Папки-передвижки

Программа кружка по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Волшебная страна оригами»

Светлана Титова
Программа кружка по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Волшебная страна оригами»

Программа кружка по

художественно-эстетическому развитию

в старшей группе

«Волшебная страна оригами»

Пояснительная записка

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В. А.

Публикация «Программа кружка по художественно-эстетическому развитию в старшей группе „Волшебная страна оригами“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Наблюдая за детьми старшего возраста, пришла к выводу, что дети любят играть с игрушками сделанными своими руками. Пускать лодочки, в весенний период, складывание корзиночек, поделки для игры в театр. Так появилась идея заняться с детьми оригами. Изучив литературу. Убедилась, что данный вид деятельности не только доступен и интересен для детей дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей пригодными им в жизни, в процессе обучения другим предметам.

Программа направлена на формирование общей культуры детей, на их духовно-нравственное, социальное, личностное, интеллектуальное развитие, на создание основ для самостоятельной реализации ими творческой деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.

Направленность.

Прикладное творчество, конструирование поделок из бумаги в технике оригами.

Новизна

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник. Решила познакомить детей с такой техникой обработки бумаги, как оригами. На мой взгляд, эта техника удивительна, с её помощью можно получить прекрасные игрушки, сделанные своими руками.

Отличительные особенности

Оригами – это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки. Именно поэтому складывание из бумаги – это полезное занятие, способствующее активности как левого, так и правого полушария головного мозга, поскольку в работу включены две руки сразу.

В листочке бумаги скрыты многие образы: бабочки, жуки, птицы, животные, цветы. Бумага в руках ребенка оживает. Сколько приносит радости, чувства эмоционального комфорта, удовольствия от выполненной своими руками поделки. Игрушка мила ребенку, с ней играет, бережет ее.

Цель программы:

Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

- знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

- формировать умения следовать устным инструкциям;

- обучать различным приемам работы с бумагой;

- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами;

- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое мышление;

- мелкую моторику рук и глазомер;

- художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;

- способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;

- пространственное воображение.

Воспитательные:

- интерес к искусству оригами;

- расширять коммуникативные способности детей;

- способствовать созданию игровых ситуаций;

- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Участники. Дети 5-6 лет

Сроки реализации: 1 год.

Формы работы.

• Фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

• Индивидуально -фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

• Групповой – организация работы в группах.

Организация занятий:

Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Занятие проводиться по средам и четвергам в зависимости от графика работы.

Продолжительность образовательной деятельности с детьми в соответствии с СанПиНом 2.4.1. 2660-10. (25 мин.).

Год обучения Количество занятий Кол-во детей в группе

В месяц в год

1 4 33 26

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе дети:

• Научатся различным приемам работы с бумагой;

• Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

• Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами

• Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

• Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

• Познакомятся с искусством оригами;

• Овладеют навыками культуры труда;

• Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Диагностика развития мелкой моторики:

На основании изученной психолого-педагогической литературы (работы Парамоной Я. Д., Тарабариной Т. И. и др.) по проблеме формирования мелкомоторных движений рук дошкольников были разработаны следующие критерии оценки уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста:

-точность совмещения частей;

-придерживание совмещенных сторон одной рукой;

-оптимальность нажима на бумагу:

-разглаживание бумаги;

-фиксация сгибов;

-проглаживание сгибов;

-украшение поделки (приемы вырезания, рисования мелких деталей).

Применительно к конструированию из бумаги точность проявляется в умении ребенка совместить детали выкройки на глаз, точно сложить стороны и углы выкройки в соответствии с поставленной задачей.

Придерживание совмещенных сторон одной рукой подразумевает умение ребенка удерживать бумагу одной рукой с определенным нажимом так, чтобы стороны не разъехались, а бумага при этом не помялась.

Оптимальность нажима на бумагу - умение ребенка при выполнении любой операции выбирать усилие нажатия на бумагу таким образом, чтобы не повредить ее, но в то же время произвести необходимые физические изменения в материале (согнуть, разогнуть, сжать и т. д.)

Разглаживание бумаги - это умение выравнивать бумагу тыльной стороной ладони.

Под фиксацией сгибов подразумевается умение ребенка наметить кончиком пальца начало и конец линии сгиба.

Проглаживание сгибов - это движение кончиками пальцев обеих рук одновременно от середины к краям.

Украшение поделки - подразумевается умение ребенка рисовать мелкие детали, владеть приемами вырезания.

На основе выявленных критериев оценки разработала пятибалльную систему оценивания сформированности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста:

5 баллов (высокий уровень): ребенок точно совмещает части заготовки на глаз после повторных примериваний; придерживает совмещенные стороны одной рукой с определенным нажимом, чтобы совмещенные части не разъехались; ребенок точно выдерживает оптимальность нажима на бумагу, так чтобы выполнить операцию по преобразованию заготовки и не повредить бумагу; разглаживает бумагу тыльной стороной ладони, расправляя её, но не повреждая; фиксирует сгибы кончиком пальца, но иногда проводит сгибы с ошибкой, проглаживает сгибы по точно намеченной линии с оптимальным усилием, так чтобы сгиб получился четким, а бумага не повредилась; умеет выбрать бумагу для поделки на ощупь после показа или словесного указания педагога.

3 балла (средний уровень): ребенок совмещает части заготовки только после повторных примериваний и с помощью педагога; придерживает совмещенные стороны одной рукой, но иногда совмещенные части разъезжаются; ребенок иногда выдерживает оптимальность нажима на бумагу, но часто не может выполнить операцию по преобразованию заготовки так, чтобы не повредить бумагу; разглаживая бумагу тыльной стороной ладони, иногда повреждает её; фиксирует сгибы кончиком пальца, только после указания педагога; поглаживает сгибы не четко с повреждением бумаги; умеет выбрать бумагу для поделки только с помощью педагога.

1 балл (низкий уровень): ребенок совмещает части заготовки только с помощью педагога, придерживает совмещенные стороны одной рукой, но иногда совмещенные части разъезжаются; ребенок иногда выдерживает оптимальность нажима на бумагу, но часто не может выполнить операцию по преобразованию заготовки так, чтобы не повредить бумагу; разглаживая бумагу тыльной стороной ладони только с помощью педагога; не фиксирует сгибы, даже после указания педагога; проглаживает сгибы не четко с повреждением бумаги; умеет работать только с бумагой, выбранной для поделки педагогом.

Диагностика результатов освоения программы кружка

(приложение №1)

Содержательный раздел.

Методы, в основе которых лежит способ организации непосредственной деятельности:

• Словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)

• Наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• Практический (выполнение работ схемам.)

• Исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.

Формы подведения итогов:

• Составление фотоальбома работ

• Проведение выставок работ

• Участие в конкурсах творческих работ.

Учебный план.

Учебный план.

№ Тема Количество

1 Инструменты и материалы. Сказка «оригами» 1

2 Базовая форма «треугольник» 10

3 Базовая форма «воздушный змей» 13

4 Базовая форма «дом» 4

5 Cочетание нескольких базовых форм (блинчик, квадрат, двойной треугольник) 5

Всего: 33

Календарно – тематический план.

№ Тема Технические навыки Материал

Сентябрь

1 Знакомство с искусством оригами. Сказка. Вызвать интерес к искусству «оригами». Лист белой бумаги

2

Собачка Развивать умение складывать фигурку из базовой формы-заготовки «треугольник», загибать острые углы полученных треугольников на противоположные стороны, вводит в образ. Воспитывать интерес к процессу складыванию из бумаги.

2цветных квадрата коричневого цвета на каждого ребенка, клей, ножницы.

Октябрь

1 Кошечка Продолжать учить детей работе с техникой оригами, базовая форма «треугольник», учить анализировать образец, планировать и контролировать выполнение своей работы; 2 квадрата на ребенка пастельных тонов, клей, карандаши.

2 Коллективная работа «Кошка с котятами» Закрепить умения складывать фигурку из базовой формы «треугольник», учить работать со схемой. Большой лист бумаги для фона. 1 квадрат 10х10 (на каждого ребенка) разных цветов, клей, карандаши, обрезки бумаги (для украшения мордочки, ножницы, схема выполнения.

3 Медведь Научить из базовой формы квадрата делать фигурку медведя. Рассказать, как быстро можно сделать фигурку из знакомого метода сложения бумаги. Последовательная схема изготовления поделки; листы бумаги квадратной формы по количеству детей, фломастеры для дорисовок, клей.

4 Лягушка Научить поэтапному складыванию лягушки; продолжить знакомство с искусством конструирования из бумаги- оригами;

Квадраты зеленого цвета, фломастеры.

Ноябрь

1 Лиса Знакомство с новой базовой формой- воздушный змей. Учить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях. Воспитывать и развивать способности контролировать с помощью мозга движения рук и пальцев. Квадраты, оранжевого цвета, клей, ножницы, заготовки для глаз и носа.

2 Кролик Знакомить с пошаговой картой, развивать умение ею пользоваться.

Упражнять в приглаживании линии сгибов. Знакомить с базовой формой оригами – «воздушный змей».

Квадраты белого, нежно-голубого цвета, схема выполнения, ножницы, заготовки для глаз и носа, клей, фломастеры.

3 Кит Продолжать знакомить детей с базовой формой - «воздушный змей». Закреплять умение приглаживать линии сгиба. Продолжать учить «читать» схему складывания. Квадраты голубого цвета, карта –схема, фломастеры.

4 Жираф Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали;

Закреплять навыки выполнения базовой формы “Воздушный змей”;

Продолжать учить выполнять поделку, используя схему.

Квадраты светло-желтого цвета, обрезки бумаги для украшения работы, фломастеры, клей.

Декабрь

1 Ледяной кристалл Закрепить умение складывания формы «воздушный змей». Развивать воображение. Несколько квадратов белого цвета на одного ребенка, клей.

2 Снеговик Продолжать учить выполнять поделку, используя схему, пооперационную карту. Создавать поделку из нескольких частей. Закреплять навыки выполнения базовой формы “воздушный змей”, «блинчик».

На каждого ребёнка – бумажные квадраты белого цвета 6 * 6 см., 5 * 5см., 4 * 4см. ; квадрат цветной бумаги (синий, зелёный) 5 * 5см. ; квадрат оранжевого цвета 2 * 2см., клей.

3 Дед Мороз Учить выполнять складывание бумаги из уже знакомой базовой формы. Учить складывать получившуюся фигуру в разных направлениях: к центру; отгибание нижних углов треугольника к исходящим из него сторонам и противоположным. Цветная бумага, односторонняя, квадратной формы, фломастеры.

4 Новогодняя открытка Учить детей самостоятельно выполнять работу, подбирая материал и нужную схему для работы.

Квадраты разных цветов, украшение для оформления открытки. Клей фломастеры.

Январь

1 Снегири Уметь создавать образ методики оригами под диктовку. Закреплять умение складывать квадрат в разных направлениях, учить детей загибать углы разной величины и делать складку.

Квадраты с черно -красной сторонами размером 20x20 см, ножницы, цветная бумага.

2 Пингвины Формировать умение работать в технике оригами, составлять фигуру пингвина упрощенным способом, дополнять изделие элементами аппликации Черные бумажные квадраты 9х9 см или 10х10 см; красные квадратики, сложенные пополам; полоски желтого цвета обрезанные кусочки белой бумаги неправильной формы; клей; ножницы.

3 «Заюшкина избушка» Учить создавать композицию из 2х фигур, уже знакомого типа сложения. Учить находить схему, нужную для работы. Квадраты желтого, оранжевого, белого цветов на выбор, клей, фломастеры.

Февраль

1 Дом Знакомить с новой базовой формой «дом». Закрепить умение разглаживать сгибы, читать схемы. Квадраты разных цветов, цветная бумага для дополнения работы.

2 Пилотка Учить складывать лист бумаги прямоугольной формы в разных направлениях. Закрепить знания о геометрических формах, геометрических понятиях: угол, горизонтальная и вертикальная линия.

Бумага 2-х сторонняя зеленого цвета и прямоугольной формы на каждого ребенка.

3 Лодочка Продолжать учить сгибать лист вчетверо в разных направлениях: закреплять умение сглаживать сгибы. цветная бумага формата А4, разных цветов.

4 Самолет Продолжать знакомить детей с изготовлением поделок из прямоугольного листа бумаги. Развивать мелкую моторику рук. Листы А4 любого цвета по количеству детей.

Март

1 Подснежники Учить детей преобразовывать базовую форму в разные поделки, развивать вариативность мышления. Развивать навыки выполнения точных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовых форм «простой треугольник», и «воздушный змей». Совершенствовать умение детей работать со схемами при выполнении поделок в технике оригами.

Квадратные листы цветной бумаги (для каждого ребенка минимум по одному листу различных оттенков белого, голубого, синего и зеленого цвета).

2 Букет тюльпанов Закреплять умение детей преобразовывать базовую форму в разные поделки.

Закреплять навыки точных, аккуратных сгибов.

Закреплять выполнение базовых форм: «простой треугольник», «воздушный змей». Бумажные квадраты 6х6 см разного цвета, один квадрат зеленого цвета 10х10, клей, кисточки, салфетки, большой круг (квадрат) из бумаги - «клумба».

3 «Грачи прилетели» Учить детей складывать поделку используя словесное описание и показ, развивать пространственные отношения. Квадраты черного цвета на каждого ребенка.

4 Коллективная работа «Аквариум» Учить детей складывать рыбку из бумаги квадратной формы, сгибать лист пополам, по диагонали, загибать углы в разных направлениях. квадраты разных цветов, ножницы, фломастеры.

Апрель

1 Дерево Совершенствовать навыки детей делать правильные и четкие сгибы. Закреплять навыки выполнения базовой формы "Воздушный змей". Продолжать учить выполнять поделку, используя схему.

10х10 квадраты, цветные карандаши, фломастеры.

2 Лисичка с чёлочкой Познакомить с еще одним способом складывания лисички. Учить складывать по линиям, аккуратно разглаживая сгибы. Продолжать учить работать по схеме и словесному описанию. Квадраты оранжевого цвета, ножницы, фломастеры для украшения работы.

3 Ракета Продолжать знакомить детей с техникой оригами. Загибать углы к середине, загибать боковые линии к середине, дополнять разными деталями. Учить действовать по схеме и по словесному указанию. Квадраты белой бумаги, карандаши, фломастеры для оформления.

4 Храм Закрепить умения складывания бумаги по схеме «Ракета» с небольшим изменением в конце работы для получения новой модели «Храм». Квадраты белой бумаги, карандаши, фломастеры для оформления.

Май

1 Астра Учить самостоятельно делать цветок, читая схему. Закрепить умение аккуратно складывать фигуру в базовой форме «воздушный змей». на одного ребенка несколько квадратов разных оттенков, размера 5х5, клей, основа для цветка.

2 Бабочка Учить детей складывать бумагу квадратной формы в разных направлениях, тщательно проглаживать линии сгиба; учить детей пользоваться схемой-подсказкой. Квадрат белой бумаги на каждого ребенка, клей, карандаши.

3 Цветок - василек Закрепить умение работать по схеме. Закрепление материала. Квадраты голубой бумаги (3шт. размером 5х5) на каждого ребенка, клей, карандаши.

4 «Теремок» (герои сказки) Закрепить умение работать по схеме. Закрепление материала. Квадраты разных цветов для изготовления героев сказки «теремок».

Публикации по теме:

«Музыкальная мозаика». Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию (музыка) Часть 4. Подготовительная группа Примечание: пояснительная записка дана в первой части Подготовительная к школе группа Цели и задачи: Формировать умения узнавать музыку.

Как я развиваю мелкую моторику в рамках кружка «Волшебная страна «Оригами»Как я развиваю мелкую моторику в рамках кружка «Волшебная страна «Оригами» В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Волшебная кисточка» (младшая группа) Проект НОД Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Возрастная.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе №2 «Волшебная страна сказок» 1. Продолжать учить детей самостоятельно придумывать окончание сказки (продолжение сюжета, воображаемые действующие лица). Опираясь на тему,.

ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группеООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе ООД по художественно - эстетическому развитию "Чудесные раковины" Задачи: Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар) и видоизменять.

Перспективный план по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Аппликация № Тема Программное содержание Оборудование Примечание Сентябрь 1. Занятие №1. «На лесной полянке выросли грибы» Закрепить умение вырезать.

Программа кружка оригами «Бумагопластика» для детей старшей группы Программа кружка оригами «Бумагопластика» для детей старшей группы (5–6 лет) Пояснительная записка В настоящее время многие увлекаются.

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию .

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию «Каляка-Маляка» Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. Введение. Мелкая моторика — это двигательная активность, которая обусловлена.

Развлечение по художественно-эстетическому развитию с детьми ОВЗ (нарушением интеллекта) «Волшебная мастерская» Развлечение по художественно-эстетическому развитию с детьми ОВЗ (нарушением интеллекта). «Волшебная мастерская» Составила и провела воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Волшебная страна оригами»
Опубликовано: 11 ноября 2017 в 20:04
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД