Альмухаметова Зулихан Какымжановна
Программа кружка «Школа экскурсовода»
▼ Скачать + Заказать документы
на 2015–2016 учебный год
Согласовано
заведующий МДОУ детского сада
«Сказка» п. Черниговский
___ Мошкова Н. И.
«Школа экскурсовода»
на 2015-2016 учебный год
Руководитель
Воспитатель первой квалификационной категории
Альмухаметова З. К.
Пояснительная записка.
Публикация «Программа кружка „Школа экскурсовода“» размещена в разделах
Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеалам будут служить наши потомки? Каждый педагог задумывается об этом. Ведь будущее закладывается именно сегодня.
Наша задача - заложить в детях предпосылки гармоничной личности, чтобы в будущем им были свойственны такие качества, как духовность, умение творить красоту, стремление делать добро. Бесспорно, что человек, обладающий такими качествами, умеющий вести не только бытовой ситуативный разговор, но и организовывать содержательное общение, будет успешным в учебе, в профессиональной деятельности и в личной жизни. А основой формирования этих качеств является развитие познавательного интереса к различным областям знаний, к окружающему миру, желанию познать и освоить все новое в разных видах деятельности. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения, пользоваться ею – серьёзная наука и немалое искусство. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов – это последовательность связанных друг с другом мыслей, развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно. Умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, которые выражены точными словами в грамматически правильно построенных предложениях – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах, раскрывает в ребенке его одаренность. Ребенок овладевает речью как средством общения и приобретения знаний, как видом деятельности. По мере взросления у него развивается потребность в общении, которая не является врожденной, формируется в практике взаимодействия ребенка с окружающими. На помощь взрослым пришла довольно молодая отрасль педагогической науки – музейная педагогика. Музей помогает не только узнать историю вещей, но и объединяет детей и взрослых. Музей это место, где дети имеют реальную возможность соприкоснуться с прошлым, с историей своего края. Содержание и формы программы кружковой деятельности «Школа экскурсовода», помогают достичь поставленных целей и задач.
Цель - Обучить подгруппу детей основам профессии экскурсовода для участия в совместной с педагогам работе в музее детского сада «Сторона- старинушка».
Задачи:
1. Развивать социальное поведение, навыки правильного общения с людьми разных возрастов, правила поведения в общественных местах.
2. Расширять и активизировать словарь детей, пополнять его терминами, обучать правильному произношению.
3. Развивать у детей связную логическую, литературную, выразительную речь.
4. Учить детей ориентироваться в музее детского сада.
Методы:
Словесный - рассказ педагога, передача необходимой для дальнейшего обучения информации;
Наглядный - при котором усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств;
Наблюдение- посещение музея, просмотр альбомов, книг, фотографий, рассматривание картин;
Чтение художественных произведений - для создания у детей ярких и точных представлений о событиях или явлениях. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей;
Беседы - применяются для уточнения, знаний, их обобщения и систематизации;
Поисковый - сбор информации по заданной теме, который помогает расширять, обогащать знания детей об окружающем мире, формировать способности детей к восприятию;
Экскурсии в музеи: п. Черниговский СОШ и Агаповского района – проводиться для наблюдения за работой экскурсовода, расширение
В ходе занятий юный экскурсовод»:
•У детей сформируется интерес к роли экскурсовода к его манере поведения;
•Дети научатся рассказывать, отвечать на вопросы экскурсантов, правильно пользоваться экспонатами и указкой;
•Сформируются коммуникативные навыки – дети будут готовы к новым формам общения;
•Воспитанники узнают и поймут такие понятия, как экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей;
•У воспитанников улучшится внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, речь;
•У воспитанников будет сформировано умение «презентовать» себя;
•Сформируется широкий кругозор. Результатом всей работы можно будет считать то, что практически каждый ребенок сможет выступить в роли экскурсовода и рассказать много интересного гостям, посетителям музея;
Расписание образовательной деятельности
Наименование кружка -«Школа экскурсовода»
Форма занятия -подгрупповая
Количество детей -5 детей (с 6 до 7 лет)
День недели -четверг
Время проведения -15.20 – 15.45
Исполнитель - воспитатель
Учебный план
Наименование кружка - «Школа экскурсовода»
Форма проведения -подгрупповая
Количество детей -5 детей (с 6 до7 лет)
Длительность занятия -25
Количество занятий в неделю на подгруппу -1
Количество занятий в месяц на подгруппу -4 (всего 36)
Список детей кружка «Школа экскурсовода»
на 2015-2016 учебный год
№ Фамилия, имя ребенка - Дата рождения
1. Дусмухаметова Виктория -29 сентября 2008 год
2. Харченко Ева -24 мая 2009 год
3. Животова Кристина -11 июля 2009 год
4. Маркин Артем -29 мая 2009 год
5. Лебедева Настя -17 июля 2009 год
Комплексно – тематическое планирование кружка
Месяц -Сентябрь
Дата занятия -17
Наименование темы -«Моя семья» Чтение русских пословиц «Семья, родственные отношения
Цель -Воспитывать в детях добрые, нежные чувства к членам своей семьи, формировать этические эталоны поведения в семье, закреплять умение называть имена членов своей семьи, коротко рассказать о своей семье. Материал -художественная литература
Месяц -Сентябрь
Дата занятия -24
Наименование темы -«Наш любимый детский сад» Чтение пословиц о дружбе.
Цель -Воспитывать в детях дружелюбные отношения друг к другу, желание играть вместе, общаться, развивать коммуникативные навыки.
Материал - художественная литература
Месяц - Октябрь
Дата занятия -1
Наименование темы - Целевая экскурсия по детскому саду
Цель -Расширить знания детей о профессиях сотрудников детского сада, содержание и значимости их труда для детей и жителей поселка; стимулировать у дошкольников интерес и любовь к своему детскому саду; обогатить словарь детей.
Материал - детский сад "Сказка"
Месяц -Октябрь
Дата занятия -8
Наименование темы -Правила поведение в музее, в общественных местах
Цель -Воспитывать культуру поведения детей в музее, в общественных местах. Просмотр мультфильма «Ну, погоди!»
Материал - музей детского сада "Сторона- старинушка"
Месяц -Октябрь
Дата занятия -15
Наименование темы -Экскурсия в музей детского сада «Сторона -старинушка»
Цель -Дать определение «музей» и его назначением. Уточнить знание детей о названии комнат: «Исторический зал», «Комната казахского быта», «Русская горница», «Выставочный зал» Активизировать словарь. Воспитывать активность, любознательность.
Материал - музей детского сада "Сторона- старинушка"
Месяц -Октябрь
Дата занятия -22
Наименование темы -Знакомство с профессией экскурсовода
Цель -Познакомить детей с профессией экскурсовода. Активизировать словарь. Воспитывать активность, любознательность.
Материал - сюжетно-ролевые игры
Месяц -Октябрь
Дата занятия -29
Наименование темы -Чтение стихов, загадок о профессиях и профессии экскурсовода. Дидактическая игра «Экскурсовод». Игра : «Лото»- профессии
Цель -Закрепить знание детей о профессиях. Закрепить знания детей в игровой форме
Материал - художественная литература, дидактические игры
Месяц -Ноябрь
Дата занятия -5
Наименование темы -Сюжетно- ролевая игра «Мы- экскурсоводы»
Цель -Расширить представление детей о работе экскурсовода в игровой форме.
Материал -Каждый ребенок проводит экскурсию по группе
Месяц -Ноябрь
Дата занятия -12
Наименование темы -Дидактическая игра: «Найди домик»,
дидактическая игра: «Горница».
Цель -Учить детей ориентироваться в комнатах музея. Учить детей соотносить предметы с тематикой комнаты. Активизировать словарь. Воспитывать патриотические чувства, внимание.
Закрепить знание детей называть предметы в горнице и их назначении. Закрепить умение применять имеющиеся знания в игровой деятельности. Развивать воображение, творчество.
Материал -Дидактические игры
Месяц -Ноябрь
Дата занятия - 19
Наименование темы - Конструирование на тему: «Комнаты музея»
Цель -Закрепить знания детей о расположении комнат в музее их названии. Развивать память, мышление.
Материал -Деревянный конструктор на каждого ребенка
Месяц -Ноябрь
Дата занятия -26
Наименование темы -Чтение: потешек, прибауток, закличек
Цель -Продолжать знакомить детей с русским фольклором.
Материал -художественная литература
Месяц -Декабрь
Дата занятия -3
Наименование темы -Мимическая гимнастика «Разные настроения» Артикуляционная гимнастика «Жил был Веселый Язычок»
Цель -Сформировать у детей умения передавать эмоциональное состояние, понимать свои чувства и чувства других людей, научиться использовать в речи фразы, предложения с нужной интонацией, правильной дикцией. Продолжать выполнять упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения).
Материал -Зеркало на каждого ребенка
Месяц -Декабрь
Дата занятия -10
Наименование темы -Экскурсия в стихах для дошкольников «Предметы старинного быта»
Цель -Продолжать знакомить детей с предметами народного быта, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, в труде, были участниками праздников.
Материал -Электронный носитель
Месяц -Декабрь
Дата занятия -17
Наименование темы -Экскурсия в музей «Русская Горница». Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Цель -Формировать у детей познавательный интерес к истории жилища народа и его бытовому укладу. Закрепить правила поведения в музее. Обогатить словарь: печка, чугунок, ухват, люлька, сундук, прялка.
Материал - музей детского сада "Сторона-старинушка"
Месяц -Декабрь
Дата занятия -24
Наименование темы - Русские -народные игры
Цель -Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Воспитывать интерес, внимание
Материал -Картотека "Русских-народных игр"
Месяц -Январь
Дата занятия -14
Наименование темы -Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Вчера и сегодня»
Цель -Закрепить знание детей об экспонатах. Развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого.
Материал -художественная литература
Месяц -Январь
Дата занятия -21,28
Наименование темы -Составление описательного рассказа «Что ты знаешь об этом предмете»
Цель -Обучать правильному произношению слов. Развивать связную речь, мышление, внимание, память
Материал -Экспонаты музея детского сада
Месяц -Февраль
Дата занятия -14, 11, 18, 25
Наименование темы -Рассказы детей о том, как жили люди раньше
Цель -Научить детей рассказывать, почувствовать себя в роли экскурсовода
Материал - Музей детского сада, схемы, мнемодорожки.
Месяц -Март
Дата занятия -3
Наименование темы -Экскурсия в школьный музей п. «Черниговский»
Цель -Формировать у детей познавательный интерес, наблюдение за работой экскурсовода (поведением, внешним видом, манерой общения, характером речи). Соблюдать правило поведения в музее. Активизировать словарь. Воспитывать активность, любознательность.
Материал - музей СОШ п. Черниговский
Месяц -Март
Дата занятия -10, 17,24, 31
Наименование темы -Экскурсия : «Комната казахского быта»
Цель -Формировать у детей познавательный интерес к истории жилища казахского народа и его бытовому укладу.
Научить детей рассказывать.
Материал - "Казахская комната"
Месяц -Апрель
Дата занятия -7
Наименование темы -Посещение музея в Агаповке
Цель -Соблюдать правило поведения в общественных местах, музее. Воспитывать любознательность, активность. Активизировать словарь. Побеседовать с детьми о работе экскурсовода по следам экскурсии (жесты, мимика, речь, внешний вид).
Материал -"Исторический музей " в Агаповке
Месяц -Апрель
Дата занятия -14,21
Наименование темы -Мастер-класс «Семейная творческая мастерская»
Цель -Научить родителей составлению публичного выступления с детьми об экспонатах в музее. Вовлечь родителей в познавательный диалог с детьми. Направить инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка, эмоциональное сближение с ним, соучастие в общей деятельности.
Материал - Экспонаты музея "Сторона-старинушка"
Месяц -Апрель
Дата занятия -28
Наименование темы -Экскурсия в музей ДОУ «Сторона- старинушка» (дети выполняют роль -экскурсовода)
Цель -Организовать экскурсию для воспитанников и сотрудников детского сада
Материал -музей детского сада
Месяц -Май
Дата занятия -5,12,19
Наименование темы - Экскурсия в музей ДОУ «Сторона- старинушка» (дети других групп по желанию выполняют роль -экскурсовода)
Цель -Познакомить родителей, гостей с итогами работы кружка «Школа экскурсовода»
Материал -музей детского сада
Месяц -Май
Дата занятия -18 («Международный день музеев»)
Наименование темы - Мероприятие, посвященное Всемирному дню музея
(день открытых дверей)
Цель -Привлечь внимание к музею, побудить интерес к истории прошлого и культуре.
Материал - музей детского сада