Лучший педагог года

Программа кружка «Старший дошкольник-юный исследователь» (проектная деятельность)

Розалия Степанова
Программа кружка «Старший дошкольник-юный исследователь» (проектная деятельность)

Старший дошкольник-юный исследователь

Пояснительная записка

Одной из главных особенностей нового воспитательно-образовательного плана, предполагающего реализацию требований стандарта второго поколения, является введения понятия внеурочная деятельность. Задачей воспитателя становится не вооружение воспитанника набором знаний, а формирование умений эти знания добывать. Поэтому воспитатель ищет направления, по которым будет вести внеурочную деятельность. Я выбрала направление проектная деятельность. Так как она развивает личность и создаёт основу творческого потенциала дошкольников.

Публикация «Программа кружка „Старший дошкольник-юный исследователь“ (проектная деятельность)» размещена в разделах

Программа «Старший дошкольник- юный исследователь», по которой буду проводить проектную деятельность, по содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению – учебно-познавательной; по форме организации –общедоступной; по времени реализации- четырехгодичной.

Программа «Старший дошкольник- юный исследователь» составлена на основе методических рекомендаций А. И. Савенкова

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

• У дошкольников не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;

• Низкий уровень развития дошкольников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможным процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;

• Обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;

Дошкольники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;

Дошкольники не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований.

В связи с этим ведущие идеей является поиск средств, способов такой организации образовательного процесса, в ходе которой произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребенок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному освоению материала.

Цели программы : трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы : развитие познавательных потребностей и способностей дошкольников; обучение детей дошкольного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формирование и развитие у детей старшего дошкольного возраста умений и навыков исследовательского поиска; формирование у старших дошкольников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

На организованной образовательной деятельности дети знакомятся с перечисленными процессами проведения исследовательской работы. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентаций работ. Постижение каждого нового умения предполагает постоянное повторение пройденных тем, использование навыков, доведенных до автоматизма в результате планомерной работы.

Ребенок должен не только грамотно и убедительно каждую из возникающих по ходу его работы практических задач, но и осознавать самому логику их следования. Поэтому важным методом обучения проектной деятельности является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит механизм создания исследовательской работы.

Формы занятий:

• По количеству детей, участвующих в занятии,- преимущественно коллективная (групповая, индивидуальная;)

Продолжительность занятии: Старшая и подготовительная группа - 25 минут.

Ожидаемые результаты освоения программы :

Дошкольник будет знать :

• Основные особенности проведения исследований разных видов;

• Методы исследования;

• Правила выбора тему и объекта исследования;

• Основные логические операции, их отличительные особенности;

• Правила успешной презентации работы;

Дошкольник будет уметь :

• Самостоятельно выбирать тему и объект исследования;

• Правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;

• Выделять главное и второстепенное в собранном материале;

• Классифицировать предметы, процессы, явления и события;

• Предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;

• Делать выводы и умозаключения;

• Указывать пути дальнейшего изучения объекта;

• Презентовать свою работу;

Дошкольник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

• Самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

• Реализовывать право на свободный выбор.

Дошкольник способен проявлять следующие отношения:

• Без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;

• Работать в коллективе, группе;

• Презентовать работу общественности.

Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских работ на заседаниях научных обществ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.

Тематический план

Всего 30 часов

№ п/п Наименование тем Количество часов форма дата

1 2 3 4 5

1 год обучения

1 Что такое исследование?

Кто какие исследователи? 1

2 Основные методы исследования. Как задавать вопросы? 1

3 Коллективная игра-исследование 1

4 Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования 1

5 Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления. 1

6-8 Тема «Моя родословная»

Кто я7 откуда я?

Мир наших увлечений

9-15 Тема «Сказки»

Герои сказок в рисунках

Герои сказок в лепке

Создание сборника сказок об одном из животных

Создание сборника загадок

Создание сборника пословиц

Коллаж сказочных домиков

Инсценирование сказки

16-19 Тема «Солнечная система»

Наша планета Земля на картинах художников

20-21 Тема «Наша Республика» Якутия в стихах поэтов,

Якутия в песнях

Наша Якутия на картинках художников

Тема»Занимательная топонимика» 2ч

Улица, на которой я живу

Почему город называется Якутск?

22-24 Тема «Ребятам о зверятах»

Домашние животные

Птицы Якутии

Создание сборника об одном животном

25-27 Тема «Игры моего народа»

настольные

спортивные

логические

28-29 Тема «Мои достижения»(защита портфолио)

30 Итоговое занятие рефлексия 1ч

Публикации по теме:

Игра «Юный исследователь» Ответив на вопрос: "Гуляете ли вы со своим ребёнком?" Каждый родитель отвечает: "Конечно гуляем". Предлагаю вам и вашему малышу поиграть.

«Сохраним ёлочку — лесную красавицу». Я — исследователь. Проектная деятельность«Сохраним ёлочку — лесную красавицу». Я — исследователь. Проектная деятельность Я – Исследователь. Проектная деятельность. Тема: «Сохраним ёлочку – лесную красавицу» 1. Паспорт проекта Проект «Сохраним ёлочку – лесную.

Занятие «Поиграем с ветерком» кружка «Юный исследователь» в старшей подготовительной группе Программные задачи: Цель: знакомство детей с различием ветра через поиск деятельности. Образовательные задачи. • Познакомить детей с таким.

Конспект родительского собрания в старшей группе о возрастных особенностях детей 5–6 лет «Старший дошкольник, какой он?» Конспект родительского собрания в старшей группе о возрастных особенностях детей 5-6 лет. Тема: «Старший дошкольник - какой он?» Задачи:.

Проектная деятельность «Копилка знаний. Я исследователь» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Тема: «Копилка знаний. Я исследователь» Воспитатель: Двинова Марина Евгеньевна 2016г. Вид проекта:.

Программа кружка. Вариативная часть: Театральная деятельность. Вариативная часть: Театральная деятельность. Пояснительная записка Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких.

Программа образовательного проекта «Дошкольник + компьютер». Часть 1 Содержание 1. Пояснительная записка 2. Учебно – тематический план 3. Виды контроля 4. Содержание программы 5. Методическое обеспечение.

Программа образовательного проекта «Дошкольник + компьютер» Часть 2 Содержание программы. Сентябрь. Тема 1. В гостях у компьютера. Занятие 1. Вводное занятие. Введение в программу. Определение степени знакомства.

Программа туристическо-краеведческого кружка «Юный турист» Пояснительная записка Туристический кружок занимает важное место в системе деятельности учреждения. Он способствует решению важнейших задач.

Программа «Здоровый дошкольник» СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка. 2. Актуальность. 3. Нормативно-правовая база 4. Содержательный раздел. 5. Планируемые результаты освоения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Старший дошкольник-юный исследователь» (проектная деятельность)
Опубликовано: 18 декабря 2016 в 03:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД