Приложение МААМ

Программа кружковой деятельности по развитию логического мышления в подготовительной к школе группе

Светлана Лебедева
Программа кружковой деятельности по развитию логического мышления в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школе. Однако, педагоги и родители часто сталкиваются с такой проблемой, когда уже в первые месяцы учёбы у детей обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно – логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная роль.

Публикация «Программа кружковой деятельности по развитию логического мышления в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Последнее время акценты делались на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных способностей, оставались без должного внимания. Разработанная программа позволит устранить этот недостаток.

Словесно – логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л. А. Венгера «Для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Всё это принесёт пользу умственному развитию ребёнка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…». Навыки, умения, приобретённые ребёнком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится мыслить чётко и ясно, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. В работе с дошкольниками над развитием познавательных процессов одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы трудно достичь желаемого обучающего и развивающего результата.

Актуальность. Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас у нас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.

Цель программы. Развитие у детей элементарного логического мышления используя современные педагогические технологии.

Задачи 1. Обучать детей основным логическим операциям : анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.

2. Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

3. Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.

4. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

5. Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.

Сроки реализации программы – учебный год.

Количество детей – 18 детей.

Режим занятий – 2 занятия в неделю во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут.

Формы и приё мы работы: игра дидактическая, развивающая, игра-путешествие, работа с логическими блоками Дьнеша, с палочками Кюизенера, решение логических задач, отгадывание загадок, ребусов, рассматривание, объяснение, чтение, занимательные вопросы, задачи – шутки, графический диктант.

Примерная структура занятий: разминка; основное содержание занятия – изучение нового материала; физминутка, пальчиковая гимнастика; закрепление нового материала; игра, рисование.

Основными принципами программы являются :

• умственного развития дошкольника.

индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;

индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;

гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.

Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

Содержание программы.

Краткое описание разделов. (Разделы соответствуют определённым логическим операциям).

Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие, совершенствовать ориентировку в пространстве. Поиск сходств и различий на двух похожих картинках.

Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения на нахождение логической пары. Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей. Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счётных палочек и геометрических фигур.

Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, деревья, птицы и т. д.

Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей, учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

Ограничение. Цель – учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Развивать наблюдательность детей. Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвёртого лишнего

Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идёт дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождём человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («Ветер дует, потому что деревья качаются». Верно ли это) Решение логических задач.

№ п/п содержание цель кол-во часов

Октябрь

1 Знакомство с Радугой Кайе

Самостоятельное свободное раскладывание карточек с соблюдением ППС (правило «согласованной стыковки»)

Упражнение «Пасьянс» Развитие моторики руки.

Развитие сенсомоторных координаций, практического и логического мышления, зрительной памяти, пространственного воображения, сообразительности.

Развитие произвольного внимания. 1

2 Упражнение «Одинаковые карточки».

Упражнение «Графический конструктор». («прямая», «уголок», «крест», «квадрат»)

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

Развитие зрительной памяти.

Развитие восприятия.

Развитие координации движений.

Развитие моторики руки. 1

3 Методика «Снаружи - Внутри».

Упражнение «Симметричные композиции» (относительно центра, осей X и Y)

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

Развитие моторики руки.

Развитие концентрации внимания, памяти. 1

4 Упражнение «Графический трансформер. Методика «Плюс» и «Минус».

Упражнение «Графический трансформер. Методика «Вставка». Развитие зрительного восприятия и моторики руки.

Развитие концентрации внимания, памяти.

1

5 Упражнение «Графический трансформер. Методика «Плюс» и «Минус».

Упражнение «Графический трансформер. Методика «Поворот» и «Перестановка». Развитие моторики руки.

Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

Развитие внимания.

Развитие зрительного восприятия. 1

6 Знакомство с развивающей игрой Воскобовича «Волшебная восьмерка»

Упражнение «Складывание цифр из палочек и слов считалки».

Работа в математической тетради Развитие процессов внимания, словесно – логической памяти.

Развитие операций пространственного и логического мышления.

Развитие моторики руки (координация глаз – рука, точные движения кистей рук и детский пальцев)

Развитие умения составлять цифры. 1

7 Упражнение «Сколько предметов?».

Упражнение «Радужные палочки».

Развитие процессов внимания, словесно – логической памяти.

Развитие операций пространственного и логического мышления.

Развитие моторики руки (координация глаз – рука, точные движения кистей рук и детский пальцев)

Развитие умения составлять цифры, запоминать цвета радуги 1

8 Упражнение «Найди ошибку».

Упражнение «Зашифруй цифру».

Развитие слуховой памяти, внимания и аудиального восприятия.

Развитие моторики руки (координация глаз – рука, точные движения кистей рук и детский пальцев)

Развитие умения составлять цифры, запоминать цвета радуги 1

Итого: 8

Ноябрь

9 Знакомство с развивающей игрой «Уникуб»

Рисунки – задания к «Уникубу»

№ 7,8,9,10 Развитие пространственного представления и воображения, внимания и памяти (особенно зрительной).

Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности.

1

10 Рисунки – задания к «Уникубу»

№ 11,12,13,14,15.

Работа в математической тетради Развитие пространственного представления и воображения, внимания и памяти (особенно зрительной).

Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности 1

11 Рисунки – задания к «Уникубу»

№ 16,17,18,19,20

Работа в математической тетради Развитие пространственного представления и воображения, внимания и памяти (особенно зрительной).

Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности 1

12 Рисунки – задания к «Уникубу»

№ 21,22,23

Работа в математической тетради Развитие пространственного представления и воображения, внимания и памяти (особенно зрительной).

Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности 1

13 Рисунки – задания к «Уникубу»

№ 24,25,26

Работа в математической тетради Развитие пространственного представления и воображения, внимания и памяти (особенно зрительной).

Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности 1

14 Знакомство с «Логической мозайкой»

Упражнение «Что поседедине?»

Упражнение «Волшебный лес»

Развитие воображения, мелкой моторики, координации движения рук и ориентировке на плоскости.

Развитие умения мыслить.

Освоение логических приемов – анализа, синтеза, сравнения, сериации, классификации, обобщения

1

15 Упражнение «Цветы на клумбе».

Упражнение «Включи в группу».

Упражнение «Четвертый лишний»

Упражнение «Продолжи ряд»

Развитие умения ориентироваться на плоскости, выбирать фишку по заданному свойству (свойствам).

Упражнять в обобщении элементов, ориентировать на наличие общего свойства (цвета, формы, размера)

Учить определять закономерность следования, чередования.

1

16 Упражнение «Поиск недостающих фигур».

Упражнение «Зеркало».

Упражнение «Диктант».

Развитие внимание, умение анализировать и сравнивать фишки и их расположение на плоскости.

Развивать умение следовать заданной словесно или графически последовательности действий. 1

Итого: 8

Декабрь

17 1. Обучение приёму «Сравнение». Д/И «Давай, сравним», «Найди вырезанные кусочки», «Что изменилось».

2. Игра с блоками Дьенеша. Группируем фигуры по цвету, форме, величине, толщине. 3. Занимательные вопросы, загадки – шутки.

4. Математическая тетрадь Учить определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развитие внимания, восприятия, мышления 1

18 1. Анализ – синтез. Д/И «Дополни картинку», «Что для чего», «Подскажи Незнайке»

2.»Чем похожи и чем отличаются», «Зачем и почему» 3. Игра с блоками Дьенеша. Знакомство с карточками – символами. 4. Решение логических задач. Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков. 1

19 1. Обобщение. Д/И «Логический поезд», «Назови одним словом» 2.»Логические цепочки». 3. Игра с блоками Дьенеша. Продолжать знакомить с карточками – символами. 4. Выкладывание картин из счётных палочек. Учить подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов; объяснить свой выбор. Учить находить логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду; нарисовать недостающий элемент; подробно объяснить свои действия. 1

20 1. Классификация. Д/И «Магазин универсальный», «Разложи на группы», «Вопрос – ответ» 2. Д/И «Подбери и назови». 3. Игра с палочками Кюизенера. 4. Учимся отгадывать загадки. Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия. 1

21 1. Систематизация. Д/И «Картинки последовательные», «Продолжи ряд предметов». 2. Игра с блоками Дьенеша. «Где спряталась мышка». 3. Графический диктант. Развивать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу Учить самостоятельно находить закономерность. Учить составлять описательный рассказ. 1

22 1. Ограничение. Д/И «В гостях у лисы», «Что лишнее». 2. «Найди фрагменты изображений». 3. Игра с блоками Дьенеша

4. Математическая тетрадь Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. 1

23 1. Умозаключения. Д/И «Потому, что…», «Логика». 2. Подумай, на что похожа картинка, дорисуй её. 3. Игра с блоками Дьенеша «Кот и мыши».

4. Математическая тетрадь Учить при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение. 1

24 1. Установление причинно – следственных связей. Д/И «Почему это произошло». 2. Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй. 3. Логическая мозаика.

4. Соты Кайе Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

1

Итого: 8

Публикации по теме:

Фотоотчет НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка»Фотоотчет НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка» Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом. Задачи: оразовательные:.

Конспект по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Развитие логического мышления Цель: Продолжать измерять при помощи линейки. Развивать логическое мышление. Материал: Карточки с изображениями; линейки; цветные палочки.

Конспект занятия по развитию логического мышления детей «Как мы помогали Альпи спасать принцессу Нисту»Конспект занятия по развитию логического мышления детей «Как мы помогали Альпи спасать принцессу Нисту» Конспект организованной образовательной деятельности: «Как мы помогали Альпи спасать принцессу Нисту». Старшая группа Образовательные задачи:.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек с детьми подготовительной группы»Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек с детьми подготовительной группы» Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек» Главной целью системы дошкольного образования является.

Дидактические игры для развития логического мышленияДидактические игры для развития логического мышления Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, которые способствуют развитию логического мышления. Играть можно на занятиях и на улице..

Перспективный план кружковой работы в подготовительной к школе группе «Удивительный мир профессий» Перспективный план кружковой работы в подготовительной к школе группе. «Удивительный мир профессий». Пояснительная записка. В жизни каждого.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

«Путешествие по математическим островам». Развитие логического мышления детей подготовительной группы«Путешествие по математическим островам». Развитие логического мышления детей подготовительной группы Цель работы – развивать логическое мышление у детей подготовительной группы в процессе решения занимательных задач. Задачи : Обучающие:.

Задание для развития логического мышления у дошкольниковЗадание для развития логического мышления у дошкольников Развитие логического мышления у дошкольников – неотъемлемая часть математического мышления и не только. Оно способствует развитию внимательности,.

Занятие по развитию логического мышления и геометрической интуиции с планшетом «Геометрик» для детей старшей группыЗанятие по развитию логического мышления и геометрической интуиции с планшетом «Геометрик» для детей старшей группы Знакомство с паучком Ромбиком и его домом. Цель: Развивать логическое мышление, геометрическую интуицию. Задачи: 1. Знакомить с устройством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружковой деятельности по развитию логического мышления в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 22 ноября 2021 в 05:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружковой деятельности по развитию логического мышления в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лебедева (УИ 532763) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД