Папки-передвижки

Программа кружка «Занимательная математика» для детей от 3 до 4 лет

Елена Просветова
Программа кружка «Занимательная математика» для детей от 3 до 4 лет

ПРОГРАММА КРУЖКА

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

для детей от 3 до 4 лет

Пояснительная записка.

Интеллектуальное развитие дошкольников – центральная задача педагогов-психологов, воспитателей и родителей. Однако в практической работе данному вопросу уделяется незначительное количество времени. Это снижает временные рамки формирования логических операций у дошкольников и отодвигает процесс становления словесно-логического мышления на начало школьного обучения.

Публикация «Программа кружка „Занимательная математика“ для детей от 3 до 4 лет» размещена в разделах

Актуальность разработки программы кружка «Занимательная математика» обусловлена поиском путей совершенствования процесса математической подготовки к обучению детей младшего дошкольного возраста. Необходимость работы в данном направлении обосновывается потребностью подготовки детей к школе, заказом родителей и педагогов.

Программа направлена на овладение детьми 3-4 лет умений сравнивать и обобщать группы предметов по нескольким признакам, находить сходство и отличие в этих группах предметов. Дети учатся выявлять зависимости между предметами по количеству, расположению и другим признакам. Содержание программы способствует развитию мышления, самостоятельности, инициативности, творческого воображения. Математическая грамотность, развитое логическое и креативное мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

Но зачем логика маленькому дошкольнику?

В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Основываясь на работах П. Я. Гальперина, А. И. Раева, Н. Ф. Талызиной и других отечественных психологов, составлена план-программа развития мыслительных операций, способствующая более раннему формированию словесно-логического мышления детей и, таким образом уменьшению трудностей при обучении в школе.

Этапы формирования умственных действий:

1. Ориентировочный – знакомство детей с тем, как и в каком порядке надо действовать, что делать и с чего начинать. Основной акцент ставится на методы и способы выполнения действия, задается структура и последовательность выполнения его (показ и объяснение).

2. Этап выполнения действий в материальной форме. Практическое освоение действий с реальными объектами или их заместителями: схемами, моделями, изображениям (практическое выполнение детьми действий).

3. Этап выполнения действий в форме внешней (громкой речи) работа без опоры на реальные предметы, последовательность и способы выполнения проговариваются вслух (перенос из наглядно-действенного плана в речевой – внутренний).

4. Выполнение действий без озвучивания – «про себя».

Максимально быстрое, свернутое, результативное собственно умственное действие возможно только в младшем школьном возрасте. Способность выполнять его проявляется и у некоторых дошкольников.

Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру, а так же принципы личностно-ориентированного подхода. Г. А. Цукерман, Ш. А. Амонашвили [10;1] предлагают выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Особенности развития детей младшего возраста.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста от 3-х до 4-х лет.

• На рубеже трех лет любимым выражением ребёнка становится «Я сам!». Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет.

• Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку.

• Дети 3 - 4 лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).

• В 3 года ребёнок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

• Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова больше, меньше, и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.

• В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры, групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют, и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под). Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия).

• Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п., с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь);имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолёт, велосипед и т. п., о некоторых профессиях (врач, шофёр, дворник, праздниках (Новый год, День своего рождения, свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода тёплая и вода холодная, лёд скользкий, твёрдый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идёт дождь). На четвёртом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.

• Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 мин, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2-3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Мышление трёхлетнего ребё нка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д.

• В 3 - 4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему всё ещё нужны поддержка и внимание взрослого.

• Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.

Цель программы - овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности. Выравнивание стартовых условий будущих первоклассников к началу обучения в школе.

Задачи:

• Формировать у детей умение осуществлять последовательные мыслительные операции - анализ и сравнение групп предметов (фигур, выделять и обобщать признаки, сопоставлять.

• Развивать пространственное мышление ребенка на основе конструктивного характера; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, его творческое воображение, чувство цвета и формы, а также мелкую моторику рук.

• Развивать сенсорные способности детей дошкольного возраста, их пространственные представления, сообразительность, умение анализировать сложную форму и воссоздание ее из частей.

• Формирование позитивного отношения к освоению логики; развитие интеллектуального, эмоционального, социально-личностного компонента.

В основе программы кружка «Занимательная математика» лежит увлекательный математический материал, который представлен дидактическими играми, математическими развлечениями, заданиями, упражнениями конструктивного характера - моделирование, аппликация.

Эти задания интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Головоломки могут быть геометрическими, арифметическими и направленными на игру фантазий и творчества детей.

Основой занятия являются упражнения конструктивного характера на формирование геометрических представлений, на развитие пространственного мышления и творческого воображения детей.

Программа кружка построена на основных принципах и методических приемах, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего.

Принципы проведения занятий:

• системность,

• наглядность,

• цикличность построения занятий,

• доступность,

• проблемность,

• развивающий и воспитательный характер проведения заданий.

Методические приемы:

• констатация успеха;

• поддержка ребенка в ситуации неудачи;

• одобрение поведения;

• анализ игровой ситуации расширение кругозора;

• создание ситуации успеха постепенное усложнение задачи;

• безопасности, доверия;

• демонстрация опыта в целях познавания свойств предметов, отношений;

• анализ образцов поведения сказочных героев.

• прослушивание тематических аудиозаписей, сказок, звуков природы;

• тематический просмотр видеозаписей;

• эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения, поощрения

• движение к открытию комплимент благодарность.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Программа «Занимательная математика» разрабатывалась для детей младшего дошкольного возраста.

Занятия проводятся 2 раза в месяц.

Перспективно-тематическое планирование.

Месяц Тема занятия Программное содержание

Сентябрь В мире цвета.

Понятия «много», «мало», «один». Учить называть и различать основные цвета радуги, учить соотносить цвет с предметом, развивать и воображение детей.

Формировать умение выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов. Развивать умение устанавливать отношение между понятиями «много», «один» «мало»;

Ориентироваться в групповом помещении;

Воспитывать умение слушать воспитателя.

Октябрь Круг. Квадрат. Треугольник. Счёт до двух. Формировать умение различать и называть круг и квадрат; продолжать формировать умение сравнивать совокупность предметов по количеству путем составления пар; познакомить с треугольником; создавать образы на основе характерных признаков; классифицировать предметы по признаку формы

освоение счёта до двух на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 1 и 2 элемента.

Закреплять усвоение понятий «один», «много», «мало»;

Развивать фантазию, творческие способности

Октябрь Сравнение двух групп предметов. Счёт до двух. Формировать умение сравнивать количество предметов в двух группах используя слова: столько., сколько., поровну., много., мало., один. Упражнять в составлении групп отдельных предметов. Развивать умение находить сходство между ними; закрепить счёт до двух;

различать и называть форму предметов: круглая, квадратная, треугольная;

Воспитывать умение общаться друг с другом

Ноябрь Ориентировка в пространстве. Понятия «вверху», «внизу», «на». Формировать умение находить предметы в пространстве, определяя местонахождение словами: вверху, внизу, на, с;

Упражнять в сравнении двух групп предметов, разложенных в ряд;

Развивать умение группировать геометрические фигуры и формы по цвету;

Воспитывать умение общаться друг с другом;

Ноябрь Сравнение предметов по длине.

Понятия «длиннее», «короче». Формировать умение сравнивать контрастные по длине предметы; рассказывать о результатах сравнения, употребляя слова длиннее, короче;

Развивать умение группировать геометрические фигуры и формы по цвету;

Воспитывать желание выполнить задание правильно.

Декабрь Понятия «утро», «день», «вечер», «ночь». Счёт до трёх. Формировать представления детей о контрастных частях суток: день-ночь, утро- вечер;

Упражнять в счете до 2-3;

Развивать умение группировать предметы по цвету и форме одновременно (показать действия с блоками Дьенеша) Воспитывать желание выполнить задание правильно, а также умение общаться со сверстниками в процессе выполнения игровых упражнений.

Декабрь «Время: утро, вечер, день, ночь».

Счёт до четырёх. Продолжать упражнять в умении называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь;

Закрепить умение называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, куб; а также группировать их по двум признакам (ориентируясь на модель); продолжать упражнять в счёте до четырёх. Развивать воображение, мышление, умение объяснять простейшие обобщения;

Воспитывать умение выслушивать сверстников не перебивая.

Январь Сравнение предметов по величине.

Понятия «большой», «маленький». Формировать умение сравнивать контрастные по величине предметы; рассказывать о результатах сравнения, употребляя слова: большой, маленький;

Развивать умение группировать геометрические фигуры и формы по двум признакам;

Воспитывать желание выполнить задание правильно.

Февраль Понятия «тяжёлый», «лёгкий». Понятия «высокий», «низкий». Формировать умение определять массу предметов сенсорно- чувственным путем: тяжелый – легкий; Упражнять в умении воспроизводить хлопки на слух в доступном пределе; Закреплять в умении называть и различать предметы разной формы, находить их в групповом пространстве;

Февраль Сравнение двух групп предметов. Счёт до пяти. Продолжать упражнять в определении равенства и неравенства предметов, (поровну, больше, чем., меньше, чем); определять количество путем пересчета (до 4); освоение счёта до пяти. Закрепить умение называть и различать геометрические фигуры, а также группировать их по двум признакам (ориентируясь на модель)

Март «Порядковый счет в пределах пяти». Цифра 1. Формировать умение сосчитывать и сравнивать предметы в количестве 5, осваивать цифру 1, используя в речи: много, мало, столько же, одинаково, поровну;

Развивать умение представлять предмет (создавать образ) по схематическому изображению;

Закреплять умение различать и называть временные отрезки (загаданные в загадках);

Воспитывать умение общаться друг с другом;

Март Сравнение предметов по ширине и величине. Цифра 2. Продолжать формировать умение классифицировать фигуры по 2- м признакам одновременно, читая схемы;

Развивать умение воссоздавать из элементов плоские и объемные геометрические фигуры;

Закреплять умение находить предметы заданной формы в групповом пространстве;Знакомство с цифрой 2.

Воспитывать дружеские отношения между сверстниками в процессе деятельности. Продолжать упражнять в умении сравнивать предметы по величине

Апрель Сравнение двух групп предметов. Цифра 3. Продолжать формировать умения сравнивать контрастные и одинаковые предметы. Определять размер путем их непосредственного сравнения: приложение, сопоставление на глаз, используя в речи слова (длинный, короткий, самый длинный, еще длиннее); Знакомство с цифрой 3.

Развивать умение пользоваться планом расположения предметов в ограниченном пространстве;

Закреплять умение сосчитывать предметы в количестве 5-ти.

Апрель Ориентировка в пространстве. Цифра 4. Продолжать упражнять в умении определять положение предмета, используя предлоги: на, над, в;

Закреплять умение находить геометрические фигуры по предложенным карточкам-схемам (два признака, используя блоки Дьенеша. Знакомство с цифрой 4; повторять счёт до пяти.

Развивать умение различать и называть временные отрезки (загаданные в загадках);

Активизировать в речи слова: раньше, позже, одновременно.

Воспитывать желание выполнить задание правильно

Май Сравнение двух групп предметов. Цифра 5. Закреплять умение группировать г/ф по определенным признакам указанным на карточке – схеме; закрепление цифры 5.

Пользоваться планом для воссоздания взаимного расположения предметов в ограниченном пространстве;

Развивать умение определять направление движения по стрелкам-ориентирам,

Сравнивать предметы контрастные по длине, высоте (используя палочки Кюизенера)

Воспитывать умение слушать и правильно выполнять инструкции

Май Количественный и порядковый счёт в пределах 5. Закреплять умение составлять группы из отдельных предметов; находить сходство и различие;

сравнивать предметы по величине, результат, отражая в речи; Закреплять счёт в пределах пяти, указывая на цифры.

Используемая литература.

1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса: научное издание. - Минск: Университетское, 1990.

2. Бабаева, Т. И. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство» : учеб. -метод, пособие / Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, 3. А. Михайлова. - СПб. : Детство-Пресс, 2007.

3. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М. : Просвещение, 1991.

4. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада: практич. пособие / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

5. Гальперин П. Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М. : «Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.

6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина [и др. ]; под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович. -3-е изд., перераб. - СПб. : Детство-Пресс, 2007. - 244 с.

7. Математика от трех до семи : учеб. -метод. пособие для воспитателей дет. садов / сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб. : Детство-Пресс, 2001.

8. Новикова, В. П. Математика в детском саду : 3-4 года. Младший дошкольный возраст: конспекты занятий: учеб. -метод, пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.

9. Первые шаги в математику. Вторая младшая группа: метод, пособие / сост. Л. В. Буланова, М. В. Корепанова, А. М. Яценко, Л. С. Яценко. - Волгоград: Волгоградский гос. ин-т повышения квалификации работников образования, 2004

10. Талызиной Н. Ф. "Уверена что будущее психологии за деятельностным подходом" : статья в журнале «Психологический журнал», том 26, № 4, с. 106-113

11. Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности / М. : Открытый институт "Развивающее образование", 2010.

Публикации по теме:

«Занимательная математика для дошкольников». Презентация .

Дидактическая игра «Занимательная математика»Дидактическая игра «Занимательная математика» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю дидактическую игру «Занимательная математика». Начиная, с младшего возраста по программе знакомят.

Интерактивная игра по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» Интерактивная игра по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» Разработала: Меркулова.

Конспект НОД для подготовительной к школе группы «Занимательная математика»Конспект НОД для подготовительной к школе группы «Занимательная математика» Конспект НОД для подготовительной к школе группы. "Занимательная математика". Цель: 1. Доставить детям радость и удовольствие. 2. Поддержать.

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группе Тема НОД: Занимательная математика Ведущая образовательная деятельность:.

Лэпбук «Занимательная математика» для детей 3–4 летЛэпбук «Занимательная математика» для детей 3–4 лет Такое пособие, как лепбук, используют уже многие педагоги дошкольного образования в своей работе. Это не просто книжки, а целые "сокровищницы".

Лэпбук по математике «Занимательная математика»Лэпбук по математике «Занимательная математика» ЛЭПБУК по математике "Занимательная математика". Приветствую всех моих коллег, дорогих друзей и уважаемых гостей на моей страничке. Я.

Познавательный проект «Занимательная математика» для детей старшей группыПознавательный проект «Занимательная математика» для детей старшей группы Познавательный проект на тему: «Занимательная математика» для детей старшей группы. Актуальность. Математика – один из наиболее сложных.

Программа кружка «Веселая математика» в средней группе Программа кружка «Математические ступеньки» в средней группе ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целевой раздел Программы Содержание Программы ориентировано.

Занимательная математика «По следам Колобка» Цель. Совершенствовать навыки счета в пределах 5. Продолжать учить классифицировать предметы по одному признаку (по цвету). Учить различать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Занимательная математика» для детей от 3 до 4 лет
Опубликовано: 15 сентября 2020 в 22:01
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД