МААМ-картинки

Программа кружковой деятельности «Хотим все знать». Содержательный раздел

Елена Рыжих
Программа кружковой деятельности «Хотим все знать». Содержательный раздел

2.1. Форма организации кружковой деятельности

Программа «Хочу все знать» рассчитана на 1 учебный год обучения. Разработана для детей старшего дошкольного возраста (старшая группа). Обследование детей проводится ежегодно с 1 по 15 сентября, и с 25 по 30 мая. (приложение 1)

Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (10 человек) соответствии с СанПиН - 25 мин. В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации. Интервал между образовательными ситуациями составляет не менее 10 минут.

Публикация «Программа кружковой деятельности „Хотим все знать“, Содержательный раздел» размещена в разделах

Направления работы

• Познавательно-экологическое направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

• Экспериментально- исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)

Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.

Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми

1. Метод наблюдения

• распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

• за изменением и преобразованием объектов;

2. Игровой метод

• Опыт

3. Словесные методы

• Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

• Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

• Художественное слово

• Загадки

• Напоминание о последовательности работы

• Совет

• Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

4. Информационно-коммуникативные технологии:

• Компьютер

• мультимедийный проектор

Формы работы с детьми:

• фронтальные;

• групповые;

• индивидуальные.

Формы реализации программы :

• целевые экскурсии;

• тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;

• чтение художественной литературы;

• конкурсы и викторины;

• сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;

• открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными

персонажами.

2.2. Календарно-тематический план

№ Тема НОД

1. «Нюхаем, пробуем, трогаем» октябрь

2. «Почему все звучит?» октябрь

3. Прозрачная вода октябрь

4. Разноцветные шарики октябрь

5. Вода принимает форму ноябрь

6. Какие предметы могут плавать ноябрь

7. Делаем мыльные пузыри ноябрь

8. Подушка из пены ноябрь

9. Что растворяется в воде декабрь

10. Замерзшая вода декабрь

11. Взаимодействие воды и снега декабрь

12. Поиск воздуха декабрь

13. Воздух работает январь

14. Как согреть руки январь

15. Волшебная рукавичка январь

16. Что отражается в зеркале январь

17. Песок и глина февраль

18. Каждому камешку свой домик февраль

19. Свет повсюду февраль

20. Свет и тень февраль

21. Как развивается растение Март

22. Дерево и его свойства Март

23. Необычные кораблики Март

24. Здравствуй, солнечный зайчик Апрель

25. Волшебное сито Апрель

26. Свойства песка Апрель

27. Цветной песок Апрель

28. Фонтанчики Май

Диагностика по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

По методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности», цель которой выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей; исследовать предпочитаемый вид деятельности. По методике «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой, помогающая выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования По методике «Радости и огорчения» Н. В. Ковалевой, которая помогает выявить место исследовательской деятельности в системе целостных ориентаций дошкольников.

Показатели Диагностические методики

Отношение детей к экспериментальной деятельности Методика «Маленький исследователь»; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности

Уровни сформированности экспериментальной деятельностью Наблюдения воспитателя, индивидуальная карта показателей овладения детьми экспериментальной деятельностью (по Ивановой А. И.).

Уровень развития любознательности, познавательной активности Мини тесты «Изучение познавательной инициативы». «Игровое упражнение «Да - Нет» Л. А. Венгер

Уровень представлений о предметах и объектах неживой природы Диагностика на основе показателей уровня овладения детьми программой

Показатели уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста

экспериментальной деятельностью

• Выбирает экспериментирование как ведущий вид деятельности.

• Подбирает разнообразные материалы для экспериментирования по образцу.

• В большинстве случаев проявляется познавательный интерес к опытно- экспериментальной деятельности Ставит цель иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)

• Принимает участие при планировании деятельности на равных позициях со взрослым. Пытается выделить основные этапы опытно-экспериментальной деятельности.

• Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы, обращаясь к схемам, алгоритмам.

• Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Диагностические упражнения

«Игровое упражнение «Да - Нет» Л. А. Венгер,

Цель: исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном.

Ребенку необходимо с помощью задаваемых вопросов отгадать, что спрятано в коробке, не задавая при этом прямых вопросов типа «Что это? Что можно с ним сделать чтобы определить его свойства, качества, признаки?»

Качественный и количественный анализ вопросов:

• Оценивается изменение в развитии любознательности в форме вопросов по показателям «продуктивность» и «уровень вопроса»

• общее количество

• ориентация детей на поиск ответа, а не на последующие вопросы, попытку с помощью вопросов проверить свои конкретные гипотезы

Методика «Маленький исследователь» (Л. Н. Прохорова)

Цель: выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, определение цели, составления плана.

Детям предлагается схематическое изображение «Уголка экспериментирования» с различными материалами в соответствии с требованиями программы по возрастным группам

Ребенку предлагается осуществлять выбор материалов по алгоритму составить план проведения опытов.

«К тебе пришел в гости твой друг- исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился, «какие материалы выбрал для опыта», «какой опыт провел?»

За первый выбор (игровая деятельность) засчитывается 1 балл, за второй (изо деятельность) – 2 балла, за третий (чтение книг) - 3 балла, за четвертый (экспериментирование) - 4 балла.

Мини тесты Климовой Н. Р., Кривовой Л. И., Прохоровой Л. Н.

Цель: определение уровня представлений о предметах и объектах неживой

1. Опиши качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги; из резины; из металла; из пластмасса.

2. Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке? Глине?

3. Расскажи о воздухе, о его значении, свойствах, каким способом проверить (его наличие, легкость, силу и т. д. – покажи.

4. Расскажи о значении и свойствах воды, каким способом проверить (выталкивает легкие предметы, текучесть, испарение и т. д.)покажи.

5. Сравни свойства песка, глины, почвы.

6. Расскажи о свойствах магнита.

7. Сравни свойства стекла и пластмассы, их назначение.

8. Сравни свойства дерева и железа, их назначение.

9. Сравни свойство резины и бумаги, их назначение.

10. Сравни свойства стекла и пластмасса, их назначение.

Методика «Радости и огорчения» (Н. В. Ковалева)

Цель: Методика помогает выявить место исследовательской деятельности в системе целостных ориентаций дошкольников, развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать.

После организованной опытно-экспериментальной деятельности ребенка спрашивают :

• Что тебе больше всего порадовало?

• Что тебя больше всего огорчило?

• Сравни что было до, что стало после?

• Сделай вывод что получилось?

• Докажи, что мы сделали правильно (в среднем возрасте с опорой на образец, схему)

• с какими материалами можно провести такой же опыт?

Публикации по теме:

Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста ОВЗ (ДЦП) 2. Содержательный раздел программы Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста ОВЗ (ДЦП) по физической культуре.

Программа для работы с детьми старшего дошкольного возраста (4–5 лет). Содержательный раздел II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 1. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Коммуникативная деятельность 4-5 Воспитывать.

Программа кружковой деятельности «Хотим все знать» 1.1. Актуальность С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет (содержательный раздел) Содержательный раздел 1 раздел1. Тема «Солнечный зайчик» Задачи: Активизация базовых предпосылок психического развития ребенка с помощью.

Рабочая программа. Содержательный раздел 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Особенности общей организации образовательного пространства Важнейшим условием реализации программы «От рождения.

Рабочая программа для подготовительной к школе группы на 2017–2018 г. Содержательный раздел II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. УЧЕБНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН Образовательная область «Речевое развитие» Модуль «Развитие речи» Дата № за-ня.

Рабочая программа инструктора по физической культуре 2. Содержательный раздел 2. Содержательный раздел 2.1 Связь образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями 2.2 Учебный план реализации.

Рабочая программа инструктора по физической культуре продолжение 2. Содержательный раздел 2. Содержательный раздел 2.5 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы 2.6 Парциальная программа.

Рабочая программа инструктора по физической культуре продолжение 2. Содержательный раздел 3. Организационный раздел II ЧАСТЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (ВАРИАТИВНАЯ) 3. Организационный раздел 3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды 3.2 Комплекс.

Программа для работы с детьми старшего дошкольного возраста (4–5 лет). Содержательный раздел II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 1. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Коммуникативная деятельность 4-5.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружковой деятельности «Хотим все знать». Содержательный раздел
Опубликовано: 9 апреля 2018 в 20:35
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД