Папки-передвижки

Программа «Ладошкины сказки для детей с ОВЗ»

Наталья Хмель
Программа «Ладошкины сказки для детей с ОВЗ»

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

«Ладошкины сказки»

дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности.

Иркутск 2016

Разработчик программы:

Хмель Наталья Григорьевна, социальный педагог ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» отделение восстановительного лечения и реабилитации.

Пояснительная записка

Публикация «Программа „Ладошкины сказки для детей с ОВЗ“» размещена в разделах

Общее состояние ребенка с ОВЗ, его эмоциональная настроенность – важное условие успешности комплексной реабилитации. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать посещение ребенком реабилитационных мероприятий было не только полезным, но и радостным, интересным, ярким и содержательным, создавая атмосферу радости детского творчества, сотрудничества.

Актуальность программы обусловлена тем, что дети -инвалиды, дети с ОВЗ дошкольного возраста часто не могут посещать дошкольные образовательные учреждения, круг их общения ограничивается семьей и. как правило, немногочисленными знакомыми семьи, чем больше выражены ограничения жизнедеятельности ребенка. тем меньше круг его общения. Из-за инвалидизирующего диагноза, социальной изоляции, связанной с инвалидностью, словарный запас ребенка слабо развивается, речь, если она есть, бедна, мало выразительна, если ребенок то, что называется безречевой, то у него не развивается мимика, жесты. Дети испытывают трудности в общении, Одним из эффективных средств развития речи, коммуникативного и сенсорного развития является самодеятельный кукольный театр, вернее, театрализация известных детских сказок. Участие детей в саамы примитивных драматизациях с использованием кукол помогает детям осваивать с помощью игры социальный опыт, т. к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у детей любовь к народным сказкам, развивается у детей творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса. Основу программы составляют программа «Коррекционно-развивающее обучение» авторы

Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, программа «Истоки» (Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, программа «Детство» (В. И. Логинова).

В социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов, детей с ОВЗ давно и прочно заняла место театрализованная деятельность, которая способствует коррекции и развитию эмоциональной сферы, развитию коммуникаций формирует навыки социального поведения. Знакомясь со сказками, рассказами, стихотворениями, дети учатся получать удовольствие от интересной сказки или истории, эмоционально реагировать на действия любимых литературных персонажей, сопереживать им. Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья,предполагает большое количество разнообразных практических действий как с самой книгой (потрогать, рассмотреть, подержать) ,так и с изображением главных героев (драматизация, обыгрывание на фланелеграфе, в настольном театре, использование театра теней,пальчикового и кукольного театра). В импровизированном кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.

Программа «Ладошкины сказки» направлена на формирование познавательного интереса и творческих способностей ребенка. Срок освоения программы 3-6 реабилитационных курса, что зависит, в том числе от реабилитационного потенциала семьи, позиции, которую занимают родители ребенка с ОВЗ. Длительность занятия 25-30 с включением физминуток, элементов релаксации, переключения с одного вида деятельности на другой. Возраст детей от 3 до 8 лет

Новизна заключается в том, что программа предусматривает выражение эмоций через «рисование» ладошками с использование специальных технологий, используемых в реабилитации и развитии детей, имеющих отклонения в своем развитии: интеллектуальном, психическом, физическом.

Цель программы:

Социализация детей с ОВЗ и снижение уровня социальной депривации семей, в которых они воспитываются

Задачи:

1. Коррекция и развитие коммуникативной сферы детей с ОВЗ

2. Коррекция и развитие эмоционального восприятия детей с ОВЗ

3. Развитие речи

4. Развитие мелкой моторики

5. Развитие творческих способностей ребенка и презентация способностей и возможностей семье ребенка-инвалида, его ближайшему окружению, в том числе детям одновременно находящимся на реабилитации.

6. Развитие пространственного восприятия и зрительно-двигательной координации.

7. Усвоение ребенком возможной связи литературных произведений и рисования.

8. Развитие фантазии и воображения.

Ожидаемые результаты: развитие речи, обогащение словаря, эмоциональная окраска речи, развитие мелкой моторики, координация движений и слов (логоритмика, освоение социального опыта через игру и театрализованные представления, позитивное отношение к окружающим.

Ребенок сможет в рамках своего реабилитационного потенциала:

• Делать артикуляционную гимнастику с помощью педагога (родителя).

• Правильно одевать на руку куклу (самостоятельно или с помощью)

• Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями

• Управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму.

Результатом освоения программы является творческое и духовное развитие ребенка, способного социально адаптироваться в среде сверстников.

Способы проверки результатов освоения программы – мониторинг успешности пополнения словарного запаса, коммуникативных навыков, выразительности экспрессивной речи, участие в кукольном спектакле в центре.

Основные направления работы с детьми:

-Театральная игра с использованием кукол.

-Ритмопластика включает в себя ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, учитывающие особенные потребности ребенка, поступившего на реабилитацию, рекомендации индивидуальной программы реабилитации

-Развитие речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Критерии оценки умений и навыков детей в театральной деятельности детей с ОВЗ.

1. Использование всех частей речи.

1 балл – использует в разговоре все части речи правильно.

2 балла - частично использует в разговоре части речи, иногда неправильно.

3 балла –неправильно использует части речи.

2. Составление предложений.

1 балл –составляет простые предложения.

2 балла –испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания, пользуется вопросно-ответной формой.

3 балла – фразовая речь выражена аграмматично.

3. Умение имитировать.

1 балл – самостоятельно имитирует действия предлагаемого персонажа.

2 балла – имитирует действия, характерные для персонажа, с помощью взрослого.

3 балла – не имитирует характерные движения персонажа.

4. Передача эмоционального состояния другого человека.

1 балл – ребенок передает с помощью мимики и жеста эмоциональное состояние.

2 балла –передает эмоциональное состояние персонажа по образцу взрослого или другого ребенка (по подражанию взрослому или ребенку)

3 балла- эмоционально не выразителен, не осознает значимости эмоционального состояния.

5. Использование в играх театральных игрушек, картинок.

1 балл – ребенок по собственной инициативе использует в игре театральные игрушки, сам придумывает и озвучивает персонаж.

2 балла – ребенок повторяет за действиями взрослого в игре.

3 балла- ребенок не может повторять действия с игрушками.

6. Импровизация на несложные сюжеты песенок, сказок.

1 балла – ребенок использует в игре знакомый сюжет, изменяя его с помощью взрослого или самостоятельно.

2 балла – ребенок использует знакомый сюжет, но не изменяет его.

3 балла – ребенок знаком с сюжетом, но не использует в игре сюжет.

4 балла – не знает (не воспринимает) сюжет.

7. Мимика

1 балл- высокий уровень проявлений человеческих эмоций, способен изобразить все известные ему человеческие эмоции.

2 балла- эмоции ограничены, но достаточны.

3 балла-отображение мимикой затруднены.

8. Координация движений

1 балл- координация без нарушений.

2 балла- координация движений ограничена, но достаточна.

3балла - ярко выраженные ограничения в координации движений.

9. Произвольное внимание.

1 балл-объем, концентрация и устойчивость внимания достаточные.

2 балла -постоянное переключение внимания на различные объекты, «неселективное» внимание, которое проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов;

3 балла- выраженные нарушение внимания на протяжении всего занятия.

11. Работоспособность

1 балл - высокая, может долго заниматься, с интересом вовлечен в игру.

2 балла- необходима постоянная смена деятельности.

3 балла -работоспособность низкая, интерес пассивный.

Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности:

Высокий уровень - проявляет эмоциональный интерес к театрализованной деятельности. Владеет знаниями о видах театров соответствии с возрастом. Понимает содержание и главную мысль литературного произведения. Дает словесные характеристики, персонажам. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе с помощью педагога. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции педагога образ персонажа. Быстро осваивает навыки кукловождения, может применять в деятельности. С помощью педагога подбирает характеристики к персонажам. Проявляет активность, согласованность действий с педагогом и детьми. Участвует в различных видах творческой деятельности.

Средний уровень- интерес к театральной деятельности имеет избирательный характер, не всегда может охарактеризовать героев, в основном используется вопросно-ответная форма, эмоции ограничены, не всегда способен верно отразить интонацию персонажа.

Низкий уровень – мало эмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель, отображение эмоций мимикой затруднены, работоспособность низкая, очень быстро утомляется.

Публикации по теме:

Театрализация экологической сказки «Дедушкин огород» по мотивам сказки «Репка» для детей подготовительной группы Цель: Развитие творческих и коммуникативных способностей через театрализованную игру Ведущий: На пенечке дед сидит И с тоскою в огород.

Программа арт-студии «Жар-птица». Комплексная программа по развитию творческих способностей детей 3. Содержание программы Название цикла Тема Цель НОД Кол-во Осенниекартинки Диагностика творческого развития личности Выявить уровень.

Программа дополнительного образования детей. Кружок «Умелые ручки» для детей от 3 до 4 лет Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка. 1.2. Цели и задачи. 1.3. Принципы и подходы. 1.4. Характеристика особенностей развития.

Программа дополнительного образования по бисероплетению для детей с ЗПРПрограмма дополнительного образования по бисероплетению для детей с ЗПР Программа дополнительного образования дошкольников МБДОУ детского сада№8 (комбинированного вида) Г. Вязьмы Смоленской области по бисероплетению.

Программа кружка «Неболейка» для детей 5–7 лет ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Научить ребенка беречь себя через воспитание привычки думать и заботиться о своем здоровье. ЗАДАЧИ: -расширить представления.

Программа кружка в детском саду «Разноцветные сказки» Актуальность. Гармоничное развитие ребёнка- основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых.

Рабочая программа кружка по бисероплетению для детей 5–6 лет Пояснительная записка Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Все учёные,.

Рабочая программа по ознакомлению с ПДД для детей 4–5 лет Пояснительная записка Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на формирование безопасного поведения.

Рабочая программа проекта «В гостях у сказки» — возраст детей 4–5 лет Название проекта: «В гостях у сказки» Руководитель проекта: воспитатель Макагон Н. Н. Участники проекта: дети 1 средней группы, воспитатели,.

Семейная игровая программа «Русские спортивные сказки» Праздник проводится на участке детского сада. По ходу праздника включаются песни, танцы, инсценировки, разученные с детьми на музыкальных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Ладошкины сказки для детей с ОВЗ»
Опубликовано: 28 января 2016 в 07:42
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД