МААМ-картинки

Программа логопедического кружка (индивидуальные логопедические занятия)

Юлия Белова
Программа логопедического кружка (индивидуальные логопедические занятия)

Пояснительная записка. Данная программа кружковой работы по коррекционно-развивающей работе представляет собой систему комплексных занятий на основе программ : «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н. В. Нищевой.

Публикация «Программа логопедического кружка (индивидуальные логопедические занятия)» размещена в разделах

Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребёнка. Содержание программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.

Актуальность. Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью и востребованностью данной услуги у родителей. Изучение данной программы поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную общеобразовательную программу; позволит своевременно, то есть еще до поступления в школу помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дизадаптации.

Направленность: по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – индивидуальной.

Вид программы : авторская.

Цель программы : коррекция нарушений в устной речи воспитанников, в соответствии с уровнем и степенью речевого нарушения: формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза, развитие связной речи и накопление словарного запаса.

Задачи:

1. формировать слуховое внимание, восприятие, умение регулировать силу голоса, правильное звукопроизношение; формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений; обогащать и активизировать словарный запас;

2. развивать дыхание, голос и мимические мышцы; развивать артикуляционную и пальчиковую моторику; развивать слуховое и зрительное внимание; развивать фонематическое восприятие; развивать связную речь;

3. воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога; воспитывать умение слушать друг друга; воспитывать самоконтроль за речью; воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения; воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом.

Возраст детей: 5-7 лет.

Сроки реализации: 1 год.

Формы и режимы занятий : индивидуальные занятия в понедельник, четверг с 15: 00 до 19:00, продолжительностью 25-30 минут.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Дети должны уметь:

- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- четко дифференцировать все изучаемые звуки;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

- пользоваться интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Формы подведения итогов реализации программы : выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

Характеристика детского объединения: год обучения 2017-2018, группа детей из 8 человек, индивидуальные занятия 2 раза в неделю по понедельникам и четвергам, продолжительность занятия – 25-30 минут, количество учебных часов в год – 232 часа.

Принципы. Логопедическая работа строится с учё том следующих дидактических принципов:

1. принцип комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений;

2. принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации (различные анализаторы, так как формирование высших психических функций представляет сложный процесс организации функциональных систем: зрительной, кинестетической, двигательной;

3. принцип опоры на сохранные (интактные) звенья нарушенной функции, поскольку опора на непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых компенсаторных началах;

4. принцип поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину, при котором работа над каждым типом задания проводиться в определённой последовательности;

5. принцип учёта зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;

6. принцип усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;

7. принцип учета объема и степени разнообразия материала, во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения;

8. принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме; учет уровня речевого развития каждого ребенка;

9. принцип учета эмоциональной сложности материала, чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный фон;

10. принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т. д.);

11. принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.

12. Месяц, тема Содержание Контроль и учёт коррекционного воздействия.

Сентябрь.

Мелкая моторика -Запомнить названия пальцев рук.

-Освоить различные движения пальцами рук.

-Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами (Т. Ткаченко, И. Лопухина) Пальчиковая игра "Это я, большой пальчик:".

Игра "Собери бусинки в нужные коробочки".

Пальчиковый театр.

Октябрь.

Артикуляционный аппарат -Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

-Уметь расслаблять язык.

-Чередовать движения губ и языка.

-Отрабатывать активные, чёткие движения губ и языка Комплекс артикуляционной гимнастики "Волк".

Сказка "Как язычок ходил гулять в лес".

Игра "Прядки".

Ноябрь.

Речевое дыхание -Учиться правильному речевому дыханию, вдох (носом, выдох (ртом).

-Отрабатывать силу голоса.

-Формировать целенаправленную и сильную воздушную струю. Игры для развития дыхания "Ветерок", "Загони ватный шарик в ворота".

Игра "Запомни и громко, чётко повтори ряд гласных звуков".

Упражнения: подуй в пустой бутылёк, поиграй на губной гармошке.

Декабрь.

Слуховое внимание, слуховое восприятие и слуховая память -Выполнение различных словесных (2-х, 3-х, 4-х ступенчатых) инструкций.

-Угадывание предметов по загадке-описанию.

-Выполнение действий только при определённом, заданном условии. Игра "Подбери словечко" (завершение стиха в рифму).

Загадки-обманки (выбрать правильный вариант по картинке, относится ли к её содержанию каждое услышанное слово).

Игра с правилами - просьба, покажи, бывает не бывает.

Январь.

Фонематический слух. -Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков.

-Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.

-Повторение 3-4 похожих по звучанию слов, чёткое их произношение. Игра "Повтори сочетание звуков, при их чёткой артикуляции".

Развлечение "Рифмовки- незаконченные, рифмовки- перепутанки,рифмовки-трудноговорки"

Игра "Запомни и повтори".

Февраль.

Словарный запас. -Уточнение лексических тем, предлагаемых программой Васильевой "Воспитание и обучение в детском саду"

-Уточнение названий геометрических фигур и цвета.

-Обобщение слов, синонимы, антонимы, части и целое. Игра-инсценировка "Кто лишний и почему". Беседа с демонстрацией картинок по теме.

Март

Связная речь. -Составление рассказа-описания по наглядному образцу.

-Составление рассказа по сюжетной картине.

-Пересказ сказок и простых текстов по серии картинок.

-Заучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, загадок.

-Составление рассказа на материале собственного опыта. Индивидуальное рассказывание, описание картин.

Рассказывание по ролям.

Прослушивание сказок и текстов. Индивидуальное рассказывание, описание картин.

Рассказывание по ролям.

Прослушивание сказок и текстов.

Апрель

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи. Правильное проговаривание звуков :

-Изолированно;

-В слогах (прямых, обратных, стечениях);

-В словах;

-В словосочетаниях;

-В предложениях, скороговорках;

-В стихотворных текстах;

-В связной речи. Игра "Повтори правильно звук".

Запомни и повтори ряд слогов.

Задание - подбери к заданным словам картинки и скажи правильно.

Заучивание и рассказывание стихов, потешек, скороговорок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Условия реализации программы.

Характеристика помещения: групповая комната.

Перечень оборудования и материалов: дидактические игры, наглядные пособия, картинки, карточки для выполнения артикуляционной гимнастики, игры и игрушки для развития мелкой моторики.

Руководитель: воспитатель 1 кв. категории Белова Ю. Н. (студентка 4 курса, профиль «Логопедия»).

Методическое обеспечение программы.

В работе используются методы:

- практические (артикуляционные упражнения и дидактические игры);

- наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты);

- словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы).

Формы и подведение итогов: организация конкурса чтецов.

Список литературы

1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб. : «Литера», 2010. – 64 с. : ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

2. Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М: Эксмо, 2015. – 288 с. : ил.

3. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 279 с. : ил. – (Коррекционная педагогика).

4. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб. : «Литера», 2010. – 96 с. : ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

5. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно.

6. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.

7. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии.

8. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

Публикации по теме:

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащихся второго класса Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащегося 2 класса (Коррекционный маршрут по развитию познавательной и эмоционально-волевой.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Индивидуальные занятия с детьми 6–7 лет по заданию логопеда» Консультация для воспитателей логопедических групп «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 6–7 ЛЕТ ПО ЗАДАНИЮ ЛОГОПЕДА» Индивидуальные занятия.

Программа кружка «Метеоролог» Программа кружка «Метеоролог» Кружок «Метеоролог» ориентирован на учащихся 6-ых классов, которые уже изучили на уроках географии раздел.

Программа кружка по тестопластики «Мукасолька» Программа кружка по тестопластики «Мукасолька» Художественно-эстетическое направление «Истоки творческих способностей и дарования детей.

Программа кружка «В гостях у сказки» Администрация городского округа город Фролово Волгоградской области Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Центр.

Программа кружка «Юный исследователь» Программа «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» (экспериментально – исследовательская направленность) Возраст участников: 3 – 4 года Срок реализации:.

Программа кружка «Занимательная математика» Автор- составитель: воспитатель Храмова Ирина Вячеславовна. Пояснительная записка. Стремительно меняется время, в котором мы живем. Волей-неволей.

Программа логопедического кружка «Мой весёлый язычок» Учитель- логопед Дьяконова С. И. Цель : Выработка полноценных и определопределенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых.

Программа логопедического кружка «Звуковичок» МБОУ Катунинская СШ филиал «Детский сад д. Лахта» ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗВУКОВИЧОК» на 2017-2018 учебный год Автор:.

Рабочая программа по развитию речи «Говорун» — индивидуальные занятия для подготовительной группы Рабочая программа по развитию речи детей Подготовительной к школе группы «Говорун». Индивидуальные занятия Срок реализации 2017 – 2018.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа логопедического кружка (индивидуальные логопедические занятия)
Опубликовано: 2 декабря 2017 в 20:41
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД