Получи документы

Программа «Мир, в котором мы живем» по формированию толерантности у детей с нарушениями интеллекта

Юлия Царева
Программа «Мир, в котором мы живем» по формированию толерантности у детей с нарушениями интеллекта

Программа

«Мир, в котором мы живем»

по формированию толерантности удетей с нарушениями интеллекта

Пояснительная записка

Современное общество живет многообразной жизнью, в которой существуют разные общности людей со своими культурными ценностями, социальным опытом, особенностями в психической структуре личности. Все это требует интеграции на принципах понимания, милосердия и терпимости. Поэтому проблему воспитания толерантности можно рассматривать как формирование одной из абсолютных ценностей общественной жизни. Исходя из этого, проблема формирования толерантной среды в образовательном пространстве становится одной из наиболее актуальных на современном этапе.

Публикация «Программа „Мир, в котором мы живем“ по формированию толерантности у детей с нарушениями интеллекта» размещена в разделах

В современном содержательном наполнениисмысл термина толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.

Воспитание толерантной личности -процесс сложный, который осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, в котором он живет, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.

Одним из важнейших социальных институтов, которые должны способствовать формированию толерантной культуры, являются общеобразовательные учреждения.

Именно подростковый период развития личности характеризуется интолерантным поведением : повышенной агрессивностью, некритичностью мышления, бескомпромиссностью. В силу различных причин, толерантные установки не формируются у большинства детей естественным путем. Это порождает неприятие ими мира и себя, и как следствие, асоциальное поведение.

Особенно тяжело это проходит у «особых» детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Оттого, как ребенок преодолеет данный кризисный период, во многом будет зависеть, насколько понимающим, терпимым станет он в дальнейшем.

Детей с ограниченными возможностями здоровья в силу их психофизических особенностей сложно научить толерантности, но можно поставить их в такую ситуацию, когда они получат опыт взаимодействия в этом мире и сами научатся выстраивать отношения с окружающими людьми на принципах толерантности. Т. е., воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья происходит через формирование у нихустановки на восприятие и действия в социальной действительности и в отношениях с другими людьми на основе таких личностных качеств, как эмпатия, доброжелательность, аутентичность, принятие чувств, конфронтация и самопознание.

В процессе реализации программы «Мир, в котором мы живем» у детей сформируется осознание собственной взаимосвязи с окружающим миром, умение строить отношения с другими людьми на основе взаимопонимания и принятия их взглядов итрадиций.

Т. о., должна быть сформирована личность ребенка, обладающая толерантностью как важнейшим компонентом своей жизненной позиции.

Цель программы :

формирование у обучающихся норм толерантного поведения, осознания собственной взаимосвязи с окружающим миром, умения строить взаимоотношения с другими людьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Задачи:

формироватьу обучающихсяустановки толерантного сознания и поведения;

создать условия для профилактики агрессивного отношения к окружающим,содействовать выбору продуктивных форм поведения в конфликтных ситуациях;

развивать у воспитанников способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию;

воспитывать терпимость, уважение к людям, готовность принять их взгляды, обычаи и привычки;

содействовать творческому развитию личности воспитанников, их социальной активности;

развивать коммуникативные навыки детей, укрепляющие социальные связи и отношения, формировать мотивы положительной социализации личности;

содействовать коррекции самооценки обучающихся.

Возрастное предназначение программы

Программа рассчитана на детей с умственной отсталостью, обучающихся в 1-9 классах.

Принципы осуществления программы :

принцип диалогичности и сотрудничества, как основной источник и движущая сила развития личности;

принцип доверительного стиля общения;

принцип уважительного отношения к личности;

принцип творчества, обеспечивающий реализацию вариативных подходов к установлению толерантных отношений и анализу ситуаций взаимодействия;

принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся;

принцип стимулирования самостоятельного выбора;

принцип обратной связи;

принцип экологии взаимоотношении,обеспечивающий благоприятную социально комфортную среду в образовательном учреждении как основы формирования толерантного пространства;

принцип воспитывающей рефлексии (создание условий для рефлексии участников программы, произошедших с ним изменений).

Программа курса не является чем-то неизменным. Она может и должна изменяться в зависимости от уровня подготовки класса, медико-психологических особенностей детей, текущего планирования учебно-воспитательного процесса. Таким образом, программа служит основой для творческой работы учителя.

Курс состоит из 4 блоков, каждый из которых имеет свои цели и задачи.

Программа едина в плане диагностического, коррекционного и развивающего компонентов. Содержание каждого блока программы основано на взаимодействии, взаимодополняемости и взаимосвязи. Занятия проводятся в режиме образовательного процесса и дополнительного образования.

Ожидаемые результаты

повышение уровня информированности детей по вопросу толерантности;

повышение уровня эмпатии;

снижение уровня конфликтности личности, выражениесвоих чувств и переживаний без агрессии и насилия, умение вести диалог с другими людьми;

развитие эмоциональной устойчивости в различных жизненных ситуациях;

повышение уровня толерантной установки;

коррекция самооценки обучающихся;

формирование коммуникативных умений, необходимых для социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.

Примерный учебно-тематический план

№ п/п Тема модуля Возрастная категория Мероприятия

1. Психолого-педагогический блок. Все возрастные группы. Тестирование на тревожность и конфликтность

2. Люди мира (1-4 классы)

Игра «Познакомьтесь – это Я».

Упражнение «Новичок».

Обсуждение сказки «Гадкий утенок».

Заочное путешествие по городу Москва.

Народные праздники.

(5-9 классы)

Беседы и доклады на уроках истории, географии.

Викторина «Праздники в разных странах».

3. Права человека (5-9 классы)

Беседы на правовые темы с привлечением специалистов.

Игра «Зачем нужны правила?». Беседы «Права и обязанности гражданина».

Обсуждение ситуаций «Кто прав?».

4. Школа нравственности. Все возрастные группы

Чтение рассказов В. Осеевой «Плохо», «Печенье», Л. Толстого «Рассказы о детях», «Корова».

Беседы по рассказам «Просто старушка», «Волшебное слово» В. Осеевой, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака.

Игра «К тебе пришли гости». Беседа «О дружбе и друзьях».

Содержание программы

I.Психолого-педагогический блок

Цель: исследование и анализ состояния тревожности обучающихся, мотивации конфликтного поведения, формирование способности оценивания и осознания своих эмоций, выбора средств для реализации толерантного поведения.

Содержание.

Диагностика тревожности и агрессивности поведения учащихся.

Формы занятий

Тренинги, упражнения, беседы.

II.Люди мира

Цель: развитие и воспитание учащихся в духе открытости, понимания и принятия людей другой национальности, признания ценности многообразия культур стран мира.

Содержание

История, культура России и других стран мира. Проявления нетерпимости и толерантности в стране и нашем регионе.

Формы занятий

Уроки по истории, географии; экскурсии на выставки, краеведческий музей; беседы, устные журналы, КВН, викторины, конкурсы

III.Права человека

Цель: формирование представлений о ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности.

Содержание

Понятия: права человека, свобода, равенство, ответственность, справедливость. Государство и права человека. Конституционные права и свободы человека в современном обществе. Равноправие всех граждан независимо от национальности, вероисповедания, социального положения. Инвалиды и здоровые люди. Конвенция прав ребенка (право на жизнь, на имя, на гражданство, на образование, на отдых и досуг, на неприкосновенность жилища). Кодекс РФ об административных правонарушениях. Уголовный кодекс РФ.

Формы занятий.

Уроки по истории, обществоведению, сюжетно-ролевые игры; конкурсы; встречи; беседы.

IV. Школа нравственности

Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитание терпимости, уважения к людям, обучение действенным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без агрессии и насилия, формирование умений и навыков конструктивного общения, правил поведения в общественных местах, социальной адаптации через создание общественно полезных отношений с социальными субъектами.

Содержание

Понятие «толерантность». Значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми в различных жизненных ситуациях.

Нравственные ценности: доброта, уважение к людям, любовь к Родине, честность, уважение к труду, позитивное отношение к окружающему миру. Взрослые и дети: проблемы и пути их решения.

Этикет. Правила поведения в школе, магазине, дома, других общественных местах. Выстраивание отношений со сверстниками, взрослыми, в интегрированном коллективе с обычными детьми. Социализация личности.

Формы занятий

Уроки истории, обществоведения, клуб «Ты + Я», сюжетно-ролевые игры; конкурсы; встречи; беседы, экскурсии.

Библиография

Асмолов, А. Г. Толерантность в общественном сознании России /А. Г. Асмолов. – М., 1998.

Безюлева, Г. В. Основы толерантного образования/Г. В. Безюлева, Г. М. Шеламова //Образовательная политика. -2006.-№.10.- С. 33-38.

Вислова, А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления/А. Вислова //Воспитание школьников. -2008.- № 3.- С. 15-20.

Клепцова, Е. Ю. Терпимое отношение к ребенку:психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учеб. Пособие /Е. Ю. Клепцова. – М. : Академический проект, 2005.

Мы – сограждане. -Т. 1 /Под ред. Л. Семиной. - М. : Бонфи, 2002.- 502 с.

Основы психологии управления: Учебно-методическое пособие. /Автор-сост. В. М. Чернышова – Тамбов: ТОИПКРО,2008.

Панченко, С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе /С. Панченко //Воспитание школьников. -2008.-№ 7.- С. 33-38.

Публикации по теме:

Сценарий празднования Дня толерантности в подготовительной группе «Цветок Толерантности»Сценарий празднования Дня толерантности в подготовительной группе «Цветок Толерантности» «Цветок Толерантности» Сценарий праздника, посвященного Дню толерантности в подготовительной группе Цель: формирование уважительного.

Фотоотчет «День открытых дверей»Фотоотчет «День открытых дверей» 25 ноября в нашем комплексе прошел День открытых Дверей "Дом, в котором мы живем". В этот день было проведено много интересных и самых.

Индивидуальная образовательная программа как основа работы с детьми со сложными нарушениями в развитии ФГОС ДО предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Так, учитываются потребности.

Летняя образовательная программа с детьми «Дом, в котором мы живем» 1АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ 1.«Что ты нам подаришь, лето? Много солнечного света…» Но это лето будет необычным для всех жителей нашей планеты.

Награждение участников областного конкурса «Мир, в котором мы живем»Награждение участников областного конкурса «Мир, в котором мы живем» 1 июня в городе Кемерово поздравляли победителей областного конкурса рисунков по экологии. Как я уже писала в предыдущей публикации,здесь.

Опыт работы с детьми 3–4 лет с нарушениями зрения по формированию целостного образа предметов. Картотека дидактических игрОпыт работы с детьми 3–4 лет с нарушениями зрения по формированию целостного образа предметов. Картотека дидактических игр Аннотация В данной статье хочется опубликовать опыт работы с детьми с нарушениями зрения 2 младшая группа. При проведении тифлопедагогического.

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Родительское собрание «Дом, в котором мы живем» Предварительная работа: 1. Провести опрос среди родителей на кануне собрания. 2. Подготовить большой ватман с названием стенгазеты. Ножницы,.

Сценарий для детей школьного возраста «Природа — это дом, в котором мы живем»Сценарий для детей школьного возраста «Природа — это дом, в котором мы живем» Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое. Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает.

Эссе «Дом, в котором мы «живем» Я работаю в детском саду, мой педагогический стаж составляет 32 года. Я люблю свою работу, меня не пугают трудности, связанные с педагогическим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Мир, в котором мы живем» по формированию толерантности у детей с нарушениями интеллекта
Опубликовано: 15 июля 2021 в 21:18
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД