МААМ-картинки

Программа: «Мы волшебники» (2 часть)

Татьяна Сапрыкина
Программа: «Мы волшебники» (2 часть)

2 часть.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать следующие техники и приемы.

Подготовительная группа:

- рисование песком, солью, манкой;

- рисование мыльными пузырями;

-оттиск смятой бумагой;

- кляксография обычная;

-кляксография с трубочкой;

- кляксография с ниткой;

-рисование по мокрому;

-монотипия предметная;

-пластилинография;

- рисование клеем;

- восковые мелки + акварель;

- расчесывание краски;

Публикация «Программа: „Мы волшебники“ (2 часть)» размещена в разделах

-коллаж.

Методы проведения занятия:

-словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

-наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

Организуя образовательную деятельность по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.

Программа ориентирована на детей подготовительной группы - старшего дошкольного возраста. Срок реализации программы – 1 год.

Основной формой работы являются групповые занятия, подгрупповые, индивидуальная работа.

Режим занятий.

Подготовительная группа - количество занятий в неделю - 1, в месяц - 4 занятия, в год проводится 36 занятий. Длительность занятия в подготовительной группе -30 мин.

Направления программы :

• от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

• от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

• от использования готового оборудования и материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

• от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

• от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

• от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.

Все занятия в разработанной мной программе направлены на обучение детей подготовительной группы нетрадиционной технике рисования.

Во-первых, педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.

Во-вторых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.

В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике Искусства свою историю, хотя известны много лет.

В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.

Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей.

Для успешной реализации поставленных задач программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным техникам рисования, изготовление самодельных предметов для рисования.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладушки, папки-передвижки, информационные стенды, показ открытых занятий, мастер-классы по нетрадиционным техникам рисовании, выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети) и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

Условия реализации программы :

В программе широко используются технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, DVD, ИКТ, мультимедийное оборудование, магнитофон.

Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения. Поэтому я уделила большое внимание созданию развивающей среды:

1. Созданию уголка эстетического воспитания;

2. Уголка изодеятельности.

3. Мини-кабинет с методическими пособиями: папка с репродукциями картин художников; папка с яркими красочными иллюстрациями - пейзажей, натюрмортов; папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник рисования.

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

- Наборов бумаги разной фактуры.

- Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).

- Художественно-изобразительного материала.

- Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.

- Образцов рисунков по различным нетрадиционным техникам.

- Демонстрационного наглядного материала.

Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников.

Для того, чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, важно и нужно использовать детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Это позволит сделать рисование доступным, содержательным и познавательным.

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот это все помогало мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивало живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Рисование, как вид художественно- творческой деятельности, не терпит шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил.

Ожидаемый результат:

-Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

-Расширение и обогащение художественного опыта.

-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-Развитие творческой активности на занятиях.

-Способность к свободному экспериментированию (поисковым действиям) с художественными и нетрадиционными материалами.

-Развитие мелкой моторики рук.

-Нахождение выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.

-Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции.

-Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.

Диагностика

К концу года умения детей должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе

Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года. По желанию дети забирают работы домой.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются :

детские выставки в детском саду и за его пределами,

результаты участия детей в муниципальных, областных, международных, федеральных конкурсах рисунков,

открытые мероприятия для педагогов города и района,

создание журнала образцов - нетрадиционных техник рисования «Чем мы только не рисуем»,

проведение мастер – класса для педагогов.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени изучения материала.

Организация работы по данной программе не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога.

Данная программа может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования. Программа может быть использована в работе кружков изодеятельности, для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию, а также в рамках работы образовательных программ по разделу «Художественно-эстетическое воспитание» с целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования.

А также, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных приёмов при обучении детей рисованию животных Использование в процессе обучения детей изобразительной деятельности анималистических тем подтверждает необходимость с детства прививать.

Опыт работы по нетрадиционной технике рисования с детьми дошкольного возраста Эта тема актуальна на сегодняшний день и в ней будут заинтересованы другие воспитатели. У детей формируется эстетическое отношнение к предметам,.

Автор публикации:
Программа: «Мы волшебники» (2 часть)
Опубликовано: 20 января 2015 в 10:48
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД