Татьяна Сапрыкина
Программа: «Мы волшебники» (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
2 часть.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать следующие техники и приемы.
Подготовительная группа:
- рисование песком, солью, манкой;
- рисование мыльными пузырями;
-оттиск смятой бумагой;
- кляксография обычная;
-кляксография с трубочкой;
- кляксография с ниткой;
-рисование по мокрому;
-монотипия предметная;
-пластилинография;
- рисование клеем;
- восковые мелки + акварель;
- расчесывание краски;
Публикация «Программа: „Мы волшебники“ (2 часть)» размещена в разделах
-коллаж.
Методы проведения занятия:
-словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
-наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя образовательную деятельность по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.
Программа ориентирована на детей подготовительной группы - старшего дошкольного возраста. Срок реализации программы – 1 год.
Основной формой работы являются групповые занятия, подгрупповые, индивидуальная работа.
Режим занятий.
Подготовительная группа - количество занятий в неделю - 1, в месяц - 4 занятия, в год проводится 36 занятий. Длительность занятия в подготовительной группе -30 мин.
Направления программы :
• от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
• от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
• от использования готового оборудования и материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
• от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
• от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
• от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.
Все занятия в разработанной мной программе направлены на обучение детей подготовительной группы нетрадиционной технике рисования.
Во-первых, педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.
Во-вторых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.
В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике Искусства свою историю, хотя известны много лет.
В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей.
Для успешной реализации поставленных задач программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным техникам рисования, изготовление самодельных предметов для рисования.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладушки, папки-передвижки, информационные стенды, показ открытых занятий, мастер-классы по нетрадиционным техникам рисовании, выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети) и анкетирование по вопросам художественного развития детей.
Условия реализации программы :
В программе широко используются технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, DVD, ИКТ, мультимедийное оборудование, магнитофон.
Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения. Поэтому я уделила большое внимание созданию развивающей среды:
1. Созданию уголка эстетического воспитания;
2. Уголка изодеятельности.
3. Мини-кабинет с методическими пособиями: папка с репродукциями картин художников; папка с яркими красочными иллюстрациями - пейзажей, натюрмортов; папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник рисования.
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
- Наборов бумаги разной фактуры.
- Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).
- Художественно-изобразительного материала.
- Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.
- Образцов рисунков по различным нетрадиционным техникам.
- Демонстрационного наглядного материала.
Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников.
Для того, чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, важно и нужно использовать детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Это позволит сделать рисование доступным, содержательным и познавательным.
Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот это все помогало мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивало живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Рисование, как вид художественно- творческой деятельности, не терпит шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил.
Ожидаемый результат:
-Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Развитие творческой активности на занятиях.
-Способность к свободному экспериментированию (поисковым действиям) с художественными и нетрадиционными материалами.
-Развитие мелкой моторики рук.
-Нахождение выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.
-Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции.
-Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.
Диагностика
К концу года умения детей должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.
Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе
Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года. По желанию дети забирают работы домой.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются :
детские выставки в детском саду и за его пределами,
результаты участия детей в муниципальных, областных, международных, федеральных конкурсах рисунков,
открытые мероприятия для педагогов города и района,
создание журнала образцов - нетрадиционных техник рисования «Чем мы только не рисуем»,
проведение мастер – класса для педагогов.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени изучения материала.
Организация работы по данной программе не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога.
Данная программа может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования. Программа может быть использована в работе кружков изодеятельности, для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию, а также в рамках работы образовательных программ по разделу «Художественно-эстетическое воспитание» с целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования.
А также, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.