Елена Костенко
Программа-организация работы с родителями второй младшей-средней группы на 2015–2016 учебный год согласно ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Публикация «Программа-организация работы с родителями второй младшей-средней группы на 2015–2016 учебный год согласно ФГОС до» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
Цель программы :
формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
• Вовлечение родителей в образовательную деятельность посредством проектной деятельности.
•Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско – родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
• Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
• Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
• Формировать позитивные формы общения
Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду. Во-первых, они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового – насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью.
В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы.
Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
• Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
• Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;
• Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;
• Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;
Формы и методы взаимодействия с родителями и детьми :
• Анкетирование родителей для сбора социологических данных;
• Индивидуальные беседы, консультации, стенды, буклеты;
• Опрос родителей для получения их представлений или ожиданий, планов относительно сотрудничества со специалистами детского сада, для определения тематики мероприятий;
• Родительские собрания;
• Выставки;
• Досуг
• Семейные праздники;
• Проектная деятельность;
• Участие родителей в конкурсах;
• Мастер- класс.
Планируемые результаты:
Реализация единой стратегии развития ребенка педагогами и родителями.
Изменение характера вопросов родителей к педагогам. С организационно – бытовых на познавательные, касающиеся воспитания и развития ребенка.
Рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребенка, мероприятий по педагогическому просвещению.
Проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребенка (понимание потребностей ребенка, анализ его достижений и недостатков, обращение к педагогам, как к квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребенка).
Готовность родителей, к сотрудничеству с педагогами, повышение их активности не только по хозяйственным вопросам, но и в педагогическом процессе.
Участие родителей в образовательном процессе посредством участия в проектной деятельности.
Положительные изменения в неблагополучных семьях.
Выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребенка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.
II Содержательный раздел
Примерный перспективный план:
Предварительная работа :
Сбор информации о семьях, имеющих детей:
контакты с женскими консультациями, поликлиниками (списки, выход в семью).
Распространение информации о работе детского сада :
сайт;
публикации в печати.
СЕНТЯБРЬ
Экспресс опрос «Что вы хотели бы узнать, познать?»
Консультация «Семейные проекты»
Беседы с родителями об участии в проектной деятельности
Родительское собрание «Развитие творчества у детей»
Выставка поделок из природного материала «Дары осени»
Буклет «Проектная деятельность в ДОУ и семье»
Организация работы «Почта доверия»
ОКТЯБРЬ
Курирование семейных проектов
Консультация «Здоровье без лекарств»
Памятка «Давайте пальчики дружить»
Мастер- класс «Изготовление рамок»
НОЯБРЬ
Курирование семейных проектов
Беседа «Права ребенка»
Консультация «Влияние природы на здоровье ребенка»
Памятка «Правила перевозки детей в автомобиле»
Поздравительная открытка «Моя мамочка»
ДЕКАБРЬ
Курирование семейных проектов
Буклет «Виды и техника нетрадиционного рисования»
Тематическая выставка (на улице) поделок из снега и льда «Цветные льдинки»
Выставка рисунков «Зимние забавы», выполненные в нетрадиционной технике рисования
Консультация «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников»
Участие в утренниках, посвященных Новому году.
ЯНВАРЬ
Курирование семейных проектов
Родительское собрание с участием медицинского работника
Конкурс детских рисунков и творческих работ «В здоровом теле - здоровый дух»
Фотовыставка «Если хочешь быть здоровым – закаляйся!»
ФЕВРАЛЬ
Курирование семейных проектов
Флеш-моб «С физкультурой мы дружны!»
Памятка «Безопасность на дороге»
Выставка детско - родительских рисунков, выполненных в нетрадиционной технике рисования «День защитника Отечества»
Спортивный праздник
МАРТ
Курирование семейных проектов
Консультация «Нетрадиционное рисование дома», «Одежда ребенка в разные сезоны»
Анкета «Рисуете ли вы дома?»
Участие в утреннике, посвященном Дню 8 марта.
АПРЕЛЬ
Участие семейных проектов в конкурсах
Курирование семейных проектов
Тематическая выставка рисунков, выполненных в нетрадиционной технике рисования «Удивительный мир космоса»
Памятка «Создание благоприятной семейной обстановки»
Круглый стол «Чему научились за этот год?»
Родительское собрание
МАЙ
Участие семейных проектов в конкурсах
Рекомендации «Летний отдых»
Беседы о правилах поведения на водоеме, железной дороге, на улице, выполнение закона № 1539 по Краснодарскому краю.
Выставка рисунков, выполненных нетрадиционной техникой рисования «Калейдоскоп красок» (дом культуры пос. Незамаевский)
«Все вместе» - озеленение участка группы
Опрос родителей для получения их представлений или ожиданий, планов относительно сотрудничества со специалистами детского сада, для определения тематики мероприятий.
III раздел: Организационный
3.1 Материально-техническое обеспечение программы.
Просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным освещением: музыкальный зал, гостинная ДОУ
3.2 Место реализации программы : в течении рабочего времени дошкольного учреждения.
Материалы и оборудование:
При работе с родителями используется :
- портфолио ребенка
- сайт ДОУ
- СМИ
- Уголок для родителей
- презентации
Литература:
1. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой -2015 год;
2. «Работа с семьей : необязательные инструкции»- Лидия Свирская;
3. «Общение педагога с родителями в ДОУ «методический аспект;
4. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями» Т. Н. Доронова;
5. «Общаться с ребенком. Как?» Ю. Б. Гиппенрейтер;
6. Периодические издания;
7. Накопительный материал педагогов ДОУ.