МААМ-картинки

Программа по дополнительной деятельности «Работа с музыкально-одаренными детьми»

Лариса Брызгалова
Программа по дополнительной деятельности «Работа с музыкально-одаренными детьми»

Работа с музыкально одаренными детьми

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:

• выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;

Публикация «Программа по дополнительной деятельности „Работа с музыкально-одаренными детьми“» размещена в разделах

• подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;

• актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.

Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида, в отличие от всякой другой. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т. е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма.

Итак, Теплов выявляет три основные музыкальные способности :

1. Ладовое чувство, т. е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

2. Способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;

3. Музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.

Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один – два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.

Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей – ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов). Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.

Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется технология педагогического наблюдения.

1. Объект педагогического наблюдения - музыкальность дошкольников;

2. Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности;

3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения) :

· Выраженное стремление к музыкальной деятельности

1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано

2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене

3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества.

Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается.

Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проводятся индивидуальные консультации по вопросам развития на дополнительную работу с их детьми. Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности, я организовала дополнительную кружковую работу, которая предполагает в дальнейшем:

• участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;

• подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.

Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна – музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание кружковой работы не сводится к простому разучиванию и репетициям. Работая с одаренными детьми всегда остается место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно приступая к работе с одаренными детьми, обладать креативным мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.

Цель программы :

Способствовать развитию творческих проявлений в вокальной деятельности детей

Задачи:

1. Расширять диапазоны голосов детей дошкольного возраста и формировать их естественное звучание;

2. Организовать деятельность голосового аппарата, укреплять голосовые связки;

3. Совершенствовать певческие способности детей дошкольного возраста, формировать правильное дыхание, дикцию, артикуляцию в пении;

4. Формировать эмоционально - эстетическое восприятие окружающего мира через пение;

5. Развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении.

Структура занятий:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Интонационно – фонетические упражнения.

3. Упражнения на дыхание.

4. Основная часть - вокально-хоровая работа.

4.1. Песенки-распевки

4.2. Пальчиковые и подвижные игры;

4.3. Работа над песней :

4.3.1. Знакомство с песней (1 – 2 занятия);

4.3.2. Прослушивание;

4.3.3. Беседа, разъяснение текста;

4.3.4. Повторное исполнение;

4.4. Разучивание песни (3 – 4 занятия) :

4.4.1. Работа над звукообразованием;

4.4.2. Работа над звуковедением;

4.4.3. Работа над дыханием;

4.4.4. Работа над ансамблем;

4.4.5. Работа над дикцией;

4.5. Закрепление (1 – 2 занятия).

4.5.1. Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением песни.

Музыкальную основу программы составляют произведения для детей дошкольного возраста, песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Планируемый результат.

• наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в концертах);

• владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

• проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

• уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

• стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

• умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);

• умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Эйдетика — работа с одаренными детьми» «Эйдос» означает «образ». Данная методика подразумевает включение образного мышления. Конечно, многие не воспринимают его всерьез, считая.

Модульная образовательная программа «Моя малая Родина» с одаренными детьми Введение Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений многие годы дали свои.

Модульная образовательная программа «Моя малая Родина» с одаренными детьми (Часть 2) 1. Общие положения 1.1. Флаг Каменского городского поселения Каменского муниципального района Воронежской области (далее – флаг Каменского.

Модульная образовательная программа «Моя малая Родина» с одаренными детьми (Часть 3) Модуль III «Многонациональный п. Каменка» Тема 1: «Быт традиции, обычаи русского, народа п Каменка». Содержание темы: познакомить детей.

Модульная образовательная программа «Моя малая Родина» с одаренными детьми (Часть 4) Характер взаимодействия участников образовательных отношений Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы детей. Виды.

Программа дополнительной образовательной деятельности «Читарики» Программа дополнительной образовательной деятельности «ЧИТАРИКИ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Художественная литература является универсальным.

Рабочая программа дополнительной образования «Рисование нетрадиционными техниками» 1 ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ФАНТАЗЁРЫ» Год разработки: 2018 Автор:.

Рабочая программа по дополнительной кружковой деятельности «Волшебная кисточка» Паспорт программы Название программы Программа «Волшебная кисточка» Руководитель программы Кравец В. А. Составитель программы Воспитатель.

Рабочая программа по дополнительной услуге «Песочная фантазия» Оглавление № п\п Содержание Стр. I Пояснительная записка 3 1.1. Объем недельной образовательной нагрузки 5 1.2. Планируемые результаты.

Работа с одаренными детьми на занятиях по вокалу в творческом объединении Дома детского творчества Работа с одаренными детьми в творческом объединении «Удивительное Шоу» МКУ ДО Дома детского творчества г. Бирюсинска. Каждый ребенок неповторим,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по дополнительной деятельности «Работа с музыкально-одаренными детьми»
Опубликовано: 3 января 2019 в 18:25
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД