МААМ-картинки

Программа по формированию нравственного воспитания для детей с ОВЗ «Плохие и хорошие поступки»

Ольга Гударина
Программа по формированию нравственного воспитания для детей с ОВЗ «Плохие и хорошие поступки»

Программа

«Плохие и хорошие поступки»

По формированию нравственных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья

срок реализации программы –6 месяцев.

Автор-составитель: Гударина Ольга Альбертовна,

воспитатель

Арзамас 2019 г.

«Добрая привычка – это нравственный капитал,

который растёт беспрестанно,

процентами с него

человек пользуется всю жизнь»

К. Д. Ушинский.

Пояснительная записка.

Публикация «Программа по формированию нравственного воспитания для детей с ОВЗ „Плохие и хорошие поступки“» размещена в разделах

В нашей стране с каждым годом растёт число инвалидов. Государство устанавливает инвалидам гарантии для реализации их прав и законных интересов, проявляет особую заботу о детях-инвалидах.

Наиболее актуальной задачей социальной политики в отношении детей -инвалидов, является устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих детям- инвалидам вести полноценный образ жизни. В настоящее время есть дети с частично сохранённым интеллектом и они не могут выйти в социализацию. В нашем детском доме созданы все условия для абилитации таких детей.

Привитие нравственных навыков умственно отсталых воспитанников – одно их важнейших актуальных направлений воспитательного процесса. Оно способствует у воспитанников выработке навыков культурного поведения, привычек их выполнять, навыков общения, которые позволяют ему успешно адаптироваться в дальнейшей жизни. Наши воспитанники не выходят в социум, они не знают элементарных правил поведения, элементарных этикетных правил, правил поведения при гостях, поведения на улице, в столовой. Чаще всего такие дети безнравственны. Поэтому возникла потребность в разработке программы «Плохие и хорошие поступки». Актуальность разработки программы заключается в необходимости выстраивания специально организованной работы с воспитанниками с нарушенным поведением. Программа по нравственному воспитанию направлена на освоение элементарных навыков культуры поведения. Основной формой реализации программы, является занятие. Разработка программы рассчитана на воспитанников 7-11 лет, с выраженной степенью умственной отсталости, срок действия программы 6 месяцев.

Данная программа необходима к реализации.

Аналитическое обоснование.

Проведение обследование группы (из 7 человек) детей, с ограниченными возможностями здоровья, в возрасте 7-11 лет, проживающих в детском доме – интернате.

При исследовании воспитанников были использованы следующие группы методов педагогической диагностики.

1. Беседа (индивидуальная) – которая позволила выявить отношения воспитанника к нормам поведения.

Результаты беседы показали, что большинство воспитанников не способны соблюдать общепринятые правила поведения, не умеют адекватно реагировать на общение, не умеют выражать свою просьбу, не развиты такие чувства, как радость, сострадание.

2. Наблюдение (наблюдение за поведением) – удалось установить, что у всех воспитанников отсутствует умение подчинять поведение принятым правилам, а также способность исполнять роль воспитанника. Наблюдается слабость волевых усилий, несамостоятельность, внушаемость, тревожность, упрямство. Незначительный повод вызывает эмоциональное возбуждение. Играть предпочитают в одиночку.

Анализ данных показал начальные результаты в целом в группе:

На начало года, два воспитанника имели средний уровень развития навыков нравственного воспитания, что составило 30 %, остальные пять воспитанников имели низкий уровень, что составило 70 %.

Результат проведённого обследования показал, что большая часть воспитанников не владеют навыками нравственного воспитания.

Диаграмма развития навыков нравственного воспитания.

Начальная диагностика

Вывод:

Необходима продуманная, систематическая работа с воспитанниками для развития элементарных навыков нравственного воспитания, путём включения воспитанников в данную социально – абилитационную программу, направленную на развитие нравственных навыков (в виде проявлений вежливости, элементарных этикетных правил, элементарных правил поведения на улице).

Анализ результатов обследования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на этапе первичной диагностики позволил скоординировать работу всех воспитателей группы, учесть индивидуальные особенности каждого воспитанника, наметить дальнейший план действий, определить содержание, формы и методы работы.

Вся последующая социально – абилитационная работа планировалась в направлении решения выявленных проблем. Особое место отводилось индивидуальной работе с детьми, с ограниченными возможностями здоровья, имеющими в наибольшем отставании в развитии.

Концептуальные основы.

С детьми, с ограниченными возможностями здоровья, работали Леонтьев А. Н., Запорожец М. И., Смирнова Е. О., Белкин А. С., Лисина М. И. Эти учёные разработали пособия по развитию нравственного воспитания с умственно – отсталыми детьми.

По их мнению, воспитанник учится осуществлять моральный выбор посредством освоения этических эталонов, направленности и соподчинения мотивов, их устойчивости. Нравственная воспитанность личности детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается учёными как система устойчивых нравственно – ценностных мотивов, проявляющихся в отношении воспитанников между собой и взрослыми, в его поведении, основанном на нравственных эталонах и нормах. Нравственные нормы регулируют взаимоотношения, влияющие на развитие таких нравственных качеств, как сдержанность, сочувствие, сопереживание, дисциплинированность.

Программа разработана с позицией гуманистической педагогики, личностно – ориентированного подхода к воспитанию детей, с ограниченными возможностями здоровья.

Программа была разработана с использованием пособия М. И. Лисиной «Основы культурного поведения у умственно отсталых детей», которое помогло определиться в выборе форм, методов и приемов, для налаживания эффективного взаимодействия с воспитанниками.

Деятельность по программе ориентирована на концептуальные основы следующих авторов:

1. Игровая технология (С. А. Шмаков).

При обучении воспитанников использовать игру.

2. Технология КТД (И. П. Иванов).

Это коллективный метод воспитания и развития воспитанников, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном

Цель программы – Способствовать успешной абилитации воспитанников в социальной среде.

Задачи программы :

Воспитательно–абилитационные

Воспитывать нравственные качества у воспитанников.

Воспитывать добрые качества у воспитанников, как определяющие в повседневном поведении отношение к своим сверстникам и другим людям. (уважение, доброжелательное отношение к каждому)

Воспитывать умение взаимодействия с воспитателем.

Воспитывать дружелюбие и взаимопонимание.

Развивающие

• Развивать коммуникативные навыки.

• Развивать потребности и мотивы нравственного поведения у воспитанников.

Информирующие

• Научить воспитанников элементарным этикетным правилам приветствия.

• Осуществлять взаимосвязи представлений воспитанников о добре и зле, полученных при изучении раздела программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения.

• Научить проявлять сильные стороны характера, понимать себя и других, сопереживать.

• Научить элементарным правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Принципы:

• Учет индивидуальных и возрастных особенностей – построен на учете индивидуально – личностных особенностей (характер, заболевание, интерес).

• Принцип доступности (пошаговости - от простого к сложному). Занятие должно строиться таким образом, чтобы воспитанники справлялись с заданием, преодолевая трудности, требующие пусть небольшого, но постоянного увеличения степени самостоятельности. Программа содержания разработки распределено пошагово с учетом возрастных и психологических особенностей. .

• Принцип многократного повторения – время на изучении темы принцип не ограничивается конкретным количеством часов, т. к. многократное повторение является одним из ведущих, при работе с умственно отсталыми воспитанниками.

• Принцип эмоционального комфорта – окружающие должны вызывать у ребёнка положительные эмоции, обеспечивать разнообразными и меняющимися впечатлениями.

• Принцип прочности формируемых умений и навыков – соблюдение данного принципа означает необходимость усиления положительных факторов и снижения роли отрицательных.

Каждое занятие по программе содержит огромные воспитательные возможности. Для воспитателя очень важно, помочь воспитаннику включиться в различные виды деятельности, изменить представления о самом себе и отношениях с окружающими. У наших воспитанников высокий уровень конфликтности и без вмешательства взрослых не могут найти выхода из сложившейся ситуации. Поэтому в основе программы воспитания, находится работа по формированию мотивационной – сферы, соподчиненности мотивов, которые управляют поведением воспитанников. Первоначальное выполнение требований воспитателя выступает лишь, как средство поддержания с ним положительных отношений и поскольку – одобрение, ласка, получаемые воспитанником за хорошее поведение, приятны ему, постепенно само выполнение правил начинает восприниматься как нечто положительное. Реально действующий мотив поведения – это положительная оценка взрослого и эмоциональный отклик на него, воспитанника. И именно желая быть «хорошим» в глазах близких людей, воспитанник старается совершать хорошие поступки. Умение жить в коллективе сверстников, имеет большое значение для будущего воспитанника. Таким образом, необходимо ежедневно давать воспитаннику возможность овладеть необходимыми элементарными нормами поведения в коллективе.

Методы и формы организации деятельности воспитанников

Воспитание нравственных качеств у воспитанников происходит при целенаправленной деятельности воспитателя, в процессе организованного занятия, которое является основной формой обучения.

Комплексно – игровая технология, применяемая в программе, базируется на положении, что игра – ведущий метод воспитания воспитанников с умственной отсталостью. На занятиях создается специфическая игровая атмосфера, позволяющая спроецировать реальный социальный опыт воспитанника в воображаемую игровую ситуацию, что расширяет социальные возможности воспитанника.

КТД – коллективно – творческая деятельность, базируется на осуществлении совместного содружества взрослых и воспитанников.

Успешное условие реализации программы это разнообразие форм и методов деятельности воспитателя.

Основные методы, используемые в программе :

Игровые ситуации и упражнения

Игра выполняет роль упражнений – преодолевая препятствия, воспитанники тренируются в усвоении правил культурного поведения.

Приучение

Детям дается определенный образец поведения, например, за столом, во время игры, в разговоре со сверстниками или взрослыми. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

Воспитывающие ситуации

Создают условия, в которых воспитанник оказывается перед выбором. Анализ конкретных ситуаций. (послушайте сказку «Привычки» и подумайте, о каких привычках пойдет речь - о хороших или вредных)

Поощрение

Проводится различными способами (На усмотрение воспитателя). Воспитанник получает эмоциональный подъем от поощрения, и он с радостью готов продолжать выполнять свою работу.

Пример для подражания

Является своеобразным наглядным образом и необходимым нашим воспитанникам. Им могут быть – сам воспитатель, сотрудник детского дома, сверстник, герои сказок, мультфильмов.

Методы убеждения

(Рассказы, чтение х/литературы, театрализованное представление). Помогают более осознанному изучению поведенческих правил, но для таких воспитанников, как наши надо избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил. (Отрывки из мультфильмов).

Разъяснение

Необходимо не только показать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в той или иной ситуации.

Основные формы, используемые в программе :

Беседа

Помогает выявить уровень знания воспитанниками норм и правил поведения. Знания возможностей воспитанников для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек, поможет воспитателю правильно ее построить.

Игра.

Позволяет сформировать нравственные и волевые качества воспитанников.

Для воспитания хорошего поведения наших воспитанников необходимы следующие условия:

• Важна спокойная обстановка, которая создается на занятиях, доброжелательное отношение, единство, системность требований, разнообразие форм и методов – все это создает и закрепляет у них необходимые положительные привычки, которые помогают общению со всеми, обеспечивают ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие.

• Позитивный настрой – нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используем обращения по именам, похвалу, призы и прочие способы, увлекающие воспитанников.

• Единство требований всего персонала «ДДИ».

• Пример взрослых во всем и везде.

Содержание программы включает 4 блока : «Этикетные правила. Правила поведения в детском доме. Правила поведения на улице. Что такое хорошо и что такое плохо».

Цель I блока: Дать представление о элементарных этикетных правилах

(7 занятий).

ЦельII блока: Дать понятия о правилах поведения в детском доме

(7 занятий).

Цель III блока: Научить правилам поведения на улице. (6 занятий)

Цель IV блока: Дать понятие, что такое хорошо и что такое плохо.

(4 занятия).

Каждый блок разделен на 3 части:

1) Ориентированный - (создание положительного настроя, благоприятного климата в группе воспитанников).

2) Реконструктивный - (знакомство с ранее недоступными навыками поведения и общения, коррекция существующих недостатков. Развитие коммуникативных навыков.

3) Закрепляющий - (закрепление полученных навыков).

Нормативно – правовое обеспечение материала

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

• Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Р. Ф.» (с изменениями от 24 июля 1998г., 4января, 17 июля 1999г., 27 мая 2000г.)

• Федеральный закон от 24.06.1999 №120 – ФЗ «Об основах системы профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

• Устав ГБУ «Арзамасский ДДИ» города Арзамаса Нижегородской области

• Закон Нижегородской области о государственном социальном обслуживании населения № 40-3 от 5 мая 2005 г.

• Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) 2010 г.

Механизм реализации программы

Объектом педагогического воздействия в рамках программы являются конкретные воспитанники, знание их особенностей определяет содержание деятельности.

Характеристика группы.

Программа предназначена для умственно – отсталых детей в возрасте от 7 до 11 лет, проживающих в условиях детского дома – интерната. Группа детей состоит из 3 мальчиков и 4 девочек.

Воспитанники имеют разные показатели умственной отсталости, со слабо развитыми навыками самообслуживания, имеют выраженное недоразвитие в познавательной сфере, в эмоционально-волевом развитии, характеризующиеся проявлением неадекватных эмоциональных реакций.

Первую подгруппу (Серёжа С. Нина А.) – характеризуют более высокие потенциальные возможности. Это воспитанники с умеренной умственной отсталостью. Эти воспитанники способны регулировать свое поведение, выполнять целенаправленные действия, следуют простейшим словесным инструкциям воспитателя, с интересом относятся к занятиям. С помощью воспитателя могут выполнить задание.

Воспитанники второй подгруппы (Ваня К., Витя Н, Лиза К, Оля Р, Фая А.) – с тяжелой умственной отсталостью. Они характеризуются очень низким уровнем познавательной активности из-за низкой концентрации внимания, слабой памяти, излишней двигательной расторможенности или полного безучастия к происходящему на занятии. Эти воспитанники – не разговаривают, хотя обращенную речь понимают, их собственная речь состоит из звуков. Мало участвуют в совместной деятельности, действия с игрушками хаотичны и неадекватны.

Изучение результатов деятельности в рамках реализации программы.

Программа предусматривает наблюдение за развитием личности воспитанников, осуществляющиеся в ходе диагностики, занятий и в повседневной жизни., таким образом, выполняя в представляемых ситуациях разные функции взрослого и сопоставляя их с собственным настоящим опытом, ребенок приобретает способность отличать друг от друга внутреннюю и внешнюю стороны жизни взрослых людей и своей жизни.

Ожидаемые результаты:

Воспитанники овладеют навыками вежливости.

• Научатся проявлять сильные добрые стороны характера, понимать себя и других, сопереживать.

• Овладеют навыками доброжелательного отношения и уважения в отношении с окружающими.

• Укрепят способы эффективного взаимодействия со сверстниками и формами предупреждения конфликтных ситуаций и выхода из них

Воспитанники научатся правилам поведения на прогулке, в детском доме и при посещении гостей.

Анализ результатов показал, что в результате работы по программе «Плохие и хорошие поступки», была выявлена положительная динамика поведения у воспитанников. Снижен уровень конфликтности, тревожности, и эмоционального напряжения в группе. У воспитанников появилось желание быть добрым, вежливым, стало видно чувство сострадания и сопереживания. Вырос активный словарь. Воспитанники научились понимать что такое добро и зло, научились различать плохие и хорошие поступки. Такое поведение – результат огромной работы воспитателя по данной программе. Таким образом, программа является эффективным средством для выработки определённого опыта социального поведения.

Срок реализации программы 6 месяцев. Всего 24 занятия. Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность занятия 25 – 30 минут. (Определяется состоянием воспитанников в этот день и степенью сложности материала).

Список используемой литературы:

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти тт. Т. 5. Основы дефектологии/под ред. Т. А. Власовой. – М. : Просвещение, 1983.

2. Минаев В. М. Развитие эмоций. – М. :Аркти,2001.

3. Семенака С. И. Уроки добра–М. : Аркти,2002.

4. Головина В. Е Формирование у воспитанников детского дома представлений о некоторых социальных событиях – М. : Методический журнал Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. №2 2008 .

5. Катаева Л. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников-М. : Просвещение 1990.

6. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Методическое пособие-М. : АРКТИ, 2002.

7. Омарова П. О. «Особенности общения умственно отсталых детей»

8. Омарова П. О. «Проблема общения в олигофрено - психологии»

9. Пузанов Б. П., Селеверстов В. И., Шаховская С. М. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии- М. : Издательский центр Академия, 1998.

10. Рубинштейн С. Я. «Психология умственно отсталых детей», 1979г.

11. Лисина М. И. «Основы культурного поведения у умственно – отсталых детей».

Публикации по теме:

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрастаСказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТ-СКИЙ САД №14»Светлячок». ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 2018-2019г. «Сказка – как средство духовно.

Сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка остается тем более волнующим и незавершенным, чем более.

Дидактическая игра «Хорошие и плохие поступки»Дидактическая игра «Хорошие и плохие поступки» В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст- период активного познания мира и человеческих отношений,.

Краткосрочный проект по теме «Вежливость и хорошие поступки» Краткосрочный проект по теме: «Вежливость и хорошие поступки» Группа раннего развития Воспитатель :Титоренко С. Г Проблема: неумение общаться,.

Консультация «Особенности нравственного воспитания слепых детей» ГБДОУ детский сад 15 Кировского района Санкт-Петербург Панфилова Анна Сергеевна Особенности нравственного воспитания слепых детей. Педагогу.

Перспективное планирование работы с детьми по формированию духовно-нравственного воспитания на основе народной культуре Сентябрь - праздник урожая (Осенины) - заучивание стихотворений по теме - дидактическая игра «Фрукты – овощи» - загадывание загадок по теме.

Программа нравственного воспитания дошкольников «Методика использования народных традиций в детском саду» Методика использования народных традиций в детском саду В ходе опытно-экспериментальной работы мы разработали систему занятий с включением.

Программа саморазвития «Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания» Программа саморазвития на 2017-2018 учебный год Тема: Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания и развития.

Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия –это ключик, с помощью.

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста Статья на тему "Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста" Старший дошкольный возраст - наиболее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по формированию нравственного воспитания для детей с ОВЗ «Плохие и хорошие поступки»
Опубликовано: 26 октября 2019 в 19:31
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД