МААМ-картинки

Программа по оздоровлению

Филиппова Валентина Никитична
Программа по оздоровлению

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Цели программы.

3. Задачи программы.

4. Законодательно – нормативное обеспечение программы :

5. Объекты программы :

6. Основные принципы программы :

7. Основные направления программы

8. Временные рамки и основные этапы реализации программы.

9. Разделы программы.

9.1. Укрепление материально – технической базы.

9.2. Работа с детьми.

9.2.1. Полноценное питание.

9.2.2. Система эффективного закаливания.

Публикация «Программа по оздоровлению» размещена в разделах

9.2.3. Организация рациональной двигательной активности.

9.2.4. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.

9.2.5. Создание представлений о здоровом образе жизни.

9.2.6. Лечебно-профилактическая работа.

9.2.7. Летняя оздоровительная работа.

9.3. Работа с педагогами.

9.4. Работа с родителями.

9.4.1. Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

9.4.2. Формы работы с родителями:

9.4.3. Методы, используемые педагогами в работе:

9.4.4. План работы с родителями на ближайшие 3 года.

10. Ожидаемые результаты реализации программы.

11. Кадровое обеспечение программы «Здоровые дети».

12. Социальный эффект от реализации программы

Приложение.

1. Пояснительная записка

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.

В. А. Сухомлинский

Программа "Здоровейка" разработана коллективом детского сада в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей, она отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников ДОУ, определяет основные направления, цели и задачи, а также план действий по реализации программы в течение трех лет.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к дошкольникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем, результаты научных исследований свидетельствуют: количество здоровых детей не превышает 15-20%. По данным Министерства здравоохранения России, к 6-7-летнему возрасту только13% детей могут считаться здоровыми, а к моменту окончания школы это число уменьшается в 2,5 раза. Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Исследования М. Д. Маханевой, В. Г. Алямовской свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т. е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением

Одним из приоритетных направлений работы детского сада №23 «Цветик-Семицветик», является здоровьесбережение в ДОУ. Педагогический коллектив дошкольного учреждения чётко определил пути своего дальнейшего развития. В настоящее время в ДОУ прослеживается тенденция личностно-ориентированной модели взаимодействия, поиск конкретных целей и задач, позволяющих детскому саду обрести собственное лицо, создание оптимальных условий для воспитания, образования и развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Программа «Здоровейка» разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ :

• анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала);

• научно – методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);

• материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);

• финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации программы);

• комплексная оценка здоровья дошкольников ( анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на одного ребенка);

• анализ результатов физической подготовленности детей;

• характеристика физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ (занятия, кружки, внедрение системы здоровьесберегающих технологий).

Разрабатывая программу «Здоровые дети», мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система оздоровления и физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий.

Программа «Здоровейка», разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, - это комплексная система воспитания ребёнка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.

Наша программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.

Программа «Здоровейка» предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями, узкими специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.

2. Цели программы.

• Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

• Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.

• Формирование устойчивой мотивации на сохранение и укрепление здоровья;

• Формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

3. Задачи программы.

Реализация программы предусматривает решение следующих задач :

• Обеспечить организационно-педагогические, медико-социальные и материально-технические условия для оптимального психофизического развития детей, эмоционального благополучия, повышения их познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей в инновационном здоровьесберегающем пространстве ДОУ.

• Формировать качественно новый уровень продуктивного взаимодействия института семьи и ДОУ на основе реализации альтернативных средств воспитания и оздоровления детей.

• Сохранять и укреплять здоровье детей

• Формировать привычку к здоровому образу жизни

• создавать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности

• прививать культурно-гигиенические навыки

• развивать внимание, сосредоточенность, организованность, воображение, фантазию, умение управлять своими поступками, чувствами

• оказывать помощь семье в воспитании детей, адаптации к жизни в социуме

4. Законодательно – нормативное обеспечение программы :

• Конвенция ООН «О правах ребёнка».

«Семейный кодекс РФ».

• Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.

• ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» №124 – ФЗ от 24 июля 1998 г. (с изменениями от 28 июля 2000 г.)

• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования.

• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»

• Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Организация детского питания».

• Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г.

• Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23-16 от 14 марта 2000 г.

• Устав ДОУ.

5. Объекты программы :

• Дети ДОУ;

• Педагогический коллектив;

• Родители (законные представители) детей, посещающих ДОУ.

6. Основные принципы программы :

• научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками)

• доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

• активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);

• сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);

• систематичности (реализация лечебно – оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю);

• целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);

• оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки);

7. Основные направления программы

Профилактическое:

• обеспечение благоприятного течения адаптации;

• выполнение санитарно-гигиенического режима;

• Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;

• проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике инфекционных заболеваний.

Организационное:

• организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;

• определение показателей физического развития, двигательной подготовленности;

• изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;

систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров:

• пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей.

8. Временные рамки и основные этапы реализации программы.

I этап. 2019-2020гг. – организационно-мотивационный.

Координация деятельности педагогов и родителей ДОУ на основе общей цели, направленной на комплексное решение проблемы повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в

условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

II этап. 2020-2021 гг. – основной.

Реализация основных направлений деятельности ДОУ по здоровьесбережению.

III этап. 2021-2022гг. – итогово-аналитический.

Оценка и анализ положительных и отрицательных тенденций в реализации программы, определение новых ближних и дальних перспектив.

Измерение промежуточных результатов реализации Программы здоровьесбережения производится в конце каждого учебного года и отражается в письменном отчёте с представлением итоговых данных в диаграммах с пояснениями к ним и предложениями.

Диагностические данные будут оформляться в «Паспорта здоровья групп».

9. Разделы программы.

Программа реализуется через следующие разделы:

1. Укрепление материально – технической базы ДОУ.

2. Работа с детьми.

3. Работа с педагогами.

4. Работа с родителями.

9.1. Укрепление материально – технической базы.

1. Приобретение необходимого оборудования:

• спортивного (наклонные доски, ребристые доски, сухой бассейн, массажные коврики и дорожки, для перешагивания и развития равновесия, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопия, мешочки с песком);

• детская площадка (гимнастическа стенка с турниками и бумами,оборудование «Тропинки здоровья» :песочницы, надувные бассейны итд); Заведующая ДОУ

Завхоз

3. Оборудование помещений:

• мини-музея;

• уголка ОБЖ. Старший воспитатель

4. Открытие клуба здоровья для педагогов Инструктор по ф/к

5. Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ. Завхоз

9.2. Работа с детьми.

№ Формы и методы Содержание

1. Обеспечение здорового ритма жизни • щадящий режим (адаптационный период);

• гибкий режим.

2. Физические упражнения • утренняя гимнастика;

физкультурно-оздоровительные занятия;

• подвижные и динамические игры;

• спортивные игры;

• пешие прогулки (походы, экскурсии).

3. Гигиенические и водные процедуры • умывание;

• мытье рук;

• обеспечение чистоты среды;

• занятия с водой (центр вода и песок);

4. Свето-воздушные ванны • проветривание помещений;

• сон при открытых фрамугах;

прогулки на свежем воздухе;

• обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

5. Активный отдых • развлечения, праздники;

• игры-забавы;

• дни здоровья.

6. Арома- и фитотерапия • ароматизация помещений;

• витаминизация напитков.

7. Диетотерапия • рациональное питание.

8. Светотерапия • обеспечение светового режима.

9. Музтерапия • музыкальное сопровождение режимных моментов;

• музыкальное оформление фона занятий;

• музыкально-театральная деятельность.

10. Спецзакаливание • дыхательная гимнастика;

• пальчиковая гимнастика;

• стопотерапия;

• игровой массаж.

11. Пропаганда здорового образа жизни • экологичекое воспитание;

• периодическая печать;

• курс бесед;

• специальные занятия.

9.2.1. Полноценное питание.

1. Принципы организации питания:

• выполнение режима питания;

• гигиена приёма пищи;

• ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;

• эстетика организации питания (сервировка);

• индивидуальный подход к детям во время питания;

• правильность расстановки мебели.

9.2.2. Система эффективного закаливания.

1. Основные факторы закаливания • закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;

• закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;

• закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;

• закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;

2. Комплекс закаливающих мероприятий • соблюдение температурного режима в течение дня;

• правильная организация прогулки и её длительности;

• соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей;

• облегченная одежда для детей в детском саду;

• дыхательная гимнастика после сна;

3. Методы оздоровления : • ходьба по сырому песку (летом, коврику (в межсезонье);

• дозированный оздоровительный бег на воздухе (осенью,весной);

• хождение босиком по спортивной площадке (летом);

• релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия).

9.2.3. Организация рациональной двигательной активности.

Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.

1. Основные принципы организации физического воспитания в детском саду • физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;

• сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;

• медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья;

2. Формы организации физического воспитания • физические занятия в зале и на спортивной площадке;

• туризм (прогулки);

• дозированная ходьба;

оздоровительный бег;

• физкультминутки;

• физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»;

• утренняя гимнастика;

• индивидуальная работа с детьми. •

3. Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач • традиционные;

игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.

• сюжетно – игровые, дающие более эмоциональные впечатления, например, «Путешествие в весенний лес» и др. ;

Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла»; они могут быть с одним предметом, например, «Поиграй со мной, дружок» (мяч);

• занятия – тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр;

• занятия в форме оздоровительного бега;

• музыкальные путешествия – тесная интеграция музыки и движений. Дети изображают животных, птиц, подражают их голосам, повадкам;

• Занятия на «экологической тропе»;

Публикации по теме:

Программа «Ладошка»Программа «Ладошка» Авторская программа "Ладошка" Пояснительная записка "Ум ребёнка - на кончиках его пальцев" В. И. Сухомлинский. Программа «Ладошка» предназначена.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Консультация для родителей по оздоровлению детей «Здоровье детей в наших руках» Консультация для родителей по оздоровлению детей «Здоровье детей в наших руках» Цель - показать ребенку и родителям значимость физического.

Основная образовательная программа №п/п Содержание основной образовательной Программы дошкольного образования СП ОДОД ГБОУ СОШ №2 № стр. I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2 1.1. Пояснительная.

Программа по кружку «Пыхтелки»Программа по кружку «Пыхтелки» взяла кружок по дыхательной гимнастики. Цель :Укрепление здоровья детей,улучшить вентиляцию лёгких, снизить нагрузку на сердце. Развивать.

Программа пришкольного лагеря ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьников, но далеко не все родители.

Программа «Разноцветный мир» Программа «Разноцветный мир» социальной реабилитации несовершеннолетних Содержание ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Шоу-программа «Открытие библиотеки в ДОУ»Шоу-программа «Открытие библиотеки в ДОУ» Добрый вечер, коллеги! Хочется думать, что этот зимний вечер для каждого из нас станет, действительно хорошим и теплым. Сейчас на портале.

Консультация для педагогов по оздоровлению младших дошкольников в ДОУ «Рижский метод закаливания» Консультация для педагогов по оздоравлению младших дошкольников в ДОУ. Все мы знаем, что с помощью такой простой процедуры, как закаливание.

Автор публикации:
Программа по оздоровлению
Опубликовано: 8 ноября 2020 в 11:09
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД