МААМ-картинки

Программа по приобщению детей к художественному ручному труду и развитию творческих способностей «Волшебный мир гипса»

Яна Муравлева
Программа по приобщению детей к художественному ручному труду и развитию творческих способностей «Волшебный мир гипса»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №57»

Программа

по приобщению детей к художественному, ручному труду

и развитие творческих способностей

«Волшебный мир гипса»

Составил воспитатель:

Муравлева Яна Александровна

Киселевский городской округ, 2017 г.

Содержание:

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка….…. 3

1.2. Актуальность…. …. 3

1.3. Цели и задачи…. …. 5

1.4. Направления работы…. ….5

Публикация «Программа по приобщению детей к художественному ручному труду и развитию творческих способностей „Волшебный мир гипса“» размещена в разделах

1.5. Содержание программы…. …. 5

1.6. Принципы построения педагогического процесс…. 6

1.7. Методы и приемы…. 6

1.8. Этапы реализации программы…7

1.9. Условия и материалы необходимые для реализации программы… …7

1.10. Планируемый результат…. … …9

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание разделов программы по «Волшебный мир гипса»…. …9

2.2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

«Волшебный мир гипса»…. …11

2.3. Список литературы…. ….…. …. 12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. При организации образовательной деятельности с использованием «Волшебного гипса» у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Непосредственно образовательная деятельность,связанная с ручным трудом, способствуют развитию логического мышления, воображения, внимания, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики, воспитанию трудолюбия, выработке усидчивости и активизации детей.

1.2. Актуальность.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

• желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с гипсом. В процессе работы с этим материалом дети познают свойства, возможности его преобразования и использование в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что игрушки-сувениры, сделанные из гипса – очень интересное занятие. И в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками.

Л. С. Выготский писал, что творческая деятельность, возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более простых форм в более сложные, каждому периоду детства соответствует своя форма творчества. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», - писал В. А. Сухомлинский. Однако творчество не приходит к детям само по себе, творчеству надо учить. Поэтому целью моей работы стало развитие художественно – творческих способностей детей посредством художественного труда, выполнения поделок из гипса.

Гипс в последние годы стал очень популярным материалом для поделок и украшения интерьеров: его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с гипсом доставляет удовольствие и радость. Декоративно - прикладное творчество призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир.

Данная программа способствует формированию основ общечеловеческой культуры, приобретению общих умений в практической деятельности, а также опыта продуктивно-творческой деятельности.

Программа способствует развитию индивидуального творческого воображения, возможностей детей дошкольного возраста к поделкам, выполненными своими руками, посредством расширения общекультурного кругозора.

Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Новизна и отличительная особенность.

Программа «Волшебный мир гипса» направлена на развитие у детей творчества, исследовательского интереса, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств гипса, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Также в процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.

Занимательность работы по созданию поделок из гипса способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребёнок должен запомнить,проанализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине последовательность приёмов и способов изготовления. Формируется умение планировать свою деятельность.

Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.

Изготовление гипсовых фигур способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Дети учатся анализировать собственную деятельность.

1.3. Цель и задачи.

Цель: создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка посредством нетрадиционных техник рисования, художественного труда, выполнения поделок из гипса. Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе работы с гипсом, фигурами из гипса. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию.

Задачи:

1. Формирование у детей положительной мотивации предстоящей работы; 2. Развитие способности к альтернативным решениям, закреплению навыков и умений вариативного изображения;

3. Обучение техническим приемам и способам изображения;

4. Развитие цветового восприятия, композиционных навыков.

5. Воспитание желания участвовать в художественном ручном труде, делать своими руками игрушки, поделки и украшать ими свой быт и их дарить.

6. Воспитание интереса к ручному труду, желания сделать поделки, украшения своими руками.

1.4. Направления работы:

1. Развитие творческих способностей

2. Художественно-эстетическое развитие

3. Познавательное развитие

1.5. Содержание программы.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из гипса, основное внимание в программе уделяется освоению детьми основных приемов. Но это не значит, что исключаются творческие задания. Обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творческой инициативы детей.

Перед обучением детей работе с таким материалом, как гипс проводятся занятия по знакомству с его свойствами, способами обработки, техникой безопасности. При обучении различным способам преобразования материала наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки.

На начальном этапе идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще привлекают к показу. При ознакомлении дошкольников с гипсом и нетрадиционными техниками рисования используется поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию данного материала сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. Включение в непосредственно образовательную деятельность художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

При проведении анализа работы используются различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства своих работ и поделок.

Содержание программы разделено по видам художественной обработки материала и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и сложности обработки материала.

Дети повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых и новых для них техниках рисования. Начиная со старшей группы, дети с помощью педагога изготавливают барельеф для своих будущих поделок.

1.6. Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

1.7. Методы и приемы обучения.

Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

1. Словесные:

- рассказ;

- беседа;

- объяснение;

- чтение художественной литературы, художественное слово;

- образное слово (стихи, загадки, пословицы);

- поощрение;

- анализ результатов собственной деятельности и

деятельности товарищей.

2. Наглядные:

- использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий.

Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым). В процессе деятельности наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В заключение непосредственно образовательной деятельности наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

3. Практические:

Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление барельефа в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

1.8. Этапы работы.

Весь образовательный цикл делится на 5 этапов.

1 этап – подготовительный (подбор литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала для поделок и т. д.).

2 этап - знакомство со свойствами материалов.

3 этап - обучение приемам изготовления.

4 этап - изготовление барельефов, роспись.

5 этап – выставки детских работ.

Основной формой работы является образовательная деятельность с группой. Индивидуальный подход осуществляется в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности, по необходимости, для решения конкретных задач.

1.9. Условия и материалы для реализации программы

Непосредственно образовательная деятельность с детьми проводятся по следующей схеме:

1. Сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.

3. Демонстрация образцов, их анализ.

4. Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.

5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

6. Самостоятельное изготовление поделки.

7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.

8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Материалы:

ватные палочки,

гипс,

штампы,

краски:

гуашь, акварельные краски, акриловые краски,

клеёнка,

канцелярский клей, клей ПВА, клейстер,

кисти:

беличьи № 1, 3, 5, 9, щетина № 3, 5

влажные салфетки,

непроливайки,

формы для барельефов,

барельефы.

Работа с педагогами предусматривает:

-беседы;

-консультации и советы по изготовлению поделки;

-семинары;

-практикумы;

-мастер-классы.

Работа с родителями предполагает:

-папки раскладушки;

-информационные стенды;

-индивидуальные консультации;

-мастер – классы;

-анкетирование;

-родительские встречи;

-семинары - практикумы.

1.10. Планируемый результат.

Младшая и средняя группы.

• Познакомится с гипсом и его свойствами.

• Познакомится с различными нетрадиционными техниками рисования.

• Научатся видеть необычное в обычных предметах

• Будут развивать мелкую моторику рук.

Старшая и подготовительная группы

• Овладеют основными навыками создания барельефов.

• Будут развивать познавательные, конструктивные способности.

• Будут развивать интерес к результату и качеству поделки.

• Будут развивать поисково-исследовательскую деятельность.

• Освоят умение анализировать поделку.

• Сформируется положительное отношение к труду. (как своему, так и к чужому).

• Будут развивать конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

• Подготовится рука к письму.

Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада.

2.1. Содержание разделов программы по «Волшебный мир гипса»

Младшая группа

№ Месяц Наименование раздела Кол-во часов

1 Октябрь Знакомство с нетрадиционными техниками рисования 1

2 Ноябрь Рисование пальчиками 1

3 Декабрь Рисование штампами 1

4 Январь Знакомство с гипсом. 1

5 Февраль Раскрашивание барельефов пальчиками. 1

6 Март Раскрашивание барельефов штампами 1

7 Апрель Раскрашивание фигурок животных 1

8 Май Подготовка выставки. 1

Количество часов по программе 8

Средняя группа

№ Месяц Наименование раздела Кол-во часов

1 Октябрь Знакомство с нетрадиционными техниками рисования 1,20мин

2 Ноябрь Рисование ватными палочками 1,20мин

3 Декабрь Рисование штампиками из пластилина 1,20мин

4 Январь Продолжение знакомства с гипсом 1,20мин

5 Февраль Раскрашивание барельефов ватными палочками. 1,20мин

6 Март Раскрашивание барельефов животных

штампиками из пластилина 1,20мин

7 Апрель Раскрашивание барельефов 1,20мин

8 Май Подготовка выставки. 1,20мин

Количество часов по программе 10ч

Старшая группа

№ Месяц Наименование раздела Кол-во часов

1 Октябрь Знакомство с нетрадиционными техниками рисования 1,40мин

2 Ноябрь Рисование в технике кляксография 1,40мин

3 Декабрь Раскрашивание барельефов в технике кляксография 1,40мин

4 Январь Изготовление несложных фигурок из гипса 1,40мин

5 Февраль Изготовление фигурок зверей (литьё по форме). 1,40мин

6 Март Изготовление рамки для фото. 1,40мин

7 Апрель Художественная обработка рамки - раскрашивание 1,40мин

8 Май Подготовка выставки. 1,40мин

Количество часов по программе 11ч. 20мин

Подготовительная группа

№ Месяц Наименование раздела Кол-во часов

1 Октябрь Продолжение знакомства

с нетрадиционными техниками рисования 2

2 Ноябрь Изготовление магнитиков. Технология выполнения. 2

3 Декабрь Художественная обработка магнитиков.

Создание сказки на магнитах. 2

4 Январь Изготовление сувениров из гипса. 2

5 Февраль Изготовление фигурок зверей (литьё по форме). 2

6 Март Изготовление рамки для фото. 2

7 Апрель Художественная обработка рамки - раскрашивание 2

8 Май Подготовка выставки. 2

Количество часов по программе 16

Публикации по теме:

Конструкт занятия по ручному художественному труду для подготовительной группы «Птицы в гнездышке»Конструкт занятия по ручному художественному труду для подготовительной группы «Птицы в гнездышке» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №12 КГО Конструкт занятия по ручному художественному.

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей посредством игровой деятельности с развивающими играми Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного.

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного.

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи и ручному труду «Певцы весны» НОД в старшей группе по развитию речи и ручному труду: «Певцы весны» Цель: Обобщение знаний детей о птицах и воплощение их в ручном.

Программа дополнительного образования по конструированию и ручному труду «Творческая мастерская» Программа дополнительного образования по конструированию и ручному труду «Творческая мастерская» группы №2 Мингареевой И. Г. Возраст.

Программа для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возрастаПрограмма для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Программа кружка «Мукомолька». (развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с соленым тестом).

Программа «Маленькие художники» по развитию творческих способностей детей младшего возраста нетрадиционными средствами ИЗО Пояснительная записка Рисование для детей - игра, и используя игры, игровые приемы и пальчиковую гимнастику, создается непринужденная творческая.

Программа по приобщению детей к художественному. и ручному труду и развитию творческих способностей в средней группе Пояснительная записка “ Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие.

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей 5–7 лет посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими.

Программа развития художественно-творческих способностей детей «Краски севера» Программа развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем «КРАСКИ.

Автор публикации:
Программа по приобщению детей к художественному ручному труду и развитию творческих способностей «Волшебный мир гипса»
Опубликовано: 6 октября 2019 в 13:54
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД