Получи документы

Программа по речетворчеству: «Загадушка» Материал подобран по принципу от простого к сложному-ТРИЗ

Людмила Мудрак
Программа по речетворчеству: «Загадушка» Материал подобран по принципу от простого к сложному-ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Первоосновы такой личности нужно заложить уже в дошкольном возрасте. Главной проблемой работы педагогов дошкольного учреждения является развитие личности дошкольника, готовности его к школьному обучению.

Публикация «Программа по речетворчеству: „Загадушка“ Материал подобран по принципу от простого к сложному-ТРИЗ» размещена в разделах

Одним из принципов развивающего обучения является наличие проблемной ситуации. Работа в условиях проблемных ситуации ставит ребенка перед необходимостью преодолевать затруднения, искать и самостоятельно находить ответ, активно использовать усвоенные знания. Ребенок не только учится анализировать и решать задачи предложенные воспитателем, но и проявляет творчество, предлагая свои варианты. А это показатель умения самостоятельно планировать свою умственную и речевую деятельность, предвидеть результат. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.

Программа предусматривает развитие у детей таких мыслительных операций: обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно – следственных связей, понимание взаимосвязей, способности рассуждать, умение комбинировать.

Языковое развитие зависит от развития мышления, на что и рассчитана программа. Методика проведения занятий предполагает подгрупповую форму организации детского коллектива, они рассчитаны на 30-35-минут 1 раз в неделю.

Последние 6 занятий рассчитаны на закрепление материала и творчество педагога. Творческие задания потому и творческие, что не содержат «правильных» результатов, предполагают вариативные ответы.

Материал подобран по принципу от простого к сложному и приемам, используемым в составлении загадок. В программе даны темы занятий, их программное содержание. Материал сгруппирован отдельными блоками серий загадок.

Основная часть

Цель: развитие интеллектуальной и творческой активности ребенка, которая связана с развитием познавательной сферы.

Задачи:- усвоение традиций русского языка и развитие речетворчества;

- знакомство с механизмом образования слов, рифм, умением их использовать в своей речи;

- обогащение словаря антонимами, синонимами, образными выражениями;

- воспитание интереса к слову, чуткости к семантике и форме, способности применять имеющиеся знания в новых условиях.

Важным аспектом в достижении цели является наличие мотивации. Переход от внешней игровой мотивации, поддерживающей интерес ребенка к занятиям с внутренней мотивацией, когда ребенок каждый раз испытывает удовлетворение от проделанной работы, от полученного результата «я могу» помогает воспитать уверенность в своих силах.

Развитие основ теоретического мышления (умение видеть внутренние взаимосвязи)- один из принципов развивающего обучения. И в работе с загадкой эта возможность вполне осуществима.

Принципы построения программы:

• доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;

• систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;

• личностно-ориентированный подход;

• изучение интересов и потребностей детей;

• практическое участие и наглядное оформление;

• творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.

Отгадывая загадки, мы следуем определенному алгоритму.

Алгоритм работы с загадкой:

1. Вначале выясняем, что нужно искать.

2. Затем, где искать.

3. Выделяем характерные признаки, устанавливаем взаимосвязи.

4. Объединяем имеющуюся информацию и выдвигаем предложения.

5. Корректируем имеющиеся данные.

6. Делаем выводы.

Вначале идут авторские загадки.

Первые загадки Асена Босева не сложны, т. к. даются в стихотворной форме, имеют перечень признаков, по которым легко угадать животное. Помогает найти отгадку подбор рифмованных, знакомых ребенку, слов.

Здесь же мы предлагаем детям попробовать свои силы:

1. В составлении загадки, используя несложный алгоритм про животный мир, куда включают 4 компонента: как кричит, как двигается, чем питается и где живет.

Ищем вместе с детьми приемлемую знаковую символику. Обозначения должны быть постоянны на карточках.

Если детям первоначально трудно выделить 5-характеристик для загадки, число их можно сократить.

Загадки К. Чуковского также о знакомых предметах, но более завуалированы. Здесь свойства живого объекта переносятся на неживой объект.

2. Составляя загадки по аналогии, выделяем подсистему и количество частей.

Все это можно выразить в простой схеме:

Количество частей Название частей

Можно заменить выражениями:

Сколько?

Чего?

Можно посоветоваться с детьми и заменить эти выражения какими-то другими. Карточками с кружочками или цифрами. Использование схем, символов, знаков обязательное условие при обучении составлению загадок, помогающее найти заместителей для кодирования информации и развития абстрактного мышления.

3. Более сложны загадки К. Чуковского, где выделяется не только качество предмета, но и ищутся сравнительные характеристики. Здесь уместна такая схема:

Какое?

Что такое же?

Чтобы легче найти подходящие определения, следует выделить характеристики

объектов по признакам:

Цвету- карточка, где обозначены цвета

Форме - карточки по типу, геометрических фигур

Весу - карточка символ веса

Размеру - больше, меньше

4. Следующая серия загадок, отгадать которые можно с помощью игры «Данетка».

Воспитатель объясняет детям, что на их вопросы он может ответить только «Да» и «Нет». Поэтому важно научить ребенка правильно задавать вопросы. А поиск ведется по принципу от общего к частному.

Постепенно, сужая круг поиска, дети находят загаданный объект. При этом они описывают не только местонахождения объекта в общей схеме, но и выделяют качества объекта.

5. Следующий блок загадок – о природе, где предмет отгадок – объекты как живой, так и неживой природы. Но система работы строится на закреплении уже имеющихся знаний сочинения загадок с использованием выделения признаков объектов и поиска, на что может быть похоже или, в чем различие. Вместе с тем вводится новый способ построения загадки с помощью выделения функции и антифункции объекта.

Классификация объектов в новой серии загадок идет несколько необычно, т. к. необходимо находить объекты по признакам формы:

«Что вы знаете круглое?» и материала: «Что сделано из дерева, железа, ткани и т. д. ?», место расположения: «Что растет в пустыне?» и т. д.

Загадки про части предметов учат видеть подсистему, а про следы – плоскостное изображение предметов.

6. Загадки о системе и антисистеме построены на использовании антонимов. Эти загадки знакомят детей с понятием противоречия, учат находить эти качества в окружающем.

7. Загадки о словах и звуках дают возможность провести звуковой анализ слова, выделить спрятанный звук. Более сложны загадки о словах, где необходимо не только выделить звуки, но и описать, на что похожи буквы, а уж затем составить загадку, поэтому лучше использовать короткие слова.

8. Завершением могут стать загадки-шутки, которые также развивают сообразительность детей.

Занятия по данной программе помогут шестилеткам научиться:

• Описывать признаки предметов и явлений;

• Сравнивать предметы между собой;

• Классифицировать предметы и явления, называть группы предметов

обобщающим словом, определять принадлежность предмета к той или

иной группе, находить лишний предмет, который не входит в данную

группу;

• Узнавать предметы по описанию;

• Определять последовательность событий; .

• Рассуждать о противоположности признаков и явлений;

• Целенаправленно запоминать;

• Творчески мыслить;

• Строить умозаключения;

• Ориентироваться в пространстве;

• Выражать свои эмоции и состояния;

Публикации по теме:

«Восьмиконечная звезда» по принципу оригами«Восьмиконечная звезда» по принципу оригами Цель:упражнять детей старшего дошкольного возраста в изготовлении игрушек по принципу оригами; развивать художественный вкус, логику, память,.

Аттестационный материал Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей МБДОУ № 7 «Оценка роли воспитателя в развитии ребенка» По итогам анкетирования.

Индивидуальная программа саморазвития «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Индивидуальная программа саморазвития.

Конспект НОД по развитию речи «Загадушка-сказушка» Занятие по развитию речи: «Загадушка-сказушка» Цель: побуждать детей к элементарному словарному творчеству, совместно с воспитателем; закреплять.

Круги Эйлера. От простого к сложному Ориентация в пространстве. (С обручами) Положите желтый кубик, так чтобы он был внутри желтого, но снаружи от красного и зеленого. Ориентация.

материал Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение:Центр развития ребенка – детский сад I категории №6 «Березка» Выступление.

Сценарий мероприятия социально-педагогической направленности «Бабушка-загадушка» Цель: Формирование коммуникативных навыков у детей через сотрудничество со взрослыми. Задачи: 1) Учить детей отгадывать загадки; 2) Развивать.

Сюжетно — физкультурное занятие на воздухе по принципу круговой тренировки в старшей группе «Путешествие к феи» Сюжетно – физкультурное занятие на воздухе по принципу круговой тренировки в старшей группе «Путешествие к феи». Цель: Упражнять детей в.

Весеннее развлечение «Бабушка-загадушка» Из опыта муз. руководителя Николаевой Ж. А. «БАБУШКА - ЗАГАДУШКА» Весеннее развлечение для первой младшей группы. ВОСПИТАТЕЛЬ (у входа.

Занятие: Дифференциация согласных звуков по принципу: твёрдый и мягкий. Звуки [П] — [П’] КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ в подготовительной логопедической группе Тема занятия: «Путешествие в страну звуков». Дифференциация согласных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по речетворчеству: «Загадушка» Материал подобран по принципу от простого к сложному-ТРИЗ
Опубликовано: 28 июня 2016 в 17:50
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по речетворчеству: «Загадушка» Материал подобран по принципу от простого к сложному-ТРИЗ» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Мудрак (УИ 2177) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД