Людмила Мудрак
Программа по речетворчеству: «Загадушка» Материал подобран по принципу от простого к сложному-ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Первоосновы такой личности нужно заложить уже в дошкольном возрасте. Главной проблемой работы педагогов дошкольного учреждения является развитие личности дошкольника, готовности его к школьному обучению.
Публикация «Программа по речетворчеству: „Загадушка“ Материал подобран по принципу от простого к сложному-ТРИЗ» размещена в разделах
Одним из принципов развивающего обучения является наличие проблемной ситуации. Работа в условиях проблемных ситуации ставит ребенка перед необходимостью преодолевать затруднения, искать и самостоятельно находить ответ, активно использовать усвоенные знания. Ребенок не только учится анализировать и решать задачи предложенные воспитателем, но и проявляет творчество, предлагая свои варианты. А это показатель умения самостоятельно планировать свою умственную и речевую деятельность, предвидеть результат. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.
Программа предусматривает развитие у детей таких мыслительных операций: обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно – следственных связей, понимание взаимосвязей, способности рассуждать, умение комбинировать.
Языковое развитие зависит от развития мышления, на что и рассчитана программа. Методика проведения занятий предполагает подгрупповую форму организации детского коллектива, они рассчитаны на 30-35-минут 1 раз в неделю.
Последние 6 занятий рассчитаны на закрепление материала и творчество педагога. Творческие задания потому и творческие, что не содержат «правильных» результатов, предполагают вариативные ответы.
Материал подобран по принципу от простого к сложному и приемам, используемым в составлении загадок. В программе даны темы занятий, их программное содержание. Материал сгруппирован отдельными блоками серий загадок.
Основная часть
Цель: развитие интеллектуальной и творческой активности ребенка, которая связана с развитием познавательной сферы.
Задачи:- усвоение традиций русского языка и развитие речетворчества;
- знакомство с механизмом образования слов, рифм, умением их использовать в своей речи;
- обогащение словаря антонимами, синонимами, образными выражениями;
- воспитание интереса к слову, чуткости к семантике и форме, способности применять имеющиеся знания в новых условиях.
Важным аспектом в достижении цели является наличие мотивации. Переход от внешней игровой мотивации, поддерживающей интерес ребенка к занятиям с внутренней мотивацией, когда ребенок каждый раз испытывает удовлетворение от проделанной работы, от полученного результата «я могу» помогает воспитать уверенность в своих силах.
Развитие основ теоретического мышления (умение видеть внутренние взаимосвязи)- один из принципов развивающего обучения. И в работе с загадкой эта возможность вполне осуществима.
Принципы построения программы:
• доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;
• систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;
• личностно-ориентированный подход;
• изучение интересов и потребностей детей;
• практическое участие и наглядное оформление;
• творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.
Отгадывая загадки, мы следуем определенному алгоритму.
Алгоритм работы с загадкой:
1. Вначале выясняем, что нужно искать.
2. Затем, где искать.
3. Выделяем характерные признаки, устанавливаем взаимосвязи.
4. Объединяем имеющуюся информацию и выдвигаем предложения.
5. Корректируем имеющиеся данные.
6. Делаем выводы.
Вначале идут авторские загадки.
Первые загадки Асена Босева не сложны, т. к. даются в стихотворной форме, имеют перечень признаков, по которым легко угадать животное. Помогает найти отгадку подбор рифмованных, знакомых ребенку, слов.
Здесь же мы предлагаем детям попробовать свои силы:
1. В составлении загадки, используя несложный алгоритм про животный мир, куда включают 4 компонента: как кричит, как двигается, чем питается и где живет.
Ищем вместе с детьми приемлемую знаковую символику. Обозначения должны быть постоянны на карточках.
Если детям первоначально трудно выделить 5-характеристик для загадки, число их можно сократить.
Загадки К. Чуковского также о знакомых предметах, но более завуалированы. Здесь свойства живого объекта переносятся на неживой объект.
2. Составляя загадки по аналогии, выделяем подсистему и количество частей.
Все это можно выразить в простой схеме:
Количество частей Название частей
Можно заменить выражениями:
Сколько?
Чего?
Можно посоветоваться с детьми и заменить эти выражения какими-то другими. Карточками с кружочками или цифрами. Использование схем, символов, знаков обязательное условие при обучении составлению загадок, помогающее найти заместителей для кодирования информации и развития абстрактного мышления.
3. Более сложны загадки К. Чуковского, где выделяется не только качество предмета, но и ищутся сравнительные характеристики. Здесь уместна такая схема:
Какое?
Что такое же?
Чтобы легче найти подходящие определения, следует выделить характеристики
объектов по признакам:
Цвету- карточка, где обозначены цвета
Форме - карточки по типу, геометрических фигур
Весу - карточка символ веса
Размеру - больше, меньше
4. Следующая серия загадок, отгадать которые можно с помощью игры «Данетка».
Воспитатель объясняет детям, что на их вопросы он может ответить только «Да» и «Нет». Поэтому важно научить ребенка правильно задавать вопросы. А поиск ведется по принципу от общего к частному.
Постепенно, сужая круг поиска, дети находят загаданный объект. При этом они описывают не только местонахождения объекта в общей схеме, но и выделяют качества объекта.
5. Следующий блок загадок – о природе, где предмет отгадок – объекты как живой, так и неживой природы. Но система работы строится на закреплении уже имеющихся знаний сочинения загадок с использованием выделения признаков объектов и поиска, на что может быть похоже или, в чем различие. Вместе с тем вводится новый способ построения загадки с помощью выделения функции и антифункции объекта.
Классификация объектов в новой серии загадок идет несколько необычно, т. к. необходимо находить объекты по признакам формы:
«Что вы знаете круглое?» и материала: «Что сделано из дерева, железа, ткани и т. д. ?», место расположения: «Что растет в пустыне?» и т. д.
Загадки про части предметов учат видеть подсистему, а про следы – плоскостное изображение предметов.
6. Загадки о системе и антисистеме построены на использовании антонимов. Эти загадки знакомят детей с понятием противоречия, учат находить эти качества в окружающем.
7. Загадки о словах и звуках дают возможность провести звуковой анализ слова, выделить спрятанный звук. Более сложны загадки о словах, где необходимо не только выделить звуки, но и описать, на что похожи буквы, а уж затем составить загадку, поэтому лучше использовать короткие слова.
8. Завершением могут стать загадки-шутки, которые также развивают сообразительность детей.
Занятия по данной программе помогут шестилеткам научиться:
• Описывать признаки предметов и явлений;
• Сравнивать предметы между собой;
• Классифицировать предметы и явления, называть группы предметов
обобщающим словом, определять принадлежность предмета к той или
иной группе, находить лишний предмет, который не входит в данную
группу;
• Узнавать предметы по описанию;
• Определять последовательность событий; .
• Рассуждать о противоположности признаков и явлений;
• Целенаправленно запоминать;
• Творчески мыслить;
• Строить умозаключения;
• Ориентироваться в пространстве;
• Выражать свои эмоции и состояния;