МААМ-картинки

Программа по робототехнике «Удивительные механизмы» для дошкольников 6–7 лет

Юлия Куркина
Программа по робототехнике «Удивительные механизмы» для дошкольников 6–7 лет

Введение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Удивительные механизмы» (далее - Программа) разработана на основе парциальной модульной программы развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество «STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста», авторы Т. В. Волосовец, В. А. Маркова, С. А. Аверин, Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2019 г.

Публикация «Программа по робототехнике „Удивительные механизмы“ для дошкольников 6–7 лет» размещена в разделах

Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по робототехнике. Направлена на развитие роботехнических навыков через работу с конструктором «MRT-Hund», «My Robot Time», пчела «Bee-bot».

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»

1.1. Пояснительная записка

Программа «Удивительные механизмы» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – техническая. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам роботоконструирования на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Однако в дошкольном образовании опыт системной работы по развитию технического творчества дошкольников посредством использования робототехники отсутствует.

Актуальность Программы заключается в следующем:

- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);

- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Новизна Программы заключается в исследовательски-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

Педагогическая целесообразность заключается не только в развитии технических способностей и возможностей средствами конструктивнотехнологического подхода, гармонизации отношений ребенка и окружающего мира, но и в развитии созидательных способностей, устойчивого противостояния любым негативным социальным и социотехническим проявлениям.

Отличительные особенности данной Программы состоят в том, что в её основе лежит идея использования в обучении собственной активности старших дошкольников. В основе сознательного акта учения в системе развивающего обучения лежит способность к продуктивному творческому воображению и мышлению. Более того, без высокого уровня развитие этих процессов вообще невозможно ни успешное обучение, ни самообучение. Именно они определяют развитие творческого потенциала человека. Готовность к творчеству формируется на основе таких качеств как внимание и наблюдательность, воображение и фантазия, смелость и находчивость, умение ориентироваться в окружающем мире, произвольная память и др. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, природы, культурных ценностей, его анализу.

Адресат Программы: дети 6-7 лет, одновозрастная группа. В этот период нужно быть с ребенком максимально внимательным, осторожным. Это уже не малыши, но еще не старшие дети. Дети такого возраста всегда готовы помочь. Поэтому необходимо разработать систему мотивации и поощрений. Дети стремятся подражать старшим и пример педагога очень важен. Дети активно проявляют самостоятельность, стараются стать как можно более независимыми. Все эти качества педагог должен разумно использовать в работе с детьми. Организация работы как с продуктами «MRT-Hund» и «My Robot Time», базируется на принципе практического обучения. Ребята сначала рассматривают инструкцию, а затем создают различные модели. При этом активизация усвоения учебного материала достигается благодаря тому, что мозг и руки «работают вместе». При сборке моделей, дети не только выступают в качестве юных исследователей и инженеров. Они ещё и вовлечены в игровую деятельность. Играя с роботом, дошкольники с лёгкостью усваивают знания из естественных наук, технологии, математики, не боясь совершать ошибки и исправлять их.

Уровень Программы: ознакомительный

Объем Программы: 64 учебных часа

Сроки реализации Программы: с 1 октября 2021 по 31 мая 2022 года.

Форма обучения –очная

Режим занятий для детей 6 – 7 лет: 2 раза в неделю по 30 минут, 64 учебных часа.

Особенности образовательного процесса: одновозрастная группа, состав группы постоянный, занятия групповые, виды занятий: практические.

1.2. Цель и задачи Программы

Цель Программы: развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники.

Задачи Программы:

Образовательные:

приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;

развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств, составлять таблицы для отображения и анализа данных.

Метапредметные:

формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств;

формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей.

Личностные:

воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).

Содержание учебного плана

Раздел 1. Вводное занятие. Основы безопасной работы. Инструктаж по технике безопасности. Применение роботов в современном мире: от детских игрушек, до серьезных научных исследовательских разработок. Работа с лего.

Раздел 2. Виды и назначение программного обеспечения. Основы работы в среде простейшего программирования «MRT-Hund». Изучение блоков: движение, цикл и переключатель. Создание простейших линейных программ: движение вперед, назад, поворот на заданный угол, движение по кругу.

Раздел 3. Занятия и игры с роботом пчелой «Bee-bot». Соревнования детей.

Раздел 4. Создание и программирование действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение природных и искусственных систем.

Сборка, программирование и испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков.

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

В результате реализации Программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми технической грамотности. Дети будут знать специальную терминологию, получат первичные представление о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств, а также освоят навык правил безопасного поведения при работе с электротехникой.

Предметные результаты:

ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;

ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;

ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике, знает компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования, создает действующие модели роботов на основе конструктора LEGO по разработанной схеме; демонстрирует технические возможности роботов, создает программы на компьютере для различных роботов с помощью педагога и запускает их самостоятельно;

Личностные результаты:

ребенок способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы (в пары);

у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с конструктором;

ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками;

ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает авторские модели роботов на основе конструктора LEGO; создает и запускает программы на компьютере для различных роботов самостоятельно, умеет корректировать программы и конструкции.

Метапредметные результаты:

ребенок овладевает робото-конструированием, проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования LEGO WeDo, общении, познавательно-исследовательской и технической деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к робото-конструированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;

ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

1.5. Методические материалы

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, игровой.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение.

Технологии: информационно-коммуникационные технологии; проблемная технология; технология эмоционального погружения; технология творческого сотрудничества; технология сравнения.

Формы организации занятия: беседа, конкурс, открытое занятие, практические занятия, выставки.

Алгоритм занятия: Беседа с показом. Педагог рассказывает и показывает. Практическая работа детей. Анализ детских работ.

Дидактические материалы

Раздаточные материалы (наборы с конструктором, инструкции по сборке роботов, образцы (готовый робот).

Алгоритм учебного занятия

1. Организационный момент (Создание благоприятного психологического настроя: приветствие, стихотворение, прослушивание песни).

2. Игровая мотивация (Создание ситуации успеха; апелляция к жизненному опыту детей; решение задач на смекалку и логику; элементы занимательности; творческие задания)

3. Практическая часть, самостоятельная работа детей. (Объяснение порядка действий воспитателя, практические действия воспитанников)

4. Рефлексия. (подведение итогов, рассматривание готовых работ, анализ действий)

1.6. Список литературы

1. Т. В. Волосовец, В. А. Маркова, С. А. Аверин. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2018 г. АО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2018 г.

2. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, Э. М. Дорофеева. «От рождения до школы» инновационная программа дошкольного образования. Издание пятое МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021

3. А. Б. Теплова, С. А. Аверин Образовательный модуль «Робототехника». ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2019 г. АО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2019 г.

Публикации по теме:

Парциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольниковПарциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольников ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОЗНАЮ МИР» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

«Веселый английский». Программа раннего обучения дошкольников Программа «Веселый английский» Содержание: 1. Пояснительная записка: актуальность, проблема, цель, задачи, ожидаемые результаты. 2. Структура.

Конспект занятия по робототехнике «Весёлый зоопарк» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №411 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ «Весёлый зоопарк» Разработала.

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Консультация для педагогов по робототехнике Консультация, обмен опытом для педагогов по робототехнике. В городе Биллунд, Дания, находится завод, который производит всемирно известный.

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Развлечение «Соревнования по робототехнике» в подготовительной группеРазвлечение «Соревнования по робототехнике» в подготовительной группе Конспект развлечения в подготовительной группе кружок «Робототехника» Руководитель: Гусева Е. И. Соревнования на тему «Первые конструкции».

Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений. Как добиться наибольшей эффективности.

Стратегия и механизмы проекта «Наш огород». Часть 3Стратегия и механизмы проекта «Наш огород». Часть 3 Этапы проекта: 1 этап - подготовительный Стартовая беседа для выявления представлений детей об овощах, постановка проблемы,.

Консультация «Защитные механизмы личности в свете учения З. Фрейда» Защитные механизмы личности (учение З. Фрейда) Подготовлено по книге Мельник С. Н., Психология личности. Фрейд полагал, что ЭГО реагирует.

Автор публикации:
Программа по робототехнике «Удивительные механизмы» для дошкольников 6–7 лет
Опубликовано: 24 октября 2021 в 15:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД