Папки-передвижки

Программа по самообразованию «Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре»

Нина Мясникова
Программа по самообразованию «Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре»

«Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре на основе духовно нравственных ценностей»

старшая группа

Актуальность

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Пояснительная записка

Публикация «Программа по самообразованию „Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре“» размещена в разделах

Народная кукла была и остаётся незаменимым спутником ребёнка с первых дней его жизни, сопровождает детство и выполняет глубоко значимые функции (помогает усваивать национальные традиции, обряды, распределение ролей в семье, правила поведения; представления о красоте, правде, нравственных идеалах).

С древности назначение куклы было многообразно : развлекательное, магическое, исцеляющее. Куклы были не просто игрушками, через них передавали систему ценностей народной культуры. Куклы, сделанные в семье и передаваемые из поколения в поколение, содержали сокровенную родовую информацию, информацию любви и защиты от болезней, злых людей. Современный ребёнок, общаясь с народной куклой, изготавливая её своими руками, играя в неё, «незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего рода, народа».

Являясь частью культуры человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления представляет возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры.

Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус.

Одним из важных моментов в изготовлении куклы является то, что её можно изготовлять без иглы и ножниц. Дети приобретают необходимые трудовые навыки.

Цель программы :

Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с тряпичной народной куклой.

Задачи:

1. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.

2. Вызвать интерес к созданию народной куклы её обыгрыванию, подвести к пониманию её назначения, познакомить с различными техниками изготовления народной куклы.

3. Учить детей использовать накопленные знания, результаты своей работы в различных видах деятельности.

Этапы реализации программы

1 этап - подготовительный.

Изучение и анализ литературы по теме, определение объема материала, сроков и направлений по программе. Анкетирование детей и родителей. Составление плана по теме. Совершенствование необходимой материально- технической базы и развивающей предметной среды (альбомы, картотеки, подборка художественной литературы, с целью накопления представлений о народной культуре, быте, народных традициях.

2 этап - основной.

Второй этап включает в себя беседы, игры, совместную творческую деятельность по изготовлению народных тряпичных кукол, народные праздники.

3 этап - заключительный.

- Создание в группе мини-музея «Народная кукла».

- Развлечение «Обережье» (экскурсия по мини-музею «Народная кукла», экскурсоводы- дети)

Методы и приемы:

• Анкетирование

• беседы

• рассматривание иллюстраций, образцов кукол;

• показ;

• объяснение;

• наблюдение;

• импровизации;

• чтение художественных произведений;

• рассказ педагога и рассказы детей;

• сочинение историй;

• анализ и самоанализ.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование КГН у детей раннего возраста как средство приобщения к ЗОЖ» «Здоровье детей — богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. «Здоровье – более широкое понятие, под которым.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группаПлан саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по самообразованию «Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре»
Опубликовано: 4 января 2022 в 16:02
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД