Получи документы

Программа по экологии (подготовительная группа)

ира попова
Программа по экологии (подготовительная группа)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида №22 «Ландыш»

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического совета заведующий МДОУ - д/с № 22 «Ландыш»

Протокол № 1 от 02.09.2014г. ___ /Трифонова О. А. /

Приказ от 02.09.2014г. № ___/О

для работы с детьми 6 – 7 лет

Разработчики программы :

воспитатель Попова И. Н.

старший воспитатель

Храмова Татьяна Валерьевна

на 2014- 2015г. г.

Город Клин, Московская область

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Программа по экологии (подготовительная группа)» размещена в разделах

Данная Программа является нормативным документом, регламентирующим процесс организации работы с воспитанниками подготовительной группы МДОУ №22 «Ландыш» по экологическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края.

1.1. Актуальность

Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

Дошкольный возраст является важнейшим периодом для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к людям, родной природе, Родине. Для этого необходимо обязательное изучение своей «малой» Родины.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить детей бережно относиться к природе своего края, своей Родины.

Огромная притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно рассказывает о красоте и богатстве своего родного края. Думается, что это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Любить можно только то, что хорошо знаешь, с чем соприкасаешься в своей деятельности. Перед воспитателем стоит задача – приобщать детей к природе, обеспечить возможность чувственного и действенного восприятия её. Необходимо научить детей наблюдать природу и видеть интересное в её обычных проявлениях, устанавливать видимые связи между растениями, животными и явлениями неживой природы. Эти задачи воспитатель может выполнить при условии, если сам будет знать местную природу и деятельность взрослого населения в ней.

Благодаря обращению к особенностям природы родного края, дети осознают свою принадлежность к природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение. Именно через воспитание любви и уважения, ответственности и заботы к своей малой Родине педагоги и родители делают первый направляющий шаг на пути дальнейшей самостоятельной жизни ребенка.

1.2. Отличительная особенность программы :

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания работы по экологическому воспитанию дошкольников, в процессе ознакомления с природой родного края и предполагает расширение содержания работы с детьми по теме сельское хозяйство Клинского района.

Формирование у дошкольников любви к Родине в старшем дошкольном возрасте следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой Родины, усвоениях принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, семьи, дома, детского сада, речки, расположенных рядом.

Программа выстроена на основе образовательной программы МДОУ №22 «Ландыш» на 2011 – 2016 гг., примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В Программе раскрыто содержание работы с дошкольниками по экологическому воспитанию, в процессе ознакомления с природой родного края по теме сельское хозяйство Клинского района, с учетом специфики и условий МДОУ – д/с №22 «Ландыш».

Для работы с детьми составлен перспективный план мероприятий.

Задачи работы с детьми по Программе реализуются в рамках кружка «Почемучка»

(3 и 4 неделя в 15.50 - 16.20). Всего 18 мероприятий.

Программа предусматривает развитие у детей дошкольного возраста любви к родным местам, формирования представления о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди; все это способствует воспитанию экологической грамотности, нравственных и патриотических чувств ребенка.

Данная Программа реализуется на безвозмездной основе.

В реализации Программы по экологическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края принимают участие:

- педагогический коллектив МДОУ

- воспитанники МДОУ

- родители (законные представители) детей посещающих МДОУ

Исходя из этого, содержание программы выстроено по трем блокам:

1 блок - работа с детьми

2 блок - обогащение предметно-пространственной среды

3 блок - сотрудничество с родителями

Сроки реализации программы : 2014 - 2015 г. г.

Разработчики Программы : воспитатель Попова И. Н.,

старший воспитатель Храмова Т. В.

1.3. Цель программы : выполнение задач экологического воспитания дошкольников через комплексную систему работы по ознакомлению с природой родного края на примере ознакомления с сельским хозяйством Клинского района.

Задачи:

- расширять и уточнять представления детей о природе родного края

- воспитывать бережное, заботливое, охранительное отношение к природным богатствам нашего края

- расширять и систематизировать знания детей о домашних птицах на примере птицеводства Клинского района, формировать умение выделять характерные особенности, описывать их

- расширять и систематизировать знания детей о домашних животных на примере животноводства Клинского района, формировать умение выделять характерные особенности, описывать их

- формировать представление о том, кто занимается разведением домашних птицах и животных

- расширять и систематизировать знания детей об овощах (их пользе, способах выращивания, на примере овощеводства Клинского района

- закреплять умение детей распознавать по внешнему виду и другим признакам 3 вида злаковых, произрастающих на территории Клинского района

- формировать представление о том, кто занимается выращиванием злаковых на территории Клинского района, с какой целью их выращивают

- показать связь между климатическими условиями района и развитием сельского хозяйства

- воспитывать уважение к трудом сельских жителей (земледельцев, механизаторов, животноводов и т. д.)

- заложить основы интереса к труду, уважительного отношения к людям труда, воспитывать чувство сопричастности ко всему тому, чем живет родной район

- подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека

- закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и т. д.)

- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть красоту природы, формировать эстетически чувства.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 блок - Особенности организации работы с детьми

Задача: познакомить детей с трудом взрослых, занятых в сельскохозяйственном производстве (хлеборобов, животноводов, птицеводов, овощеводов); приобщать детей к труду на родной земле Подмосковья; воспитывать любовь к родному краю.

Включает в себя следующие разделы:

- педагогический мониторинг;

- беседы;

- дидактические игры;

- художественное слово;

- рассматривание иллюстраций;

- продуктивная деятельность

2 блок - Обогащение предметно-пространственной среды

Задача: изучить методику работы с детьми старшего возраста по формированию основ экологической культуры; формировать знания детей о труде взрослых, занятых в сельскохозяйственном производстве Клинского района.

Включает в себя следующие разделы:

- создание в групповой комнате условий для знакомства с сельскохозяйственным производством Клинского района;

- создание альбома для знакомства детей с сельским хозяйством Клинского района, с трудом взрослых, занятых в сельскохозяйственном производстве нашего района (хлеборобов, животноводов, птицеводов, овощеводов)

- развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов;

- организация «экологических пространств» в помещении: групповой уголок природы, огород на окне

- создание условий для труда детей и взрослых в природной зоне (огород, цветник) детского сада.

3 блок - Особенности организации работы с родителями

Задача: создание преемственности детского сада и семьи в вопросах экологического воспитания детей и уважения к труженикам фермерских сельских хозяйств Клинского района.

Задачи работы с родителями:

- повысить педагогическую культуру родителей;

- вести пропаганду экологического дошкольного воспитания;

- изучать, обобщать и распространять положительный экологический опыт семейного воспитания;

- направить родителей на совместную работу с целью повышения экологического воспитания ребёнка;

- включать родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Взаимодействие с родителями по вопросу ознакомления с природой родного края осуществляется по следующим направлениям:

- просветительское ( наглядная агитация: стенды, памятки, папки – передвижки, индивидуальные консультации по возникшим вопросам);

Взаимодействие с родителями по вопросу изучения удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг в сфере экологического воспитания и ознакомления детей с трудом тружеников села Клинского района осуществляется на основе мониторинга степени удовлетворенности родителей оказанными образовательными услугами.

3. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

К концу года дети должны владеть следующими знаниями и представлениями:

- о домашней птице, которую разводят птицеводы в Клинском районе, научатся выделять характерные особенности, описывать

- каких домашних животных разводят животноводы в Клинском районе, выделять их характерные особенности, описывать их

- кто занимается разведением домашних птиц и животных

- об овощах, взращиваемых овощеводами Клинского района, называть их пользу, способы выращивания

- кто занимается выращиванием овощей на территории Клинского района, с какой целью их выращивают

- распознавать по внешнему виду и другим признакам злаковые, произрастающих на территории Клинского района

- кто занимается выращиванием злаковых на территории Клинского района, с какой целью их выращивают

- увидят связь между климатическими условиями района и развитием сельского хозяйства

- проявится интерес к труду, уважительное отношение к людям труда, воспитывать чувство сопричастности ко всему тому, чем живет родной район

- понимание, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека

- научатся правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и т. д.)

4. СПОСОБ ПРОВЕРКИ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ И УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

Программа предусматривает проведение педагогического мониторинга уровня компетентности воспитанников и уровня усвоения программы детьми детей 2 раза в год:

- в сентябре - с целью выявления стартовых условий (исходного уровня развития воспитанников)

- в мае - с целью определения степени освоения детьми Программы по экологическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края и выявления степени влияния на развитие ребенка.

Педагогический мониторинг предусматривает выявление:

- уровня овладения знаниями о природе родного края, о производстве земледелия и сельскохозяйственной продукции Клинского района

Определены единые уровни оценки - четыре уровня выполнения заданий: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего. Уровни определяются в зависимости от степени активности, самостоятельности и качества выполнения ребенком предложенного задания и оцениваются по баллам:

4 балла - Высокий уровень – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно

3 балла - Выше среднего – ребенок часть предложенных заданий выполняет самостоятельно, а часть - с частичной помощью взрослого

2 балла - Средний уровень – ребёнок выполняет не все предложенные задания и с постоянной помощью взрослого, либо все задания только с помощью взрослого

1 балл - Ниже среднего – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает

ЭТАПЫ работы по математической обработке данных мониторинга:

1 этап: напротив имени ребёнка проставляются баллы в зависимости от степени активности, самостоятельности и качества выполнения ребенком предложенного задания

2 этап: считается итоговый показатель для каждого ребёнка (среднее значение = сложить все баллы по критериям и разделить на количество критериев, округлить до десятых долей). Данный показатель помогает наглядно представить промежуточные (итоговые) результаты освоения Программы каждым ребёнком.

Итоговый результат выставляется как:

3,6 – 4,0 балла - высокий уровень сформированности интегративных качеств

3,0 – 3,5 балов - уровень выше среднего

1,8 – 2,9 балла - средний уровень

1,7 - 0 баллов - уровень ниже среднего

3 этап: подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = сложить все баллы по столбцу и разделить на количество детей, округлить до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций развития личности детей: успешности освоения содержания Программы и успешности формирования необходимых навыков всей группой детей, а так же детьми всего МДОУ.

Результаты мониторинга выражены в баллах и процентах, они объективно показывают:

- успешность освоения Программы каждым ребенком

- успешность освоения содержания Программы и успешность формирования необходимых навыков всей группой детей, а так же детьми всего МДОУ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (2010, издание 6-е, дополненное и обновленное)

2. Н. Н. Кокорева, А. К. Бондаренко «Любить труд на родной земле»

- М. : Просвещение, 1980

Публикации по теме:

Игровая программа (старше-подготовительная группа) Игровая программа (Старше - подготовительная группа) Цель: Создание праздничного настроения у детей. Заходит в зал Карамелька спиной вперед.

Интегрированное занятие по ИЗО, окружающему миру, экологии «Аквариум для Леопольда» (подготовительная группа)Интегрированное занятие по ИЗО, окружающему миру, экологии «Аквариум для Леопольда» (подготовительная группа) онспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы по ИЗО деятельности, окружающему миру, экологии «АКВАРИУМ ДЛЯ ЛЕОПОЛЬДА».

Конспект интегрированной образовательной деятельности по экологии (подготовительная группа) Цели: - активизировать у детей все сенсорные системы (слух, осязание, зрение); - активизировать словарь детей (прилагательные, глаголы);.

Конспект НОД по экологии «Как люди речку обидели». (подготовительная группа) Конспект НОД по экологии в подготовительной группе. Тема: «Как люди речку обидели» Цель: Прививать детям навыки экологически грамотного.

Брейн-ринг по экологии «Природа вокруг нас» (подготовительная группа) Конспект Занятия для подготовительной группы Составила и провела воспитатель Заболотная С. В. «Природа вокруг нас» Программное содержание:.

Конспект занятия по экологии «Лекарственные травы в осеннем лесу» (подготовительная группа) Программные задачи: -упражнять в назывании и различии деревьев по: стволу и листьям; -закреплять знание детей о травах, умение.

НОД по экологии «Чудо в перьях» (старшая и подготовительная группа) Звучит весенняя мелодия. Воспитатель: Пробуждается земля от зимних снов. солнечный свет яркий, ослепительный отражается в бегущих ручьях.

НОД по экологии «Лесная аптека» (подготовительная группа) Конспект занятия по экологии "Лесная аптека"Подготовила воспитатель: Волкова Ольга Викторовна Цель: формировать в детях экологическую культуру.

Программа социального партнерства с семьей (подготовительная группа) МДОУ «Детский сад №8 «Сказка» Программа социального партнерства с семьей (подготовительная группа) Выполнила: А. Д. Кипяткова Воспитатель.

Программа социального партнерства с семьей. Подготовительная группа ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА С СЕМЬЕЙ НА 2015-2016 ГОД СЕНТЯБРЬ 1. Родительское собрание «Особенности развития ребенка 5-6 лет Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по экологии (подготовительная группа)
Опубликовано: 15 октября 2016 в 08:41
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД