Эльвира Латыпова
Программа по экологии в старшей и подготовительной группах
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по экологии
старшая, подготовительная группа
МДОУ№4 «морозко»
Педагог:
Латыпова Э. Х.
г. Мегион
Сентябрь.
3 неделя.
Занятие 1. Жизнь грызунов в природе.
Познакомить детей с различными видами грызунов, средой их обитания.
Занятие 2. Жизнь хомячков в природе.
Публикация «Программа по экологии в старшей и подготовительной группах» размещена в разделах
Познакомить детей со степью - местами обитания хомяка, с образом жизни, который он ведет в естественных природных условиях, дать представление о приспособленности строения тела и поведения хомяка к самостоятельной жизни в природе (умеет делать норму, гнездо, отыскивать и запасать корм - семена различных растений, растить свое потомство, спасаться от врагов - лисы, хищных птиц - при помощи маскировочной окраски и прячась в нору); уточнить представление о том, что хомяк в природе - это дикое животное, хомяк в уголке природы - это прирученный зверек, условия для жизни которого создает человек.
4 неделя.
Занятие 1. Грызуны Тюменской области.
Продолжить знакомить детей с грызунами в дикой природе. Познакомить с питанием, средой обитания, учить делать выводы хорошо ли живется в данных условиях.
Занятие 2. Наблюдение за хомячками.
Установить, что хорошие условия для хомяка, в которых он будет себя нормально чувствовать, не болеть - это просторная клетка, подстилка из песка ил опилок, домик в коте ром он устроит гнездо; учить детей помогать взрослым в оборудовании помещения для зверька. Учить, дошкольников замечать, как животное ведет себя в новой обстановке, правильно понимать поведения зверька, определять его самочувствие, делать выводы о том, уютно ли ему, чего не хватает, что можно улучшить.
Октябрь
1 неделя.
Занятие 1. Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения.
Формировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге: одним растениям требуется много влаги они родом из влажных мест, другим мало - они из засушливых мест. Познакомить детей со строением стебля, листа корневой системы таких растений.
Опыт. Растение теряет воду через испарение.
Цель. Дать понятие детям о способе потери воды растениям.
Занятие 2. Экскурсия в осенний лес.
Понаблюдать за изменениями в природе, собрать листья разных растений; учить oопределять дерево по стволу, рассмотреть корневую систему деревьев и растений (травы сравнить, определить состояние почвы осенью, состояние неба и воздуха, объяснить причины изменений.
2 неделя.
Занятие 1. Растения нашего зимнего сада.
Уточнить представления детей о 4-5 видах знакомых растений о необходимых для них условиях жизни; познакомить с новыми растениями; сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растений.
Занятие 2. Как все живое растет.
Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов: подвести к выводу, что мы – люди являемся часть Природы, что для роста и развития живых организмов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.
3 неделя.
Занятие 1. Работа с календарем.
Познакомить детей с календарем. Показать условные обозначения, как отметить погоду, какие значки при этом использовать. Учить пользоваться трафаретом.
Занятие 2. Целевая прогулка «Составление экологического плана детского сада».
Учить детей различать жилые объекты, места отдыха; определять объекты растительного мира, учить зарисовывать транспортную схему и схему тротуаров. Учить работать со схемами. Развивать умение ориентироваться в пространстве, находить по схеме нужный объект; развивать зрительную память, мышление, внимание.
4 неделя.
Занятие 1. Перелетные и зимующие птицы нашего края.
Закрепить знания детей о перелетных зимующих птицах нашего края, продолжать учить называть и узнавать их. Выяснить чем питаются, как приспосабливаются зимующие птицы к сезонным изменениям в природе. Разные птицы по-разному приспосабливаются к жизни в зимнее время, одни кормятся насекомыми, улетают в теплые края, другие кормятся семенами, остатками пищи человека и т. д. Воспитывать сочувствие, доброжелательное отношение к птицам, желание подкармливать их в зимнее время.
Занятие 2. Целевая прогулка. Птицы нашего участка.
Продолжать учить выделять отдельные виды птиц, наблюдать за их повадками, поведением в различных условиях.
Ноябрь.
1 неделя.
Занятие 1. Животные Томкой области.
Продолжить знакомить детей с животными тайги дать детям представление о том, что лес – это среда обитания диких животных.
Занятие 2. Просмотр видеофильма «Как звери к зиме готовятся».
Закрепление полученных детьми знаний.
2 неделя.
Занятие 1. Сравнение диких и домашних животных.
Продолжать формировать у детей представление о том, что домашние животные приносят пользу, уточнить признаки домашних животных. Показать, что они отличаются от диких.
Тризовская игра «Что было бы, если бы (кошка лаяла)»? Развивать воображение, творчество детей.
Занятие 2. Наблюдение за изменениями в природе, работа с календарем.
Учить детей видеть изменения в природе, соотносить их с временным периодом; продолжать учить работать с трафаретами, отмечать состояние погоды в календаре.
3 неделя.
Занятие 1. «Проблемно-эстетическая беседа о животных».
Способствовать развитию у детей эмоционально-положительного, экологически правильного отношения к внешне непривлекательным животным; развитию понимания ценности жизни, значимости живых существ, их взаимосвязи в природе; умение устанавливать связи, приспособления животных к среде обитания.
Занятие 2. Рассказ об экологических пирамидах.
Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Закрепить знания об «экологических пирамидах».
4 неделя.
Занятие 1. Воздух и вода.
Уточнить представление детей о том, что вода и воздух очень важны для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек.
Занятие 2. Опыт с воздухом и водой.
Поддержать познавательный интерес и стремление к самостоятельным наблюдениям»
Декабрь.
1неделя.
Занятие 1. «Какой снег и лед».
Уточнить представления детей о свойствах снега и льда, учить видеть сходство о различие. Показать детям, что снег и лед в тепле тают и превращаются в воду.
Занятие 2. «Опыт с водой, снегом и льдом».
Учить детей наблюдать развивать познавательный интерес и стремление к самостоятельным наблюдениям.
2 неделя.
Занятие 1. «Путешествие по зимнему лесу».
Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают условия, в которых они находятся.
Занятие 2. Прогулка в парк с зарисовкой деревьев.
Учить детей определять виды деревьев по стволу, их состояние, называть причину и: состояния. Развивать зрительную память.
3 неделя.
Занятие 1. Наш микрорайон.
Познакомить детей с историей возникновения микрорайона. Названием ближайших улиц, воспитывать любовь, чувства привязанности к району, где они живут, пробудить желание сделать его еще краше.
Занятие 2. Целевая экскурсия в краеведческий музей. Мой город Мегион.
Расширять знания детей о ровном городе о его создании, воспитывать любовь к родному городу.
4 неделя.
Занятие 1. Родной край.
Выявить знания детей о растительном и животном мире родного края, дать сведения о оврагах. О главных реках, лесах, о полезных ископаемых и т. д. Познакомить с природными достопримечательностями региона, заповедниках развивать интерес к изучению родного края, речь, умение делать выводы воспитывать чувство гордости за родную природу родного края, бережного отношения к ней.
Январь.
1 неделя.
Занятие 1. «Турнир любознательных»
Проверить знания детей за прошедший период, развивать чувство ответственности за себя и за свою команду. Воспитывать дружелюбие.
Занятие 2. «Экскурсия в Дом природы»
Познакомить детей с обитателями дома природы. Воспитывать любознательность, желание помочь животным - привести корм.
2 неделя.
Занятие 1. «Наблюдение за попугаем»
Уточнить внешние признаки птицы, обратить внимание на красоту птицы, показать возможность приятного общения с ней, обратить внимание на комплекс условий, которые нужны птице. Эти условия создают люди. Учить детей видеть проявления хорошего самочувствия птиц.
Занятие 2. «Экскурсия в Дом природы».
3 неделя.
Занятие 1. «Как лесные звери проводят зиму в лесу».
Дать детям представление о том, что в лесу живут разные звери и что зима для всех трудное время года, что звери по разному приспособлены к жизни в это время.
Занятие 2. «Целевая прогулка»
Продолжать учить детей определять погоду по ее признакам. Измерить глубину снега, объяснить детям важное значение снега в жизни растений.
4 неделя.
Занятие 1. «Пролетные птицы и птицы нашего региона»
Расширять у детей знания о птицах, б особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, их повадках и приспособлении их к среде обитания.
Февраль.
1 неделя.
Занятие 1. «Как люди помогают лесным обитателям».
Формировать у детей представления о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности; воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки.
Занятие 2. Составление рассказов детьми о том, как они помогают птицам и животным.
Учить детей рассказывать о том, как они заботятся о животных, попросить детей сделать иллюстрации к своим рассказам.
2 неделя.
Занятие 1. Наблюдение за рыбками в аквариуме.
Уточнить с детьми, что аквариум - это маленький водоем, в котором живут рыбы разных видов, растения, улитки; рыбки красивые и отличающиеся друг от друга по окраске, размеру и другим признакам, уточнить названия рыб, особенности внешнего строения.
Занятие 2. Экскурсия в Дом природы (к рыбкам)
3 неделя.
Занятие 1. «Нефть - черное золото страны».
Познакомить детей с нефтью, с условиями добычи.
Занятие 2 «Не дадим природе погибнуть».
Рассказать детям о том, что люди, добывая нефть, заботятся о сохранении окружаю-щей среды. Прочесть рассказ «Нефть в море».
4 неделя.
Занятие 1. Опыты с нефтью, растительным маслом, водой и песком.
Учить детей на основе опытов выделять сходство и различие нефти, масла и воды, применение человеком в быту.
Март.
1 неделя.
Занятие 1,2. «Посадка растений в землю и в воду».
Наблюдать за корневой системой, определять условия развития и роста растений.
2 неделя.
Занятия 1,2. Выращивание растений из семян. Подготовка земли, замачивание семян Посадка.
Развивать интерес к окружающему, учить наблюдать и видеть результат своего труда,
3 неделя.
Занятие 1. «Как заботятся люди о своем здоровье весной».
Уточнить представление детей о человеческом теле, о назначении отдельных его частей и органов; объяснить, что весной организм ослаблен, поэтому надо больше бывать на воздухе, потреблять продукты, богатые витаминами.
Занятие 2. (комплексное) оздоровляющая прогулка в лесопарковую зону, экологические наблюдения в природе весной.
Укрепление здоровья и расширение физических возможностей посредством коллективных прогулок в лесопарковую зону. Развитие осознанного отношение к наблюдаемым явлением природы, понимание детьми взаимосвязей в природе на основе знаний, полученных ранее на занятиях по экологии и в ходе наблюдений за растительным и животным миром, а также явлениями окружающей среды.
4 неделя.
Занятие 1. Весна в жизни лесных зверей.
Уточнить и расширить представление детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время.
Занятие 2. Красная книга – сигнал опасности. Растения и животные Красной книги.
Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными.
Апрель.
1 неделя
Задание 1,2. Цепочка в лесу.
Формировать у детей представления о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. День знания о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.
2 неделя
Задание 1,2. Этажи леса.
Познакомить детей с тем, что в лесу, как в большом многоэтажном доме живут звери и птицы, каждый на своем этаже. Показать, что главное звено в лесе растения, которые зависят от погоды что изменения на одном этаже ведут к разрушению всего дома.
3 неделя
Задание 1. Встреча птиц.
Напомнить детям о том, что весной одни птицы прилетают с юга, а другие улетают на Север, уточнить причину такого перелета. Закрепить знания детей о птицах.
Задание 2. Круговорот воды в природе.
Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Познакомить детей с явлениями «кислого» дождя.
4 неделя.
Занятие 1. «Насекомые».
Познакомить детей с некоторыми видами насекомых, с условиями их жизни.
Занятие 2. Просмотр фильма «Возможна ли жизнь без насекомых».
Закрепить полученные знания детей о насекомых.
Май.
Диагностика экологической воспитанности дошкольников.
Литература
1. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников».
2. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» (средняя, старшая группа).
3. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» (подготовительная группа).
4. С. Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии».
5. Н. Н. Кондратьева «МП» Программа экологического образования детей.
6. Т. А. Шорыгина «Птицы - какие они?»
7. Т. А. Шорыгина «Деревья - какие они?»
8. Н. А. Рыжова «Я и природа».
9. Н. А. Рыжова «Воздух - невидимка».
10. М. Пришвин «Лесной шатер».
11. Н. Сладков «Сказки леса»
12. Энциклопедический словарь юного натуралиста.
13. Почемучка.
14. В. Бианки «Лесная газета».
15. Т. Н. Бондаренко «Экологические занятия»
16. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Экология».