Лучший педагог года

Программа психолого-педагогического сопровождения детей-инофонов

Борисова Елена
Программа психолого-педагогического сопровождения детей-инофонов

Содержание

Введение …. 3

1. Актуальность….3

2. Цель, задачи…. 4

3. Предполагаемые результаты…5

Основная часть…. 6

1. Этапы программы…. 6

2. Методы и формы…6

3. План-график психологического сопровождения детей-инофонов…. 7

4. Тематическое планирование….8

Заключение….11

Библиографический список…. 12

Введение

Публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения детей-инофонов» размещена в разделах

1. Актуальность разработки программы психологического сопровождения для детей – инофонов определяется тем, что детский сад посещают дети таджикской национальности, для которых русский язык не является родным. Как правило, эти дети плохо владеют русским языком и, соответственно, плохо понимают речь воспитателя и сверстников. Владения русским языком этой категории учащихся не соответствует требованиям российских учреждений, предусмотренным государственным образовательным стандартом по русскому языку для общеобразовательных организаций Российской Федерации. Это налагает особую ответственность на педагогов, работающих с такими детьми в новых условиях.

Диапазон факторов, влияющих на уровень владения русским языком детей – инофонов, очень широк: наличие или отсутствие русской языковой среды; семейно-бытовые условия и язык в семье; средства массовой информации и т. д. Известно, что отсутствие русскоязычной среды лишает ребенка языковой практики и отрицательно сказывается на результатах обучения.

Вследствие чего вытекают следующие трудности как для детей, так для их родителей и педагогов, работающих в общеобразовательном учреждении:

1. Дети – инофоны плохо говорят на русском языке, а педагогам надо обучать их в одной группе с русскоязычными детьми.

2. Они не адаптированы к социокультурной среде русскоязычного окружения, а педагогам необходимо ежедневно организовывать их общение с русскоязычными детьми, как в учебной, так и в игровой деятельности.

3. Дети – инофоны совсем не подготовлены для социального взаимодействия между собой и русскоязычными детьми как в ДОУ, так и за его пределами.

Таким образом, педагогам приходиться сталкиваться с этими трудностями и решать повседневные проблемы, не зная их языка, не всегда учитывая родной менталитет детей и религиозных традиций.

К сожалению, это не только проблема плохого знания русского языка, это более сложная проблема социальной и психологической адаптации ребёнка к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в социуме. Гуманизация дошкольного образования предполагает в первую очередь обращение к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей таких детей. Социальная ситуация в России характеризуется увеличением межкультурных, межэтнических контактов и усилием этнической миграции населения. В подобной ситуации возникает необходимость психологического сопровождения детей – инофонов : формирование терпимости к «иному» - облику, поведению, языку, в целом к другой культуре.

Поэтому встал вопрос об оказании помощи всем участникам образовательного процесса: педагогам, детям, с родным языком нерусским, и их родителям в процессе общения в коллективе ДОУ.

2. Цель программы : Создание благоприятных условий для успешной адаптации детей – таджик к русскоязычной среде детского сада, развитие навыков толерантного конструктивного общения всех участников детско-родительской общности.

Задачи программы :

Диагностические: организация мониторинга процесса адаптации детей – таджик в социальной ситуации;

• создание психологически безопасной и развивающей среды в детском коллективе;

• оказание психологической поддержки семьям детей – таджик, помощь в налаживании контактов с русскоязычными семьями других детей;

• консультационная поддержка педагогов по организации работы с детьми-инофонами.

Внедрение данной программы обуславливает соблюдение следующих принципов обучения:

1. Принцип учета возрастных особенностей в обучении.

2. Принцип учета культурных особенностей детей – инофонов.

3. Принцип индивидуального подхода.

4. Принцип системности и внутриорганизационной взаимосвязи.

5. Принцип непрерывности.

3. Предполагаемые результаты:

1. Развитие сотрудничества, эмпатии и конструктивного взаимодействия в коллективе детей разных культур.

2. У детей - инофонов расширится ориентировка в трудностях взаимодействия со сверстниками, родителями, воспитателями.

3. Дети расширят и обогатят свои средства общения (вербальные и невербальные)

4. Развитие ориентировки в требованиях деятельности ДОУ.

5. Развитие позитивной самооценки и чувства уверенности в себе.

6. Развитие уровня рефлексии.

7. У детей будет наблюдаться понижение уровня тревожности.

8. Развитие высших психических функций.

9. Развитие ориентировки в культурных особенностях разных народов.

10. Сформированность предпосылок для развития толерантности.

Основная часть

1. Программа включает 3 этапа :

№ Этапы работы Цель

1 Диагностическая работа Выявление актуального состояния проблемы адаптации детей – инофонов.

2 Психолого-

развивающая и

просветительская работа Психолого-развивающие занятия по группам с детьми.

Консультации родителей и педагогов.

3 Аналитический Анализ проделанной работы, с целью усовершенствования программы психолого-педагогической работы с детьми – инофонами.

2. Методы и формы контроля

1. Наблюдение

2. Диагностический:

- Тест детской тревожности Филлипса;

- Карта наблюдений Стотта;

- Методики диагностики высших психических функции;

- Социометрическое исследование;

- Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком»;

Так же с ребятами организованы тренинги (коррекционно-развивающие занятия по группам, которые проходят в течение учебного года, которые направлены на достижение поставленных задач программы.

3. План-график психологического сопровождения детей - инофонов

Работа с педагогами:

1. Организация проблемного семинара «Проблемы адаптации детей с родным языком нерусским».

2. Беседа с воспитателем по выявлению детей - инофонов с проблемами адаптации.

3. Консультационно-методическая работа по сопровождению и созданию условий обучения в русскоязычной среде детей – таджик.

4. Организация методического семинара по реализации творческого потенциала педагогов, по разработке методик и технологий в педагогической деятельности.

Работа с родителями:

1. Семинар для родителей детей-инофонов и русскоязычных семей «Учимся жить вместе» с целью совместного поиска путей выхода из проблем дошкольной деятельности и профилактики конфликтов на межнациональной почве.

2. Рекомендации родителям по организации развивающей русскоязычной среды семьи для обучающихся с родным языком нерусским.

3. Консультация для родителей по запросу и по итогам диагностики.

Работа с обучающимися:

1. Диагностические исследования и изучение адаптации их в детском коллективе.

2. Посещение занятий с целью наблюдения за обучающимися с родным языком нерусским и определения их трудностей в обучении.

3. Изучение мотивационной сферы ребенка таджикской национальности, углубленное изучение личностных особенностей.

4. Изучение микроклимата в группе с целью исследования межличностных отношений русскоязычных детей и инофонов.

5. Тренинговые занятия с детьми - инофонами.

6. Индивидуальная работа с детьми-таджиками с трудностями адаптации и обучения в русскоязычной среде.

В результате и в дальнейшей перспективе мы должны создать благоприятные, комфортные условия для успешной адаптации детей – инофонов к русскоязычной среде ДОУ, развить навыки толерантного конструктивного общения всех участников детско-родительской общности и развить позитивную самооценку и чувство уверенности в себе.

4. Тематическое планирование

№ Тематика занятий Форма проведения занятий Ответственные

1 Диагностика речевого развития детей - инофонов Диагностический инструментарий (речевые упражнения) Учитель-логопед

2 Игротренинги: «Я могу», «Как мы одеваемся», «Какой я», «Случай в лесу».

Игровая деятельность, пантомима, составление рассказов, беседа по сказкам. Педагого-психолог

3 Уроки общения «От улыбки стало всем светлей» Семинар, слушание песни «От улыбки», игровые упражнения на развитие мимики «Зеркало», «Подари улыбку». Воспитатели

4 Детский сад - территория культуры и нравственности Приобщение детей-инофонов к участию в кружках эстетического развития и воспитания Руководители кружков

5 Детский сад – территория возможностей Привлечение детей – инофонов в принятии участий в различных мероприятиях ДОУ Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физ. культуре

6 Я и моя семья Участие детей в совместных мероприятиях с родителями (спортивные праздники, конкурсы и т. д.) Воспитатели

7 Познай своё «Я» Групповые занятия по адаптации и социализации детей-инофонов в среде детского коллектива Педагог-психолог

8 Взаимодействие с другими людьми Групповые занятия по развитию коммуникативных навыков детей-инофонов

Педагог-психолог

9 Родитель XXI века. Какой он? Родительский клуб – групповое консультирование Педагог-психолог, учитель-логопед

10 Консультационный пункт Консультирование детей-инофонов, их родителей, педагогов ДОУ по взаимодействию с детьми педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги

11 Педагогическая поддержка детей из семей мигрантов одно из условий успешной адаптации Групповое и индивидуальное консультирование педагогов в рамках семинаров, семинаров-практикумов Педагог-психолог

12 Педагогическая успешность ребенка Семинары, семинары-практикумы, тренинги для педагогов ДОУ Педагог-психолог

Заключение

Программа психолого-педагогического сопровождения включает в себя комплексную работу как с детьми-инофонами, так и с их семьями.

Благодаря общему сотрудничеству, будут проведены семейные мероприятия, занятия на сплочение и другие формы работы, которые позволят детям успешно адаптироваться к образовательному процессу в ДОУ.

Библиографический список

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы/ В. С. Агеев. М: МГУ, 2014

2. Гриценко В. В. Социально-психологическая адаптация детей из семей мигрантов. – М. : Форум, 2011.

3. Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание: сущности и перспективы развития/ А. Н. Джуринский // Педагогика. 2013.

4. Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. // Киров:ЭННОМ, 2015.

5. Крысько В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения /В. Г. Крысько//курс лекций М. : Экзамен, 2013.

6. Лебедева Н. М. Новая русская диаспора / Н. М. Лебедева. // М. : ИЭА, 2017.

7. Намазов В. Н. Психолого-педагогические исследования индивидуально-личностных особенностей / В. Н. Намазов, А. И. Жмыриков. // М. : [Б. и. ], 2018.

8. Панфилова М. А. Игротерапия общения / М. А. Панфилова. //тексты и коррекционные игры М. : ГНОМ и Д, 2015

9. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей. // Дошкольное воспитание, 1990.

10. Суслова, Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения»/Э. К. Суслова. – М., 1994.

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Конспект проведения педагогического совета «Нравственное воспитание» в формате педагогического кафеКонспект проведения педагогического совета «Нравственное воспитание» в формате педагогического кафе Тема: «Создание педагогических условий, способствующих формированию основ нравственных качеств личности ребенка, развитию его социального.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Мировой практический опыт сопровождения детей с ОВЗ в интегративных группах Статья составлена в продолжение изучения проблемы интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство. В большинстве европейских стран.

Универсальный план психолого-педагогического анализа занятия ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Дата___ Педагоги___ Номер группы__ Тема:___ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДА недостаточно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа психолого-педагогического сопровождения детей-инофонов
Опубликовано: 24 апреля 2023 в 17:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД