Татьяна Плитченко
Программа психолого-педагогического сопровождения семьи, принимающей ребенка «Гармония»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рост интереса к проблеме семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров создает трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям. Проводящая демократия общественных институтов не может не коснуться и семейных отношений.
Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьёй. Семья – та естественная и необходимая среда, которая обеспечивает интеграцию человека в существующую систему социальных отношений и его успешную жизнедеятельность.
Публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения семьи, принимающей ребенка „Гармония“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Любая семья, в которой ребёнка воспитывают не родные родители, называется замещающей. Самой важной задачей педагог, в своей работе с замещающими семьями, ставит помощь ребёнку обрести семью.
Традиционно психолого-педагогическая помощь семье оказывалась в рамках индивидуальных консультаций. Новые условия требуют новых подходов и методов работы специалистов с семьей, в том числе групповых методов работы с родителями, которые в последнее время завоевывают все большую популярность. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь, а также взглянуть на свою семью с иной точки зрения. В связи с этим мы пришли к необходимости создания программы психолого-педагогического сопровождения семьи, принимающей ребенка, направленную на профилактику неудач в приемной семье.
Целью программы коррекции родительских отношений в приемной семье является повышение родительской компетенции, помощь приемным родителям в разрешении семейных проблем и установление положительного контакта с приемным ребенком.
Задачи:
- изменение положения ребенка в семье, его эмоциональное отношение к членам семьи;
- отработка новых навыков конструктивного взаимодействия с детьми подросткового возраста;
- выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях;
- формирование оптимальных форм поведения в диаде родитель — ребенок, способствующих формированию их адекватных взаимоотношений.
- формирование эффективных способов воспитания и т. д.
Механизм реализации программы :
Участники программы – воспитанники социально-реабилитационного центра от 3 до 18 лет, которых в дальнейшем жизнеустраивают в замещающую семью, кандидаты в приемные родители.
Программа состоит из 3 блоков – диагностический, консультационный, совместные занятия. Каждый блок будет рассчитан на проведение мероприятий в течение месяца.
Алгоритм реализации программы.
Программа состоит из диагностического блока, который позволяет выявить:
• Психолого – педагогический климат в семье.
• Жизненный сценарий кандидатов.
• Индивидуальные особенности личностей кандидатов, чьи жизненные установки влияют на формирующуюся личность ребёнка.
• Насколько кандидат осознаёт и внутренне готов к усыновле-нию.
• Тип семейного воспитания кандидатов.
Диагностический блок реализовывается посредствам тестирования, анкетирования,к результатам которых подобраны беседы.
Как правило результаты диагностического блока показывают, что характер затруднений типичен для всех кандидатов в будущие родители, т. е., он не зависит от возраста, имеющегося опыта воспитания родных детей, уровня образования и места проживания.
К числу основных причин, вызывающих у кандидатов в приё мные родители и патронатные воспитатели затруднения относятся:
• Незнание особенностей развития детей, которые приобрели негативный опыт в биологической семье.
• Неготовность кандидатов к трудностям и переменам в семье, возникающим с появлением в ней нового члена.
• Непонимание целей и задач коррекционной работы – ведущей в воспитании депривированных детей в условиях замещающей семьи.
• Отсутствие необходимых знаний юридического и медицин-ского характера.
Второй блок программы консультационный, вытекает из первого, т. е. результаты диагностики показывают дальнейшую работу педагога с кандидатами, а именно проведение бесед, консультаций по результатам диагностики.
Так же второй блок предусматривает ознакомление кандидатов с трудностями, с которыми они могут столкнуться в ходе дальнейшего воспитания ребёнка, вооружение их знаниями и умениями в области коррекционно – воспитательной деятельности, способам бесконфликтного общения. Практика показывает, что особый интерес у кандидатов вызывают такие беседы как: «Адаптация ребенка в приемной семье», «Приемный ребенок : как сделать, чтобы он был не только принят в семью, но и принят социумом?». Таким образом, кандидаты расширяют свои представления о способах конструктивного решения проблемы и осознают трудности, с которыми они наверняка могут столкнуться.
Третий блок программы совместные занятия кандидатов с несовершеннолетним. Основные методы работы – работа в парах, работа в группе, упражнения на поддержку и психокоррекцию.
Режим занятий: 2-3 занятия в неделю (по возможности посещения кан-дидатов в приемную семью).
Состав исполнителей: специалисты учреждения.
Система организации контроля за исполнением программы : внутриучрежденческий контроль.
Результаты, ожидаемые от реализации программы «Гармония» :
-установление позитивного контакта несовершеннолетнего с приемными родителями;
-повышение родительской компетенции кандидатов в вопросах воспитания и развития приемного ребенка;
-изменение положения ребенка в семье, его эмоциональное отношение к новым членам семьи;
-выработка навыков конструктивного общения и взаимодействия несовершеннолетнего и приемных родителей;
-установить более глубокие взаимоотношения с детьми;
-знать возрастные особенности детей.
Структура программы
Блок 1
«Диагностический»
Блок 2
«Консультационный»
Блок 3
«Совместные занятия»