Папки-передвижки

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР (1 фото)

Наталья Щербинина
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР

Многие родители детей с ТНР испытывают дефицит знаний о возможностях своих детей, а так же формах и приемах коррекционно-образовательной работы с ними. Ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники, нельзя. Формы работы с родителями должны быть максимально интересными и разнообразными, позволяющими сблизить детей и взрослых.

Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР» размещена в разделах

Поэтому, наряду с использованием в работе с родителями традиционных форм взаимодействия (консультации, игровые сеансы и т. п.) возникла идея разработки интегрированных детско – родительских мероприятий совместно с логопедом, психологом, социальным педагогом, воспитателями в тандеме с родителями (законными представителями, обуславливающие повышение уровня компетентности родителей и овладение ими интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений. Стимулирование речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу подключаются педагог-психолог и воспитатели, которые в процессе деятельности оказывают консультативную помощь родителям, направляют родителей на позитивное детско-родительское сотрудничество, стимулирование психических процессов, улучшение развитие эмоциональной и коммуникативной сфер.

В результате организации данных мероприятий вокруг детей совместными действиями учителя-логопеда, воспитателей группы,педагога – психолога, социального педагога, музыкального руководителя, инструктора по физ. культуре создается единое коррекционно-образовательное пространство и речевая среда:

Учитель-логопед осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, развитию связной речи.

Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей, в содержание других занятий, а также в режимные моменты.

Педагог-психолог развивает внимание, память, операции мышления, пространственные представления и конструктивный праксис; способствует оптимизации мышечного тонуса. Проводит тренинги уверенного поведения, психогимнастику, учит детей управлять своим настроением, мимикой, поддерживать положительный тонус, бесконфликтное поведение.

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение музыкально-терапевтических произведений. Совершенствует общую и мелкую моторики, выразительность мимики, пластику движений. Занимается постановкой дыхания, голоса. Развивает слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховые дифференцировки. Способствует нормализации мышечного тонуса, развитию координации движений. Развивает физиологическое и речевое дыхание, чувство ритма, пространственные представления.

Инструктор по ФК. Способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, нормализации мышечного тонуса, развитию временных и пространственных представлений, чувства ритма, мелкой моторики руки, формированию положительных, личностных качеств в поведении ребё нка: общительности, умения рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, отзывчивости, чувства товарищества.

Социальный педагог изучает условия жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического климата в семье, что немало важно для осуществления коррекционной работы с ребенком.

При совместной работе данные специалисты имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих различные нарушения. Одним из методов работы при организации интегрированных детско-родительских мероприятий является детско – родительская игра. Игра оказывается тем универсальным языком, на котором умеют общаться и которую понимают дети разных возрастов. Самое главное, что ждет ребенок – умение слышать, видеть и чувствовать то, что для него сейчас важнее всего. Не просто понять, а принять те переживания, которые иногда трудно выразить словами. А с помощью игровых упражнений это сделать легко. Игровые занятия способствуют развитию у участников эмоциональной отзывчивости, навыков конструктивного сотрудничества, повышению самооценки на фоне положительно окрашенного эмоционального контакта, гармонизации и укреплении демократичных отношений между родителями и детьми.

Работа с родителями детей с ТНР :

-групповые и индивидуальные консультации, лекции;

-беседы;

-семинары;

-родительские собрания;

-тренинги (проводит педагог-психолог).

Консультативно-рекомендательная работа. В ходе первичного приема обращается внимание на позицию матери по отношению к ребёнку и особенностям его развития, на реакцию родителей на детские действия (указания, поддержка, безучастность и др., учитывается также состояние родителей (растерянность, тоскливость, жалобы или поиск путей решения проблем). Во время беседы, как показывает практика, родители ждут эмоциональной поддержки, или сочувствия, или получения точной информации о нарушениях психофизического состояния ребенка и особенностях такого состояния, совместного составления плана дальнейших действий и т. д.

Положительным результатом таких консультаций считаем ситуации, когда родители, прислушавшись к рекомендациям и почувствовав возможность получения реальной поддержки, самостоятельно возвращаются на повторную консультацию, где прослеживается динамика психофизического развития ребёнка, а также эффективность предложенных рекомендаций.

Лекционно-просветительская работа – проводится для получения необходимых теоретических знаний родителей по различным вопросам воспитания и обучения детей. Посещая эти занятия, родители приобретают не только знания, но и поддержку друг друга, понимание того, что они не одиноки, что есть другие семьи с похожими проблемами, это придает родителям спокойствие, снимает напряжение.

К лекционно-просветительской работе относится и проведение тематических родительских собраний.

Их тематика разнообразна. Например:

– познание себя как родителя;

– конфликты с детьми и их преодоление;

– анализ различных подходов в воспитании детей;

– наказания и поощрения – за и против;

– как подготовить ребёнка к школе и т. п.

Элементом лекционно-просветительской работы является стенд для родителей, где в занимательной форме собрана вся полезная информация. Родители, которые по тем или иным причинам не смогли прийти на консультацию, имеют возможность в письменной форме задать вопрос и проконсультироваться лично. Рубрики обновляются ежемесячно.

Практические занятия для родителей. Наиболее удобной формой работы с родителями являются комбинированные занятия – тематические лекции и семинары, причем темы практических занятий соответствуют лекционным.

Организация «круглых столов», родительских конференций. Беседы или «круглые столы» проводятся в непринуждённой обстановке, что позволяет родителям познакомиться, рассказать о себе, о своих детях и их проблемах, услышать о других. Эти встречи дают родителям много полезной информации, очерчивают круг вопросов, на которые они ещё не смогли получить ответы.

Индивидуальные занятия с родителями. Во время занятий используется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, что необходимо им для успешного сотрудничества со своим ребёнком. Индивидуальная работа с родителями совместно с их детьми включает следующие формы:

– демонстрация родителям приёмов работы с ребёнком;

– конспектирование родителями занятий;

– выполнение домашних заданий со своим ребёнком;

– самостоятельное чтение родителями литературы, специально подобранной для решения конкретного вопроса.

Подгрупповые занятия. На завершающем этапе работы с родителями проводятся подгрупповые занятия, когда встречаются дети и их родители. Организуются подобные занятия лишь после того, как удаётся сформировать сотрудничество мамы со своим ребёнком на индивидуальных занятиях.

Родители, воспитывающие детей данной категории, часто испытывают затруднения со своим ребёнком в обществе. Конфликтные ситуации возникают как между детьми, так и между самими взрослыми, и родители таких детей порою не знают способов выхода или предупреждения данной конфликтной ситуации. Именно поэтому стало необходимым проведение подгрупповых занятий. Целью подобных занятий является обучение родителей умению налаживать сотрудничество с другим ребёнком, детей друг с другом и взрослых между собой

Педагоги, участвующие в психолого-педагогическом сопровождении,

используют следующие формы работы:

–деловые, ролевые и имитационные игры;

–разбор конкретных ситуаций;

–групповые дискуссии;

–логопедические занятия;

–коммуникативные, мотивационные, логопедические и социально

-психологические тренинги;

–артикуляционная гимнастика;

–анализ решений проблем;

–педагогическая мастерская.

Педагоги сопровождения в своей работе используют такие средства, как учебно-методические пособия, разработанные совместно с родителями; методические рекомендации, плакаты, буклеты, презентации, аудио и видеоматериалы, материалы из сети Интернет. В образовательном учреждении организованны «уголок консультаций» для родителей, проводятся дни «открытых дверей», родительские встречи.

Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Педагогам группы чрезвычайно важно разъяснить родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданию логопеда, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Программа психолого-педагогического сопровождения семьи с ребёнком-инвалидом дошкольного возраста Пояснительная записка Актуальность. Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, существует проблема.

Карта психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса Карта психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ___ Тема недели: «Осень. Признаки.

Модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников 6–7 лет на этапе подготовки к школе Поступление дошкольника в школу означает смену социальной позиции, изменение всей социальной ситуации его развития. Учебная деятельность.

Обеспечение психолого-педагогического сопровождения педагогов по реализации ФГОС дошкольного образования Введение ФГОС ДО существенно изменило всю образовательную ситуацию в ДОУ, посредством организации психологического сопровождения и развития.

Организация социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ментальной инвалидностью Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов "Надежда" функционирует в г. Волжский с 1993 года. Именно здесь дети с особенностями.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей 6 года жизни Вашему вниманию хотела бы представить программу психолого - педагогического сопровождения своей группы. На современном этапе развития образования.

Программа психолого-педагогического сопровождения. Анкеты для родителей Май № Название занятия Источник Цель Материалы 33 Мы такие разные И. А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 117 Учить различать индивидуальные.

Программа психолого-педагогического сопровождения эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников (старшая группа) Пояснительная записка Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период,.

Взаимодействие специалистов в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении На III Межмуниципальной научно-практической конференции "Реализация ФГОС: опыт, проблемы, перспективы" представляла опыт работы по проблеме.

Эссе «Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ» «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР
Опубликовано: 4 марта 2017 в 19:53
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Щербинина (УИ 279664) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД