Папки-передвижки

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР (1 фото)

Наталья Щербинина
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР

Многие родители детей с ТНР испытывают дефицит знаний о возможностях своих детей, а так же формах и приемах коррекционно-образовательной работы с ними. Ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники, нельзя. Формы работы с родителями должны быть максимально интересными и разнообразными, позволяющими сблизить детей и взрослых.

Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР» размещена в разделах

Поэтому, наряду с использованием в работе с родителями традиционных форм взаимодействия (консультации, игровые сеансы и т. п.) возникла идея разработки интегрированных детско – родительских мероприятий совместно с логопедом, психологом, социальным педагогом, воспитателями в тандеме с родителями (законными представителями, обуславливающие повышение уровня компетентности родителей и овладение ими интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений. Стимулирование речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу подключаются педагог-психолог и воспитатели, которые в процессе деятельности оказывают консультативную помощь родителям, направляют родителей на позитивное детско-родительское сотрудничество, стимулирование психических процессов, улучшение развитие эмоциональной и коммуникативной сфер.

В результате организации данных мероприятий вокруг детей совместными действиями учителя-логопеда, воспитателей группы,педагога – психолога, социального педагога, музыкального руководителя, инструктора по физ. культуре создается единое коррекционно-образовательное пространство и речевая среда:

Учитель-логопед осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, развитию связной речи.

Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей, в содержание других занятий, а также в режимные моменты.

Педагог-психолог развивает внимание, память, операции мышления, пространственные представления и конструктивный праксис; способствует оптимизации мышечного тонуса. Проводит тренинги уверенного поведения, психогимнастику, учит детей управлять своим настроением, мимикой, поддерживать положительный тонус, бесконфликтное поведение.

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение музыкально-терапевтических произведений. Совершенствует общую и мелкую моторики, выразительность мимики, пластику движений. Занимается постановкой дыхания, голоса. Развивает слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховые дифференцировки. Способствует нормализации мышечного тонуса, развитию координации движений. Развивает физиологическое и речевое дыхание, чувство ритма, пространственные представления.

Инструктор по ФК. Способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, нормализации мышечного тонуса, развитию временных и пространственных представлений, чувства ритма, мелкой моторики руки, формированию положительных, личностных качеств в поведении ребё нка: общительности, умения рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, отзывчивости, чувства товарищества.

Социальный педагог изучает условия жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического климата в семье, что немало важно для осуществления коррекционной работы с ребенком.

При совместной работе данные специалисты имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих различные нарушения. Одним из методов работы при организации интегрированных детско-родительских мероприятий является детско – родительская игра. Игра оказывается тем универсальным языком, на котором умеют общаться и которую понимают дети разных возрастов. Самое главное, что ждет ребенок – умение слышать, видеть и чувствовать то, что для него сейчас важнее всего. Не просто понять, а принять те переживания, которые иногда трудно выразить словами. А с помощью игровых упражнений это сделать легко. Игровые занятия способствуют развитию у участников эмоциональной отзывчивости, навыков конструктивного сотрудничества, повышению самооценки на фоне положительно окрашенного эмоционального контакта, гармонизации и укреплении демократичных отношений между родителями и детьми.

Работа с родителями детей с ТНР :

-групповые и индивидуальные консультации, лекции;

-беседы;

-семинары;

-родительские собрания;

-тренинги (проводит педагог-психолог).

Консультативно-рекомендательная работа. В ходе первичного приема обращается внимание на позицию матери по отношению к ребёнку и особенностям его развития, на реакцию родителей на детские действия (указания, поддержка, безучастность и др., учитывается также состояние родителей (растерянность, тоскливость, жалобы или поиск путей решения проблем). Во время беседы, как показывает практика, родители ждут эмоциональной поддержки, или сочувствия, или получения точной информации о нарушениях психофизического состояния ребенка и особенностях такого состояния, совместного составления плана дальнейших действий и т. д.

Положительным результатом таких консультаций считаем ситуации, когда родители, прислушавшись к рекомендациям и почувствовав возможность получения реальной поддержки, самостоятельно возвращаются на повторную консультацию, где прослеживается динамика психофизического развития ребёнка, а также эффективность предложенных рекомендаций.

Лекционно-просветительская работа – проводится для получения необходимых теоретических знаний родителей по различным вопросам воспитания и обучения детей. Посещая эти занятия, родители приобретают не только знания, но и поддержку друг друга, понимание того, что они не одиноки, что есть другие семьи с похожими проблемами, это придает родителям спокойствие, снимает напряжение.

К лекционно-просветительской работе относится и проведение тематических родительских собраний.

Их тематика разнообразна. Например:

– познание себя как родителя;

– конфликты с детьми и их преодоление;

– анализ различных подходов в воспитании детей;

– наказания и поощрения – за и против;

– как подготовить ребёнка к школе и т. п.

Элементом лекционно-просветительской работы является стенд для родителей, где в занимательной форме собрана вся полезная информация. Родители, которые по тем или иным причинам не смогли прийти на консультацию, имеют возможность в письменной форме задать вопрос и проконсультироваться лично. Рубрики обновляются ежемесячно.

Практические занятия для родителей. Наиболее удобной формой работы с родителями являются комбинированные занятия – тематические лекции и семинары, причем темы практических занятий соответствуют лекционным.

Организация «круглых столов», родительских конференций. Беседы или «круглые столы» проводятся в непринуждённой обстановке, что позволяет родителям познакомиться, рассказать о себе, о своих детях и их проблемах, услышать о других. Эти встречи дают родителям много полезной информации, очерчивают круг вопросов, на которые они ещё не смогли получить ответы.

Индивидуальные занятия с родителями. Во время занятий используется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, что необходимо им для успешного сотрудничества со своим ребёнком. Индивидуальная работа с родителями совместно с их детьми включает следующие формы:

– демонстрация родителям приёмов работы с ребёнком;

– конспектирование родителями занятий;

– выполнение домашних заданий со своим ребёнком;

– самостоятельное чтение родителями литературы, специально подобранной для решения конкретного вопроса.

Подгрупповые занятия. На завершающем этапе работы с родителями проводятся подгрупповые занятия, когда встречаются дети и их родители. Организуются подобные занятия лишь после того, как удаётся сформировать сотрудничество мамы со своим ребёнком на индивидуальных занятиях.

Родители, воспитывающие детей данной категории, часто испытывают затруднения со своим ребёнком в обществе. Конфликтные ситуации возникают как между детьми, так и между самими взрослыми, и родители таких детей порою не знают способов выхода или предупреждения данной конфликтной ситуации. Именно поэтому стало необходимым проведение подгрупповых занятий. Целью подобных занятий является обучение родителей умению налаживать сотрудничество с другим ребёнком, детей друг с другом и взрослых между собой

Педагоги, участвующие в психолого-педагогическом сопровождении,

используют следующие формы работы:

–деловые, ролевые и имитационные игры;

–разбор конкретных ситуаций;

–групповые дискуссии;

–логопедические занятия;

–коммуникативные, мотивационные, логопедические и социально

-психологические тренинги;

–артикуляционная гимнастика;

–анализ решений проблем;

–педагогическая мастерская.

Педагоги сопровождения в своей работе используют такие средства, как учебно-методические пособия, разработанные совместно с родителями; методические рекомендации, плакаты, буклеты, презентации, аудио и видеоматериалы, материалы из сети Интернет. В образовательном учреждении организованны «уголок консультаций» для родителей, проводятся дни «открытых дверей», родительские встречи.

Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Педагогам группы чрезвычайно важно разъяснить родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданию логопеда, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Программа психолого-педагогического сопровождения семьи с ребёнком-инвалидом дошкольного возраста Пояснительная записка Актуальность. Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, существует проблема.

Карта психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса Карта психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ___ Тема недели: «Осень. Признаки.

Модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников 6–7 лет на этапе подготовки к школе Поступление дошкольника в школу означает смену социальной позиции, изменение всей социальной ситуации его развития. Учебная деятельность.

Обеспечение психолого-педагогического сопровождения педагогов по реализации ФГОС дошкольного образования Введение ФГОС ДО существенно изменило всю образовательную ситуацию в ДОУ, посредством организации психологического сопровождения и развития.

Организация социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ментальной инвалидностью Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов "Надежда" функционирует в г. Волжский с 1993 года. Именно здесь дети с особенностями.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей 6 года жизни Вашему вниманию хотела бы представить программу психолого - педагогического сопровождения своей группы. На современном этапе развития образования.

Программа психолого-педагогического сопровождения. Анкеты для родителей Май № Название занятия Источник Цель Материалы 33 Мы такие разные И. А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 117 Учить различать индивидуальные.

Программа психолого-педагогического сопровождения эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников (старшая группа) Пояснительная записка Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период,.

Взаимодействие специалистов в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении На III Межмуниципальной научно-практической конференции "Реализация ФГОС: опыт, проблемы, перспективы" представляла опыт работы по проблеме.

Эссе «Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ» «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР
Опубликовано: 4 марта 2017 в 19:53
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД