Папки-передвижки

Программа психопрофилактической направленности «Мой выбор» для подростков

Надежда Горшкова
Программа психопрофилактической направленности «Мой выбор» для подростков

Пояснительная записка.

Как известно, подростковый возраст характеризуется бурными про-цессами физического развития, полового созревания и формирования лич-ности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и даже может резко измениться его характер.

Публикация «Программа психопрофилактической направленности „Мой выбор“ для подростков» размещена в разделах

Подростки часто не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, часто нарушают дисциплину, конфликтуют с учителями, с воспитателями, со сверстниками, иногда бросают школу, курят, пьют, бродяжничают, употребляют наркотики, нарушают законы и считают это все вполне естественным. Именно такие подростки относятся к «группе риска». Это группа несовершеннолетних, выделенная на основании определённого набора социально – демографических, личностных и психологических признаков, характеризуется большой склонностью к со-вершению правонарушений, злоупотреблению ПАВ, курению, употреблению спиртосодержащих напитков, безнадзорным образом жизни.

В связи с этим возникла необходимость вести эффективную работу по профилактике самовольных уходов, бродяжничества, правонарушений, злоупотребления психоактивными веществами, алкоголя, курения, склонности к суициду, принадлежности к молодежным субкультурам.

Крайне важно сегодня создать среду, свободную от условий, деформирующих сознание подростка, порождающих отклоняющее поведение.

Направленность программы

Программа «Мой выбор» предназначена для несовершеннолетнего подросткового возраста. По содержанию является социально-психологической, по функциональному предназначению – психопрофи-лактической, по форме организации – групповой (подгрупповой) и индивидуальной, по времени реализации – долгосрочной.

Программа направлена на развитие способностей к самопознанию и саморазвитию, повышение самооценки, формирование навыков конструк-тивного поведения в сложных жизненных ситуациях, мотивации ведения здорового образа жизни. Реализует принцип единства диагностической и психопрофилактической направленности. Данная программа предполагает оказание психологической помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, социально опасное поведение, в преодолении кризисов.

Новизна программы

В представленной психопрофилактической программе новизна за-ключается в использовании нового, расширенного, конкретизированного по выявленной проблеме подхода к развитию социального интеллекта и социальных эмоций. Развитие межличностных отношений, социальных эмоций происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, но и развитие внимания к другому человеку, чувства общности и сопричастности с ним за счет снижения фиксации на собственном “Я”. Обсуждение и проживание ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость, что помогает легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия.

Актуальность программы обусловлена объективной реальностью увеличения количества подростков, переживающих кризисные состояния и необходимостью предупредить их обострение и предотвратить опасные последствия, которыми они чреваты в виде различных форм отклоняющегося поведения. Актуальность программы заключается не только в том, что позволяет выявить «группу риска» среди подростков, но и обеспечивает проведение профилактической работы, позволяющей оказать эффективную помощь детям – обрести здоровую самооценку, ощущение внутренней гармонии и уверенности в себе.

Педагогическая целесообразность

Одним из условий эффективности работы педагога-психолога с трудными подростками является педагогический инструментарий, который является составной частью профессионального мастерства. Меняются под-ростки, изменяется система работы с ними, а для достижения эффекта воспитания и развития личности нужны отличные знания, умения, навыки и новые методы, формы в работе с подростками. Педагогу-психологу очень важно найти у каждого подростка лучшие стороны его личности, выявить его способности, и, опираясь на них, всячески поддерживать у подростка веру в себя. Его мастерство и его инструментарий неразрывно связаны с постоянным желанием совершенствоваться, расширять свои знания, оттачивать умения и навыки, пополнять запас методов и форм воспитания. Высокая образованность и воспитанность педагога-психолога, его умения и навыки работы с подростками, использование при этом методов и форм воспитания с учетом их возрастных, психологических и социальных характеристик, трудолюбие, доброта, чувство долга и ответственности перед обществом за воспитание подростков являются непременными элементами его педагогической культуры и мастерства.

Цель: формирование у подростков положительного отношения к ве-дению здорового образа жизни, как к одному из главных достижений успеха, формирование высокоэффективных поведенческих стратегий, активизация личностных ресурсов.

Отличительной особенностью программы является то, что работа по вопросам профилактики, выстроена в целостную систему и представляет собой целый комплекс услуг: информационно-просветительских, диа-гностических, обучающих. Психопрофилактическая работа одновременно может охватывать работу сразу по нескольким блокам одновременно.

Виды отклоняющегося поведения:

- побеги, самовольные уходы подростков из дома, детских учреждений;

- бродяжничество как следствие детской безнадзорности;

- курение, злоупотребления алкоголем, наркотиками и другими токсическими средствами (аддиктивное поведение);

- аутоагрессивное поведение (покушение на собственный организм, вплоть до крайних проявлений - самоубийства);

- отклонения социально-пассивного типа (стремление к уходу от активной жизни, отстранению от обязанностей и долга, работы, учёбы и т. п.).

- отклонения агрессивной ориентации, проявляющиеся в действиях, направленных против личности : оскорбления, хулиганство, драки, побои, экстремистские тенденции, тяжкие преступления-изнасилования, убийства;

- отклонения корыстной направленности, связанные со стремлением к кри-минальному обогащению: кражи, грабежи, хищения и т. п.

Адресат программы

Программа предназначена для несовершеннолетнего подросткового возраста от 12 до 18 лет, находящихся в ТЖС, СОП.

Программа включает в себя работу по следующим блокам: «Здоровый образ жизни», «Профилактика правонарушений», «Самовольные уходы, бродяжничество», «Жестокое обращение с детьми», «Суицид», «Профи-лактика экстремизма.

Сроки реализации профилактической программы – 144 занятия, 6 месяцев.

Состав группы- переменный, занятия могут быть индивидуальные, под-групповые или групповые.

Структура занятий.

Занятия проводится в кабинете психолога. Каждое занятие начинается ритуалом приветствия и заканчивается ритуалом прощания, состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть направлена на разогрев участников, на их активизацию и мотивирование на предстоящую работу. Основная часть содержит упражнения, позволяю-щие освоить содержание занятия. В ходе заключительной части подводится рефлексия, обеспечивается эмоциональная разрядка и подводятся итоги. Длительность каждого занятия 30-50 минут.

Используемые методы: анкетирование, тестирование, беседы, дискуссии, работа в парах и мини-группах, проективные рисунки, ролевые игры, игры-драматизации, лекции, мозговые штурмы, арттерапевтические приемы, практикум-этюды, дидактические и правовые игры, рефлексивные задачи, решение ситуационных задач, просмотр видеофильмов, видеороликов с их обсуждением, круглые столы, консультации (индивидуальные и групповые, демонстрация информационных стендов, плакатов, групповые занятия (шерстяной, музыкальный тимбилдинг, техника 3D-стик-арт, техника насыпания из цветной соли, рисование жидким соленым тестом, слаймигрушки (антистресс, психологические часы.

Эффективность программы определяется с помощью подобранных к каждому блоку психодиагностических методик, которые педагог-психолог использует на свое усмотрение в зависимости от имеющихся проблем по-ведения, личностных отклонений воспитанников.

Содержание программы.

Блок «Здоровый образ жизни»

Цель: формирование у подростков положительного отношения к ведению здорового образа жизни.

Задачи:

- создание условий для обеспечения охраны здоровья подростков, их полноценного развития и формирования ЗОЖ;

- создание условий для осознания подростками здоровья как ценности, увеличение потенциальной способности подростков жить без зависимостей, быть здоровым физически, психологически и социально;

- формирование стойкого отказа от курения, употребления алкоголя, наркотиков, ПАВ.

Эффективность реализации данного блока оценивается с помощью сле-дующих методик:

- опросник «Склонность к аддиктивному поведению»;

- тест «Отношение к вредным привычкам»;

- методика выявления степени информированности о вредных привычках;

- анкета «Вредные привычки. Как им противостоять?»

- анкета «Что ты знаешь о курении?»;

- анкета «Почему ты куришь?»;

- тест Фагерстрома;

- анкета «Вредно ли курить?»;

- анкета «Мотивы курения»;

- опросник по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя подростками (модификация методики МПА В. Д. Завьялова);

- анкета «Отношение к алкоголю»;

- анкета «Мотивы, побуждающие молодежь употреблять алкоголь» :

- анкета «Отношение к спиртным напиткам»;

- анкета «Отношение к употреблению пива»;

- анкета «Что значит алкоголь для подростка;

- тест-анкета «Есть ли у Вас симптомы алкоголизма?»;

- анкета «Изучение проблемы алкоголизма и наркомании в подростковой среде»;

- анкета «Что ты знаешь о наркотиках?»;

- анкета «Мое отношение к наркотикам?»;

- анкета «Наркотики и подросток»;

- тест «ПАВ»;

- анкета «Отношение к ПАВ» и т. д.

Ожидаемые результаты: сформированные знания о последствиях наркотических и других зависимостей; сформированность отказа от упо-требления наркотических, спиртосодержащих продуктов; снижение коли-чества подростков от табакозависимости; сформированность у подростков правильной организации своего свободного времени; активизировать лич-ностные ресурсы для изменения своего поведения в положительную сторону.

Блок «Профилактика правонарушений»

Цель: формирования у воспитанников норм социально – приемлемого по-ведения, ответственности за свои действия, поступки.

Задачи:

- развитие личностных качеств, способствующих самопознанию, самораз-витию, самовоспитанию;

- формирование у подростков представлений о правах и обязанностей.

- формирование правильного понимания понятий «права» и «обязанности», единства прав и обязанностей;

- обобщение знаний подростков об основных правах ребенка;

- знакомство с понятиями «проступок», «правонарушение», «преступление».

Эффективность реализации данного блока оценивается с помощью сле-дующих методик:

- методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению

(А. Н. Орёл);

- методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних Э. В. Леус;

- опросник агрессивности Басса - Дарки;

- опросник «Для чего нужны законы?»;

- анкета по профилактике правонарушений;

- методика «Шкала социально – психологической адаптированности К. Роджерс и Р. Даймонд»;

- анкета «Подросток «группы риска» в социуме»;

- тест «Почему важно соблюдать законы?»;

- проективные методики;

- методика изучения личности дезадаптированного подростка и его бли-жайшего окружения (Ю. Б. Кляйберг) и т. д.

Ожидаемые результаты: повышение правовых знаний подростков; снижение правонарушений среди подростков; формирование толерантных качеств подростка.

Блок «Самовольные уходы, бродяжничество»

Цель: коррекция деструктивного поведения подростков, склонных к самовольным уходам.

Задачи:

- предупреждение фактов самовольного ухода;

- формирование у подростков активной и ответственной жизненной позиции;

- развитие личностной зрелости подростков, их высокой самооценки и адекватного функционирования в среде.

Эффективность реализации данного блока оценивается с помощью сле-дующих методик:

- методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению;

- методика Леонгарда-Шмишека «Акцентуация характера»;

- методика «Незаконченные предложения»;

- методика «Недописанный тезис»;

- анкета «Я и мое окружение»;

- методика «Исследование уровня субъективного контроля» (Д. Роттер);

- «Тест дифференцированной самооценки функционального состояния» (Доскин В. А., Лаврентьева Н. А., Мирошников М. П., Шарай В. Б.);

- методика «Восьмицветовой тест цветовых выборов» (М. Люшер);

- проективные методики и т. д.

Ожидаемые результаты: снизить и предупредить количество самоволь-ных уходов; сформировать у подростков активную жизненную позицию; сформировать высокую и устойчивую самооценку.

Блок «Жестокое обращение с детьми»

Цель: предупреждение насильственного поведения подростков и выработка конструктивных форм поведения в ситуациях, связанных с насилием.

Задачи:

- предотвращение фактов жестокого обращения и насилия над подростка-ми.

- оказать социально – психологической помощь и поддержку подросткам, попавшим в ситуацию жестокого обращения.

- формирование негативного мнения у подростков ко всем формам жестокого обращения;

- снятие негативных последствий перенесенного насилия и жестокого об-ращения, приобретение и закрепление у детей навыков ориентации в окружающей обстановке, реагирования на угрожающие обстоятельства;

-повышение информированности детей о возможных рисках и опасностях.

Эффективность реализации данного блока оценивается с помощью сле-дующих методик:

- методика диагностики показателей форм агрессии А. Басса и А. Дарки;

- методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;

- методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко;

- методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса;

- методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («со-циометрия») Дж. Морено;

- адаптированный вариант методики Рене Жиля;

- проективные методики и т. д.

Ожидаемые результаты: сформировать негативное мнение ко всем формам жестокого обращения; увеличение количества воспитанников получивших достоверную информации о проблеме жестокости и насилия и путях ее преодоления, социально положительная адаптированность подростков к социальным условиям, повышение собственной самооценки, сти-мулирование процесса развития и роста индивидуальности подростков, сформированность у подростков целеустремленности, чувства ответствен-ности.

Блок «Суицид»

Цель: профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовер-шеннолетних и формирование у воспитанников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Задачи:

- создание условий для доверительных, доброжелательных отношений, атмосферы понимания и активного участия в работе;

- ознакомление подростков с тем, что девиантное поведение является ил-люзорным способом решения проблем: псевдопреодоление, ведущее к са-моразрушению личности подростка, дезадаптирующее его;

- формирование мотивации развития своей личности посредством осознания своих внутренних переживаний и причин их вызывающих, с последующим их эмоциональным отреагированием;

- приобретение навыков использования активных поведенческих стратегий при переживании - преодолении жизненных трудностей и для предупреждения дальнейшего развития девиантного поведения;

- повышение уверенности в своих силах;

-стабилизация эмоционального состояния;

- развитие навыков саморегуляции;

- снижение тревожности.

Эффективность реализации данного блока оценивается с помощью сле-дующих методик:

- шкала самооценки депрессии Цунга (адаптирован Т. И. Балашовой);

- тест Филипса по определению школьной тревожности;

- тест по определению проявлений общей тревожности (А. Микляева);

- методика диагностики оперативной оценки САН;

- методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рас-села и М. Фергюсона;

- методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге;

- методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмурова;

- методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка;

- шкала социально-ситуационной тревоги Кондаша;

- патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Личко А. Е.,

- измерение мотивации достижения (ТМД);

- измерение мотивации аффилиации (ТМА);

- опросник нервно-психического напряжения (НПН) Т. А. Немчина;

- методика определения уровня депрессии (В. А. Жмуров);

-методика «Незаконченные предложения»;

- опросник СР-45;

- проективные рисуночные методики и т. д.

Ожидаемые результаты: сформировать механизмы сохранения и укрепления здоровья подростков, создать безопасное и комфортное пространство; снизить количество подростков с девиантным поведением и избе-жать суицидальных попыток, сформировать у подростков положительную мотивация саморазвития на основе личностных достижений, обучить кон-структивным способам выхода из трудных жизненных ситуаций.

Блок «Профилактика экстремизма»

Цель: способствовать обеспечению посредством просветительских занятий формированию установки на толерантность, на признание различных культур, уважение к человеку не зависимо от пола, возраста, языка, от религиозной принадлежности, от политических мнений, национального и социального происхождения.

Задачи:

- способствовать формированию навыков толерантного поведения;

– содействовать развитию мира, солидарности, взаимопонимания, сотруд-ничества;

– содействовать развитию коммуникативных навыков;

– способствовать формированию умений адекватного решения своих про-блем;

– способствовать развитию способности отказаться от насилия при реше-нии проблем.

Эффективность реализации данного блока оценивается с помощью сле-дующих методик:

- тест «Насколько вы толерантны?»;

- тест «Проявляешь ли ты толерантность?»;

- анкета «Отношение к толерантности и экстремизму»;

- методика диагностики системы ценностных ориентаций личности Фанта-ловой Е. Б. ;

- анкета об отношении к проявлениям экстремизма в современном обществе;

- анкета «Межнациональные отношения»;

- анкета «Бедные – богатые»;

- опросник «Экстремизму- «Нет!» и т. д.

Ожидаемые результаты: сформировать механизмы по преодолению под-ростковой ксенофобии и воспитанию толерантного поведения учащихся. Это необходимо для того, чтобы сформировать у воспитанников ценности, позволяющими им более толерантно относиться к сверстникам других национальных и культурных различий.

Публикации по теме:

Буклет для детей и подростков «Выбор профессии»Буклет для детей и подростков «Выбор профессии» Буклет для детей и подростков на тему «Выбор профессии» «Выбери профессию, которую ты любишь,- и тебе не придется работать ни дня в твоей.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

План-программа познавательно-речевой направленности «Почемучки» План программа:Направление:познавательно - речевое Название: «Почемучки». Возраст детей: 5 -7 лет. Количество часов: 48 часов. Курс обучения:.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа по разрешению конфликтных ситуаций для подростков «Мы — разные» Пояснительная запискаВ современном обществе повышается внимание к проблемам конфликтов, которые возникают не только внутри семейных отношений,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа психопрофилактической направленности «Мой выбор» для подростков
Опубликовано: 29 декабря 2020 в 11:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД