Папки-передвижки

Программа работы кружка по рукоделию и работе с соломой

Котлярова Ольга Станиславовна
Программа работы кружка по рукоделию и работе с соломой

«Соломенное чудо»Программа работы кружка «Соломенное чудо»

Пояснительная записка

Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.

Публикация «Программа работы кружка по рукоделию и работе с соломой» размещена в разделах

Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика - наиболее древняя, она первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах. Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм.

С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное творчество непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания.

Желание узнать о назначении изделий народных умельцев побуждает детей любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд людей. У ребенка формируется эстетическое восприятие мира, Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов.

Занятия рукоделием дают большие возможности в воспитательной работе с детьми различного возраста: приобщают к труду, знакомят с изделиями народных мастеров, художественными традициями, развивают художественный вкус, повышают трудовую и творческую активность.

Программа кружка разработана для детей 6-7 лет, продолжительность занятия – 30 минут, 1 раз в неделю.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.

Особое внимание в программе кружка уделяется специальному формированию умений планировать предстоящую деятельность, контролировать ход работы и давать отчет по ее окончании. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно- прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Аппликация из соломки и организация такого вида деятельности, способствует развитию познавательных процессов, речи, творческих способностей. А также способствует выработке у ребят таких черт характера, как аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе.

Цели:

1. Познакомить с технологией работы с соломкой, дать детям элементарные знания о работе с соломкой.

2. Воспитание у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.

Задачи:

Обучающие:

1. Познакомить с изготовлением соломенных лент, технологией обработки соломы, с инструментами и приспособлениями.

2. Показать изготовление соломенных лент горячим и холодным способами.

Воспитательные:

1. Возродить интерес и желание заниматься декоративно-прикладным искусством (соломкой, тем самым совершенствовать эстетический вкус и логическое мышление, развивать координацию движения рук.

2. Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.

3. Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Развивающие:

1. Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка, фантазию, наблюдательность.

2. Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.

3. Развивать положительные эмоции и волевые качества.

4. Развивать моторику рук, глазомер.

Коррекционные:

1. Работать над коррекцией речи воспитанников.

2. Формировать связную речь через коррекцию функций общения.

3. Формировать навыки диалогической и монологической речи.

Для детей работа с соломкой особенно интересна. Она приучает их быть более внимательными и ответственными, ведь им доверяют работать с режущими инструментами, пинцетом и нагревательными приборами, красителями, клеем. Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им этот труд - когда они фантазируют и старательно вырезают сказочные элементы для своей будущей работы.

Осознанному восприятию, творческому воображению способствует первый этап работы с аппликацией - выбор эскиза. На этом этапе ребята учатся работать в коллективе, общаться со сверстниками и взрослыми, что влияет на отношения с людьми и развитие всех видов деятельности (предметной, игровой, изобразительной, трудовой).

Когда завершается предварительный процесс подготовки соломки к работе, ребенок вырезает детали для сборки своего изделия, он прилагает намного больше усилий, чем при работе с бумагой или тканью, тем самым сильнее развивает мышцы, массирует активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же соломка несет в себе массу положительной энергии, так как это натуральный материал.

Методические рекомендации

Во время занятий воспитателем используются различные методы обучения (демонстрация, наглядный, словесный, инструктаж, практический). Для понимания дошкольников поставленной задачи, каждое занятие, как правило, включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение. Теоретическая часть - это новые сведения по текущей теме, информация познавательного характера должна быть проста и ясна для восприятия. Для того, чтобы практическая часть была удачно воплощена, нужно терпение, желание и творческая фантазия.

На занятиях большое внимание направлено на формирование внутреннего мира растущего человека, его фантазии, художественного вкуса. Для поддержания интереса детей в планирование необходимо включать проведение бесед об истории ремесел, народном и современном творчестве, новых тенденций их в декоративно - прикладном искусстве, посещение выставок детского творчества, музеев.

Инструменты и оборудование, необходимые для работы с соломкой :

• нож

• ножницы

• пинцет

Для работы нужно подготовить тонкую бумагу - кальку для наклеивания на нее соломенных лент - основа, клей, проволоку для объемных работ, ткань (если будет панно или картина) - это будет фон и то, чем дети будут выполнять изображение - соломку. Соломка - это стебель злаковых культур (пшеница, рожь, овёс, но для выполнения поделок и изделий можно использовать стебли дикорастущих злаковых растений (ситник, рогоз).

Для освоения техники выполнения поделок из соломки необходимо знать основные приемы:

заготовка материала: чистка, удаление коленец, вымачивание;

• окрашивание, тонирование, отбеливание;

• прорезание соломин, проглаживание;

• изготовление соломенных лент, полотна;

• изготовление присыпки

• способы наклеивания соломенных лент на основу;

Наглядные пособия. Помогает дошкольникам правильно усваивать новый материал применение наглядных пособий. Средства наглядности позволяют раскрыть последовательность выполнения определенного задания. Основные виды наглядных пособий, используемых на занятиях кружка, - это пошаговые инструкционные карты, иллюстрации и образцы готовых работ, можно применять методику наглядной демонстрации.

На занятиях дети могут выполнять одинаковые для всех задания, тогда для объяснения можно применять фронтальный показ, но зачастую дети работают индивидуально, используя полученные теоретические сведения, самостоятельно выполняя поделку по эскизу.

Кружок напрямую связан с социально бытовой адаптацией. Именно он помогает глубоко, ярко видеть прекрасное, дает возможность изменить интерьер своего жилья, сделать его уютным, красивым, комфортным.

Воспитатель на занятиях кружка передает воспитанникам эстетический и нравственный опыт, мудрость народа, его характер и образ жизни. В процессе творчества развиваются воображение, образное мышление, оттачивается чувство стиля, работая в коллективе дети учатся общаться и помогать друг другу.

Ожидаемые результаты

По окончании обучения дошкольники должны знать:

-название и назначение материалов (виды соломки, калька, проволока);

-название и назначение ручных инструментов и приспособлений (резак, ножницы, паяльник);

-правила безопасности и личную гигиену при работе.

По окончании обучения дошкольники должны уметь:

-организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

-соблюдать правила безопасной работы инструментами;

-под руководством воспитателя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;

-подбирать материал для работы.

В начале и потом в процессе обучения дети должны неукоснительно соблюдаться правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, нагревательными приборами, выполняться санитарно - гигиенические требования.

Календарно - тематический план проведения занятий

в кружке «Соломенное чудо»

сентябрь I Вводное занятие. Сопутствующие формы работы

II Из истории работы с соломкой.

Занятие № 1. Соломка. Какая она? 1. Познакомить детей с новым материалом (соломкой, ее свойствами и процессом подготовки соломы к работе.

2. Рассмотреть изделия из соломки, иллюстрации работ народных ремесленников.

3. Заинтересовать детей.

III Занятие № 2. Соломиной не подопрешь хоромины. 1. Знакомство с особенностями фактуры и качеством природного материала.

2. Рассказ о значении злаковых.

3. Просмотр презентации.

IV Сбор злаковых стеблей. Подготовка соломки к работе.

Занятие № 3. Чудеса превращения. 1. Знакомить детей со свойствами злаков.

2. Расширять знания о строение стебля.

3. Воспитывать уважение к природе.

октябрь I Способ получения соломенных лент. 1. Учить подготавливать соломку к работе.

2. Формировать умение работать с соломкой.

3. Воспитывать интерес к соломке.

II Основные приемы наклеивания соломенных лент. Изготовление пластин.

Занятие № 4. Укрась тарелочку. 1. Учить обрабатывать соломку.

2. Формировать умение создавать предметы из соломы.

3. Воспитывать у детей самостоятельность.

III Виды аппликаций: предметная, сюжетная. 1. Учить разнообразию обрабатыванию соломки.

2. Учить работать в паре.

3. Воспитывать чувство взаимопомощи.

IV Занятие № 5. Грибок. 1. Продолжать учить способу наклеивания соломы на бумагу.

2. Закреплять приемы выполнения предметной аппликации.

3. Развивать творческое воображение.

ноябрь I Виды аппликаций: декоративная, плоская. 1. Развивать понятие о технике инкрустации.

2. Закреплять знания о геометрических фигурах.

II Занятие № 9. Сундучок Деда Мороза.

1. Продолжать учить способу наклеивания соломы на бумагу.

2. Закреплять приемы выполнения плоской аппликации.

3. Развивать творческое воображение.

III Выбор сюжета. Составление эскиза. Привить навыки и умения в изготовлении изделий из соломки, в их оформлении, в выполнении начатой работы до конца.

IV Занятие № 10.

Игрушка забава «Солнышко».

1. Продолжать знакомить детей с составление эскиза.

2. Учить располагать узор.

3. Воспитывать интерес к творчеству.

декабрь I Переведение эскиза на фон и заготовка отдельных трафаретов.

1. Учить работать с шаблонами.

2. Показ последовательности изготовления.

3. Формировать конструктивные умения.

II Занятие №11. Тюльпан.

Предметная аппликация. 1. Рассматривание готового образца.

2. Показ изготовления поделки.

3. Учить самостоятельно работать.

III Занятие № 12. Дом.

1. Закрепляем навыки подготовки соломы.

2. Учить выбирать и подготавливать материал.

3. Учить самостоятельно работать.

IV Продолжение работы с предметной аппликацией. Оттачивать навыки и умения в изготовлении изделий из соломки, в их оформлении, в выполнении начатой работы до конца.

январь I Занятие № 13. Скворечник

1. Учить детей наклеивать соломинки, располагая их по кругу.

2. Закреплять навыки работы с соломкой.

3. Развивать мелкую моторику рук.

II Сюжетная аппликация. 1. Учить правилам создания сюжетной аппликации.

2. Закреплять навыки работы с соломкой.

3. Развивать мелкую моторику рук.

III Занятие № 14. На лугу пасутся кони. Стимулировать творческую активность, индивидуальные способности, создать условия для самореализации.

IV Продолжение работы с сюжетной аппликацией.

февраль I Занятие № 15.

Декоративные листочки.

1. Учить последовательности.

2. Закреплять последовательности действий.

3. Развивать воображение.

II Декоративная аппликация. 1. Учить правильно нарезать соломенные полосы.

2. Закреплять работу по образцу.

3. Развивать воображение.

III Занятие № 16. Воздушная игрушка «Золотые рыбки» Развить устойчивый интерес к творчеству посредством предоставления изучаемого материала в доступной форме.

IV Продолжение работы с декоративной аппликацией

март I Занятие № 17.

Подвесная игрушка «Птицы» 1. Закреплять последовательность работы.

2. Развивать воображение.

II Объемная аппликация с использованием образцов.

1. Учить правилам изготовления объемных игрушек.

2. Закреплять последовательность действий.

3Рразвивать воображение.

III Занятие № 18. Масленичная кукла. Развить художественный вкус, наблюдательность, воображение через творческую самостоятельную работу.

IV Продолжение работы с объемной аппликацией.

апрель I Занятие № 19. «Конь золотогривый» 1. Учить правильно нарезать соломенные полосы.

2. Закреплять работу по образцу.

3. Развивать воображение

II Продолжение работы с объемной аппликацией.

III Самостоятельный подбор эскизов и выполнение работ под наблюдением

воспитателя. Воспитать трудолюбие на основе положительных эмоций при изготовлении красивых изделий.

IV Выставка работ. Подведение итогов.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа кружка) «Маленький горожанин» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир детства – это особый мир, со своим видением жизни, со своими фантазиями и переживаниями, с ожиданием чего-то нового.

Программа кружка «Волшебная акварелька» ПРОГРАММА дополнительных образовательных услуг по художественно-эстетическому развитию разновозрастной группы «Волшебная акварелька».

Программа фольклорного кружка «Родничок» Пояснительная записка. Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста, и потому самый.

Программа кружка «Йаншишма» Рабочая программа кружка «Йаншишма» Срок реализации: 1 год Содержание: 1. Пояснительная записка. 2. Цели и задачи программы. 3. Принципы.

Программа кружка «Песочная анимация» ПРОГРАММА КРУЖКА «ПЕСОЧНАЯ АНИМАЦИЯ» Автор: Магсумова Оксана Юрьевна. Содержание 1. Целевой раздел программы…. 3.

Программа кружка по ОБЖ «Обжейка» .

Программа кружка «Умелые ладошки» ПРОГРАММА КРУЖКА «Умелые ладошки» Пояснительная записка. Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами,.

Программа кружка «Волшебная тестопластика»Программа кружка «Волшебная тестопластика» Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой.

Программа кружковой работы по работе с природным и бросовым материалами «Коллекция идей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Изюминка» Рассмотрено на педагогическом Утверждаю совете Заведующий.

Программа работы кружка «Маленькие пальчики» (развитие мелкой моторики различными способами) Программа рассчитана на один год, возраст воспитанников 3-4 лет. Руководитель – Клементьева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа работы кружка по рукоделию и работе с соломой
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 16:07
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД