Программа фольклорного кружка «Родничок»

Сергей Емельянов
Программа фольклорного кружка «Родничок»

Пояснительная записка.

Едва ли можно найти материал

более близкий, затрагивающий

интересы и потребности детского

возраста, и потому самый занимательный,

чем тот, который связан с детским бытом.

с повседневной детской жизнью, который

возник, вырос и развился из исканий

высокой радости детской народной массы.

Это – детский фольклор.

Г. С. Виноградов

Актуальность: Мы живем в очень сложное время, когда отклонение становится нормой. Как молодым родителям сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть? Мы в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека. Поэтому важная задача каждого поколения – сохранить самобытность.

Обоснование выбора: Данные анкетирования родителей детей старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с №53, диагностическое обследование уровня освоения музыкального фольклорного материала и развития общения у старших дошкольников показали, что 97% родителей не используют дома звучание народной музыки, чтение русских народных сказок детям перед сном, игры с пением, пренебрегают посещение концертов народной музыки, а 37% обследуемых детей не знают или не помнят, что такое народная музыка.

Цель программы: Привитие любви детям к музыкальной культуре разных народов через разные виды детского музыкального фольклора.

Задачи программы:

Образовательные:

- сформировать общее представление о классификации основных жанров, их функциях и художественных своеобразиях детского фольклора

- способствовать формированию положительного отношения к фольклору через знакомство с народными музыкальными инструментами;

- Совершенствовать навыки игры на детских музыкальных инструментах;

- формировать познавательный интерес детей к произведениям танцевального, песенного фольклора разных народов.

Развивающие:

- создать условия для развития у детей навыков общения и соучастия: контактности, доброжелательности, взаимоуважения;

- формировать у детей качества, способствующие самоутверждению личности: самостоятельности и свободы мышления, индивидуальности восприятия;

- создать условия для развития социально-коммуникативных качеств детей.

Воспитательные:

- вызывать интерес к фольклору разных народов;

- способствовать воспитанию толерантного отношения к культуре разных народов;

- способствовать воспитанию патриотических чувств у старших дошкольников.

Направление развития образования детей: художественно-эстетическое развитие

Превышение программы ДОУ: Примерная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» предусматривает знакомство детей с фольклором, но привить любовь детей к музыкальной культуре разных народов только через образовательную деятельность, праздники и развлечения, проводимые в детском саду, невозможно. Программа кружка «Родничок более подробно знакомит детей с жанровым многообразием фольклорных произведений, народами, проживающими на территории Российской Федерации, их культурой.

Краткая характеристика возрастных особенностей воспитанников группы: Программа кружка рассчитана на один год систематических занятий в старших и подготовительных к школе группах детского сада независимо от пола, национальной принадлежности ребенка. Возраст 5 – 7 лет характеризуется активизацией ростового процесса, происходят большие изменения высшей нервной деятельности, формируются социальные представления морального плана, расширяются интеллектуальные возможности детей, их общий кругозор. В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, более устойчивым становится внимание, продолжается совершенствоваться речь, развивается продуктивное воображение. Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Дети становятся избирательны о взаимоотношениях и общении, определяются игровые предпочтения и интересы мальчиков и девочек, более активно проявляется интерес к сотрудничеству, интерес старших дошкольников к общению со взрослыми не ослабевает.

Особенности организации совместной деятельности кружка:

Время действия: 1 год

Количество занятий: 4 занятия в месяц, 36 занятий за учебный год

Количество детей: 16 человек

Место проведения: музыкальный зал

Конечный результат работы: Проведение данных занятий предполагает приобщить дошкольников к изучению родного края и развить интерес к народным традициям, фольклорным произведениям. Результат данных занятий состоит в том, чтобы сделать «своими» для детей фольклорные произведения русского народа. Постоянные целенаправленные сопоставления произведений с характерными для данного жанра, стиля интонациями, закономерностями развития музыки, подобранных по сходству и различию, разовьют у детей способность отличать музыку разных народов, разных жанров, композиторскую музыку от народной, определять на слух тот или иной стиль. Разнообразие различных фольклорных произведений позволяет ребятам устанавливать различные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, народными промыслами. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей. Данные занятия предполагают расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к фольклорному искусству как части окружающей его жизни. Этому способствует, прежде всего, исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования – пения, игры на музыкальных инструментах, простейших импровизаций. Используя занятия кружка, педагог расширяет образовательную среду дошкольников через общение с ней при посещении концертов, музеев, народных праздников.

Оценка индивидуального развития воспитанников:

Основывается на диагностические методики музыкального развития детей, предложенные Н. А. Ветлугиной

Методическое и техническое обеспечение программы:

1. Ожегов С. «Толковый словарь русского языка» – изд. Советская энциклопедия, М. : 1973

2. Хрестоматия для учащихся начальной школы, М:. 2008

3. Бублей С. «Детский оркестр». Л. : «Музыка», 1989

4. Сельский хоровод М. : «Советский композитор», 1987

5. Гармошечка-говорушечка. М. : «Музыка», 2000

6. Новицкая М. Ю. Родная земля М. : Дрофа, 2003

7. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М. : Правда, 1991

8. Журнал «Педагогическое творчество» №5/2002, №2/003

9. Журнал «Пед Совет» №1/2003

10. Буренина А. И. Театр всевозможного. Вып. 1: Учеб. метод. пособие. - 2 – е изд., перераб. и доб. – СПб; 2002.

11. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. - 2-е изд., испр. и доб. – СПб. : ЛОИРО, 2000.

12. Радынова О. П. Баюшки – баю. Слушаем и поем колыбельные песни. – М. : ВЛАДОС, 1995.

13. Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб. : Детство – Пресс, 2000.

14. Кононова Н. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М. «Просвещение», 1988.

15. Музыкальная палитра. № 2, 2000

16. Музыкальная палитра. № 1, 2004

17. Музыкальный руководитель. № 1, 2, 3, 2006

18. Тютюнникова Т. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки. Вып. 1. Игры со звуками: Учебно-методическое пособие. СПб. : ЛОИРО, 2003.

19. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование с дошкольниками. Хрестоматия музыкального и методического материала. – М., 1999.

20. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению: Учеб. Пособие. – СПб. : «Музыкальная палитра», 2005.

Взаимодействие с семьей:

Тематические выставки:

- «Истоки удмуртского музыкального искусства»

- «Роль фольклора в развитии ребенка»

- «Что такое музыкальность?»

- «Родителям о музыкальном воспитании детей»

Индивидуальные консультации, выступления на родительских собраниях на тему «Развитие творческих способностей ребенка средствами музыкального фольклора».

Комплексно-тематическое планирование

Сентябрь:

1 занятие. тема: Введение. Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров. Программные задачи: Знакомство с понятием «фольклор», жанровым многообразием фольклорных произведений

2 занятие. Тема:Обрядовая песня, как один из видов народного творчества. Программные задачи: Знакомство с обрядовыми пенями, каноном.

3. занятие. тема: Посещение музея «Иднакар» г. Глазова

Программные задачи: знакомство с национальностями и народностями, населяющими Удмуртскую республику.

4 занятие. Тема: Национальные костюмы удмуртского народов.

Программные задачи: Знакомство с костюмами удмуртского народа, его национальной музыкой.

Октябрь

1 занятие. Тема: Колыбельные песни

Программные задачи: Знакомство с народной и композиторской колыбельной песней. В чем сходство и в чем отличие?

Программные задачи: Расширение представления детей и родителей об удмуртских народных инструментах

2 занятие. Тема: Экскурсия в краеведческий музей г. Глазова.

Программные задачи: Закрепление знаний о быте удмуртского народа

3 занятие. Тема: Русская гармонь

Программные задачи: знакомство с русской гармонью.

4 занятие. Тема: Занятие-концерт

Программные задачи: Закрепление полученных знаний и умений, концерт перед детьми младшей группы.

Ноябрь

1 занятие. Тема: Ударно-шумовые инструменты народного оркестра

Программные задачи: Знакомство детей с ударно-шумовыми инструментами народного оркестра, обучение приемам игра на них.

2 занятие. Тема: Пляски-заигрыши

Программные задачи: Знакомство с русской плясовой и игровой песней.

3 занятие. Тема: Хороводные танцы

Программные задачи: Знакомство с русской хороводной песней, продолжение обучения элементарным движениям в хороводе.

4 занятие. Тема: Хороводные танцы

Программные задачи: Продолжение знакомства с хороводом, активное участие в его исполнении. Баян, муз. центр, платочки, венки

Декабрь

1 занятие. Тема: Хороводные песни «На горе-то калина»

Программные задачи: Продолжение знакомства с хороводом, активное участие в его исполнении. Активное участие родителей в совместной деятельности (концерт)

2 занятие. Тема: Хороводные песни

Программные задачи: Закрепление полученных знаний о хороводе, активное участие в его исполнении.

3 занятие. Тема: Занятие-концерт

Программные задачи: Закрепление полученных знаний и умений на практике (участие в новогодних утренниках в младших группах детского сада)

4 занятие. Тема: Игра в оркестре

Программные задачи: Продолжение обучения детей игре на различных шумовых инструментах в ансамбле.

Январь

1 занятие. Тема: Рождество Христово

Программные задачи: Знакомство детей с праздником Рождества Христова. Расширение представления детей и родителей о народных промыслах и праздниках через активное участие в совместной деятельности (концерт)

2 занятие. Тема: Народные промыслы России

Программные задачи: Знакомство детей с народными промыслами России (дымковская игрушка)

3 занятие. Тема: Народные промыслы России

Программные задачи: Знакомство детей с народными промыслами России (матрешка)

4 занятие. Тема: Занятие-концерт

Программные задачи: Реализация на практике выработанные навыки и умения (концерт для родителей на родительском собрании)

Февраль

1 занятие. Тема: Посещение спектакля театра «Парафраз»

Программные задачи: Знакомство с цехами театра «Парафраз», игрой его актеров.

2 занятие. Тема: Игра в оркестре

Программные задачи: Продолжение обучения детей приемам игры на детских музыкальных инструментах.

3 занятие. Тема: Частушка

Программные задачи: Знакомство с русской частушкой

4 занятие. Тема: Концерт для младших и средних групп детского сада

Программные задачи: Доставить радость малышам от концертного выступления детей

Март

1 занятие. Тема: Масленица – праздник русского народа

Программные задачи: Знакомство с праздником Масленицы З

2 занятие. Тема: Праздники Православной церкви. Вербное воскресенье Программные задачи: Знакомство детей с праздниками православной церкви (вербное воскресение)

3 занятие. Тема: Песнопения Православной церкви. Хор «Богородице Дево, радуйся!»

Программные задачи: Знакомство детей с русской православной музыкой.

4 занятие. Тема: Жанры величания и баллады в музыке и фольклоре

Программные задачи: Знакомство жанрами величания и баллады в музыке и фольклоре

Апрель

1 занятие. Тема: Песни-веснянки

Программные задачи: закрепление знаний детей о с песнях-закличках, песнях-веснянках, закрепление их в практической деятельности.

2 занятие. Тема: Егорьев день

Программные задачи: Продолжение знакомства детей с русскими народными обычаями, играми, забавами.

3 занятие. Тема: Тара-тара-тара-ра начинается игра.

Программные задачи: Разучивание нового хоровода «Пойду ль я». Б

4 занятие. Тема: Тара-тара-тара-ра начинается игра.

Программные задачи: Закрепление танцевальных движений хоровода, проучить мелодию песни-веснянки.

Май

1 занятие. Тема: «За околицей села»

Программные задачи:Подготовка детей к заключительному отчетному концерту для родителей и детей детского сада. (Повторение и закрепление фольклорных композиций)

2 занятие. Тема: «За околицей села»

Программные задачи: Подготовка детей к заключительному отчетному концерту для родителей и детей детского сада. (Повторение и закрепление хороводов)

3 занятие. Тема: «За околицей села»

Программные задачи: Подготовка детей к заключительному отчетному концерту для родителей и детей детского сада. (Повторение и закрепление фольклорных композиций)

4 занятие. Тема: Отчетный концерт «За околицей села»

Программные задачи: Создание радостной атмосферы, доставить радость детям и родителям от совместной деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета для родителей

«Народная музыка в вашей семье»

Цель: выявить отношение родителей к народному музыкальному творчеству.

Уважаемые родители!

Реализуемая педагогическим коллективом нашего детского сада образовательная программа «Детство» под редакцией В. Логиновой предполагает знакомство детей с истоками народного творчества. Нам было бы очень интересно узнать Ваше отношение к данной теме. Ответьте, пожалуйста, «Да» или «Нет» на следующие вопросы.

Заранее благодарим за сотрудничество.

1. Интересуются ли народной музыкой взрослые члены Вашей семьи?

2. Посещает ли Ваш ребенок музыкальную школу, кружки?

3. Слушаете ли Вы дома Народную музыку?

- мама (да, нет)

- папа (да, нет)

- дети (да, нет)

- взрослый с ребенком (да, нет)

- регулярно (да, нет)

4. Смотрите ли Вы по телевидению музыкальные программы с звучанием народной музыки?

5. Хотите ли Вы получить консультации по данной теме?

Публикации по теме:

Программа кружка «Здоровячок» Пояснительная записка. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,.

Фотоотчёт кружка «Родничок»Фотоотчёт кружка «Родничок» «А что за роскошь, что за смысл, Какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» А. С. Пушкин Устное народное творчество.

Отчет о проделанной работе вокального фольклорного кружка Фольклорный кружок «Сударушка», еще очень молод, существует всего лишь второй год и находится на стадии развития. Количество детей в фольклорном.

Программа кружка «Цветик-Семицветик» Структурное подразделение Садгородского филиала ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Тимашево м. р. Кинель-Черкасский Самарской области детский сад «Ёлочка».

Программа кружка «Йаншишма» Рабочая программа кружка «Йаншишма» Срок реализации: 1 год Содержание: 1. Пояснительная записка. 2. Цели и задачи программы. 3. Принципы.

Программа кружка «Ложкари» .

Программа кружка «Маленький художник» Администрация г. Улан – Удэ Комитет по образованию Муниципальное автономное образовательное учреждение Для детей дошкольного и школьного.

Программа кружка «Умники и умницы» Рабочая программа Дополнительного образования «Умники и умницы» Подготовительная группа 2016-2017 г. Педагог Брежнева Н. Б..

Программа театрального кружка «Маска» Программа театрального кружка «Маска» Старший дошкольный возраст – уникальный период развития коммуникативных качеств, именно в этот период.

Рабочая программа кружка «Бисеромания» Рабочая программа кружка "Бисеромания" Составитель: воспитатель Петрова Е. П. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Бисероплетение – забытое искусство, в.

Автор публикации:
Программа фольклорного кружка «Родничок»
Опубликовано: 30 мая 2018 в 10:07
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
22 января. Треугольный день на МААМ

«Треугольник, три угла — посмотрите детвора» — очередной тематический день посвящен этой геометрической фигуре. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить ребенка с...

22 января. День рождения попкорна

В очередной тематический день предлагаем поговорить с детьми о полезном лакомстве – попкорне, устроить опыты и эксперименты с ним (благо, «попкорн для микроволновой печки» продаётся в любом магазине)....

Детско-семейный мини-проект «Сладкие орешки для детей и воспитателей»
Руководитель проекта: Ковальчук Надежда Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории. Участники проекта: семья Аветисян – София...
Мастер-класс для родителей по аппликации «Сорока»
Мастер-класс для родителей «Сорока» ( ручной труд) Уважаемые родители! Предлагаю Вам совместное творчество с детьми. В нашей группе «Звездочка»...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ и технологии...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ и технологии ТИКО-моделирования. Тема: «Защитники Отечества» Цель: формирование...