Папки-передвижки

Программа кружка «Ложкари»

Бредихина Екатерина
Программа кружка «Ложкари»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Исполнительство на детских музыкальных инструментах является важным видом деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в детском саду. Одной из форм детской музыкальной деятельности является оркестр. Игра в оркестре стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления дошкольников:

повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии,

помогает преодолевать неуверенность, робость,

сплачивает детский коллектив.

Публикация «Программа кружка „Ложкари“» размещена в разделах

В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность, развиваются и совершенствуются музыкальные особенности. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков.

Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.

Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакций, а также тонкой моторики при музицировании. Это положительно влияет на развитие речевого аппарата, позволяет корректировать почерк и концентрацию. Игру на ложках в качестве арт-терапии могут назначать гиперактивным детям и малышам с проблемами восприятия. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

Программа «Ложкари» создана на основе методических пособий для ДШИ «Как у наших у ворот» А. Н. Осипова и «Ансамбль ложкарей» Меленчук О. А, а так же используя методику обучения игры на ложках Скрибной Г. Д.

Цель: Развитие музыкальных и творческих способностей учащихся, как части духовной культуры.

Задачи:

1. Развивать музыкальные способности: чувства ритма, звуковысотный и тембровый слух.

2. Развивать творческую активность, художественный вкус, приобщать к самостоятельному осмысленному музицированию.

3. Развивать чувство ансамбля. Формировать целеустремленность, чувство коллективам ответственность, дисциплинированность.

4. Обучение основам техники игры на ложках.

5. Формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего обучения игре на музыкальных инструментах.

6. Воспитание интереса, любви и потребности к занятиям музыкой.

7. Пропаганда русской музыкальной культуры и искусства.

8. Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.

Методы работы:

Объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).

Репродуктивный (разучивание, закрепление материала).

Исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное).

Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).

Наглядные (показ педагога, пример, помощь в звукоизвлечении).

Словесные (убеждение, поощрение, объяснение, описание, использование попевок, прибауток, песен, скороговорок);

Практические (разучивание, повторение, самостоятельное исполнение индивидуально и в ансамбле).

Организация кружка

Кружок «Ложкари» проводится раз в неделю во второй половине дня. Длительность занятий для детей 5-6 лет 25 минут, для детей 6-7

лет 30 минут.

Срок реализации: 2 года.

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет, включает занятия ритмической деятельностью (пальчиковые игры, логоритмические упражнения, дидактические игры на развитие чувства ритма, подвижные игры на развитие координации движений и быстроты реакции, обучение приемам игры на 2-х и 3-х ложках, знакомство с культурой сценического исполнения, задания на развитие творчества.

Показатели результативности реализации программы

1 год

1. Знают приемы игры на двух ложках (одиночных и парных) и могут ритмично воспроизвести знакомую попевку.

2. Умеют играть в одном темпе, менять игровые движения, одновременно начинать и заканчивать муз. произведения с небольшой помощью

педагога.

3. Держат ложки одинаково, на одном уровне. Играют свободным кистевым движением с правильным положением корпуса.

4. Уметь слушать друг друга, определять на слух допущенные ошибки, анализировать их.

5. Исполняют хореографические композиции с одиночными и парными ложками.

2 год

1. Играют индивидуально и в ансамбле, без помощи руководителя, соблюдая заданный ритм и меняя его (2/4, 3/4) в течение выступления.

2. Владеют приемами игры на двух- трех ложках.

3. Понимают и чувствуют ответственность за правильное исполнение своей партии в ансамбле.

4. Умеют передавать настроение музыки сочетая игру на музыкальных инструментах и сценическое движение.

5. Создают творческие музыкально-инструментальные композиции.

6. Находят новые приемы игры на ложках.

Методические рекомендации

Обучение игре на ложках особенно привлекательно для юных музыкантов. Оно не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные приёмы игры.

В процессе знакомства с ложками дети :

- узнают об истории их создания.

- изучают исполнительские особенности (в том числе технические) возможности инструмента.

- познают как образуется звук.

- узнают свойства звука (неопределённая или определённа высота, динамические возможности и т. д.)

- приобретают знания об особенностях применения ударных инструментов (звукоизобразительных эффектов, звукоимитации, игра

соло, в ансамбле, усиление динамических оттенков и др.)

При игре на ударных инструментах главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творит чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.

Инструмент следует держать в руке крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.

Развитие мышц кистей рук, координация движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.

Перспективный план работы кружка

1 полугодие

Тема Цель: Содержание

1. «В гости к ложкам - веселушкам». Знакомство с ложками, как музыкальным инструментом. Бесседа с детьми о ложках. Загадки, иллюстрации. Выступление подготовительной группы детей с концертным номером. Совместное музицирование подготовительной и старшей группы.

2. «Дружные лошадки». Учить правильно, держать ложки в одной руке. Отрабатывать звук, который получается при ударе ложками о ладонь («полочка»). Игры на развитие чувства ритма. Р. Н. П. «Ах, вы сени».

3. «Как ложки умеют говорить». Познакомить детей с быстрыми и медленными движениями ложек. Развивать слуховое внимание. Побуждать детей к импровизационному исполнению. Игра - импровизация «Как тебя зовут?» Р. Н. П. «Ах, вы сени». Ритмическая игра «Эхо».

4. «Как ложки умеют говорить». Познакомить детей с новыми приемами. Попеременный удар ложками «рука-колено» На счет 1,2; 1,2,3,4 и 1,2,3. Учить детей исполнять несложный ритмический рисунок в группе. Ритмическая попевка «Андрей-воробей». «Ах, вы сени» (исполнение разными приемами).

5. «Солнышко и дождик». Познакомить детей с приемом «солнышко» и «капельки» (круговое движение и удары по ноге). Учить детей исполнять несложный ритмический рисунок сольно. «Андрей-воробей» (исполнение по группам и сольно). «Ах, вы сени»,

6. «Подружки-ложки». Совершенствовать знакомые приемы игры на ложках. Учить детей держать ложки правильно, свободно, использовать только кистевое движение. При игре на ложках обращать внимание на правильную осанку, постановку ног и движения корпуса. Р. Н. П. «Светит месяц», «Андрей-воробей», «Ах, вы сени». Подвижные игры на развитие координации и внимания.

7. «Мы уже артисты». Знакомство детей с культурой сцены при выступлении ансамбля ложкарей. Подготовка концертного номера на осенний праздник. Р. Н. П. «Светит месяц». Подвижные игры на развитие координации и ориентации

в пространстве.

8. «Мы уже артисты». Постановка выхода, поклона, ухода при исполнении концертного номера.

Подготовка концертного номера. Р. Н. П. «Светит месяц».

9. Выступление детей перед родителями на осеннем празднике. Создать праздничную атмосферу, вызвать положительный эмоциональный отклик у детей при выступлении.

10, 11. «Тары- бары». Знакомство с приемом игры на ложках «трещётка», на одном и двух коленях, непрерывным движением и на счет 1,2,3. Р. Н. П. «Барыня», Упражнения на развитие чувства ритма. Подвижные игры на развитие внимания (смена ритма и темпа) (русские народные мелодии).

12. «На завалинке». Закрепление движения «трещетка», использование приема в различных вариациях. Учить детей играть попеременно небольшими группами, вовремя вступая и заканчивая свою партию. Побуждать детей к ритмической импровизации. Игра «Эхо», Игра «Зеркало», Р. Н. П. «Во кузнице», «Барыня».

13. «Пришла зима». Учить детей подыгрывать на ложках своему пению. Отрабатывать движение «трещетка». Познакомить детей с традицией Колядования. Разучивание песни «Таусень. Бегал зверек». Р. Н. П. «Барыня».

14,15. «Русские народные забавы». Совершенствовать исполнение в группах, вовремя вступая и заканчивая, со сменой ритмического рисунка. Побуждать к эмоциональному исполнению. «Таусень. Бегал зверек». Русские народные игры и забавы. Исполнение знакомых Р. Н. П. с использованием народных инструментов (бубны, трещетки, маракасы).

2 полугодие

Тема Цель: Содержание

16. «Пришла Коляда-отворяй ворота». Учить детей эмоциональному раскрепощенному исполнению. Исполнение произведений первого полугодия по желанию детей. Выступление с колядочным номером перед детьми детского сада.

17,18. «Пустились ложки в пляс». Познакомить с новыми приемами игры: «коленочки» и «локоть» (удар по своему колену и колену соседа, удар по колену и по согнутому локтю) в разных ритмических вариациях 1,2; 1,2,3. Русские народные плясовые наигрыши. Игры на развитие слухового внимания (смена ритма и темпа).

19,20. «Ложки говорят-приговаривают» Учить детей исполнять сложный ритмический рисунок на ложках. Совершенствование игровых приемов на ложках. Дидактическая игра «Повтори за мной», Р. Н. П. «На горе калина». Плясовые наигрыши.

21. «Ложки говорят- приговаривают». Учить детей исполнять сложный ритмический рисунок в группе и сольно. Побуждать к ритмической импровизации. Плясовые наигрыши. Р. Н. П. «На горе калина». Русские народные мелодии.

22. «Ложки стучат, стоять не велят». Учить детей игре на ложках в движении (шаг, приставной шаг). Б. Н. П. «Бульба», Р. Н. П. «На горе калина».

23. «Ложки стучат, стоять не велят». Учить детей игре на ложках в движении. Познакомить с приемами игры на ложках в парах. Чередовать игру двумя ложками в одной руке и ложками в двух руках. Б. Н. П. «Бульба». Русские народные мелодии.

24. Подготовка к выступлению. Постановка выхода, поклона, ухода при исполнении концертного номера.

Подготовка концертного номера. Плясовые наигрыши, Б. Н. П. «Бульба».

25. Выступление детей перед родителями на празднике 8 марта.

Создать праздничную атмосферу, вызвать положительный эмоциональный отклик у детей при выступлении.

26,27. «Ложки шутят». Знакомство детей с шуточной русской песней и музыкой. Закрепление знакомых приемов игры. Знакомство с запаздывающим ударом. «Плясовая» В обработке Заволокиных. Подвижные русские народные игры, на развитие быстроты реакции смены движения.

28. «Ложки шутят». Закрепление приемов игры на 1.2 и 1,2,3. Развивать умение игры в быстром темпе. Знакомство с вариациями исполнения движения «Солнышко». «Плясовая» Заволокины. Игры на смену движения и ориентацию в пространстве. Ритмическая игра «Саша. Сережа».

29. Отработка концертного номера. Продолжать развивать умение игры в быстром темпе. Учить детей эмоциональному исполнению. «Плясовая». Игры по желанию детей.

30. Выступление на весеннем фольклорном празднике. Способствовать раскрепощенному эмоциональному выступлению.

31,32. «Что умеют наши ложки». Закрепление полученных навыков. Игры на импровизацию. Повторение материала года.

33. Подготовка к отчетному концерту кружка «Ложкари». Закрепление полученных навыков.

34. Отчетный концерт кружка «Ложкари». Мотивировать детей на следующий учебный год. выступление на концерте подготовительной группы, поощрение детей грамотами за участие в выступлениях). «Бульба», «Плясовая».

35. Итоговое занятие. Исполнение произведений по желанию детей.

II год

1 полугодие

Тема Цель: Содержание

1.«Здравствуй, ложка, постучим немножко».

Повторение материала прошлого года. Материал прошлого года.

2.«В гости к ложкам-веселушкам». Совместное занятие со старшей группой, воспитывать чувства коллектива, ответсвенности. Игры на чувство ритма. «Плясовая» Заволокины.

3,4. «Покатились ложки – с ручки на ножки». Научить детей новым элементам игры на ложках «скольжение», «скольжение с ударами», «обратное скольжение». Побуждать к инсценированию песен, самостоятельно находить выразительные движения. Ритмические игры в кругу. РН. П. «А мы просо сеяли».

5. «Ложки не древние, ложки современные». Познакомить детей с игрой на ложках с использованием современной музыки. «Смодива» Instrumental. Видео с выступлениями ложкарей. Р. Н. П. «А мы просо сеяли»

6,7. «Осенины – ложкины именины». Проработать элементы для концертного номера. Побуждать детей к самостоятельному составлению композиций из знакомых элементов. Учить детей эмоционально передавать настроение в музыки сочетая с сценическим движением. «Самодива», «Каравай». Ритмические игры в кругу. Ритмическое двухголосие.

8. «В гости к малышам». Выступление на осеннем утреннике для младшей группы. «Самодива».

9. «Осенины». Выступление на осеннем празднике.

«Самодива»

10,11. «Пляшут ложки, пляшут ножки». Закрепить знакомые элементы игры. Продолжить работу над игрой в движении. («шаг, удар, с запаздыванием», движения корпуса во время игры, по согнутому колену, с поворотами в пары). Р. Н. П. «Посею лебеду на берегу. «Каравай».

12. Выступление с концертным номером на день Рождения Детского сада. Работа над сценическим выходом. «Каравай».

13.14. «Зимние забавы». Работа над выразительным исполнением. Соединение игры на ложках с хореографической композицией. Р. Н. П «Валенки». Игра «Ой, ты зимушка зима». Элементы русского танца.

15. «Новый год на порог». Работа над концертным номером. Р. Н. П. «Валенки».

16. Выступление на новогоднем утреннике. Формировать целеустремленность, чувство коллектива, ответственность, дисциплинированность.

2 полугодие

Тема Цель: Содержание

17,18. «Три подружки». Познакомить с элементами игры на 3 ложках. Побуждать детей к творчеству и сотворчеству. Русские народные мелодии. Ритмическая игра «эхо» «Придумай ритм на мелодию»

19. «Аты-баты, шли солдаты». Познакомить детей с новыми элементами игры на ложках во время сценического движения. Закрепление элементов игры на 3-х ложках. «Яблочко» матросский танец. Русские народные мелодии.

20. «Аты-баты, шли солдаты». Познакомить с новым элементом игры – «Колено, ладонь, предплечье», побуждать к созданию новых ритмических композиций с новым элементом. Закрепление элементов игры на 3-х ложках. Продолжить отработку номера «Яблочко». «Яблочко», Русские народные мелодии.

21,22. Работа над концертным номером. Продолжать учить детей свободному движению при игре на ложках в рамках хореографической композиции. «Яблочко»

23. Выступление на празднике, посвященном 23 февраля. Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка,

24. «Мы – артисты». Знакомство с новыми элементами игры на ложках («скольжение прямое обратное в сочетании с трещеткой и ударами по ладони», «трещетка в сочетании с ударами по ладони. Знакомство с фестивальным и конкурсным движением в городе и районе. Мотивировать детей на участие в конкурсе.

Просмотр и анализ видео с предыдущих выступлений на фестивале. Русские народные мелодии. Игры на выбор детей.

25,26. «Частушки – веселушки». Составление конкурсного номера вместе с детьми. Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка. Закрепить новые элементы игры. «Частушки под гармошку». Игры на выбор детей.

27,28,29. «Частушки – веселушки». Отработка конкурсного номера. Постановка хореографической композиции. Работа на выразительность исполнения. «Частушки под гармошку». Игры на выбор детей.

30. Выступление на фестивале «Собирайся народ, в наш веселый хоровод». Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка.

31. Участие в районном фестивале «Маленькие звездочки Дзержинки». Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка.

32. «Придумай ложке песню». Учить создавать творческие музыкально-инструментальные композиции. Способствовать творческому самовыражению ребенка. Учить навыкам сольного исполнения. «Сибирский перепляс».

33. Подготовка к отчетному концерту. Способствовать творческому самовыражению ребенка. Учить навыкам сольного исполнения. «Сибирский перепляс», «Яблочко», «Частушки»

34. Выступление на галла концерте «Маленькие звездочки Дзержинки». Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка.

35. Выступление на отчетном концерте кружка «Ложкари». Поощрение детей грамотами за участие в мероприятиях и конкурсах.

Публикации по теме:

Программа кружка «Здоровячок» Пояснительная записка. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,.

Долгосрочный проект кружка «Веселые ложкари» "Музыкальная народная культура является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим.

Программа кружка «Метеоролог» Программа кружка «Метеоролог» Кружок «Метеоролог» ориентирован на учащихся 6-ых классов, которые уже изучили на уроках географии раздел.

Программа кружка «Русская изба» Содержание: 1. Пояснительная записка…. 3-6 стр. 2. Учебная программа…7 стр. 3. Календарно - тематический.

Программа кружка «Умники и умницы» Рабочая программа Дополнительного образования «Умники и умницы» Подготовительная группа 2016-2017 г. Педагог Брежнева Н. Б..

Программа кружка «Волшебные шашки» Рассмотрено на Утверждаю пед. совете Заведующая протокол №1 МКДОУ Бобровский д/с №7 О. В. от 28.08.2017г. ___ Колгина М. С. КОМПИЛЯТИВНАЯ.

Программа кружка «Юный исследователь» 1 Пояснительная записка 1.1 Концепция программы Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться.

Программа кружка «Занимательная математика» Автор- составитель: воспитатель Храмова Ирина Вячеславовна. Пояснительная записка. Стремительно меняется время, в котором мы живем. Волей-неволей.

Программа логопедического кружка «Звуковичок» МБОУ Катунинская СШ филиал «Детский сад д. Лахта» ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗВУКОВИЧОК» на 2017-2018 учебный год Автор:.

Видеоотчет «Веселые ложкари» Игра на деревянных ложках в детском саду Музыкальная игра на деревянных ложках в детском саду может быть использована для занятий с детьми.

Автор публикации:
Программа кружка «Ложкари»
Опубликовано: 29 января 2018 в 18:54
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка «Ложкари»» (включая файлы) размещена пользователем Бредихина Екатерина (УИ 1447558) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД