Папки-передвижки

Программа-руководство кружка по аппликации «Семицветик» (для детей 4–5 лет) Часть I

Александра Владимировна Хамидулина
Программа-руководство кружка по аппликации «Семицветик» (для детей 4–5 лет) Часть I

Пояснительная записка

Стихийное развитие умения использовать сенсорные эталоны и наглядное моделирование в дошкольном возрасте происходит весьма не равномерно и со значительными индивидуальными различиями. Программа «Развитие», разработанная Л. А. Венгером, способствует развитию и ускорению этих процессов. В ней уделяется большое внимание развитию творческого мышления, через умение выделять наиболее существенные для решения задачи стороны действительности и устанавливать между ними определенные связи и отношения. Это умение формируется в процессе овладения действиями наглядного моделирования, являющегося специфической формой опосредования мыслительной деятельности ребенка. Оно выступает как одна из общих интеллектуальных способностей, которая проявляется при решении самых разных задач. Источником формирования действий наглядного моделирования является моделирующий характер таких видов деятельности, как игра, рисование, конструирование, аппликация и т. д.

Публикация «Программа-руководство кружка по аппликации „Семицветик“ (для детей 4–5 лет) Часть I» размещена в разделах

Формирование действий наглядного моделирования включает в себя овладение действиями замещения, построения модели и ее использования для решения познавательных задач, которое происходит при переходе от построения и использования внешних материальных моделей к построению и использованию функционально эквивалентных им модельных представлений. Дошкольники способны создавать и использовать образы, отображающие не целостные предметы и ситуации, а их общее строение, соотношение их основных признаков и частей. Ребенок, благодаря этой способности, может создавать в уме план будущей игры, постройки рисунка, аппликации.

Мы считаем, что художественная аппликация является адекватным видом деятельности, позволяющим целенаправленно развивать познавательные и творческие способности детей дошкольного возраста, потому что:

• Художественная аппликация как вид изобразительной деятельности позволяет создать оптимальные условия для овладения не только эталонной, но и модельной и художественно-символической формами опосредования. Это обуславливается тем, что развитые формы аппликации предполагают составление предварительного эскиза (модели, которая способствует воплощению замысла в материале, а также передачу через цветовое отношение к изображаемому.

• Эталонная форма опосредования представляет собой замещение реальных предметов, сенсорными эталонами и их комбинациями, а «встраивание» эскиза, графического плана будущей работы является модельной формой опосредования в аппликации.

• Символическая форма опосредования позволяет решать художественные творческие задачи через передачу автором своего внутреннего мира: эмоции, чувства, отношения – средствами художественно-выразительного символа – это организация цветового и композиционного пространства в аппликации.

• В своей работе я использую такие формы (виды и техники) художественной аппликации, как вырезывание, обрывание, наложение, коллаж, мозаика, витраж и др.

Система организаций деятельности.

1. Индивидуальная работа.

2. Работа в паре (каждый ребенок работает на отдельных листах, составляя план эскиза карандашом; обменивается с партнером; и выполняет аппликацию по эскизу партнера).

3. Работа в паре (дети работают на одном общем листе бумаги, предварительно договорившись о том, что вырезать и где располагать на листе).

4. Работа в мини-группе из 4-х 6-ти детей (выбирается ведущий, составляется эскиз, распределяются обязанности).

5. Коллективная работа на одном общем листе ватмана.

Общая структура деятельности.

1. Введение в художественное - творческое пространство.

2. Эмоциональное введение в художественно – изобразительную задачу и формулирование темы.

3. Самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь (при необходимости) взрослого каждому ребенку.

4. Обсуждение с каждым ребенком его работы в режиме диалога.

5. Обсуждение всех работ и обязательная похвала и благодарность каждому за совместную творческую деятельность.

Принципы построения деятельности.

• Принцип эмоциональной вовлеченности взрослого.

• Принцип личностного общения.

• Принцип отсутствия образца.

• Принцип невидимки.

• Принцип «Если не похвалишь ты, то кто?».

• Принцип права на ошибку.

• Принцип диалогического обсуждения.

• Принцип авторства.

• Принцип выставки работ.

Позиция взрослого.

Взрослый должен представлять пределы своего вмешательства в творческую жизнь ребенка: не только то, чему учить и к чему вести, но и то как это лучше делать.

Основные блоки деятельности.

1. Блок. Ориентирован на развитие символической формы опосредования. На этом этапе дети создают аппликации только из сенсорных эталонов на такие темы, как «Грустный и радостный день», «Холодный снег и теплый дождь», «Плохое и хорошее настроение». В занятиях такого типа от детей не требуется предметного изображения, достаточно передать общий эмоциональный настрой изображаемого.

2. Блок. Направлен на развитье модельной формы опосредования. На этом этапе дети продолжают работу с сенсорными эталонами, однако основной акцент ставится на изображении предмета, решающее значение приобретает соотнесение внешних свойств объектов изображения со свойствами используемого материала (цвет, форма, размер деталей и др.)

3. Блок. Включает задания на модельную и символическую формы опосредования.

Основные воспитательно-образовательные задачи программы

кружка по аппликации:

1. обращать детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении;

2. поощрять детей воплощать в аппликативной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало;

3. знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги;

4. поощрять составление композиций из готовых и самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм в предметной, сюжетной или декоративной аппликации;

5. учить пользоваться ножницами (правильно держать, передавать, резать).

Планируется организация работы кружка по аппликации для детей 4-5 лет один раз в неделю (29 занятий в год, каждое занятие проводится не более 20 минут. Работа организовывается и проводится по подгруппам (5-7 человек).

Используемая литература.

1. Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги/ Художник А. Ю. Долбишева – Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2001. – 144 с., ил. - (Серия: «Умелые руки».

2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя Группа. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. – 144 с., 16 л. вкл.

3. Малышева А. Н. Аппликация в детском саду/А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева; худож. Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с., ил. – (Серия: «Детский сад: день за днем»).

4. Петрова И. М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. – СПб. : «Детство-Пресс», 2006. 48с.

5. Петрова И. М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. – СПб. : «Детство-пресс»; 2007. – 32 с. + вкл. 4 с.

Публикации по теме:

Планирование аботы кружка по художественному развитию «Семицветик» во второй младшей группе (часть I) часть 2 ОКТЯБРЬ Тема: «красивые листочки» Цель: освоение художественной техники печатания. Знакомство с красками. Нанесения краски на кисть.

Программа кружка «Баскетбол» (часть 3) Занятие 12. Бросок мяча в корзину двумя руками от груди. Учить бросать мяч в корзину двумя руками от груди, развивать быстроту и ловкость.

Автор публикации:
Программа-руководство кружка по аппликации «Семицветик» (для детей 4–5 лет) Часть I
Опубликовано: 16 мая 2015 в 09:33
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД