Папки-передвижки

Программа саморазвития по теме «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у старших дошкольников»

Горшкова Наталья Николаевна
Программа саморазвития по теме «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у старших дошкольников»

Программа саморазвития по теме : «Театрализованная деятельность

как средство развития связной речи

у старших дошкольников»

Содержание

1. Актуальность темы….3-5стр.

2. Цель и задачи…. 6-7 стр.

3. Перспективный план работы над темой саморазвития….…. 8-11 стр.

4. Список литературы….12 стр.

Актуальность темы

Публикация «Программа саморазвития по теме „Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у старших дошкольников“» размещена в разделах

Речь — основа психического развития дошкольников. Развитие связной речи — одна из главных педагогических задач. Уровень сформированности связной речи выступает основным показателем уровня обще речевого развития. Это достаточно трудная задача, требующая целенаправленного, системного педагогического воздействия на развитие речевых умений и коммуникативных навыков детей различными педагогическими средствами.

Эффективным средством развития связной речи у дошкольников является театральная деятельность Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром, учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрально- игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

Для развития связной речи, развития коммуникативных навыков, а также для сплочения коллектива, я использую театрализованную деятельность, которая позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Частью театрализованной деятельности в целом являются театрализованные игры. Дети охотно поддерживают игры, в которых присутствует пение, хороводы, элементы актёрской игры. Театрализованные игры и упражнения обогащают ребёнка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми, развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют сочувствовать и сопереживать персонажам. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу.

Также я использую игры-хороводы: «Березка», «Кружок», «Ровным кругом», «Гуси и волк» и другие, аудиозаписи с детскими песнями и сказками. Детские песенки всегда иллюстрирую движениями, мини - драматизациями («Два весёлых гуся»», «Львёнок и черепаха», «Улыбка», и т. д.). Вместе с детьми выполняем игровые упражнения, этюды, направленные на выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря таким упражнениям движения приобретают большую уверенность и управляемость. Детям легче переключиться с одного движения на другое, они учатся самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.

Одним из важных направлений в развитии ребёнка в театрализованной деятельности является создание условий. Для этого в группе имеются различные виды театров, ширмы для показа кукольного театра, дидактические игры, иллюстрации к сказкам, картотека подвижных игр со словами, игр – драматизаций и т. д.

Театрализованная деятельность имеет огромную педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значении. Увлекательность, образность, эмоциональность героев близки детям и является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, заставляют сочувствовать героям, сопереживать и тем самым формировать выразительную речь.

В процессе работы дети учатся выражать свои мысли точно и правильно, увеличивается их словарный запас слов, улучшаются моторные умения и навыки.

Развивая речь ребенка средствами театральной деятельности, воспитатель должен:

-создавать условия для развития творческой активности детей;

-поощрять творчество;

- развивать способность свободно держаться при выступлении;

-побуждать к импровизации;

-создавать условия к совместной театральной деятельности взрослых и детей;

- обеспечивать взаимосвязь театрализованных игр с другими видами деятельности.

Театрализованная деятельность позволяет детям решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица кого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, а самое главное формировать выразительную речь.

Цель:

Создание условий для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Продолжать изучать учебную, справочную, методическую литературу по вопросу развития речи и созданию условий для театрализованной деятельности.

2. Подобрать и разработать картотеки речевых игр и упражнений, игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; картотеки литературных викторин.

3. Создание в группе театрального уголка с различными видами театра.

4. Организовать работу по развитию словесного творчества дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок, их драматизаций.

5. Заботиться об оснащении театрализованных игр : приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников;

6. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр : с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

7. Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.

Планируемый результат:

Повышение культуры речевого общения, развитие связной речи, её выразительности; обогащение словарного запаса детей.

В процессе знакомства с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

Поддержание интереса ребенка к театрализованной деятельности.

Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.

Самостоятельная организация детьми театрализованных игр, выбор сказки, стихотворения, песни для постановки, подготовка необходимых атрибутов и декораций для драматизации, распределение между собой обязанностей и ролей.

Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Перспективный план работы над темой саморазвития

На 2021-2022уч. г

Сроки

Содержание работы Практические выходы

Сентябрь - май 1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г

2. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М. : 2000г

3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения - М. : ТЦ Сфера, 2001 г.

4. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.

5. Интернет-ресурсы.

6. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. Анализ изученной литературы.

Работа с детьми

Сентябрь Познакомить детей с видами театра, театральными профессиями. Игра «А ну-ка познакомимся»

Работа с родителями

Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей в театрализованной деятельности».

Работа с родителями и детьми

Октябрь Работа в творческой мастерской родителей и детей «Праздник старой перчатки». Выставка работ «Праздник старой перчатки»

Работа с детьми

Ноябрь Упражнения на активизацию словарного запаса. Разговор по телефону «Как Машеньке выбраться из леса?», «Лес-тёмный», «Небо голубое», «Солнце жаркое».

Работа с педагогами

Семинар-практикум «Развитие связной речи дошкольников по средствам сказки».

Декабрь Работа с родителями

Привлечение родителей к созданию театрального уголка, оборудовать ширмой, собрать бросовый материал для изготовления разных видов театров. Создание и оборудование уголка «Театр».

Январь Работа с детьми

Формировать навык мягкого голосоведения, воспитывать правильный умеренный темп речи

Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка».

Работа с педагогами

Мастер-класс для воспитателей ДОУ: Театрализованная игра по русской народной сказке «Теремок»

Февраль Работа с детьми

Развивать двигательную активность, совершенствовать координацию движений; мимики, пантомимики, жестов. Этюды на пластику: «Медведь

рассердился», «Рыба плавает по дну», «Кошка просит молока», «Мышонок радуется».

Март Работа с детьми

Формировать умение перевоплощаться в персонаж сказки. Игра-драматизация сказки

Ш. Перро «Красная шапочка»

Апрель Работа с родителями

Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети»

Работа с педагогами

Консультация для педагогов ДОУ «Формы и методы по развитию речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста».

Май Работа с родителями и детьми

Подготовка фотографий детей вовремя театрализованной деятельности. Фотовыставка «Юные актёры».

Работа с педагогами

Консультация для педагогов ДОУ. «Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей»

Перспективный план работы над темой саморазвития

На 2022-2023 год.

Сроки

Содержание работы Практические выходы

Сентябрь - ноябрь 1. Щетинин М. Н. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой». – М. Метафора. – 2003

2. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». М. : ТЦ - Сфера, 2003г.

3. Синицын Е. Б. «Умные сказки». М. : Аист, 1998г.

4. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр». М. : Аркти,2002г.

5. Ерофеева, Т. И. «Игра-драматизация «Воспитание детей в игре".

6. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» Старшая группа. -

М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

7. Интернет-ресурсы. Подбор, изучение и анализ методической литературы по данной теме.

Работа с детьми

Сентябрь Формировать умение детей придумать слово, аналогичное придуманному по какому-то признаку Игры на развитие творческих способностей детей:

«Ассоциации»

«Запутанная история»

«Игра по готовому сюжету».

Работа с педагогами

Октябрь Выступление на педсовете «Театрализованные игры- путь к детскому творчеству».

Ноябрь Работа с детьми

Развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение.

совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа. Игра «Моя Вообразилия»

Игра: «У зеркала».

Декабрь Работа с родителями и детьми

«Новогодние чудеса»

Привлечение родителей к активному участию в новогодних постановках Сплочение родительского коллектива

Январь Работа с детьми

Научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные умения.

Игры на развитие пластичности :

«Лисичка подслушивает»

«Танец розы»

«Веревочки»

Работа с родителями

Открытое занятие по театрализованной деятельности : Драматизация русской народной сказки «Три медведя». День открытых дверей.

Сентябрь Работа с родителями и детьми

Поручения родителям по созданию пальчикового театра

Выставка пальчиковых кукол.

Консультация для родителей «Как поддержать интерес к театру»

Октябрь Работа с детьми

Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений. Игры на развитие пластической выразительности

«Пальма»

«Самолеты и бабочки»

Работа с родителями и детьми

Показ и театрализация русской народной сказки «Лиса, заяц, петух» День открытых дверей.

Ноябрь Работа с детьми

Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей. Театрализованная игра «Больной зуб»

Работа с родителями

Родительское собрание в старшей группе «Волшебный мир театра»

Литература

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г.

2. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М. : 2000г

3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения - М. : ТЦ Сфера, 2001 г.

4. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.

5. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М. : Просвещение, 1985

6. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.

7. Щетинин М. Н. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой». – М. Метафора. – 2003

8. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». М. : ТЦ - Сфера, 2003г.

9. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр». М. : Аркти,2002г.

10. Ерофеева, Т. И. «Игра-драматизация //Воспитание детей в игре"

11. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» Старшая группа. -

М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

12. Интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа саморазвития по теме «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у старших дошкольников»
Опубликовано: 28 ноября 2023 в 21:23
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД