Программа тренинга коммуникативной компетентности воспитателя в общении с родителями дошкольников

ЛАРИСА ДОНЕЦКАЯ
Программа тренинга коммуникативной компетентности воспитателя в общении с родителями дошкольников

Первое занятие (вводное). «Знакомство. Представление программы»

Цель: создание условий для лучшего и быстрого знакомства, выработка групповых ритуалов, освоение игрового стиля общения, запуск процесса самораскрытия, определение особенностей каждого участника, над которыми ему предстоит работать вместе с группой.

Содержание.

1. Приветствие.

Ведущий предлагает группе варианты приветствия, побуждает группу предлагать свои варианты. В результате осуществляется совместный выбор способа приветствия, единый и для всех последующих занятий.

Варианты приветствия: а) Невербальные варианты (касание плечами, ступнями, встреча взглядами по принципу "каждый с каждым"); б) Вербальные варианты (обмен теплыми словами "каждый с каждым"); в) Общее приветствие (стоя в кругу, участники поднимают вверх сцепленные руки; совместное произнесение речёвки, стихотворения).

2. Опрос самочувствия (по кругу).

3. Сообщение ведущим цели занятия.

4. Разминочные упражнения.

Упражнение "Баранья голова".

Инструкция ведущего: "Нам предстоит большая совместная работа. В тренинге нам предоставляется шикарная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится его имя; кого - то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих; кто-то хочет, чтобы его звали как-нибудь особенно и ласково,

как обращалась мама в детстве. А кто - то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. У вас есть тридцать секунд, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы и ведущий в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени. - А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй - имя предыдущего и свое, третий - имена двух предыдущих и свое и т. д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним.

Эта процедура называется "Баранья голова". Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите "баранья голова" - конечно, имея ввиду себя, а не того, кого забыли. Называя имя человека, нужно обязательно посмотреть ему в глаза.

5. Основная часть.

Выработка правил работы в группе.

После того, как знакомство состоялось, ведущий кратко повторяет основные принципы работы в тренинговой группе. Затем идет их коллективное обсуждение, что-то можно добавить, что-то исправить и в дальнейшем пользоваться в группе только ими. Кроме того, вырабатываются ритуалы (например, ритуал вхождения в группу опоздавшего участника - он должен прикоснуться к каждому и сказать что-то ласковое).

Упражнение "Игрушка".

Каждый член группы думает о том, какой игрушкой он хотел бы стать. Затем группа пытается угадать игрушку каждого, идет обмен впечатлениями, своими ощущениями.

Упражнение "Сильные стороны меня как воспитателя".

Инструкция: "Все садятся в круг. Каждый в течение 2 минут должен рассказать о своих сильных сторонах, о том, что он любит, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Важно, не критиковать себя, не умалять своих достоинств, не говорить о своих недостатках. Кто желает высказаться первым?" Это упражнение направлено на умение мыслить о себе в положительном ключе. Если человек говорит о себе меньше двух минут, оставшееся время все равно принадлежит ему, оно может пройти в молчании. Упражнение заканчивается обменом ощущениями и впечатлениями.

6. Подведение итогов занятия.

7. Домашнее задание.

Составьте список качеств важных, на ваш взгляд, для эффективного общения.

8. Прощание.

Группа вырабатывает ритуал прощания. Вариант ведущего: общий круг, в котором участники стоят с закрытыми глазами, положив руки друг другу на плечи и передавая группе свои позитивные эмоции.

Занятие второе. «Определение основных затруднений в общении воспитателей с родителями»

Цель: Дальнейшее сплочение группы, осознанию эмоциональных барьеров участников тренинга во взаимодействии с родителями воспитанников, собственных личностных особенностей препятствующих эффективной коммуникации, обмен опытом, обозначение путей преодоления типичных затруднений.

1. Приветствие.

2. Опрос самочувствия.

3. Сообщение целей занятия.

4. Разминочные упражнения.

Упражнение "Встреча взглядами".

Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача - встретится с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.

Упражнение "Любое число".

Ведущий называет по имени любого игрока. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников группы. Ведущий командует "три-четыре". Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший число, сам может встать, а может остаться сидеть.

5. Основная часть.

Ведущий коротко напоминает участникам правила обратной связи (о которых говорилось на первом занятии, как об одной из норм работы в группе).

Упражнение "Обратная связь".

Ведущий ставит в центре круга пустой стул и говорит, что его займет тот, кто первым захочет выслушать от других информацию о себе. Этот человек сам выбирает того, кто будет первым говорить ему, как его воспринимает, какие чувства вызывает его поведение. Затем продолжает говорить тот, кто справа, и так по кругу. Человек, сидящий в центре круга, должен слушать как можно внимательнее, не перебивать, не уточнять, не требовать доказательств и т. д. Получив обратные связи, человек возвращается на место. По таким же принципам все остальные члены, желающие получить обратную связь, оказываются в центре круга.

Групповая дискуссия на тему: «Трудные моменты общения с родителями» (проверка домашнего задания)

Участники садятся по кругу. Каждый участник по часовой стрелке сообщает о своих трудных моментах в общении с родителями, остальные участники высказывают свои мысли, обсуждают варианты преодоления трудности. После завершения обсуждения участники на большом листе бумаги составляют перечень типичных трудностей воспитателей в общении с родителями с указанием их ранга в зависимости от частоты встречаемости.

6. Подведение итогов занятия.

7. Домашнее задание. Составьте список качеств важных, на ваш взгляд, для эффективного общения с родителями ваших воспитанников.

8. Прощание.

Занятие третье. «Приёмы эффективной передачи информации в общении с родителями»

Цель: Отработка умения предоставлять и принимать обратную связь, развитие навыков использования "Я-высказываний" (как альтернативы "Ты-высказываниям", осознание качеств важных для эффективного общения с родителями дошкольников.

1. Приветствие.

2. Опрос самочувствия.

3. Сообщение целей занятия.

4. Разминочные упражнения.

Упражнение "Коллективный счет".

Участники стоят в кругу, опустив голову вниз, не глядя друг другу в глаза, не держась за руки. Задача группы - назвать по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого не нарушив правила: никто не знает, кто начнет первым; нельзя называть два числа подряд одному участнику; число не должно быть названо одновременно двумя игроками.

Упражнение "Баранья голова" (к имени участник добавляет слово на тему "Моя мечта").

5. Основная часть.

Упражнение "Ромашка".

5-6 cтульев в центре, 5-6 во внешнем круге - "лепестки". Участники рассаживаются по стульям. Задание 1 - смотреть в глаза друг другу, не отводя глаз в течение минуты. Затем участники - "лепестки" меняются местами. Задание 2 -участники говорят друг другу: "что я вижу в тебе?" (одежду, прическу, улыбку и т. д.). "Лепестки" меняются местами. Задание 3 - участники попарно, говорят друг другу: "каким ты был в детстве?" и отвечают насколько верна догадка. Задание 4 - участники попарно пытаются ответить: "что между нами общего?".

Качества, важные в общении с родителями.

Это проверка домашнего задания. Каждый участник по кругу называет важное в общении качество, затем идет коллективное обсуждение, в каких ситуациях оно особенно необходимо.

Упражнение "Я - сообщения".

Ведущий знакомит участников с техникой "Я - высказываний". Затем участникам раздаются карточки с описанием напряжённых ситуациях, когда воспитатель испытывает сильные чувства, не нравящиеся ему (обиду, гнев, появляются сложности с их выражением. Карточки предлагается заполнить по образцу, акцентирую при этом чувства испытываемые воспитателем в данной ситуации и формулируя возможный вариант их выражения. Затем ситуации и варианты их решения обсуждаются в группе, которая анализирует правильность использования "Я-высказываний".

Упражнение "Достойный ответ воспитателя".

Упражнение на расширение репертуара возможного поведения.

Каждому участнику раздаются карточки с различными ситуациями. Ему необходимо продемонстрировать различные стили поведения в данной ситуации: а) агрессивный, б) неуверенный, в) уверенно достойный.

Cитуации для упражнения:

"Возмущенная мама ребёнка вашей группы сообщает вам о том, что не собирается участвовать в ремонте группы"

"Словоохотливая мамаша занимает вас разговором, а вам необходимо уйти. Вы говорите. "

"Родители ваших воспитанников выясняют отношения на повышенных тонах в присутствии детей. Вы обращаетесь к ним. "

"Мама одного из воспитанников упрекает вас в предвзятом отношении к отдельным детям. Вы заявляете ей. "

"Папа одного из детей забрал ребенка из группы не предупредив вас об этом. Вы говорите ему. "

По окончании упражнения, обсуждение: какие роли было легко исполнять, какие давались трудно, какие чувства испытывали.

6. Подвенение итогов.

7. Домашнее задание.

Вспомните несколько родителей, общение с которыми с вашей точки зрения наиболее затруднено, попробуйте найти у него не менее 5-6 положительных качеств.

Подведение итогов работы группы.

Публикации по теме:

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Презентация В своей презентации "Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, способствование гармоничному развитию личности" я старалась.

Вторая часть программы в соответствии с ФГТ Имея опыт сотрудничества с другими садами района, заметила, что при разработке программы на учреждение и на группу возникает трудность в.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Праздники
  • Праздники
Автор публикации:
Программа тренинга коммуникативной компетентности воспитателя в общении с родителями дошкольников
Опубликовано: 8 января 2015 в 17:59
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. День полёта Белки и Стрелки

19 августа 1960 года в 11:44 космический корабль «Спутник-5» стартовал с космодрома «Байконур». На его борту были две беспородные дворняжки – Белка и Стрелка. Этот успешный эксперимент (четвероногие...

19 августа. Яблочный Спас

Наливным спелым яблочкам посвящен народный праздник Яблочный Спас. В этот день благословляется урожай плодов, а природа празднует первые осенины – по поверьям с этого времени год разворачивается от лета к...

Конспект занятия «Наблюдение за клопом-солдатиком»
У нас в детском саду очень часто на площадке, на дереве, в песочнице появляются клопы-солдатики. Клопы, похожие на жуков, не сидят на одном месте: бегают по...
Фотоотчет «Наши бабочки из салфеток»
В пятницу весь день шел дождь, было пасмурно. Поэтому на прогулку мы с ребятами не смогли выйти. Мы в окно понаблюдали за дождем, тучами, вспоминали хорошую...
Фотоотчёт о мероприятии «Посвящение в казачата»
Вот прошёл в нашем детском саду месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы. И в завершении этого заключительным мероприятием стал очень...